Hujjat nomi
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О газоснабжении
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQonun
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Oliy Majlisi Qonunchilik palatasi
Hujjat muallifiO’zbekneftgaz
Muhokama boshlanishi (sana)2017-07-04 09:16:34
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-07-19 18:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Глава1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений
в области газоснабжения.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с:

производством, транспортировкой, распределением, поставкой
и использованием газа;

созданием, функционированием и развитием систем газоснабжения,
а также с выводом из эксплуатации, консервации и (или) ликвидации объектов системы газоснабжения;

государственным контролем и надзором за режимами функционирования системы газоснабжения и потребления газа.

Статья 3. Законодательство о газоснабжении

Законодательство о газоснабжении состоит из настоящего Закона
и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о газоснабжении, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

газ– природный газ, нефтяной (попутный) газ, добываемый газодобывающими, нефтедобывающими или газонефтедобывающими организациями, производимый газоперерабатывающими организациями, транспортируемый газотранспортными организациями, а также топливный
газ, вырабатываемый нефтеперерабатывающими организациями, предназначенные для использования в качестве топлива или сырья;

объём ресурсов газа – общий объем газа, формируемый из объёмов
газа различных источников поступления, в том числе отбор из подземных хранилищ газа и производство газа, предусматривающее добычу,
переработку и выработку газа;

объём распределения газа – общий объем газа, формируемый
из объёмов расхода газа по различным направлениям использования,
в том числе поставка газа для потребления, закачка в подземные
хранилища газа, расход на производственные потери и технологические нужды;

баланс ресурсов и распределения газа – это система показателей, характеризующих источники поступления газа и направления
его использования, отражающих движение газа от момента
производства до конечного его использования;

газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая
собой деятельность по обеспечению потребителей газом,
в том числе деятельность по добыче, переработке, выработке, транспортировке, хранению, распределению и поставке газа;

система газоснабжения – имущественный производственный
комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных
и иных объектов, предназначенных для добычи, переработки,
выработки, транспортировки, хранения, распределения и поставок газа потребителю;

режим функционирования системы газоснабжения – неразрывный технологический процесс, обеспечивающий надежность и безопасность эксплуатации системы газоснабжения, а также соблюдение требований по количественным и качественным показателям поставляемого газа;

магистральная газотранспортная система – совокупность трубопроводов, компрессорных и газораспределительных станций,
подземных хранилищ газа и других технологических объектов, предназначенных для хранения и транспортировки газа от газодобывающих, нефтедобывающих, газонефтедобывающих, газоперерабатывающих
или нефтеперерабатывающих организаций до пунктов распределения
и потребителей газа;

организация по добыче газа – газодобывающие, нефтедобывающие, газонефтедобывающие организации, а также организации, работающие на условиях соглашения о разделе продукции, обеспечивающие производство и поставку газа потребителям;

организация по переработке газа – газоперерабатывающие организации, обеспечивающие прием,переработку, производство и поставку газа потребителям;

организация по выработке газа – нефтеперерабатывающие организации, обеспечивающие прием и переработку нефти и (или) газового конденсата, а также производство и поставку газа потребителям;

газотранспортная организация – организации, которые осуществляют прием, транспортировку газа и поставку газа потребителям;

газоснабжающая организация – организации, обеспечивающие
прием, распределение и поставку газа потребителям;

организация-собственник объекта системы газоснабжения – организации, определенные в установленном законодательством порядке
и имеющие на праве собственности объекты системы газоснабжения;

поставщик – собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставку газа;

потребитель – юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. Потребители подразделяются на следующие категории:

основные потребители газа, не относящиеся к категориям потребителей стратегического значения и социальной значимости;

потребители стратегического значения, имеющие производственно-технологические объекты непрерывного функционирования, перечень
и условия поставок газа которым определяются Кабинетом
Министров Республики Узбекистан;

потребители социальной значимости, включающие учреждения социальной сферы и бюджетные организации, требующие бесперебойной поставки газа, перечень и условия поставок газа которым определяются органами государственной власти на местах;

газоиспользующее оборудование (установки) – котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для отопления, горячего водоснабжения, в технологических
процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие
газ в качестве сырья;

охранная зонаобъектов системы газоснабжения – территория
с особыми условиями использования, расположенная вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов системы газоснабжения
и определяемая в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

аварийный режим– недопустимое отклонение технологических параметров работы объектов системы газоснабжения, которое может привести к нарушению надежного и безопасного функционирования системы газоснабжения и (или) ограничению поставки газа потребителям.

Статья 5. Основные принципы государственной политики в сфере газоснабжения

Государственная политика в сфере газоснабжения основывается
на принципах:

обеспечения сбалансированного и пропорционального развития процессов поиска, разведки и освоения месторождений, производства, транспортировки, хранения и поставок газа;

обеспечения энергетической безопасности Республики Узбекистан;

обеспечения защиты прав и интересов потребителей;

соблюдения установленных цен на газ и тарифов на оказываемые услуги по газоснабжению;

соблюдения законодательства субъектами отношений в сфере газоснабжения;

установления ответственности субъектов газоснабжения за нарушение законодательства в сфере газоснабжения;

неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере газоснабжения;

соблюдения установленных требований промышленной, пожарной
и экологической безопасности объектов системы газоснабжения;

создания условий для внедрения энергосберегающих технологий, приборов учета и регулирования потребления газа.

Статья 6. Основные направления государственной политики
в области газоснабжения

Основными направлениями государственной политики в области газоснабженияявляются:

государственная поддержка развития газоснабжения в целях обеспечения потребностей экономики и улучшения социально-экономических условий жизни населения, а также обеспечения промышленной
и экологической безопасности;

государственное регулирование рационального использования геологических запасов газа;

содействие в обеспечении конкурентоспособности отечественного газа на мировом энергетическом рынке;

формирование и реализация соответствующих программ газификации территорий и промышленных объектов;

внедрение рыночных принципов и механизмов в систему управления
и взаимоотношений по производству, транспортировке, хранению и поставке газа;

содействие привлечению инвестиций в целях дальнейшего развития системы газоснабжения;

создание условий для развития рынка энергетических ресурсов, альтернативных газу, с учетом их стоимости, качества и потребительских свойств, путем установления конкурентоспособных цен на газ и тарифов
на оказываемые услуги по газоснабжению.

Глава 2. Государственное регулирование в области газоснабжения

Статья 7. Органы, осуществляющие государственное регулирование в области газоснабжения

Государственное регулирование в области газоснабжения осуществляют в пределах своих полномочий:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

специально уполномоченный орган в области газоснабжения, определяемый законодательством;

органы государственного контроля и надзора в области газоснабжения, определяемые законодательством;

органы государственной власти на местах.

Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области газоснабжения

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

организует в установленном порядке разработку программ развития системы газоснабжения;

обеспечивает реализацию направлений углубления экономических реформ в области газоснабжения;

обеспечивает формирование прогнозных, отчетных объёмов ресурсов
и распределения газас составлениембаланса ресурсов и распределения газа;

устанавливает порядок формирования цены на газ и тарифы
на оказываемые услуги по газоснабжению;

координирует вопросы строительства, финансирования, ввода
в эксплуатацию объектов системы газоснабжения;

осуществляет лицензирование деятельности по добыче, переработке
и реализации газа, проектированию, строительству, эксплуатации и ремонту магистральных газопроводов;

утверждает нормативно-правовые акты, регулирующие правила поставок и пользования газом, а также предоставление услуг в области газоснабжения.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять
и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Специально уполномоченный орган в области газоснабжения

Специально уполномоченный орган в области газоснабжения:

обеспечивает соблюдение режима функционирования системы газоснабжения;

разрабатывает программы развития системы газоснабжения;

участвует в формировании прогнозных, отчетных объёмов
ресурсов и распределения газа, а также составлениибаланса ресурсов
и распределения газа;

распределяет годовые, квартальные и месячные объемы поставок газа потребителям по регионам и доводит установленные объемы поставок газа
до поставщиков;

вносит предложения по ценам на газ и тарифам на оказываемые услуги по газоснабжению;

устанавливает режим функционирования и управляет системой газоснабжения;

осуществляет мероприятия по реконструкции, модернизации, развитию объектов системы газоснабжения;

осуществляет технический и технологический контроль по организации эксплуатации объектов системы газоснабжения;

разрабатывает нормативные документы в области газоснабжения;

координирует работу по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и сертификации в области газоснабжения;

координирует научно-исследовательские, наладочные, ремонтные инженерно-проектные работы на объектах системы газоснабжения;

организует разработку и реализацию мер порациональному
и экономному использованию газа;

утверждает графики снабжения газом потребителей и очередность
их частичного или полного отключения от системы газоснабжения
в случае нарушения технологического режима работы магистральных газопроводов при аварийном режиме;

обеспечивает реализацию мер по предотвращению фактов самовольного подключения газоиспользующего оборудования (установок) к системе газоснабжения;

осуществляет координацию работ по промышленной, пожарной
и экологической безопасности.

Специально уполномоченный орган в областигазоснабжения можетосуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия органов государственного контроля
и надзора в области газоснабжения

Органы государственного контроля и надзора в области газоснабжения:

участвуют в осуществлении учета сбыта и потребления газа;

осуществляют контроль и надзор за реализацией мер по обеспечению безопасности при производстве, транспортировке, распределении
и поставки газа, а также за рациональным его использованием;

осуществляют мониторинг использования газа и технический аудит объектов;

принимают участие в разработке необходимых нормативных
документов по использованию газа, их реализации, а также монтажу
и эксплуатации объектов (установок) производства, транспортировки
и хранения газа;

контролируют в установленном порядке деятельность поставщиков
и потребителей газа по вопросу недопущения использования газа
не по назначению;

выявляют, пресекают и предупреждают факты хищений, незаконных подключений к газотранспортным и газораспределительным сетям;

обеспечивают полноту и своевременность платежей за газ, сокращение задолженности потребителей;

проводят комплексный анализ, выявляют системные проблемы, разрабатывают предложения по совершенствованию системы принудительного исполнения, обеспечивают осуществление расчетов за потреблённый газ;

выявляют факты самовольного подключения газоиспользующего оборудования (установок) у юридических лиц и принимают меры, предусмотренные законодательством;

участвуют в разработке и осуществляют контроль за реализацией государственных энергосберегающих программ, проектов и мероприятий
по вопросам использования газа и продуктов его переработки;

ведут производство по делам об административных правонарушениях, осуществляют дознание и оперативно-розыскную деятельность в порядке, установленном законодательством.

Органы государственного контроля и надзора в области газоснабжения могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти
на местах в области газоснабжения

Органы государственной власти на местах:

участвуют в разработке и реализации территориальных программ развития системы газоснабжения;

принимают решения в установленном законодательством порядке
о размещении объектов системы газоснабжения;

участвуют в разработке графиков снабжения газом потребителей
и определении очередности их частичного или полного отключения
от системы газоснабжения в случае нарушения технологического режима работы магистральных газопроводов при аварийном режиме;

оказывают содействие газоснабжающим организациям в обеспечении своевременной оплаты потребителями за поставляемый газ;

участвуют в составе комиссии по техническому расследованию причин аварий или несчастных случаев;

могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Запрещается органам государственной власти на местах вмешиваться
в деятельность по производству транспортировке, распределению
и поставке газа.

Глава 3. Производство, транспортировка, распределение, поставка

и потребление газа

Статья 12. Производство газа

Производство газа включает в себя деятельность по добыче, переработке и выработке газа.

Статья 13. Добыча газа

Добыча газа осуществляется из недр газодобывающими, нефтедобывающими, газонефтедобывающими организациями, а также организациями, работающими на условиях соглашения о разделе продукции, обеспечивающими производство и поставку газа потребителям на основании лицензий, выданных Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Организации по добыче газа:

осуществляют добычу, предварительную подготовку газа и поставку газа потребителям в соответствии с договором поставки газа;

обеспечивают постоянный контроль за качеством поставляемого газа
на его соответствие нормативным документам;

в установленном порядке участвуют в формировании прогнозных, отчетных объёмов ресурсов и распределения газа, а также составлении
баланса ресурсов и распределения газа;

предупреждают потребителей о предстоящей остановке поставки газа
и информируют их об ограничении поставки газа в связи с плановыми ремонтными работами на объектах системы газоснабжения;

эксплуатируют и ремонтируют объекты в соответствии
с технологическими регламентами установок и нормативными документами;

разрабатывают и реализуют меры по рациональному и экономному использованию газа;

осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством.

Статья 14. Переработка газа

Переработка газа осуществляется газоперерабатывающими организациями, обеспечивающими прием, переработку, производство
и поставку газа потребителям на основании лицензий, выданных
Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Организации по переработке газа:

осуществляют прием, переработку, производство и поставку газа потребителям в соответствии с договором поставки газа;

обеспечивают постоянный контроль за качеством газа
на его соответствие нормативным документам;

в установленном порядке участвуют в формировании прогнозных, отчетных объёмов ресурсов и распределения газа, а также составлении
баланса ресурсов и распределения газа;

предупреждают потребителей о предстоящей остановке поставки
газа и информируют их об ограничении поставки газа в связи с плановыми ремонтными работами на объектах системы газоснабжения;

эксплуатируют и ремонтируют объекты в соответствии
с технологическими регламентами установок и нормативными документами;

разрабатывают и реализуют меры по рациональному и экономному использованию газа;

осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством.

Статья 15. Выработка газа

Выработка газа осуществляется нефтеперерабатывающими организациями, обеспечивающими прием и переработку нефти
и (или) газового конденсата, а также производство и поставку газа потребителям на основании лицензий, выданных Кабинетом
Министров Республики Узбекистан.

Организации по выработке газа:

осуществляют прием и переработку нефти и (или) газового конденсата,
а также, наряду с основной продукцией, производство и поставку газа потребителям в соответствии с договором поставки газа;

обеспечивают постоянный контроль за качеством газа на его соответствие нормативным документам;

предупреждают потребителей о предстоящей остановке поставки
газа и информируют их об ограничении поставки газа в связи с плановыми ремонтными работами на объектах системы газоснабжения;

эксплуатируют и ремонтируют объекты в соответствии
с технологическими регламентами установок и нормативными документами;

разрабатывают и реализуют меры по рациональному и экономному использованию газа;

осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством.

Статья 16. Транспортировка газа

Транспортировка газа осуществляется газотранспортными организациями, обеспечивающими прием, транспортировку газа от поставщика к пунктам распределения и потребления, взаимодействие
с системами газоснабжения других государств, а также поставку газа потребителям на основании лицензий, выданных Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Газотранспортные организации:

осуществляют управление функционированием магистральной газотранспортной системы;

в установленном порядке участвуют в формировании прогнозных, отчетных объёмов ресурсов и распределения газа, а также составлении баланса ресурсов и распределения газа;

эксплуатируют и ремонтируют объекты в соответствии
с технологическими регламентами установок и нормативными документами;

разрабатывают и реализуют меры по рациональному и экономному использованию газа;

осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством.

Статья 17. Распределение газа

Распределение газа осуществляется газоснабжающими организациями, обеспечивающими прием, распределение и поставку газа потребителям
на основании лицензии, выданной Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Газоснабжающие организации:

формируют договорные объемы потребления газа на основании заявленной потребности потребителей в установленном порядке;

заключают договоры на поставку газа с потребителями;

в установленном порядке участвуют в формировании прогнозных, отчетных объёмов распределения газа, а также составлениибаланса
ресурсов и распределения газа;

эксплуатируют и ремонтируют объекты системы газоснабжения
в соответствии с технологическими регламентами установок
и нормативными документами;

ведут учет платежей за фактически использованный потребителями газ;

информируют, в установленном порядке, потребителей об ограничении поставки газа в связи с плановыми ремонтными работами на объектах
системы газоснабжения и аварийным режимом;

разрабатывают графики снабжения газом потребителей и очередность
их частичного или полного отключения от системы газоснабжения
в случае нарушения технологического режима работы магистральных газопроводов при аварийном режиме;

разрабатывают и реализуют меры порациональному и экономному использованию газа;

выдают технические условия потребителям на подключение
к газораспределительным сетям в установленном порядке;

осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством.

Статья 18. Поставка газа потребителям

Поставка газа потребителям осуществляется организациями
по добыче, переработке, выработке, а также газотранспортными
и газоснабжающими организациями на основании лицензии, выданной Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Поставщики газа имеют право на:

осуществление контроля за соблюдением потребителем режима потребления газа, определенного условиями договора поставки газа;

получение своевременной оплаты за поставляемый газ в сроки, установленные договором поставки газа;

беспрепятственный доступ к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию (установкам) потребителя;

ограничение или прекращение поставок газа потребителю в случае наличия задолженности за поставленный газ в соответствии с условиями договора поставки газа;

возмещение в установленном порядке убытков в случае наличия нарушений в работе газоиспользующего оборудования (установок) потребителя, приведших к отклонениям технологических параметров работы объектов системы газоснабжения.

Поставщики газа могут иметь и иные права в соответствии
с законодательством.

Поставщики газа обязаны:

формировать договорные объемы потребления газа на основании заявленной потребности потребителей в установленном порядке;

обеспечивать качество поставляемого газа в соответствии
с нормативными документами в области технического регулирования;

разрабатывать и осуществлять организационно-технические мероприятия по сокращению технологических потерь газа на объектах газоснабжения;

эксплуатировать и ремонтировать объекты системы газоснабжения
в соответствии с технологическими регламентами установок и нормативными документами;

обеспечивать поставку газа потребителям в соответствии с условиями договора поставки газа;

рассматривать обращения потребителей по вопросам газоснабжения
в соответствии с законодательством и договором поставки газа;

вести учет платежей за фактически поставляемый газ потребителям;

информировать, в установленном порядке, потребителей об ограничении поставки газа в связи с плановыми ремонтными работами на объектах
системы газоснабжения и аварийным режимом.

Поставщики газа могут нести и иные обязанности в соответствии
с законодательством и договором поставки газа.

Статья 19. Потребление газа

Потребление газа осуществляется для удовлетворения потребности
в газе юридических и физических лиц.

Потребители газа имеют право на:

получение газа, показатели качества которого соответствуют требованиям, установленным нормативными документами;

получение газа в объеме и сроки, предусмотренным договором поставки газа;

получение в установленном порядке информации о причинах приостановления поставки газа;

внесение в установленном порядке поставщикам предложений
об изменениях объемов потребляемого ими газа;

возмещение в установленном порядке убытков, причиненных газоснабжающей организацией недопоставкой газа или поставкой газа, показатели качества которого не соответствуют требованиям, установленным нормативными документами;

обращение в суд за разрешением споров, возникающих при исполнении договоров поставки газа.

Потребители газа могут иметь и иные права в соответствии
с законодательством.

Потребители газа обязаны:

соблюдать режим потребления газа, определенный условиями договора поставки газа;

производить своевременную оплату за поставляемый газ в сроки, установленные договором поставки газа;

допускать представителя газоснабжающей организации к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию (установкам);

осуществлять меры по рациональному и экономному использованию газа;

соблюдать требования промышленной, пожарной и экологической безопасности при потреблении газа;

не допускать самовольных подключений объектов и (или) газоиспользующего оборудования (установок) к системе газоснабжения;

бережно относиться к установленным приборам учета газа,
не допускать нарушения пломбы, сообщать поставщику об их неисправностях.

Потребители газа могут нести и иные обязанности в соответствии
с законодательством и договором поставки газа.

Глава 4. Обеспечение безопасности системы газоснабжения

Статья 20. Охрана объектов системы газоснабжения

В целях предупреждения несчастных случаев среди населения, обеспечения сохранности и предотвращения повреждений объектов системы газоснабжения, а также создания необходимых условий их эксплуатации
на прилегающих к объектам территориях устанавливаются охранные зоны.

Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов и других нормативных документов.

Запрещается владельцам земельных участков, на которых установлены охранные зоны, строить здания, строения и иные сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения
без согласования с организацией-собственником объекта системы газоснабжения или уполномоченной им эксплуатирующей организацией.

Владельцы земельных участков, на которых установлены охранные зоны, должны:

обеспечить беспрепятственный доступ к объектам системы газоснабжения организации-собственнику объекта системы газоснабжения или уполномоченной им эксплуатирующей организации, а также государственным органам, осуществляющим контроль и надзор в данной сфере;

не препятствовать выполнению организацией-собственником объекта системы газоснабжения или уполномоченной им эксплуатирующей организацией работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, а также проведению работ, связанных с предупреждением, ликвидацией аварий и (или) катастроф.

Охрана объектов системы газоснабжения осуществляется в соответствии
с законодательством.

Статья 21. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность объектов системы газоснабжения

Промышленная, пожарная и экологическая безопасность объектов системы газоснабжения должна отвечать требованиям, установленным законодательством.

В целях обеспечения промышленной, пожарной и экологической безопасности организация-собственник объектов системы газоснабжения обязана:

обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения безопасное функционирование таких объектов, посредством разработки и реализации мероприятий
по предупреждению, локализации и ликвидации возможных аварий,
пожаров и других чрезвычайных ситуаций, а также планов действий
в чрезвычайных ситуациях;

осуществлять контроль за соблюдением установленных параметров режима функционирования системы газоснабжения;

проводить контроль за техническим состоянием объектов системы газоснабжения;

проводить производственный контроль в области охраны окружающей среды, пожарно-профилактические работы на объектах системы газоснабжения;

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов
для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций
и ликвидации их последствий, а также аварийные службы;

выполнять иные требования в соответствии с законодательством.

Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических
и физических лиц, допустивших нарушения.

Вмешательство в работу объектов системы газоснабжения
не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается.

Умышленное блокирование и повреждение объектов системы газоснабжения, а также иные нарушения бесперебойной и безопасной работы объектов системы газоснабжения, причинившие вред организации-собственнику объекта системы газоснабжения, возмещаются в установленном законодательством порядке.

Статья 22. Обеспечение готовности объекта системы газоснабжения
к локализации аварий, пожаров и катастроф, ликвидации их последствий

В целях обеспечения готовности объекта системы газоснабжения
к локализации потенциальных аварий, пожаров и катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения организация-собственник объекта системы газоснабжения:

создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договора соответствующие специализированные службы;

создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, пожаров и катастроф, системы оповещения, связи и защиты, а также содержит их в состоянии готовности;

осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, пожаров
и катастроф, ликвидации их последствий.

Перечень мероприятий по обеспечению готовности объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, пожаров и катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией-собственником объекта системы газоснабжения и утверждается по согласованию
с соответствующими уполномоченными государственными органами.

Статья 23. Особые условия работы системы газоснабжения при устранении аварийного режима

При устранении аварийного режима привлекаются все имеющиеся
в системе газоснабжения дополнительные мощности, а также в случае необходимости вводятся ограничения потребления газа.

Порядок ограничения потребления газа при возникновении аварийного режима, а также перечень потребителей, в отношении которых вводятся ограничения потребления газа, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Глава 5. Основы взаимоотношений между поставщиками

и потребителями газа

Статья 24. Правовые основы поставок газа

Поставка газа осуществляется на основании договоров между поставщиками и потребителями.

Условия договора поставки газа, обязательные для сторон, определяются
в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, настоящим Законом и другими актами законодательства.

Договор поставки газа заключается при наличии у потребителя разрешительных документов, выданных уполномоченными органами
в установленном порядке, на подключение к системе газоснабжения
и соответствии имеющегося газоиспользующего оборудования (установок) проектной документации.

Статья 25. Требования к поставляемому газу

Поставка газа без его учета не допускается.

Количество газа, подаваемое поставщиком потребителю, определяется:

для юридических лиц - по приборам учета газа, а при отсутствии у них приборов учета определяется по контрольно-измерительным приборам поставщика, установленным, как правило, на границе раздела газовых сетей;

для физических лиц - на основании показаний приборов учета газа
или по нормам расхода газа в порядке, установленном законодательством.

Прием в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных и капитально отремонтированных жилых домов,
не оборудованных приборами учета газа, а также выдача разрешений
на потребление газа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при отсутствии приборов учета газа запрещается.

Приборы учета газа должны соответствовать требованиям, установленным законодательством.

Качество поставляемого газа должно соответствовать требованиям, установленным нормативными документами, и обеспечиваться поставщиком согласно договору поставки газа.

За поставку газа ненадлежащего качества поставщик газа несет ответственность в соответствии с законодательством и договором поставки газа.

Статья 26. Расчеты за поставляемый газ

Потребитель обязан осуществлять оплату за поставляемый газ
на основании заключенного договора поставки газа.

Расчеты за поставляемый газ осуществляются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Поставщик и потребитель систематически проводят сверку объёмов поставок газа и сумм оплаты за потребляемый газ в соответствии с договором поставки газа.

Поставщик вправе уменьшить или прекратить поставку газа в порядке, определяемом условиями договора и законодательством.

Поставщик газа возмещает потребителю в установленном порядке реальный ущерб и упущенную выгоду, причиненные вследствие непоставки
или недопоставки газа по договору поставки газа.

При несоблюдении потребителями стратегического значения
и социальной значимости условий договоров поставки газа по оплате поставляемого газа вышестоящим органом управления принимаются меры, обеспечивающие выполнение потребителями условий договоров поставки газа.

Статья 27. Приостановление поставки газа потребителям

Поставщик в установленном порядке приостанавливает поставку газа потребителю в случаях:

нарушения режима потребления газа, определенного условиями договора поставки газа;

самовольного подключения газоиспользующего оборудования (установок) к системе газоснабжения;

обнаружения факта порчи приборов учета газа или вмешательства
в приборы учета извне с целью изменения их показателей;

неоплаты в установленным договором порядке и сроки за поставляемый газ.

Поставщик вправе приостановить поставку газа потребителю и в иных случаях, предусмотренных договором поставки газа.

Поставщик немедленно отсоединяет отвод и (или) газоиспользующее оборудование (установки), не предусмотренный в проектной документации
и самовольно подключенный к системе газоснабжения.

Поставщик возобновляет поставку газа потребителю после устранения случаев, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, выполнения потребителем условий договора поставки газа, а также возмещения расходов, связанных с возобновлением поставки газа, и ущерба, причиненного посредством нарушений правил пользования газа.

Статья 28. Возмещение ущерба, причиненного посредством нарушений правил пользования газа

Размер и порядок возмещения ущерба, причиненного газоснабжающим организациям юридическими и физическими лицами посредством самовольного подключения к системе газоснабжения или иных нарушений правил пользования газа, определяется согласно методике, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 29. Разрешение споров

Споры в области газоснабжения разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства
о газоснабжении

Лица, виновные в нарушении законодательства о газоснабжении,
несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Статья 31. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения Правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления
их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений
в области газоснабжения.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с:

производством, транспортировкой, распределением, поставкой
и использованием газа;

созданием, функционированием и развитием систем газоснабжения,
а также с выводом из эксплуатации, консервации и (или) ликвидации объектов системы газоснабжения;

государственным контролем и надзором за режимами функционирования системы газоснабжения и потребления газа.

Статья 3. Законодательство о газоснабжении

Законодательство о газоснабжении состоит из настоящего Закона
и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о газоснабжении, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

газ– природный газ, нефтяной (попутный) газ, добываемый газодобывающими, нефтедобывающими или газонефтедобывающими организациями, производимый газоперерабатывающими организациями, транспортируемый газотранспортными организациями, а также топливный
газ, вырабатываемый нефтеперерабатывающими организациями, предназначенные для использования в качестве топлива или сырья;

объём ресурсов газа – общий объем газа, формируемый из объёмов
газа различных источников поступления, в том числе отбор из подземных хранилищ газа и производство газа, предусматривающее добычу,
переработку и выработку газа;

объём распределения газа – общий объем газа, формируемый
из объёмов расхода газа по различным направлениям использования,
в том числе поставка газа для потребления, закачка в подземные
хранилища газа, расход на производственные потери и технологические нужды;

баланс ресурсов и распределения газа – это система показателей, характеризующих источники поступления газа и направления
его использования, отражающих движение газа от момента
производства до конечного его использования;

газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая
собой деятельность по обеспечению потребителей газом,
в том числе деятельность по добыче, переработке, выработке, транспортировке, хранению, распределению и поставке газа;

система газоснабжения – имущественный производственный
комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных
и иных объектов, предназначенных для добычи, переработки,
выработки, транспортировки, хранения, распределения и поставок газа потребителю;

режим функционирования системы газоснабжения – неразрывный технологический процесс, обеспечивающий надежность и безопасность эксплуатации системы газоснабжения, а также соблюдение требований по количественным и качественным показателям поставляемого газа;

магистральная газотранспортная система – совокупность трубопроводов, компрессорных и газораспределительных станций,
подземных хранилищ газа и других технологических объектов, предназначенных для хранения и транспортировки газа от газодобывающих, нефтедобывающих, газонефтедобывающих, газоперерабатывающих
или нефтеперерабатывающих организаций до пунктов распределения
и потребителей газа;

организация по добыче газа – газодобывающие, нефтедобывающие, газонефтедобывающие организации, а также организации, работающие на условиях соглашения о разделе продукции, обеспечивающие производство и поставку газа потребителям;

организация по переработке газа – газоперерабатывающие организации, обеспечивающие прием,переработку, производство и поставку газа потребителям;

организация по выработке газа – нефтеперерабатывающие организации, обеспечивающие прием и переработку нефти и (или) газового конденсата, а также производство и поставку газа потребителям;

газотранспортная организация – организации, которые осуществляют прием, транспортировку газа и поставку газа потребителям;

газоснабжающая организация – организации, обеспечивающие
прием, распределение и поставку газа потребителям;

организация-собственник объекта системы газоснабжения – организации, определенные в установленном законодательством порядке
и имеющие на праве собственности объекты системы газоснабжения;

поставщик – собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставку газа;

потребитель – юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья. Потребители подразделяются на следующие категории:

основные потребители газа, не относящиеся к категориям потребителей стратегического значения и социальной значимости;

потребители стратегического значения, имеющие производственно-технологические объекты непрерывного функционирования, перечень
и условия поставок газа которым определяются Кабинетом
Министров Республики Узбекистан;

потребители социальной значимости, включающие учреждения социальной сферы и бюджетные организации, требующие бесперебойной поставки газа, перечень и условия поставок газа которым определяются органами государственной власти на местах;

газоиспользующее оборудование (установки) – котлы, производственные печи, технологические линии, утилизаторы и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для отопления, горячего водоснабжения, в технологических
процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие
газ в качестве сырья;

охранная зонаобъектов системы газоснабжения – территория
с особыми условиями использования, расположенная вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов системы газоснабжения
и определяемая в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

аварийный режим– недопустимое отклонение технологических параметров работы объектов системы газоснабжения, которое может привести к нарушению надежного и безопасного функционирования системы газоснабжения и (или) ограничению поставки газа потребителям.

Статья 5. Основные принципы государственной политики в сфере газоснабжения

Государственная политика в сфере газоснабжения основывается
на принципах:

обеспечения сбалансированного и пропорционального развития процессов поиска, разведки и освоения месторождений, производства, транспортировки, хранения и поставок газа;

обеспечения энергетической безопасности Республики Узбекистан;

обеспечения защиты прав и интересов потребителей;

соблюдения установленных цен на газ и тарифов на оказываемые услуги по газоснабжению;

соблюдения законодательства субъектами отношений в сфере газоснабжения;

установления ответственности субъектов газоснабжения за нарушение законодательства в сфере газоснабжения;

неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере газоснабжения;

соблюдения установленных требований промышленной, пожарной
и экологической безопасности объектов системы газоснабжения;

создания условий для внедрения энергосберегающих технологий, приборов учета и регулирования потребления газа.

Статья 6. Основные направления государственной политики
в области газоснабжения

Основными направлениями государственной политики в области газоснабженияявляются:

государственная поддержка развития газоснабжения в целях обеспечения потребностей экономики и улучшения социально-экономических условий жизни населения, а также обеспечения промышленной
и экологической безопасности;

государственное регулирование рационального использования геологических запасов газа;

содействие в обеспечении конкурентоспособности отечественного газа на мировом энергетическом рынке;

формирование и реализация соответствующих программ газификации территорий и промышленных объектов;

внедрение рыночных принципов и механизмов в систему управления
и взаимоотношений по производству, транспортировке, хранению и поставке газа;

содействие привлечению инвестиций в целях дальнейшего развития системы газоснабжения;

создание условий для развития рынка энергетических ресурсов, альтернативных газу, с учетом их стоимости, качества и потребительских свойств, путем установления конкурентоспособных цен на газ и тарифов
на оказываемые услуги по газоснабжению.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Обсуждение проекта законапроект закона19.07.2017НХК «Узбекнефтегаз»

So`rovnoma natijalari