Hujjat nomi
Об утверждении Типовых правил посещения, охраняемых природных территорий и размеров платежей за их посещение
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Ekologiya va atrof-muhitni muhofaza qilish davlat qo‘mitasi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-04-11 18:41:08
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-04-28 00:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об утверждении Типовых правил посещения, охраняемых природных территорий и размеров платежей за их посещение

Во исполнение Закона Республики Узбекистан «Об охраняемых природных территориях» и в целях обеспечения прав граждан на рекреацию, экологический и иные виды туризма на охраняемых природных территориях Кабинет Министров постановляет:

1.Утвердить:

Типовые правила посещения охраняемых природных территорий согласно приложению № 1;

Положение о порядке взимания платы за доступ граждан на отдельные охраняемые природные территории и оказываемые услуги согласно приложению № 2.

2. Установить, что:

государственные органы, юридические и физические лица, в ведении которых находятся охраняемые природные территории (далее – ОПТ), обязаны разработать для каждой ОПТ индивидуальные Правила посещения на основании Типовых правил посещения и обеспечить строгий контроль
за их соблюдением;

доступ на ОПТ, расположенные в пограничной зоне, осуществляется строго под контролем органов Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и территориальных подразделений Комитета по охране государственной границы Службы национальной безопасности Республики Узбекистан в порядке, установленным законодательством;

с каждого посетителя за посещение ОПТ взимается плата в размере
5 процентов минимальной заработной платы за одни сутки;

обязательно привлечение не менее 50% местных жителей от общего числа задействованных в рекреационных мероприятиях, в том числе
при предоставлении услуг гидов и проводников. Указанные услуги могут осуществляться после прохождения сертификации в установленном порядке.

средства, поступившие в государственные ОПТ за посещение и услуги, оказываемые ими, должны использоваться в соответствии с порядком, установленным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года № 414 «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций»;

до 1 января 2023 года неиспользованные средства Фонда развития бюджетной организации, сформированные в государственных ОПТ, включая средства, поступившие в качестве платежей за посещение и оказанные услуги, не изымаются в конце календарного года и используются
в последующем в установленном порядке;

для организации экологического и иных видов туризма на ОПТ, юридические лица, в ведении которых находятся ОПТ, должны получить лицензию на осуществление туристской деятельности и пройти сертификацию туристских услуг в установленном порядке. Физические лица, в ведении которых находятся частные заказники и питомники
без образования юридического лица, вправе осуществлять туристическую деятельность в части оказания экскурсионных услуг.

3. Предоставить ОПТ с образованием юридического лица, государственным органам и юридическим лицам, в ведении которых находятся ОПТ без образования юридического лица, право вводить дополнительные штатные единицы гидов, проводников и других работников, обеспечивающих организацию и проведение рекреации и экологического туризма, за счет средств, поступивших в качестве платежей за посещение ОПТ и оказанные услуги.

4. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан
в трехмесячный срок разработать и утвердить рекомендации
по медицинскому обеспечению туристов, посещающих охраняемые природные территории.

5. Государственному комитету Республики Узбекистан по охране природы совместно с другими заинтересованными министерствами
и ведомствами обеспечить выполнение задач, вытекающих из настоящего постановления.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Премьер-министраРеспублики Узбекистан А.И.Икрамова.

Премьер-министр

Республики Узбекистан А.Арипов

[ izohlar (2) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Стимбан Герман Владимирович 2017-04-14 11:04:29
Документ является сырым и недоработанным. Две недели, выделенные для обсуждения указанного документа является недостаточным сроком. Имеется большое количество замечаний и предложений.1. Каким образом будет осуществляться выдача квитанций, разрешений? Какие виды оплаты будут принимать егери на местах? Как будет проверяться факт оплаты со стороны сотрудников Национального парка? В каких случаях будет начисляться штраф со стороны сотрудников ОПТ и каков порядок?2. Не указано - кто является плательщиком платы? Есть ли какие-либо льготы и исключения? Например для участников спортивных секций, федерации горного туризма, федерации экстремальных видов спорта, общественным инспекторам экологического контроля, участников научных экспедиций.3. Нет разделения туристов по категориям: граждане иностранных государств; граждане Республики Узбекистан, пользующиеся услугами туристических фирм; граждане Республики Узбекистан, которые посещают ОПТ самостоятельно.4. Не указано, как будет осуществляться проживание в зонах отдыха и гостиницах на территории, относящейся к Охраняемой Природной Территории, либо использование спортивных баз.5. В документе не указано, как будет осуществляться контроль за туристами, которые оставляют мусор на территории Национального парка.
Стимбан Герман Владимирович 2017-04-14 11:04:36
6. Не указаны обязанности, возложенные на владельцев и сотрудников ОПТ: охраняемые стоянки для автомобилей, предоставление мест для ночёвок и очагов, предоставление сухих дров для разведения костра, предоставление консультаций и медицинского обслуживания, формирование и маркировка туристических маршрутов, установка информационных табличек.7. Оплата за проход по территории и пребывание, на мой взгляд, не является правильной. Оплата может взиматься за предоставление услуг, указанных в пункте 6. Оплата может взиматься за предоставленный транспорт, инвентарь, палатки. Как вариант - можно разрешить проход по территории ОПТ гражданам Республики Узбекистан на безвозмездной основе, а с граждан иностранных государств и лиц без гражданства взимать установленную законом плату.8. Предусмотреть и ужесточить штрафы за повреждение и срыв цветов на территории Национального парка. Штрафовать продавцов, стоящих вдоль дороги и предлагающих цветы, в том числе занесённые в Красную книгу Республики Узбекистан. Урегулировать выпас скота на территории Национального парка и иных ОПТ.9. Указать требования к гидам и проводникам: знание как минимум одного иностранного языка, спортивный разряд по горным видам спорта не ниже второго, обязательное обучение в школе гидов и получение международного диплома.10. Указать требования к туристическим группам, посещающим ОПТ: максимальное количество, запрет на употребление алкоголя и тд.
Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Проведение обсуждения нормативно-правового актаОбсуждение нормативно-правового акта на Едином портале28.04.2017Госкомприроды
2Доработка нормативно-правового акта согласно предложениямОбобщение предложений участников обсуждения, доработка проекта и размещение окончательной редакции на Едином портале30.04.2017Госкомприроды
3Согласование проекта нормативно-правового акта с заинтересованными министерствами и ведомствамиНаправление проекта постановления в соответствующим министерствам и ведомствам для соглования5.05.2017Госкомприроды
4Внесение проекта нормативно-правового акта на утверждениеВнесение согласованного проекта постановления в Кабинет Министров Республики Узбекистан5.05.2017Госкомприроды

So`rovnoma natijalari

Fikringizcha, taklif qilinayotgan loyiha qanday muammoni hal etishga qaratilgan? Ushbu muammo bugungi kunda ham dolzarbmi?По совокупности задач, данный НПА не направлен на решение проблемы, т.к без учета интересов граждан. по конечной реализации создает всевозможные препоны существования и развития разных видов индивидуального и группового туризма.
Normativ-huquqiy hujjat loyihasini ishlab chiquvchi davlat aralashuvi zaruratini talab qiluvchi omillarni qanchalik to’g’ri aniqlagan? Taklif etilayotgan tartibga solishning maqsadi tartibga solish orqali hal etilishi lozim bo’lgan muammo bilan qanchalik bog’liq? Sizning fikringizcha, normativ-huquqiy tartibga solish uning oldiga qo’yilgan maqsadlarga erishadimi?Охранные природные территории требуют защиты от варварского природопользования, выпаса огромного количества голов скота, загрязнения природных территорий. Настоящий НПА главным образом ударяет по самой сознательной, ответственной публике туристов, в массе своей информированных о правилах посещения и поведения в ОПТ. Необходимо ввести плату не за простое посещение ОПТ, но наладить систему штрафов за несанкционированный выброс не бытового мусора, слом деревьев и кустарника, несанкционированный выпас скота. Система оплаты за посещение ОПТ, нелогичность введения входных билетов за вход в ОПТ лишь породит дополнительную коррупцию со стороны ответственных лиц и уменьшения потоков туристов и снижения туристической активности в Узбекистане
Muammoni hal etishning tanlangan yo’li maqbulmi (shu jumladan, tadbirkorlik sub’ektlari uchun foydasi va zarari nuqtai nazaridan)? Davlat tomonidan tartibga solishdan ko’zlangan maqsadga erishishning boshqacha varianti mavjudmi? Agar mavjud bo’lsa, ulardan, Sizningcha, yanada kam xarajatlisi va (yoki) samaralirog’i bormi?Данный вариант решения проблемы по факту не является решением проблемы т.к. не отработан механизм регулирования и контроля за природопользователями, не отработан механизм определения территорий, подпадающих под территории, для бесплатного посещения и территорий с особым статусом, при посещении которых взимается входная плата. На мой взгляд целесообразно брать плату за инструктаж при посещении ОПТ, но лишь за период и как профилактические мероприятия. Целесообразно ввести книжку туриста с отметками о проведения инструктажа, исключающие дальнейшие необоснованные платы и необходимость получения разовых билетов на посещение.
Sizningcha, taklif etilayotgan tartibga solish qaysi tadbirkorlik faoliyati sub’ektlariga daxldor (sub’ektlar turlari va sohalar bo’yicha, Sizning shahar yoki viloyatingizdagi, tumaningizdagi soni)?Таковых не выявил
Taklif etilayotgan tartibga solishni joriy qilish sohadagi raqobat muhitiga o’z ta’sirini ko’rsatadimi, sohada kuchlar taqsimotining asossiz ravishda o’zgarishiga olib keladimi? Agar o’zgartirsa, qanday qilib? Imkoniyat darajasida miqdoriy ko’rsatkichlarni keltirib o’tingВведение предлагаемого регулирования повлияет на конкурентную среду в отрасли лишь в виде попыток отдельных хозяйствующих субъектов причисления статуса ОПТ с платной системой посещения максимальному количеству интересных для туристского посещения маршрутов
Davlat tomonidan tartibga solish sub’ektlarining majburiyatlari, javobgarligi qanchalik to’liq va aniq ifodalangan, shuningdek mas’ul davlat organlari tomonidan amalga oshiriladigan ma’muriy tartibotlar qanchalik tushunarli yozilgan, hokimiyat funktsiyalari va vakolatlari qanchalik aniq va har xil, tushunilmaydigan tarzda yozilganligiga baho bering. Taklif etilayotgan normalar boshqa normativ-huquqiy hujjatlarga muvofiq emas yoki zid deb o’ylaysizmi? Agar shunday bo’lsa, bunday normalar va normativ-huquqiy hujjatlarni ko’rsatib o’ting.Система не до конца определена в плане ответственных лиц за организацию мест стоянок, оснащения информационными стендами, оснащения маршрутов системой сбора мусора, вывоза мусора, оснащения мест стоянки автомобилей, сроков реализации и этапность проведения мероприятий и т.д.
Taklif etilayotgan normativ-huquqiy hujjat loyihasida davlat hokimiyati va boshqaruvi organlari tizimida korruptsiya, boshqa huquqbuzarliklar sodir etilishi uchun sharoit yaratadigan, shuningdek tadbirkorlik sub’ektlari uchun ortiqcha ma’muriy hamda boshqa cheklovlarni joriy etadigan yoki joriy etishga sharoit yaratadigan, shuningdek tadbirkorlik sub’ektlarining asossiz xarajatlari yuzaga kelishiga olib keluvchi qoidalar bormi?Очень завышенная цена за посещение ОПТ как 5 процентов МЗП несомненно приведет к системе разовых плат за посещение на местах непосредственно ответственным лицам. Система непонятно к чему вводимых входных билетов на все ОПТ так же способствует коррупции.
Sizningcha, mazkur normativ-huquqiy hujjat loyihasida belgilanayotgan talab va normalar ijrosini nazorat qilish bilan bog’liq qanday muammo va qiyinchiliklar vujudga kelishi mumkin? Unda tadbirkorlik sub’ektlarini himoya qilish mexanizmi nazarda tutilganmi?не выявлено
Taklif etilayotgan tartibga solish kuchga kirishi uchun o’tish davri talab qilinadimi (agar talab qilinsa, uning muddati qancha), yangi tartibga solish kiritilishida muddat bo’yicha qanday cheklovlarni inobatga olish lozim?необходим полный пересмотр предложенного НПА с пересмотром множества необоснованных препон по пути посещения ОПТ, как то Обязательная оплата каждого участника и за каждый день посещения, систему входных билетов; и в чем смысл разграничения посетителей по физическому состоянию здоровья, могущему привести к запрету на посещения? а как же суть посещения как рекреационное мероприятие?
Sizningcha, ayrim guruh shaxslariga nisbatan tartibga solishni joriy etishda qanday istisnolarni qo’llash maqsadga muvofiq? Tegishli asoslarni keltirib o’tingКатегория граждан, посещающая ОПТ на регулярной основе в целях туризма и рекреации, материально и бюрократически ущемляется введением рассматриваемого НПА. Непомерно высокие выплаты за посещение, не отработанная система проведения платежей, введение входных билетов и отсутствие прозрачности при назначении статуса ОПТ по форме оплаты (платно/бесплатно), создает множество неоправданных сложностей. Туристы Узбекистана должны получить возможность льготного посещения ОПТ и упрощенную понятную систему получения многоразовых сезонных входных биетов.
Vakolatli organ tomonidan aniqlashtirilishi zarur bo’lgan ko’rib chiqilayotgan normativ-huquqiy hujjat loyihasining aniq qoida va normalariga oid maxsus savollar.
Tartibga solish ta’sirini baholash doirasida, Sizning fikringizcha, inobatga olinishi maqsadga muvofiq bo’lgan boshqa taklif va e’tirozlarВсе предложения и замечания были высказаны выше в контексте ответов на поставленные вопросы в анкете.
Javob1