Hujjat nomi
Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений Закона Республики Узбекистан «Об охраняемых природных территориях»
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Ekologiya va atrof-muhitni muhofaza qilish davlat qo‘mitasi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-04-11 18:46:15
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-04-28 00:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений Закона Республики Узбекистан

«Об охраняемых природных территориях

В целях реализации Закона Республики Узбекистан «Об охраняемых природных территориях», а также повышения качества управления охраняемыми природными территориями, упорядочения их образования
и функционирования, Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Положение о государственных заповедниках согласно приложению
№ 1;

Типовое положение о природном парке (национальном природном парке и природном парке местного значения) согласно приложению № 2;

Положение о памятниках природы согласно приложению № 3;

Типовое положение о государственном (частном) заказнике
с образованием юридического лица согласно приложению № 4;

Типовое положение о государственном (частном) заказниках без образования юридического лица согласно приложению № 5;

Типовое положение о государственном (частном) природном питомнике с образованием юридического лица согласно приложению № 6;

Типовое положение о государственном (частном) природном питомнике без образования юридического лица согласно приложению № 7;

Положение о порядке обеспечения режима и организации охраны охраняемых природных территорий согласно приложению № 8.

2. Государственному комитету Республики Узбекистан по охране природы в срок до 1 декабря 2017 года разработать и утвердить:

порядок проведения научно-исследовательских работ
в государственных заповедниках;

порядок ведения мониторинга естественного хода природных процессов в эталонных экосистемах в заповедниках;

рекомендации по образованию охраняемых природных территорий.

3. Государственному комитету Республики Узбекистан по охране природы совместно с Академией наук Республики Узбекистан:

в срок до 1 сентября 2017 года провести анализ функционирования государственных заповедников, на предмет их соответствия требованиям законодательства, включая эффективности их управления, размеров, расположения, охраняемых объектов и комплексов;

по результатам анализа в срок до 1 ноября 2017 года внести
в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по улучшению системы заповедников, состава, размещения, управления.

4. Государственному комитету Республики Узбекистан по охране природы совместно с другими заинтересованными министерствами
и ведомствами в ведении которых имеются охраняемые природные территориив трехмесячный срок привести учредительные документы
и планы управления охраняемых природных территорий в соответствие
с требованиями настоящего постановления.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.И. Икрамова.

Премьер-министр

Республики Узбекистан А.Арипов

ПРОЕКТ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «___» __________ 2017 года №____

ПОЛОЖЕНИЕ

о государственных заповедниках

Глава 1. Общие положения

1. Государственным заповедником (далее – заповедник) является охраняемая природная территория общегосударственного значения со строгим режимом охраны природных объектов и комплексов, предназначенная для сохранения
и изучения типичных экологических систем, генетического фонда растений
и животных.

2. Заповедники образуются в каждом природном регионе Республики Узбекистан на участках, по природным условиям репрезентативных региону,
и составляют постоянно действующую государственную систему сбора
и обработки данных. Эта система предоставляет оперативную и аналитическую информацию, которая является базой для принятия обоснованных решений
по охране природы.

3. Земли заповедника относятся к землям природоохранного назначения. Земельные участки и другие природные объекты предоставляются заповеднику
в постоянное пользование.

На территории государственных заповедников запрещается любая деятельность, за исключением научно-исследовательской деятельности и ведения мониторинга окружающей природной среды.

Земли, воды, недра, растительный и животный мир, другие природные объекты и комплексы на территории заповедника изымаются из хозяйственного
и иного использования.

4. Изъятие земельного участка заповедника для государственных
и общественных нужд допускается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

5. Территория заповедника учитывается при разработке схем землеустройства и районной планировки, других планов и программ, по охране
и использованию природных ресурсов.

6. Заповедник осуществляет свою деятельность на основании законов Республики Узбекистан «Об охраняемых природных территориях», «Об охране природы», других актов законодательства и настоящего Положения.

7. Заповедник образуется решением Кабинета Министров Республики Узбекистан
по представлению специально уполномоченного государственного органа
в порядке, установленном законодательством.

8. Настоящее положение в соответствии со статьей 18 Закона Республики Узбекистан «Об охраняемых природных территориях» является единым для всех государственных заповедников Республики Узбекистан.

Глава 2. Задачи заповедника

9. На заповедник возлагаются следующие задачи:

сохранение в состоянии абсолютной неприкосновенности государственного эталона природных процессов и явлений - всех природных объектов и комплексов на своей территории;

изучение всех природных объектов и комплексов, природных процессов
и явлений в естественном состоянии на своей территории;

ведение мониторинга в эталонных экосистемах и передача оперативной информации в Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы;

камеральная обработка данных мониторинга и передача обработанных данных в Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы
для централизованной обработки данных всех заповедников;

подготовка на основе данных мониторинга докладов о состоянии природных процессов и явлений на уровне региона и прогнозов;

участие в государственной экспертизе проектов и схем размещения производственных, хозяйственных и других объектов, освоения и реконструкции земель, реализация которых может оказать негативное воздействие на природные комплексы заповедников и их охранных зон;

обеспечение биологического и ландшафтного разнообразия, поддержание экологического равновесия в системе охраняемых природных территорий (экологической сети) Республики Узбекистан;

содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;

осуществление эколого-просветительской деятельности.

Глава 3. Правовой статус заповедника
10. Заповедник является юридическим лицом и образуется в форме государственного природоохранного научно-исследовательского учреждения.
Заповедник имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан, штамп с обозначением своего наименования, а также счета в банках, в том числе и в иностранной валюте.
11. Заповедник вправе иметь собственную символику - флаги, вымпелы, эмблемы и другие.
Производство печатной, сувенирной и другой продукции с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории заповедника, а также их названий и символики осуществляется сторонними организациями только на основе договоров с заповедником.
12. Наименование, размер территории, виды, краткая характеристика природных объектов и комплексов, состав, количество и стоимость имущества, закрепленного за заповедником, а также орган, в ведении которого он находится, предусматриваются в уставе каждого заповедника.

Глава 4. Управление заповедником

13. Государственное управление заповедником осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и специально уполномоченным государственным органом, который:

назначает директора и дает согласие на назначение заместителей директоров
и главного бухгалтера заповедника;

наделяет имуществом, включая выделение денежных средств
для обеспечения деятельности заповедника;

утверждает смету расходов и отчет о расходовании средств заповедника;

утверждает штатное расписание заповедника;

осуществляет контроль за деятельностью и соблюдением режима заповедника;

создает научную инфраструктуру и инфраструктуру мониторинга природных процессов на территории заповедника;

утверждает символику заповедников, образец форменной одежды и знаки различия;

утверждает планы управления;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

14. Заповедник состоит из административно-хозяйственной части, научного отдела, отдела охраны заповедника.

15. Непосредственное руководство заповедником осуществляет директор
и его заместители, которые несут ответственность за организацию деятельности заповедника.

16. Заместители директора назначаются и увольняются приказами директора заповедника по согласованию с органом, в ведении которого находится заповедник
и Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.

Главный бухгалтер назначается на должность и увольняется приказом директора заповедника по согласованию с органом, в ведениикоторого
он находится.

17. Директор заповедника, действуя на основании законодательства
и настоящего Положения, руководит деятельностью заповедника и распоряжается в установленном законодательством порядке средствами и имуществом заповедника, несет ответственность за охрану всех природных объектов
и комплексов, имущества, своевременное представление отчетности, соблюдение финансовой, договорной и трудовой дисциплины в заповеднике.

18. На директора заповедника возлагается:

организация охраны имущества, оборудования, материальных и других ценностей заповедника;

осуществление приема и увольнения работников заповедника, назначение старших инспекторов (начальников участков);

заключение договоров;

совершение от имени заповедника финансовых операций в учреждениях банков;

представление без доверенности интересов заповедника в государственных органах и иных организациях.

Директор заповедника осуществляет и иные полномочия в соответствии
с законодательством и настоящим Положением.

19. Заместитель директора заповедника по науке является по должности начальником отдела науки.

На заместителя директора заповедника по науке возлагается:

ответственность за правильную организацию и проведение всей научно-исследовательской деятельности, ведение мониторинга природных процессов, экологического образования и соблюдение установленных требований в этих направлениях;

формирование, хранение и использование научных фондов.

20. Заместитель директора заповедника по охране является по должности начальником отдела охраны.

На заместителя директора заповедника по охране возлагается:

охрана территории заповедника, организация работы инспекторов;

обеспечение сохранности оружия, боеприпасов, форменной одежды, средств связи, специального снаряжения и их правильное применение;

привлечения нарушителей режима заповедника к ответственности, а также контроль за правильным применением мер административной ответственности инспекторами заповедника;

передача в установленном порядке в соответствующие органы материалов
для привлечения нарушителей режима заповедника к ответственности, подача исков о возмещении вреда, причиненного охраняемым природным объектам
и комплексам заповедников;

решение вопросов по землепользованию заповедника.

21. Основные данные о заповеднике содержатся в его паспорте. Перечень сведений, включаемых в паспорт заповедника, и порядок его ведения определяется законодательством.

22. Заповедник функционирует на основе планов управления. Состав данных, включаемых в план управления, порядок его разработки и утверждения определяется в соответствии с законодательством.

23. Заповедник безвозмездно в порядке, установленном законодательством, представляет в органы Государственного комитета Республики Узбекистан
по охране природы данные необходимые для ведения мониторинга биоразнообразия и государственного кадастра охраняемых природных территорий.

24. Государственный контроль за соблюдением режима заповедника осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.

Глава 5. Научно-исследовательская деятельность заповедника и ведение мониторинга природных процессов

25. Научно-исследовательская деятельность заповедника осуществляется путем многолетних стационарных комплексных исследований природных объектов и комплексов; естественных природных процессов в эталонных экосистемах.
Она проводится в соответствии с порядком проведения научно-исследовательских работ в государственных заповедниках, утверждаемой Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природыпо согласованию
со специально уполномоченными органами и Академий наук Республики Узбекистан.

26. В соответствии с методикой, разработанной и утвержденной Госкомприродой заповедник:

закладывает инфраструктуру мониторинга для ведения мониторинга естественного хода природных процессов в эталонных экосистемах;

обрабатывает данные мониторинга;

готовит и представляет в органы государственной власти на местах
и в Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы доклады
о состоянии природных процессов и явлений на уровне региона и прогнозы, которые являются основным результатом деятельности заповедников.

Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы
на основе докладов о состоянии природных процессов и явлений на уровне регионов и прогнозов всех заповедников готовит доклад о состоянии природных процессов и явлений и прогноз на национальном уровне и представляет
его в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Региональные и национальные доклады о состоянии природных процессов
и явлений и прогнозы готовятся и представляются ежегодно.

Данные мониторинга естественного хода природных процессов в эталонных экосистемах заповедника являются базовыми для государственных кадастров растительного и животного мира в конкретном регионе. Сравнение данных кадастров с базовыми, показывает состояние биоразнообразия, увеличение
или уменьшение численности объектов животного и растительного мира и другие показатели.

27. Научно-исследовательская деятельность и ведение мониторинга осуществляются собственным штатом научных сотрудников заповедника, а также привлекаемыми на договорной основе научными организациями, высшими учебными заведениями и отдельными специалистами, в том числе
и иностранными.

Заповедник на договорной основе с высшими и средне специальными учебными заведениями содействует в подготовке кадров по охране природы.

28. Для проведения научно-исследовательских работ и ведения мониторинга биоразнообразия заповедники должны иметь: на земельном участке, отведенном
для дирекции заповедника – рабочие помещения и хранилище научных фондов;
на территории заповедника - полевые базы, кордоны, научную инфраструктуру
и инфраструктуру мониторинга.

Научные фонды заповедника подлежат бессрочному хранению.
В заповеднике обеспечиваются необходимые условия для хранения фондов, в том числе фумигация биологических коллекций.

Все первичные материалы научных исследований (или их копии), проводимых на территории заповедника и их охранных зон, а также результаты этих исследований, независимо от категории субъекта, проводившего
эти исследования, должны передаваться в научные фонды заповедника. Заповедник пользуется этими материалами безвозмездно, с соблюдением прав интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством.

29. Методическое руководство научными исследованиями и ведением мониторинга в заповеднике осуществляет Научно-Технический Совет Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.

30. В заповеднике создается Научный совет. Положение о Научном совете заповедника утверждается специально уполномоченным органом, по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы
и Академией наук Республики Узбекистан.

31. Заповедник имеет право на публикацию своих научных трудов,
на проведение научных конференций и совещаний.

Глава 6. Территория и режим заповедника

32. Для заповедника должны выделяться территории с ненарушенными природными комплексами и связями, охватывающие целостные экосистемы (крупные единицы ландшафтов), эталонные для данного региона, с четкими природными границами, обеспечивающими их сохранение и автономное течение природных процессов.

Площадь заповедника должна быть не менее 20 000 га. В исключительных случаях заповедники могут состоять из нескольких участков, которые должны быть соединены экологическими коридорами.

33. Территория заповедника предназначена для получения данных
о естественном ходе природных процессов при помощи научной инфраструктуры
и инфраструктуры мониторинга.

34. При пространственно-территориальном устройстве заповедника его территория разбивается на:

технические участки для улучшения управления охраной и научными работами, определяемые в зависимости от рельефа, наличия подъездных путей, расположения населенных пунктов вдоль границ заповедника, а также их площади;

кварталы – по элементам ландшафта, а кварталы на выделы – по элементам растительности для учета и ведения научных исследований и мониторинга.

Количество технических участков, кварталов и выделов, а также их площадь устанавливаются в планах управления.

Все границы, элементы научной инфраструктуры и инфраструктуры мониторинга биоразнообразия, кварталы и выделы должны быть обозначены
на местности.

35. Охранная зона образуются на землях, граничащих с заповедником.
В охранной зоне ограничивается или запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая может причинить вред природным объектам и комплексам заповедника. Порядок образования охранной зоны определяется законодательством.

36. На территории заповедника запрещается любая хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, за исключением научных исследований
и мониторинга природных процессов и явлений.

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений на территории заповедника допускается только для выполнения возложенных на них задач.

На территории заповедника и его охранной зоны запрещается:

вселение видов и подвидов растений и животных с целью
их акклиматизации;

изменение растительного и ландшафтного покрова;

изменение гидрологического режима;

другие действия, могущие повлиять на природные объекты, комплексы
и процессы.

37. Проведение противопожарных мероприятий в заповеднике допускается только в соответствии с планами управления.

38. Нахождение людей на территории заповедника запрещается. Разрешается вход и нахождение на территории заповедника по служебным удостоверениям
и другим соответствующим документам с уведомлением руководства заповедника и регистрацией в специальном журнале:

научным сотрудникам сторонних организаций, с целью осуществления научных исследований и мониторинга природных процессов;

сотрудникам Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, осуществляющим государственный контроль за деятельностью заповедника;

представителям других органов, осуществляющих государственный контроль, в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

39. Нахождение научных сотрудников сторонних организаций, с целью осуществления научных исследований и ведения мониторинга природных процессов, допускается только при наличии разрешения администрации заповедника.

40. Изъятие любых природных ресурсов заповедников допускается только
с целью проведения научных исследований. Объем сбора научного материала регламентируется порядком проведения научных исследований.

41. Пролет воздушных судов ниже 2000 метров над территорией заповедника может осуществляться только по согласованию с администрацией заповедника.

42. Использование природных ресурсов заповедника допускается только
в целях осуществления его задач.

43. Для пастьбы рабочих лошадей заповедника, выращивания фуража
для них, возделывания сельскохозяйственных культур для нужд работников заповедника выделяются земельные участки в его охранных зоне.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Стимбан Герман Владимирович 2017-04-14 10:26:05
>>Площадь заповедника должна быть не менее 20 000 га. В исключительных случаях заповедники могут состоять из нескольких участков, которые должны быть соединены экологическими коридорами.Не проработан вопрос по Чаткальскому заповеднику. Его участки располагаются на достаточно большом удалении друг от друга

Глава 7. Охрана заповедника

44. Охрана заповедника и контроль за соблюдением режима
на его территории и в охранной зоне заповедника осуществляется работниками охраны заповедника.

45. Работники охраны заповедника имеют право:

производить проверку документов, дающих право на пребывание
на территории заповедников;

досмотр транспортных средств на территории заповедника и его охранной зоны;

составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административные задержания, изъятие вещей и документов, а также продукции незаконного природопользования при обнаружении фактов нарушений на территории заповедника и его охранной зоне, применять меры административного взыскания;

направлять материалы в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к ответственности;

производить проверку деятельности юридических и физических лиц
по соблюдению установленного режима на территории охранной зоны заповедника;

осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

46. Работникам охраны заповедника при исполнении служебных обязанностей разрешается в установленном порядке ношение и применения огнестрельного оружия и специальных средств (наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспортных средств), а также использовать служебных собак.

Порядок выдачи, ношения, хранения и применения огнестрельного оружия определяется законодательством.

47. Работники охраны заповедника пользуются всеми правами и льготами государственных инспекторов органов охраны природы.

Директор и заместитель директора по охране приравниваются к старшим государственным инспектором, а работники охраны – государственным инспекторам по охране природы.

Права работников охраны заповедника могут быть представлены другим работникам заповедника, которые не являются работниками охраны. Представление указанных прав осуществляется с согласия работников
по их письменному заявлению и оформляется приказами директоров.

48. Работники охраны заповедника обеспечиваются форменной одеждой единого образца и знаками различия по установленным нормативам.

Работники охраны заповедника для предотвращения и борьбы
с правонарушениями, в том числе и для предотвращения проникновения
и базирования бандформирований на территории заповедника, в порядке, установленном законодательством, проводят мероприятии во взаимодействии
с территориальными органами МВД, СНБ, Министерства обороны Республики Узбекистан.

49. Работники охраны заповедника подлежат обязательному страхованию
за счет средств государственного бюджета и фондов охраны природы в порядке, установленном законодательством.

Глава 8. Заключительные положения

50. Имуществом заповедника являются здания, сооружения, оборудование, денежные средства, переданные ему на праве оперативного управления специально уполномоченным органом.

51. Источниками финансирования заповедника являются:

средства республиканского бюджета Республики Узбекистан;

средства фондов охраны природы;

доходы от научной, природоохранной, рекламно-издательской
и просветительской деятельности;

поступления в счет возмещения вреда, причиненного заповеднику;

поступления от штрафных сумм, взимаемых в установленном порядке;

средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты
и рыболовства;

средства, поступающие в порядке безвозмездной помощи от юридических
и физических лиц;

иные поступления, не запрещенные законодательством.

52. Заповедник самостоятельно распоряжается средствами в соответствии
со сметами доходов и расходов, утверждаемыми специально уполномоченным органом.

53. В заповеднике ведется учет и отчетность в соответствии
с законодательством.

54. Прием и увольнение работников заповедника осуществляется
в соответствии со штатным расписанием и законодательством.

55. Работникам заповедника устанавливается доплата за выслугу лет, а также районные и высокогорные коэффициенты. Работники заповедника за время нахождения на территории заповедника в связи с выполнением должностных обязанностей получают компенсацию в виде полевого довольствия в размере установленного работнику месячного оклада.

56. Работникам заповедника в соответствии со статьей 173 Трудового кодекса Республики Узбекистан при использовании личного имущества
для выполнения задач заповедника, выплачивается амортизация
и эксплуатационные расходы. Размер и порядок выплаты определяется коллективным договором или соглашением между сотрудниками
и директором.

57. Запрещается привлекать работников заповедника на работы,
не связанные с выполнением их должностных обязанностей.

58. Юридические и физические лица, виновные в нарушении режима заповедника, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
С виновных лиц взыскивается ущерб, нанесенный заповеднику, в порядке
и размерах, установленных законодательством.

59. Для работников заповедника допускаются исключения по совместной работе родственников, предусмотренной трудовым законодательством.

60. Ликвидация и реорганизация заповедника осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Реорганизация заповедника в целях его перевода в охраняемую природную территорию менее строгого режима допускается в исключительных случаях Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Проведение обсуждения нормативно-правового актаОбсуждение нормативно-правового акта на Едином портале28.04.2017Госкомприроды
2Доработка нормативно-правового акта согласно предложениямОбобщение предложений участников обсуждения, доработка проекта и размещение окончательной редакции на Едином портале30.04.2017Госкомприроды
3Согласование проекта нормативно-правового акта с заинтересованными министерствами и ведомствамиНаправление проекта постановления в соответствующим министерствам и ведомствам для соглования5.05.2017Госкомприроды
4Внесение проекта нормативно-правового акта на утверждениеВнесение согласованного проекта постановления в Кабинет Министров Республики Узбекистан5.05.2017Госкомприроды

So`rovnoma natijalari