Hujjat nomi
О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQonun
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Oliy Majlisi Qonunchilik palatasi
Hujjat muallifiO`zbekiston Respublikasi Adliya vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-02-22 16:15:32
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-03-09 00:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Статья 2. Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней

Законодательство о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

правовая информация – тексты нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, официальных толкований к ним, разъяснений о порядке применения нормативно-правовых актов, решений Конституционного суда, постановлений пленумов Верховного суда Республики Узбекистан и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства, а также материалы обобщения судебной практики;

доступ к правовой информации – возможность свободного получения правовой информации и ее использования;

распространение правовой информации – действия, направленные на передачу правовой информации неопределенному кругу лиц.

Статья 4. Основные принципы распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Основными принципами распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней являются общедоступность, своевременность и достоверность правовой информации, свобода поиска, получения и распространения правовой информации.

Статья 5. Гарантии доступа к правовой информации

Государством гарантируется доступ к правовой информации.

Государственные органы и организации, а также должностные лица обязаны в установленном порядке обеспечивать каждому свободный доступ к правовой информации.

Глава 2. Органы и учреждения, осуществляющие распространение и обеспечивающие доступ
к правовой информации, их полномочия

Статья 6. Полномочия палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

распространяют в установленном порядке правовую информацию, в том числе путем размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляют в Министерство юстиции Республики Узбекистан текстов постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и информационно-аналитических материалов по ним для последующего их опубликования в официальных источниках опубликования и доведения до ответственных исполнителей;

осуществляют парламентский контроль за исполнением законодательства в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней;

осуществляют международное сотрудничество в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней.

Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

организует распространение правовой информации, в том числе путем официальной рассылки нормативно-правовых актов, опубликования и размещения их на своих официальных веб-сайтах;

направляет в Министерство юстиции Республики Узбекистан текстов постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан и информационно-аналитических материалов по ним для последующего их опубликования в официальных источниках опубликования и доведения до ответственных исполнителей;

координирует деятельность государственных органов и организаций в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней;

в пределах своей компетенции осуществляет контроль за исполнением законодательства о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

утверждает Перечень государственных органов и организаций для обязательной рассылки нормативно-правовых актов;

организует разъяснения органами государственного управления порядка применения нормативно-правовых актов.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия министерств, государственных комитетов и ведомств в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своих полномочий:

обеспечивают распространение и доступ к текстам нормативно-правовых актов, принятых ими в пределах своей компетенции;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных и территориальных подразделений нормативно-правовых актов, поступивших в центральный аппарат;

осуществляют постоянный контроль за единообразным применением норм законодательства в своих структурных и территориальных подразделениях

;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленную на повышение правовой культуры и правосознания в обществе, в соответствии с типовым планом мероприятий, утверждаемым Министерством юстиции Республики Узбекистан (далее – Министерство юстиции);

предоставляют правовую информацию физическим и юридическим лицам по сфере своей деятельности;

дают разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, касающихся их деятельности.

Министерства, государственные комитеты и ведомства могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия Министерства юстиции в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Министерство юстиции является специально уполномоченным государственным органом в области распространения правовой информации.

Основными задачами Министерства юстиции в области распространения правовой информации является:

оперативное доведение нормативно-правовых актов в электронной форме до государственных органов и организаций по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

эффективная координация, методическое руководство и контроль за деятельностью государственных органов и организаций по распространению правовой информации;

организация правовой пропаганды в обществе с привлечением государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества.

Министерство юстиции в рамках осуществления возложенных на него задач:

получает от государственных органов тексты принятых ими нормативно-правовых актов с информационно-аналитическими материалами (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений) в бумажной и электронной форме;

организует работу Межведомственного совета по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению;

в пределах своей компетенции осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за деятельностью государственных органов и организаций в вопросах распространения правовой информации и правовой пропаганды;

организует системный мониторинг за соблюдением требований законодательства в области распространения правовой информации
и обеспечения доступа к ней;

проводит системный анализ состояния распространения правовой информации и готовит предложения по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства в этой сфере;

организует правовую пропаганду в обществе с привлечением государственных органов, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации, других институтов гражданского общества;

формирует банк (фонд) нормативно-правовых актов Республики Узбекистан;

организует создание и поддержание Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней юридических и физических лиц;

организует официальное опубликование нормативно-правовых актов в «Собрание законодательства Республики Узбекистан и Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан (далее – Национальная база);

осуществляет международное сотрудничество по обмену правовой информацией в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

Министерство юстиции и его территориальные органы ежегодно информируют о состоянии распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и областные Кенгаши народных депутатов соответственно.

Министерство юстиции может иметь и иные полномочия
в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия органов государственной власти
на местах в области распространения правовой информации и обеспечения доступа к ней

Органы государственной власти на местах на соответствующей территории:

обеспечивают распространение и доступ к текстам нормативно-правовых актов, принятых ими в пределах своей компетенции;

обеспечивают своевременное доведение до своих структурных
подразделений и органов самоуправления граждан нормативно-правовых актов, поступивших в данные органы;

организуют необходимую работу по разъяснению сути и значения норм, содержащихся в текстах нормативно-правовых актов, направленных на повышение правовой культуры и правосознания в обществе, в соответствии с типовым планом мероприятий, утверждаемым Министерством юстиции;

координируют работу соответствующих государственных органов по распространению правовой информации, обеспечению доступа к ней, а также разъяснению порядка применения нормативно-правовых актов;

ведут систематизированный учет принятых ими нормативно-правовых актов;

предоставляют правовую информацию физическим и юридическим лицам по сфере своей деятельности.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять
и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Участие информационно-библиотечных учреждений
в распространении правовой информации
и обеспечении доступа к ней

Информационно-библиотечные учреждения:

формируют фондыправовой информации;

обеспечивают доступ пользователей к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам пользователей;

Информационно-библиотечные учреждения могут участвовать
в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней
и в иных формах в соответствии с законодательством.

Информационно-библиотечные учреждения обеспечиваются правовой информацией Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан.

Статья 12. Участие образовательных учреждений
в распространении правовой информации
и обеспечении доступа к ней

Общеобразовательные, средние специальные и высшие образовательные учреждения, а также образовательные учреждения по повышению квалификации и переподготовке кадров (далее – образовательные учреждения) обеспечиваются правовой информацией Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан соответственно.

Образовательные учреждения:

формируют фонды правовой информации;

обеспечивают доступ пользователей к фонду правовой информации;

предоставляют правовую информацию по запросам пользователей.

Статья 13. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций
и граждан в распространении правовой информации
и обеспечении доступа к ней

Органы самоуправления граждан:

участвуют в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней;

участвуют в повышении правовой грамотности населения;

формируют фонды правовой информации и обеспечивают доступ для граждан.

Органы самоуправления граждан могут участвовать
в распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней
и в иных формах в соответствии с законодательством.

Негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать в обеспечении распространения правовой информации путем оказания содействия и необходимой помощи органам, осуществляющим распространение правовой информации, и обеспечивающим доступ к ней.

Глава 3. Распространение правовой информации и обеспечение доступа к ней

Статья 14. Способы распространения правовой информации

Распространение правовой информации осуществляется путем:

официальной рассылки текстов нормативно-правовых актов;

официального опубликования нормативно-правовых актов;

неофициального опубликования нормативно-правовых актов;

осуществления правовой пропаганды;

дачи разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов;

предоставления доступа к правовой информации физическим и юридическим лицам по их запросам.

Доступ к правовой информации ограничивается в случае, если информация отнесена в установленном порядке к сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Статья 15. Распространение нормативно-правовых актов путем официальной рассылки

Нормативно-правовые акты в день подписания вместе с информационно-аналитическими материалами (пояснительная записка с изложением концепции нормативно-правового акта, сопоставительная таблица с разъяснением изменений и дополнений) в бумажной и электронной форме направляются принявшими их органами в следующем порядке:

постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан – в Аппарат Президента, Кабинет Министров и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

законы Республики Узбекистан, указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан – в палаты Олий Мажлиса, Кабинет Министров и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан – в палаты Олий Мажлиса, Аппарат Президента и Министерство юстиции Республики Узбекистан;

постановления и приказы министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан – в Министерство юстиции Республики Узбекистан.

Официальная рассылка нормативно-правовых актов в другие государственные органы и организации осуществляется Министерством юстиции путем рассылки их текстов в день поступления в Министерство юстиции в электронной форме по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Ведомственные нормативно-правовые акты направляются в другие органы в течение одного дня со дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Официальная рассылка решений органов государственной власти на местах осуществляется путем рассылки их текстов в день их подписания в структурные и территориальные подразделения данных органов, территориальные подразделения государственных органов и организаций, органы самоуправления граждан, а также в территориальные органы юстиции.

Статья 16. Распространение нормативно-правовых актов путем официального опубликования

Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов являются издания, предусмотренные в статье 29 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».

Официальные источники опубликования нормативно-правовых актов издаются в сроках, установленных законодательством
и распространяются путем открытой подписки.

Публикуемые в официальных источниках нормативно-правовые акты располагаются последовательно в хронологическом порядке
и помещаются в статьи, имеющие соответствующие порядковые номера.

Тексты ведомственных нормативно-правовых актов располагаются
в «Собрании законодательства Республики Узбекистан» последовательно
в хронологическом порядке в соответствии с их номером и датой государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

При опубликовании части нормативно-правового акта в официальных источниках опубликования после наименования акта располагается надпись «Извлечение».

Нормативно-правовые акты, публикуемые в официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов, должны соответствовать тексту нормативно-правового акта, официально направленному органом, принявшим данный акт.

Тексты нормативно-правовых актов большого объема могут
быть опубликованы в виде приложения официальных источников опубликования нормативно-правовых актов.

Статья 17. Обеспечение доступа к правовой информации путем размещения нормативно-правовых актов в Национальной базе

Министерство юстиции организует ведение Национальной базы, являющейся единой государственной систематизированной электронной базой данных законодательства Республики Узбекистан во всемирной информационной сети Интернет.

Доступ к Национальной базе через всемирной информационной сети Интернет осуществляется бесплатно.

Официальное опубликование нормативно-правовых актов
в Национальной базе осуществляется в формате «pdf»в течение одного дня с момента их поступления в Министерство юстиции в разделе «Официальное опубликование нормативно-правовых актов».

Тексты нормативно-правовых актов в других форматах, тексты международных договоров, актов судов и тексты нормативных документов в области технического регулирования Республики Узбекистан, размещенные в Национальной базе имеют справочный характер и обновляются по мере поступления и обработки документа, но не позднее трех дней после его официального опубликования.

Статья 18. Неофициальное опубликование нормативно-правовых актов

Опубликование нормативно-правовых актов в источниках, не предусмотренных в статье 29 Закона Республики Узбекистан
«О нормативно-правовых актах», является неофициальным опубликованием.

Неофициальное опубликование нормативно-правовых актов может осуществляться всеми физическими и юридическими лицами путем опубликования текстов нормативно-правовых актов в периодических изданиях, веб-сайтах, электронных справочных системах законодательства, а также публикации брошюр, сборников,
и комментариев к нормативно-правовым актам.

При издании кодексов, сборников актов законодательства они должны быть приведены в контрольное состояние на дату их издания.

Опубликование нормативно-правовых актов в неофициальных изданиях, а также их распространение через электронные справочные системы законодательства допускается после опубликования нормативно-правового акта в официальных источниках с обязательным указанием всех реквизитов, официальных изданий, в которых они опубликованы, и даты вступления их в силу. При этом должно быть обеспечено точное воспроизведение текста нормативно-правового акта, опубликованного
в официальных изданиях.

Лица, занимающиеся распространением нормативно-правовых актов через электронные справочные системы законодательства, при реализации своей продукции должны указывать дату, на которую обеспечено контрольное состояние актов.

В неофициальных изданиях, а также электронных справочных системах законодательства могут публиковаться неофициальные переводы нормативно-правовых актов на другие языки. Неофициальные переводы нормативно-правовых актов должны иметь отметку о неофициальном переводе.

Статья 19. Устранение недостатков, допущенных при опубликовании нормативно-правовых актов

В случае, если при опубликовании нормативно-правового акта в официальных изданиях в его тексте были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с официальной рассылкой нормативно-правового акта, то в ближайшем номере издания публикуются соответствующие поправки.

В случае, если в неофициальных изданиях были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с официальным источником опубликования нормативно-правовых актов, издателем в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их выявления, публикуются соответствующие поправки в республиканских периодических изданиях (газеты, журналы и т. п.) или при публикации следующего номера (выпуска) неофициального издания.

В случае, если в электронных базах данных законодательства были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с официальным источником опубликования нормативно-правовых актов, то они должны быть устранены незамедлительно.

Статья 20. Размещение правовой информации на официальных веб-сайтах государственных органов

Электронные версии текстов нормативно-правовых актов подлежат обязательному опубликованию на официальных веб-сайтах принявших их органов не позднее, чем через два дня после официального опубликования нормативно-правового акта.

Правовая информация на официальных веб-сайтах государственных органов должна размещаться на государственном языке. Официальный веб-сайт может иметь версии на других языках.

Правовая информация, размещенная на официальных веб-сайтах государственных органов, должна быть достоверной и имеет равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.

Статья 21. Распространение правовой информации путем разъяснения порядка применения нормативно-правовых актов

По запросу физических и юридических лиц государственные органы разъясняют порядок применения нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с их деятельностью.

Разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, подготовленные государственными органами, имеют обязательную силу для структурных и территориальных подразделений этих органов.

Негосударственные некоммерческие организации, научные, исследовательские организации в пределах своей компетенции могут подготовить и распространять разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов рекомендательного характера.

Статья 22. Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды

Распространение нормативно-правовых актов путем правовой пропаганды осуществляется всеми государственными органами
и органами хозяйственного управления. Негосударственные некоммерческие организации также могут осуществлять правовую пропаганду.

Органы, принимающие и/или разрабатывающие нормативно-правовые акты, в недельный срок после их принятия должны разработать
и утвердить план мероприятий по правовой пропаганде, на основании типового плана мероприятий, утверждаемым Министерством юстиции.

Статья 23. Предоставление правовой информации физическим
и юридическим лицам по их запросам

Физические и юридические лица имеют право обращаться с запросом в государственные органы о предоставлении правовой информации, касающиеся их деятельности.

Запрос о предоставлении правовой информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его поступления.

При запросе правовой информации, опубликованной в официальных изданиях или размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос государственные органы могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, в котором опубликована запрашиваемая информация, или электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

Отказ в удовлетворении запроса о предоставлении правовой информации должен быть мотивированным.

Статья 24. Обязательность ведения систематизированного
учета нормативно-правовых актов
в государственных органах

В государственных органах в обязательном порядке ведется систематизированный учет нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность.

Правила ведения систематизированного учета законодательства в органах государственного управления и органах государственной власти на местах определяется Министерством юстиции.

Ведение систематизированного учета нормативно-правовых актов осуществляется работником юридической службы. В случаях отсутствия работника юридической службы данная обязанность руководителем государственного органа возлагается на другое лицо.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 25. Организация исполнения, доведения и до исполнителей и разъяснение сути и значения вновь принятых законов

В проектах законов, вносимых в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указываются конкретные государственные органы, ответственные за организацию исполнения, доведения до исполнителей и разъяснение среди населения их сути и значения после принятия закона.

Организация исполнения, доведения до исполнителей и разъяснения сути и значения населению настоящего Закона возлагается на Министерство юстиции.

Статья 26. Приведение законодательства в соответствие
c настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Часть третья статьи 18 настоящего Закона вводится в действие

с 25 сентября 2017 года.

[ izohlar (5) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Сайфутдинов Максим Вадимович 2017-02-23 14:52:15
В абз.2 ст.3 настоящего проекта Закона под правовой информацией указано официальное разъяснение к текстам НПА, однако, фактически далее ни один из государственных органов не ответственен за дачу толкования. В ст.43 закона РУз "О нормативно правовых актах" установлено, что официальное толкование Конституции и Законов дается Конституционным судом, а подзаконных актов - органом их принявшим. Однако, правом внесения вопросов в Конституционный суд обладает только ограниченное число органов и лиц. Таким образом, официальное толкование Конституции и Законов остается вне досягаемости граждан.Касательно толкования подзаконных актов - не секрет, что физические и юридические лица редко обращаются за разъяснением тех или иных постановлений Кабинета Министров в сам Кабинет Министров, а запрашивают информацию в специализированных министерствах и ведомствах. Однако, нередки случаи, когда такие министерства и ведомства не дают внятного ответа на поставленные вопросы, дают неполные ответы или вовсе избегают ответа различными способами (копируя разъясняемые статьи Постановлений).В связи с этим представляется необходимым пересмотреть порядок дачи официального толкования НПА в РУз, а также установить юридическую силу таких разъяснений во избежание случаев непризнания официального толкования в виду отсутствия юридической силы последнего.Возможно данные предложения целесообразно реализовать в данному Законе.
Xafizov Alisher Abduazizovich 2017-03-02 15:48:15
Первое. Почему нет возможности комментировать каждую статью отдельно?Второе. Кабинет Министров иногда принимает Распоряжения, которые также являются нормативно-правовыми актами, кто будет давать разъяснения к Распоряжениям Кабинета Министров? Да в большинстве случаев это вопросы тех или иных министерств, но не всегда.Третье. Я соглашусь с Сайфутдиновым Максим Вадимовичем касательно толкования спорных вопросов, которые выходят за пределы компетенции одного ведомства. Предлагаю включить в статью 7 положение о том, что в случае расхождения в толковании, или невозможности толкования одним ведомством Кабинет Министров имеет право давать окончательную версию толкования НПА.
Xafizov Alisher Abduazizovich 2017-03-02 15:56:39
Абзац третий, части второй статьи 13 исключить. На какие средства органы самоуправления граждан должны "формировать фонды правовой информации и обеспечивать доступ для граждан"? Это не обязанности органов самоуправления граждан, согласно вашей редакции любой гражданин может потребовать от органов самоуправления дать ему текст Уголовного или Воздушного кодекса.
Xafizov Alisher Abduazizovich 2017-03-02 16:37:46
Неясна формулировка части второй статьи 20. "Официальный веб-сайт может иметь версии на других языках". Какое отношение языковая версия веб-сайта имеет к опубликованию? Это не предмет регулирования данного закона, достаточно первого предложения "Правовая информация на официальных веб-сайтах государственных органов должна размещаться на государственном языке".
Xafizov Alisher Abduazizovich 2017-03-02 16:51:50
Часть вторая статьи 21 - "Разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, подготовленные государственными органами, имеют обязательную силу для структурных и территориальных подразделений этих органов". Речь идет только о подготовленных? К примеру кто подготовил Налоговый Кодекс? Или речь идет об органах которые приняли НПА в пределах своей компетенции? Разъяснение обязательно только для нижестоящих структур или для граждан и юридических лиц тоже? Предлагаю включить формулировку, что разъяснение имеет силу, только если оно согласовано в установленном порядке с Министерством юстиции.
Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Проведение обсуждения в СОВАЗПубликация проекта Закона для обсуждения22.09.2017-09.03.2017Министерство юстиции Республики Узбекистан

So`rovnoma natijalari