Hujjat nomi
проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQonun
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO`zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi
Hujjat muallifiO`zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2015-06-12 12:37:43
Muhokama yakunlanishi (sana)2015-07-15 00:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

ПРОЕКТ

ЗАКОН

Республики Узбекистан

О внесении изменений и дополнений

в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1996 года № 279–I «О бухгалтерском учете» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 142) следующие изменения и дополнения:

1) дополнить статьей 21 следующего содержания:

«Статья 21. Понятие бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составление на ее основе финансовой отчетности.

Бухгалтерская информация создается в результате обработки данных об объектах бухгалтерского учета, основанных первичными учетными документами, и отражается (фиксируется) в учетных регистрах, финансовой отчетности, пояснениях и в других специальных формах.»

2) в статье 3:

часть первую дополнить словами «а также филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц, находящиеся на территории Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан»;

часть вторую исключить;

3) текст статьи 4 изложить в следующей редакции:

«Объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, собственный капитал, резервы, доходы, расходы, прибыли или убытки и хозяйственные операции, связанные с их движением.

Объекты бухгалтерского учета подлежат синтетическому и аналитическому учету.

Синтетический учет осуществляется путем организации учета обобщенных данных об объектах бухгалтерского учета по определенным экономическим признакам, в порядке, определяемом законодательством о бухгалтерском учете.

Аналитический учет ведется в целях формирования детальной бухгалтерской информации об объектах бухгалтерского учета, в порядке, определяемом субъектом бухгалтерского учета самостоятельно.

Хозяйственной операцией является сделка, событие или операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение субъекта бухгалтерского учета, финансовый результат его деятельности и движение объектов бухгалтерского учета.»;

4) в статье 5:

в части второй слова «и для субъектов малого и частного предпринимательства» заменить словами «для субъектов малого предпринимательства»;

в части четвертой после слов «банков» дополнить словами «и иных кредитных организаций»;

5)дополнить статьей 51 следующего содержания:

«Статья 51. Стандарты бухгалтерского учета

Стандарты бухгалтерского учета определяют правила ведения бухгалтерского учета, подготовки и составления финансовой отчетности.

Национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливают необходимые требования к организации и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Субъекты бухгалтерского учета могут применять международные стандарты финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством.»

дополнить статьей 71 следующего содержания:

«Статья 71. Руководитель бухгалтерской службы

Руководителем бухгалтерской службыявляется главный бухгалтер или иное должностное лицо, осуществляющие функции бухгалтерского учета и финансового управления.

Руководитель бухгалтерской службы по вопросам ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности подчиняется непосредственно руководителю субъекта бухгалтерского учета, а также при наличии главному бухгалтеру вышестоящей организации.

Требования руководителя бухгалтерской службы по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению их в бухгалтерию обязательны для всех работников субъекта бухгалтерского учета.

В случае возникновения разногласий между руководителем субъекта бухгалтерского учета и руководителем бухгалтерской службы по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты
к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта бухгалтерского учета, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций.

Руководитель бухгалтерской службы акционерных обществ, страховых организаций, инвестиционных и иных фондов, аккумулирующих средства юридических
и физических лиц, благотворительных и иных общественных фондов, внебюджетных фондов, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые юридическими
и физическими лицами, а также хозяйствующих субъектов, имеющихв уставном фонде долю, принадлежащую государству и государственных унитарных предприятий должен отвечатьследующим требованиям:

1) иметь высшее экономическое образование по направлению бухгалтерский учет или аудит и стаж работы, связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой отчетности либо с осуществлением аудиторской деятельности, не менее трех лет из последних десяти календарных лет, а при наличии высшего экономического образования по другим направлениям - не менее пяти лет из последних десяти календарных лет;

2)не иметь неснятой или непогашенной судимости.

Требования к руководителям бухгалтерской службы банков и иных кредитных организаций устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан.

Руководитель субъекта бухгалтерского учета обязан обеспечивать прохождение курса повышения квалификации руководителем бухгалтерской службы один раз в три года.»;

6) в статье 8:

в части первой слова «бухгалтерские отчетыи балансы» заменить словами «финансовая и иная отчетность»;

часть вторую дополнить предложением следующего содержания:

«В случаях, если лицо, осуществляющее руководящие функции принимает функции бухгалтерского учета и финансового управления на себя, то в обоих перечнях лиц указывает себя»;

7) в статье 9:

в части четвертой:

в абзаце втором слова «предприятия (учреждения)» заменить словами «субъекта бухгалтерского учета»;

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

«наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции с указанием единиц измерения (в натуральном и денежном выражении);

наименование должности лица (лиц), совершившего хозяйственную операцию
и (или) лица, ответственного за правильность ее оформления»;

дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«подписи ответственных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц»;

в части пятой текста на узбекском языке слова «ўз вақтида тўғри ва аниқ тузилиши, шунингдек» заменить словами «ўз вақтида ва тўғри тузилганлигига, ишончлилигига (ҳаққонийлигига) ҳамда»;

дополнить частью шестой следующего содержания:

«Первичные учетные документы, представленные в электронном виде, подтверждаются электронной цифровой подписью»;

часть шестую считать частью седьмой;

8) в статье 10:

в части первой текста на узбекском языке слово«дафтарлар» заменить словом «китоблар»;

часть вторую заменить частями второй, третьей и четвертой следующего содержания:

«Регистры могут быть выполнены в виде электронного документа, который создается, обрабатывается и хранится с использованием технических средств, услуг информационных систем и информационных технологий.

В регистрах бухгалтерского учета должны систематизироваться и накапливаться данные, содержащиеся в первичных учетных документах.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

наименование регистра;

наименование субъекта бухгалтерского учета, составившего регистр;

дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

хронологическая и (или) систематическая группировка хозяйственных операций;

величина денежного измерения хозяйственных операций с указанием единицы измерения;

подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц».

часть третью считать частью пятой;

9) в статье 12:

в части первой слова «оборотных активов» заменить словами «товарно-материальных запасов»;

в части второй текста на узбекском языке слово «маблағлар» заменить словом «воситалар»;

первое предложение части третьей текста на узбекском языке изложить
в следующей редакции:

«Асосий воситалар ва номоддий активлар қийматини ҳисобдан чиқариш уларнинг қиймати тўлиқ қоплангунга ёки объект сафдан чиқиб кетгунга қадар эскириш (амортизация) ҳисоблаш йўли билан амалга оширилади»;

в части пятой текста на узбекском языке слова «пул билан» заменить словами «пулда ифодаланган ҳолда»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

«Условные активы и обязательства отражаются в соответствии со стандартами бухгалтерского учета»;

10) в статье 14:

часть третью дополнить словами «а также курсовую разницу, возникающую в процессе формирования уставного капитала, эквивалент которого выражен в иностранной валюте.»;

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Резервныйкапитал (фонд)отражаетинфляционные резервы, образующиеся припереоценкедолгосрочных активов, отчисления от чистой прибыли, в размерах, предусмотренных законодательством и учредительными документами, атакже стоимость безвозмездно полученного имущества»;

11) дополнить статьей 151 следующего содержания:

«Статья 151. Внутренний контроль

Внутренний контроль – совокупность правил и порядков, принятых руководством субъекта бухгалтерского учета в целях обеспечения организованного и эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской информации.

Субъекты бухгалтерского учета обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль для обеспечения правильности осуществления хозяйственных операций, сохранности активов, предотвращения и выявления случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности. Организацию внутреннего контроля обеспечивает руководитель субъекта бухгалтерского учета.»;

12) текст статьи 16 изложить в следующей редакции:

«Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении субъекта бухгалтерского учета на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную
в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Годовая финансовая отчетность включает:

бухгалтерский баланс;

отчет о финансовых результатах;

отчет о денежных потоках;

отчет о собственном капитале;

примечания, расчеты и пояснения.

При составлении финансовой отчетности юридические лица должны включать бухгалтерские балансы и другие отчетные формысвоих филиалов, представительств и других структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс.

Финансовая отчетность малых предприятий и микрофирм составляется
по упрощенной форме.

Финансовая отчетность бюджетных организаций составляется и предоставляется
в соответствии с бюджетным законодательством.

Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством финансов Республики Узбекистан»;

13) в статье 17:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«Субъекты бухгалтерского учета, имеющие дочерние хозяйственные общества и являющиеся эмитентами ценных бумаг обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность.

Вклады в дочерние хозяйственные общества отражаются
в финансовой отчетности головного (основного) общества как его финансовые вложения»;

часть третью исключить;

части четвертую, пятую и шестую считать соответственно частями третьей, четвертой и пятой;

часть третью изложить в следующей редакции:

«К консолидированной финансовой отчетности прилагается финансовая отчетность головного (основного) общества и его дочерних хозяйственных обществ, составленная по его учетной политике»;

в части четвертой слова «Консолидированнаяотчетность» заменить словами «Консолидированная финансовая отчетность»;

14) в статье 18:

в части первой после слов «Отчетным периодом» дополнить словами
«для годовой»;

дополнить частью второй следующего содержания:

«Отчетным периодом для промежуточной финансовой отчетности, составляемой
в течение календарного года, является период с 1 января на отчетную дату периода,
за который составляется промежуточная финансовая отчетность, включительно.»;

части вторую, третью и четвертую считать соответственно частями третьей, четвертой и пятой;»;

15) во второй части статьи 20 слова «после подтвержденияаудиторамидостоверностиуказанныхвнихданных не позднее первого мая года следующего за отчетным» заменить словами «вместе с аудиторским заключением в течение двух недель после проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта бухгалтерского учета»;

16) дополнить статьей 211следующего содержания:

«Статья 211. Республиканское общественное объединение бухгалтеров

Республиканское общественное объединение бухгалтеров:

участвуют в разработке проектов стандартов бухгалтерского учета, проводят публичное обсуждение этих проектов и вносят предложения по совершенствованию законодательства Республики Узбекистан по бухгалтерскому учету в органы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит;

разрабатывают предложения по пересмотру и разработке методических рекомендаций по применению стандартов бухгалтерского учета и вносят их в органы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит;

участвуют в обеспечении эффективной защиты прав, свобод и законных интересов бухгалтеров, повышении их профессиональной, правовой и общественно-политической культуры;

осуществляют взаимодействие с международными профессиональными организациями в области бухгалтерского учета;

могут выполнять и иные функции, предусмотренные законодательством»;

17) в части первой статьи 22 слово «администрации» заменить словами «руководителя субъекта бухгалтерского учета»;

18) в статье 23:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовая отчетность и другие документы,связанныес организацией и ведением бухгалтерского учета, подлежат хранению субъектом бухгалтерского учета в течение сроков, устанавливаемых законодательством, но не менее пяти лет после отчетного года (периода)»;

[ izohlar (13) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Ruzmatov Kudrat Ibadullayevich 2015-06-15 18:05:28
В пункте 12) текст статьи 16 изложить в следующей редакции: Подпункт "Финансовая отчетность малых предприятий и микрофирм составляется по упрощенной форме." - целесообразно было бы детально указать эту упрощенную форму.
Qabul qilinmadi 2015-08-10 14:08:30
Не принято. Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета малыми предприятиями и микрофирмами не является предметом правового регулирования данного закона. Национальным стандартом бухгалтерского учета (НСБУ № 20) "Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства" (рег. №2501 от 14.08.2013 г.) определена методика и организация упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. Также, Положением о сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности (рег. №942 от 03.07.2000 г.) установлены сроки представления финансовой отчетности и её состав для малых предприятий и микрофирм.
Байрашев Андрей Зуфарович 2015-06-20 15:38:12
Абзац второй части пятой Статьи 7^1 изложить в следующей редакции: "1) иметь высшее экономическое образование по направлению финансы, бухгалтерский учет или аудит и стаж работы, связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой отчетности либо с осуществлением аудиторской деятельности, не менее трех лет из последних десяти календарных лет, при наличии высшего экономического образования по другим направлениям - не менее пяти лет из последних десяти календарных лет, а при наличии высшего неэкономического образования - не менее семи лет из последних десяти календарных лет". Обоснование: финансовые дисциплины тесно связаны с бухгалтерским учетом, поэтому не следует ограничивать требования для имеющих трехгодичный стаж работы наличием высшего экономического образования только по направлению бухгалтерский учет или аудит. Также не следует ограничивать людей, не имеющих экономического высшего образования, но имеющих неэкономическое высшее образование и достаточный стаж работы. Часть седьмую Статьи 7^1 изложить в следующей редакции: "Руководитель субъекта бухгалтерского учета, указанный в части пятой настоящей статьи, обязан обеспечивать прохождение мероприятий по повышению квалификации руководителем бухгалтерской службы один раз в три года." Обоснование: в проекте закона предусмотрены обязательные требования только для главных бухгалтеров общественно-значимых компаний, поэтому обязательное повышение квалификации также должно быть предусмотрено только для них. Повышение квалификации в международной практике не ограничивается курсами, а может осуществляться в различных формах, в том числе и путем организации мероприятий на самом предприятии, либо путем участия на различных мероприятиях (семинарах, вебинарах, конференциях, круглых столах, тренингах, и т.д.), либо получением второго высшего образования.
Qabul qilindi 2015-08-10 14:56:41
Принято. Внесены следующие редакционные уточнения и изменения в статью 7-1. ....... Руководитель бухгалтерской службы акционерных обществ, страховых организаций, инвестиционных и иных фондов, аккумулирующих средства юридических и физических лиц, благотворительных и иных общественных фондов, внебюджетных фондов, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами, а также хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном фонде долю, принадлежащую государству, и государственных унитарных предприятий должен отвечать следующим требованиям: 1) иметь высшее образование; 2) стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета или составлением финансовой отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего экономического образования - не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего неэкономического образования - не менее семи лет из последних десяти календарных лет; 3) не иметь неснятой или непогашенной судимости. Юридическое лицо, с которым субъект бухгалтерского учета заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, возлагает ведение бухгалтерского учета на работника, отвечающего требованиям, установленным частью пятой настоящей статьи. Требования к руководителям бухгалтерской службы банков и иных кредитных организаций устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан. Руководитель субъекта бухгалтерского учета обязан обеспечивать прохождение повышения квалификации руководителем бухгалтерской службы один раз в три года. Не принято - предложение в части установления требования по повышению квалификации только для главных бухгалтеров общественно-значимых компаний. В целях обеспечения соответствующей профессиональной компетентности, практики обсуждения и изучения изменений и дополнений в законодательных актах, считаем необходимым на законодательном уровне установить обязательное требование ко всем руководителям бухгалтерской службы по регулярному прохождению повышения квалификации. Данное требование в конечном итоге обеспечит повышение профессионального потенциала как руководителя бухгалтерской службы, так и сотрудников данной службы. .
Oksana Ognevchuk 2015-06-22 16:28:42
2) в статье 3: часть первую дополнить словами «а также филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц, находящиеся на территории Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан»; структурные подразделения нерезидентов не могут готовить полный комплект финансовой отчетности, т.к. не обладают контролем над полым набором объектов бухгалтерского учета не являясь отчитывающейся компанией. Значит ли, что с введением предложенной нормы будет установлен какой-либо специальный порядок представления финансовой информации такими подразделениями, или предполагается, что они будут представлять информацию, которую они готовят для учредившей их отчитывающейся компании в соответствии с учетной политикой этой отчитывающейся компании?
Qabul qilindi 2015-08-10 15:00:57
В соответствии со статьей 1177 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, иностранные юридические лица осуществляют в Республике Узбекистан предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, если законом Республики Узбекистан для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное, то они обязаны организовать и вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Законом. Таким образом, филиалы, представительства и другие структурные подразделения иностранных юридических лиц, расположенных на территории Республики Узбекистан становятся также субъектами бухгалтерского учета.
Oksana Ognevchuk 2015-06-22 16:55:24
хорошо было бы в Законе выделить глоссарий терминов, для унификации их применения, в котором можно было бы определить все основные понятия, например, такие как: "Хозяйственная операция" – это сделка, событие или операция, приводящая к изменению объектов бухгалтерского учета; как "Организации публичного интереса" − открытые акционерные общества, эмитенты ценных бумаг, банки, кредитные союзы и микрокредитные организации, страховые организации, инвестиционные и иные фонды, аккумулирующие средства юридических и физических лиц, фондовые и товарные биржи, государственные предприятия и юридические лица, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую государству; как "Отчетный период" – период, за который составляется финансовая отчетность и др.
Qabul qilinmadi 2015-08-10 15:02:28
Не принято. Основные понятия с учетом практики их применения в системе бухгалтерского учета, последовательно раскрыты в определенных статьях закона, что обеспечивает целостность, значимость и понятность содержания норм, изложенных в соответствующих статьях закона. Также, определения некоторых терминов приводятся в соответствующих стандартах бухгалтерского учета. Кроме того, согласно письму Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 03.06.2015 г. №02/533 также предложено раскрытие основных понятий в соответствующих статьях законопроекта. В связи с этим, считаем не целесообразным, выделять в законе глоссарий терминов.
Oksana Ognevchuk 2015-06-22 17:13:13
Статья 51. Стандарты бухгалтерского учета Стандарты бухгалтерского учета определяют правила ведения бухгалтерского учета, подготовки и составления финансовой отчетности. Национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливают необходимые требования к организации и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности. Субъекты бухгалтерского учета могут применять международные стандарты финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством.» - если в Законе будет условие "Стандарты бухгалтерского учета определяют правила ведения бухгалтерского учета, подготовки и составления финансовой отчетности", то многие предлагаемые ниже конкретные требования Закона становятся излишними или могут приводить к несоответствию требованиям стандартов. Это несоответствие может привести к невозможности одновременного выполнения требований Закона и требований стандартов, тем более, что предлагается разрешить составдение отчетности по МСФО. Невыполнение требований Закона наказуемо, невыполнение требований стандартов приводит к недостоверной ФО и к модифицированному аудиторскому мнению об этой ФО.
Qabul qilindi 2015-08-10 15:04:02
Принято. Внесены следующие редакционные уточнения: Статья 5-1. Стандарты бухгалтерского учета Стандарты бухгалтерского учета определяют минимально необходимые требования к ведению бухгалтерского учета и подготовке финансовой отчетности. Национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливают специальные требования к организации и ведению бухгалтерского учета. Субъекты бухгалтерского учета могут применять международные стандарты финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством.
Oksana Ognevchuk 2015-06-22 18:10:26
дополнить статьей 71 следующего содержания: «Статья 71. Руководитель бухгалтерской службы Руководителем бухгалтерской службыявляется главный бухгалтер или иное должностное лицо, осуществляющие функции бухгалтерского учета и финансового управления. Руководитель бухгалтерской службы по вопросам ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности подчиняется непосредственно руководителю субъекта бухгалтерского учета, а также при наличии главному бухгалтеру вышестоящей организации. Требования руководителя бухгалтерской службы по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению их в бухгалтерию обязательны для всех работников субъекта бухгалтерского учета. В случае возникновения разногласий между руководителем субъекта бухгалтерского учета и руководителем бухгалтерской службы по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта бухгалтерского учета, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций. - каковы критерии "вышестоящей организации", главному бухгалтеру которой должен подчиняться руководитель бухгалтерской службы? Может ли вышестоящая организация оказаться нерезидентом? Не противоречит ли такое законодательное требование принципам корпоративного управления и не ущемляет ли оно права хозяйствующих субъектов на разработку и внедрение эффективных систем внутреннего контроля? Подчинение предполагает и передачу ответственности на главного бухгалтера вышестоящей организации. Если вышестояшая организация является отдельным юридическим лицом, можно ли обязать сотрудника (главного бухгалтера) отдельного юр.лица руководить бухгалтером другого юр.лица?
Qabul qilindi 2015-08-10 15:08:28
Принято. Внесены следующие редакционные уточнения в часть вторую статьи 7-1: ….Руководитель бухгалтерской службы по вопросам ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности подчиняется непосредственно руководителю субъекта бухгалтерского учета. …
Oksana Ognevchuk 2015-06-22 18:21:47
Необходимо уточнить полномочия и ответственность главного бухгалтера: Главный бухгалтер несет ответственность за: разработку учетной политики в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете Республики Узбекистан и ее соблюдение; ведение бухгалтерского учета в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете Республики Узбекистан и внутренними нормативными документами субъекта бухгалтерского учета; сохранность первичных учетных документов и бухгалтерских регистров; подготовку и представление бухгалтерской и финансовой отчетности. На главного бухгалтера и сотрудников службы бухгалтерского учета не может возлагаться материальная ответственность и полномочия по санкционированию хозяйственных операций. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю, а по вопросам ведения бухгалтерского учета, составлению и предоставлению финансовой отчетности − главному бухгалтеру вышестоящей организации, если иное не установлено внутрихозяйственной системой управления. В случае возникновения разногласий между руководителем субъекта бухгалтерского учета и главным бухгалтером по отражению (а не по осуществлению) отдельных хозяйственных операций в бухгалтерском учете, первичные учетные документы по этим операциям могут быть приняты к учету с письменного распоряжения руководителя субъекта бухгалтерского учета, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций и их отражение в учете и в отчетности. Требования службы бухгалтерского учета (главного бухгалтера) по оформлению и представлению в службу бухгалтерского учета (главному бухгалтеру) всех необходимых первичных учетных документов обязательны для всех работников субъекта бухгалтерского учета. С точки зрения международного подхода функция главного бухгалтера – это функция финансового контролера без делегирования ему полномочий санкционирования при принятии решений. Подпись главного бухгалтера на документе – это не санкционирование операции, а ее финансовый контроль, т.е. отражение содержащейся в нем информации в учете. В этом случае бухгалтер является беспристрастным лицом на предприятии по отношению к принимаемым руководством решениям и создается адекватное разделение обязанностей. В противном случае, главный бухгалтер − участник принятия решений и тогда он не может быть нейтральным при подготовке финансовой отчетности. Поэтому нужна позиция финансового контролера.
Qabul qilinmadi 2015-08-10 15:11:25
Не принято Исходя из особенностей отдельных видов экономической деятельности и организационной системы управления субъекта, установление на законодательном уровне исчерпывающего перечня полномочий и ответственности главного бухгалтера не целесообразно.
Oksana Ognevchuk 2015-06-22 19:05:14
Установить требования к квалификации можно введением в Закон понятия "профессиональный бухгалтер" Профессиональный бухгалтер – физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера и являющийся членом республиканского общественного объединения бухгалтеров. Система сертификации (национальной или международной, признаваемой в Узбекистане) способна предоставить возможность контроля соблюдения квалификационных требований, этических норм, повышения квалификации. Сертификация может решить проблему отсутствия профильного образования и органиченной возможности его получения (в Узбекистане нет вечерней и заочной форм обучения, обучаться же с отрывом от производства взрослые люди не могут себе позволить).
Qabul qilinmadi 2015-08-10 15:45:08
Не принято. Регулирование деятельности профессионального сообщества бухгалтеров, путем введения понятия "профессиональный бухгалтер" и установления обязательного членства в республиканском общественном объединение бухгалтеров, не является предметом данного закона.
Oksana Ognevchuk 2015-06-22 19:30:32
статьи 12, 13, 14, 15,17 касаются вопросов, подробно урегулированных в стандартах, а в некоторых аспектах, противоречат требованиям стандартов, особенно МСФО. эти статьи вообще не нужны в законе, если там будет присутствовать фраза "Стандарты бухгалтерского учета определяют правила ведения бухгалтерского учета, подготовки и составления финансовой отчетности".
Qabul qilindi 2015-08-10 15:16:54
Принято. Внесены соответствующие редакционные изменения в Статью 5-1. Стандарты бухгалтерского учета Стандарты бухгалтерского учета определяют минимально необходимые требования к ведению бухгалтерского учета и подготовке финансовой отчетности. ....
Байрашев Андрей Зуфарович 2015-06-24 20:55:44
Нет необходимости введения в Закон понятия "Профессиональный бухгалтер". Обоснование: 1) В настоящее время Международная федерация бухгалтеров (МФБ - IFAC) вводит новое определение "профессиональный бухгалтер", по которому профессиональный бухгалтер - это физическое лицо, которое достигает, демонстрирует и поддерживает профессиональную компетентность в бухгалтерском учете и обязуется соблюдать кодекс этики. По старому определению, профессиональный бухгалтер - это физическое лицо, член профорганизации - члена МФБ. Т.е. старое определение предусматривало обязательное членство в какой-либо профорганизации и какую-либо формальную сертификацию. В новом определении МФБ этого уже не требуется, в целях более полного охвата ВСЕХ представителей профессии, а не только лиц, формально состоящих членами каких-либо профорганизаций и обладающих какими-либо сертификатами. МФБ признает по сути две профессии лишь исторически связанных в англоязычном мире общим понятием "профессиональный бухгалтер": аудиторы (так называемые "публично практикующие профессиональные бухгалтера") и бухгалтера (так называемые "профессиональные бухгалтера в бизнесе"). Для аудиторов обычно вводится лицензирование (сертифицирование) деятельности, а для бухгалтеров, работающих на предприятиях - требования более мягкие и лицензирование (сертифицирование) не требуется. Исходя из этого в Законе нет необходимости прописывать понятие "профессиональный бухгалтер", а достаточно прописать минимальные требования по образованию и стажу для главных бухгалтеров общественно-значимых предприятий. При этом бухгалтера могут самостоятельно выбирать учебные программы и сертификации, которые будут для них полезны и необходимы в работе. 2) Статья 4 Закона РУз "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан" допускает только добровольное членство в профорганизации и запрещает использовать наличие или отсутствие такого членства как основание для ограничения прав и свобод гражданина или представления ему преимуществ, в том числе условием занятия должности в государственной организации. Таким образом требование обязательного членства в профорганизации для бухгалтера - противозаконно. При этом бухгалтера могут добровольно становиться членами любых профорганизаций по своему выбору. 3) Контроль над деятельностью бухгалтера осуществляется в том числе путем проведения обязательного аудита финансовой отчетности аудиторской организацией (аудиторами), имеющей государственную лицензию (сертификаты) на проведение аудита. Поэтому для бухгалтеров общественно-значимых предприятий нет безусловной необходимости в получении каких-либо сертификатов. При этом бухгалтера могут самостоятельно выбирать учебные программы и сертификации, которые будут для них полезны и необходимы в работе.
Qabul qilinmadi 2015-08-10 15:48:51
В данном комментарии отсутвует конкретное предложение или замечание по законопроекту
Байрашев Андрей Зуфарович 2015-06-24 21:05:42
4) Бухгалтерский учет, в отличии от аудита и налогового консультирования, НЕ является лицензируемым (сертифицируемым) видом деятельности. Поэтому для бухгалтеров общественно-значимых предприятий достаточно прописать минимальные требования по образованию и стажу. При этом бухгалтера могут самостоятельно выбирать учебные программы и сертификации, которые будут для них полезны и необходимы в работе.
Qabul qilinmadi 2015-08-10 15:49:08
В данном комментарии отсутвует конкретное предложение или замечание по законопроекту
Oksana Ognevchuk 2015-06-26 15:25:38
На сегодняшний день новая формулировка понятия «Профессиональный бухгалтер" в МФБ только обсуждается. В обсуждаемом Законе можно определить понятие «Профессиональный бухгалтер» как «физическое лицо, которое достигает, демонстрирует и поддерживает профессиональную компетентность в бухгалтерском учете и обязуется соблюдать кодекс этики», но при этом, именно в национальном законодательстве должно быть зафиксировано кто именно (какая организация) будет ответственна за информирование общества о списке лиц, которые соответствуют описанным критериям. Сегодня в Узбекистане существуют как минимум 2 профессиональные организации, которые могли бы взять на себя эту ответственность под контролем регулятора. Достижение и Демонстрация профессиональной компетенции могут быть выявлены посредством независимых экзаменов в рамках признаваемой сертификационной программы, Поддержание компетенции достигается путем регулярного повышения квалификации, Соблюдение кодекса этики является обязательным условием членства в профессиональной организации.
Qabul qilinmadi 2015-08-10 15:45:58
Не принято. Регулирование деятельности профессионального сообщества бухгалтеров, путем введения понятия "профессиональный бухгалтер" и установления обязательного членства в республиканском общественном объединение бухгалтеров, не является предметом данного закона.
Oksana Ognevchuk 2015-06-26 17:21:58
В Узбекистане в определенных случаях квалификационный сертификат требуется при трудоустройстве как на предприятия, занимающиеся лицензируемой деятельностью (аудит, оценка и др.) так и нелицензируемой, например, руководителем службы внутреннего аудита АО.
Qabul qilinmadi 2015-08-10 15:48:10
В данном комментарии отсутвует конкретное предложение или замечание по законопроекту

ПРОЕКТ

ЗАКОН

Республики Узбекистан

О внесении изменений и дополнений

в Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 30 августа 1996 года № 279–I «О бухгалтерском учете» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 142) следующие изменения и дополнения:

1) дополнить статьей 21 следующего содержания:

«Статья 21. Понятие бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения бухгалтерской информации путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций, а также составление на ее основе финансовой отчетности.

Бухгалтерская информация создается в результате обработки данных об объектах бухгалтерского учета, основанных первичными учетными документами, и отражается (фиксируется) в учетных регистрах, финансовой отчетности, пояснениях и в других специальных формах.»

2) в статье 3:

часть первую дополнить словами «а также филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных юридических лиц, находящиеся на территории Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан»;

часть вторую исключить;

3) текст статьи 4 изложить в следующей редакции:

«Объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, собственный капитал, резервы, доходы, расходы, прибыли или убытки и хозяйственные операции, связанные с их движением.

Объекты бухгалтерского учета подлежат синтетическому и аналитическому учету.

Синтетический учет осуществляется путем организации учета обобщенных данных об объектах бухгалтерского учета по определенным экономическим признакам, в порядке, определяемом законодательством о бухгалтерском учете.

Аналитический учет ведется в целях формирования детальной бухгалтерской информации об объектах бухгалтерского учета, в порядке, определяемом субъектом бухгалтерского учета самостоятельно.

Хозяйственной операцией является сделка, событие или операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение субъекта бухгалтерского учета, финансовый результат его деятельности и движение объектов бухгалтерского учета.»;

4) в статье 5:

в части второй слова «и для субъектов малого и частного предпринимательства» заменить словами «для субъектов малого предпринимательства»;

в части четвертой после слов «банков» дополнить словами «и иных кредитных организаций»;

5)дополнить статьей 51 следующего содержания:

«Статья 51. Стандарты бухгалтерского учета

Стандарты бухгалтерского учета определяют минимально необходимые требования к ведениюбухгалтерского учета и подготовке финансовой отчетности.

Национальные стандарты бухгалтерского учета устанавливают специальные требования корганизации и ведению бухгалтерского учета.

Субъекты бухгалтерского учета могут применять международные стандарты финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством.»;

6) дополнить статьей 71 следующего содержания:

«Статья 71. Руководитель бухгалтерской службы

Руководителем бухгалтерской службыявляется главный бухгалтер или иное должностное лицо, осуществляющие функции бухгалтерского учета и финансового управления.

Руководитель бухгалтерской службы по вопросам ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности подчиняется непосредственно руководителю субъекта бухгалтерского учета.

Требования руководителя бухгалтерской службы по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению их в бухгалтерию обязательны для всех работников субъекта бухгалтерского учета.

В случае возникновения разногласий между руководителем субъекта бухгалтерского учета и руководителем бухгалтерской службы по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты
к исполнению с письменного распоряжения руководителя субъекта бухгалтерского учета, который единолично несет ответственность за последствия осуществления таких операций.

Руководитель бухгалтерской службы акционерных обществ, страховых организаций, инвестиционных и иных фондов, аккумулирующих средства юридических
и физических лиц, благотворительных и иных общественных фондов, внебюджетных фондов, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые юридическими
и физическими лицами, а также хозяйствующих субъектов, имеющихв уставном фонде долю, принадлежащую государству и государственных унитарных предприятий должен отвечатьследующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета или составлением финансовой отчетности либо с аудиторской деятельностью, при наличии высшего экономического образования - не менее трех лет из последних пяти календарных лет,а при наличии высшего неэкономического образования - не менее семи лет из последних десяти календарных лет;

3)не иметь неснятой или непогашенной судимости.

Юридическое лицо, с которымсубъект бухгалтерского учета заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, возлагаетведение бухгалтерского учета на работника, отвечающего требованиям, установленным частьюпятой настоящей статьи.

Требования к руководителям бухгалтерской службы банков и иных кредитных организаций устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан.

Руководитель субъекта бухгалтерского учета обязан обеспечивать прохождение повышения квалификации руководителем бухгалтерской службы один раз в три года.»;

7) в статье 8:

в части первой слова «бухгалтерские отчетыи балансы» заменить словами «финансовая и иная отчетность»;

часть вторую дополнить предложением следующего содержания:

«В случаях, если лицо, осуществляющее руководящие функции принимает функции бухгалтерского учета и финансового управления на себя, то в обоих перечнях лиц указывает себя»;

8) в статье 9:

в части четвертой:

в абзаце втором слова «предприятия (учреждения)» заменить словами «субъекта бухгалтерского учета»;

абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

«наименование, содержание и количественное измерение хозяйственной операции с указанием единиц измерения (в натуральном и денежном выражении);

наименование должности лица (лиц), совершившего хозяйственную операцию
и (или) лица, ответственного за правильность ее оформления»;

дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«подписи ответственных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц»;

в части пятой текста на узбекском языке слова «ўз вақтида тўғри ва аниқ тузилиши, шунингдек» заменить словами «ўз вақтида ва тўғри тузилганлигига, ишончлилигига (ҳаққонийлигига) ҳамда»;

дополнить частью шестой следующего содержания:

«Первичные учетные документы, представленные в электронном виде, подтверждаются электронной цифровой подписью»;

часть шестую считать частью седьмой;

9) в статье 10:

в части первой текста на узбекском языке слово«дафтарлар» заменить словом «китоблар»;

часть вторую заменить частями второй, третьей и четвертой следующего содержания:

«Регистры могут быть выполнены в виде электронного документа, который создается, обрабатывается и хранится с использованием технических средств, услуг информационных систем и информационных технологий.

В регистрах бухгалтерского учета должны систематизироваться и накапливаться данные, содержащиеся в первичных учетных документах.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

наименование регистра;

наименование субъекта бухгалтерского учета, составившего регистр;

дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

хронологическая и (или) систематическая группировка хозяйственных операций;

величина денежного измерения хозяйственных операций с указанием единицы измерения;

подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц».

часть третью считать частью пятой;

10) в статье 12:

в части первой слова «оборотных активов» заменить словами «товарно-материальных запасов»;

в части второй текста на узбекском языке слово «маблағлар» заменить словом «воситалар»;

первое предложение части третьей текста на узбекском языке изложить
в следующей редакции:

«Асосий воситалар ва номоддий активлар қийматини ҳисобдан чиқариш уларнинг қиймати тўлиқ қоплангунга ёки объект сафдан чиқиб кетгунга қадар эскириш (амортизация) ҳисоблаш йўли билан амалга оширилади»;

в части пятой текста на узбекском языке слова «пул билан» заменить словами «пулда ифодаланган ҳолда»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

«Условные активы и обязательства отражаются в соответствии со стандартами бухгалтерского учета»;

11) в статье 14:

часть третью дополнить словами «а также курсовую разницу, возникающую в процессе формирования уставного капитала, эквивалент которого выражен в иностранной валюте.»;

часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Резервныйкапитал (фонд)отражаетинфляционные резервы, образующиеся припереоценкедолгосрочных активов, отчисления от чистой прибыли, в размерах, предусмотренных законодательством и учредительными документами, атакже стоимость безвозмездно полученного имущества»;

12) дополнить статьей 151 следующего содержания:

«Статья 151. Внутренний контроль

Внутренний контроль – совокупность правил и порядков, принятых руководством субъекта бухгалтерского учета в целях обеспечения организованного и эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской информации.

Субъекты бухгалтерского учета обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль для обеспечения правильности осуществления хозяйственных операций, сохранности активов, предотвращения и выявления случаев хищения и ошибок при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности. Организацию внутреннего контроля обеспечивает руководитель субъекта бухгалтерского учета.»;

13) текст статьи 16 изложить в следующей редакции:

«Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении субъекта бухгалтерского учета на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную
в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Годовая финансовая отчетность включает:

бухгалтерский баланс;

отчет о финансовых результатах;

отчет о денежных потоках;

отчет о собственном капитале;

примечания, расчеты и пояснения.

При составлении финансовой отчетности юридические лица должны включать бухгалтерские балансы и другие отчетные формысвоих филиалов, представительств и других структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс.

Финансовая отчетность малых предприятий и микрофирм составляется
по упрощенной форме.

Финансовая отчетность бюджетных организаций составляется и предоставляется
в соответствии с бюджетным законодательством.

Структура и содержание финансовой отчетности определяются Министерством финансов Республики Узбекистан»;

14) в статье 17:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

«Субъекты бухгалтерского учета, имеющие дочерние хозяйственные общества и являющиеся эмитентами ценных бумаг обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность.

Вклады в дочерние хозяйственные общества отражаются
в финансовой отчетности головного (основного) общества как его финансовые вложения»;

часть третью исключить;

части четвертую, пятую и шестую считать соответственно частями третьей, четвертой и пятой;

часть третью изложить в следующей редакции:

«К консолидированной финансовой отчетности прилагается финансовая отчетность головного (основного) общества и его дочерних хозяйственных обществ, составленная по его учетной политике»;

в части четвертой слова «Консолидированнаяотчетность» заменить словами «Консолидированная финансовая отчетность»;

15) в статье 18:

в части первой после слов «Отчетным периодом» дополнить словами
«для годовой»;

дополнить частью второй следующего содержания:

«Отчетным периодом для промежуточной финансовой отчетности, составляемой
в течение календарного года, является период с 1 января на отчетную дату периода,
за который составляется промежуточная финансовая отчетность, включительно.»;

части вторую, третью и четвертую считать соответственно частями третьей, четвертой и пятой;»;

16) во второй части статьи 20 слова «после подтвержденияаудиторамидостоверностиуказанныхвнихданных не позднее первого мая года следующего за отчетным» заменить словами «вместе с аудиторским заключением в течение двух недель после проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта бухгалтерского учета»;

17) дополнить статьей 211следующего содержания:

«Статья 211. Республиканское общественное объединение бухгалтеров

Республиканское общественное объединение бухгалтеров:

участвуют в разработке проектов стандартов бухгалтерского учета, проводят публичное обсуждение этих проектов и вносят предложения по совершенствованию законодательства Республики Узбекистан по бухгалтерскому учету в органы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит;

разрабатывают предложения по пересмотру и разработке методических рекомендаций по применению стандартов бухгалтерского учета и вносят их в органы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит;

участвуют в обеспечении эффективной защиты прав, свобод и законных интересов бухгалтеров, повышении их профессиональной, правовой и общественно-политической культуры;

осуществляют взаимодействие с международными профессиональными организациями в области бухгалтерского учета;

могут выполнять и иные функции, предусмотренные законодательством»;

18) в части первой статьи 22 слово «администрации» заменить словами «руководителя субъекта бухгалтерского учета»;

19) в статье 23:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовая отчетность и другие документы,связанныес организацией и ведением бухгалтерского учета, подлежат хранению субъектом бухгалтерского учета в течение сроков, устанавливаемых законодательством, но не менее пяти лет после отчетного года (периода)»;

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
Нет результатов.

So`rovnoma natijalari