Hujjat nomi
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН "О МЕДИАЦИИ"
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQonun
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO‘zbekiston Respublikasi Oliy Majlisining Senati
Hujjat muallifiO`zbekiston Respublikasi Adliya vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-07-10 11:29:12
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-07-25 07:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

ПРОЕКТ

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О МЕДИАЦИИ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений
в области медиации.

Статья 2. Законодательство о медиации

Законодательство о медиации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о медиации, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего закона

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с применением медиации по спорам, возникающим
из гражданских, трудовых, семейных правоотношений, а также в связи
с осуществлением предпринимательской деятельности.

Действие настоящего Закона не распространяется на споры, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц,
не участвующих в медиации, а также общественные интересы.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

медиация – способ урегулирования возникших споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения
ими взаимоприемлемого решения;

медиатор – физическое или юридическое лицо, специально образованный орган либо комиссия, содействующая в разрешении спора между сторонами;

мировое соглашение –соглашение сторон, направленное
на достижение взаимоприемлемого решения в отношении спора, в том числе на основе взаимных уступок;

соглашение о разрешении спора в порядке медиации – соглашение сторон, заключенное до возникновения спора либо после его возникновения, о необходимости урегулировании спора с проведением медиации;

соглашение о проведении медиации – соглашение сторон, с момента заключения которого проводится медиация в отношении спора, возникшего между сторонами.

Статья 5. Основные принципы медиации

Медиация проводится на основе принципов законности, добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, независимости и беспристрастности медиатора.

Статья 6. Принцип законности

Медиация должна проводиться в соответствии с требованиями Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и других актов законодательства Республики Узбекистан.

Статья 7. Принцип добровольности

Для проведения медиации необходимо, чтобы стороны обладали способностью свободно выражать свое мнение, в том числедля обсуждения способов взаимоприемлемого решения спора. Принуждение к примирению
в процессе медиации запрещается.

Статья 8. Принцип конфиденциальности

Участники медиации не вправе разглашать сведения, ставшие известными им в ходе медиации, без письменного согласия стороны медиации, предоставившей эту информацию, его правопреемника либо представителя.

Медиатор не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе медиации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 9. Принцип сотрудничества и равноправия сторон

Медиация должна проводиться с исключением любых возможностей в одностороннем порядке воздействовать на условия мирового соглашения.

Медиация проводится на основе сотрудничества сторон в целях достижения взаимоприемлемого решения в отношении спора.

Стороны медиации пользуются равными правами при выборе медиатора, порядка проведения медиации, своей позиции в ней, способах
и средствах ее отстаивания, при получении информации, в оценке приемлемости условий мирового соглашения и несут равные обязанности.

Статья 10. Принцип независимости и беспристрастности медиатора

При проведении медиации медиатор независим. Какое-либо вмешательство в деятельность медиатора в проведении медиации недопустимо.

Медиатор должен быть беспристрастным, проводить медиацию в интересах сторон и обеспечивать им равное участие в медиации, создавать необходимые условия для выполнения сторонами их обязанностей и осуществления предоставленных им прав. При наличии обстоятельств, препятствующих независимости и беспристрастности медиатора, он должен отказаться от проведения медиации.

Глава 2. Участники медиации

Статья 11. Участники медиации

Участниками медиации являются стороны и медиатор. Сторонами в процессе медиации могут быть как физические, так и юридические лица,
в том числе государственные органы и организации.

Медиация может иметь место между двумя и более сторонами, а также проводиться одним или несколькими медиаторами.

Стороны участвуют в процессе медиации лично или через своего представителя в соответствии с законодательством.

Статья 12. Права и обязанности сторон медиации

Стороны медиации вправе:

добровольно выбирать медиатора (медиаторов);

отказаться от медиатора;

в любой момент медиации отказаться от участия в ней;

участвовать в проведении медиации лично или через представителей,
в порядке, установленном законодательством.

Стороны медиации обязаны исполнять заключенное между ними мировое соглашение в порядке и в сроки, предусмотренные этим соглашением.

Стороны медиации имеют также другие права и несут другие обязанности, предусмотренные законодательством.

Статья 13. Требования к медиаторам

Деятельность медиатора может проводиться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Проводить деятельность медиатора на профессиональной основе могут адвокаты, прошедшие специальный курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой Министерством юстиции Республики Узбекистан, а также внесенные в список профессиональных медиаторов.

Профессиональный медиатор обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики медиаторов, утверждаемый Палатой адвокатов Республики Узбекистан.

Проводить деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, являющиеся представителями государственных органов или специально уполномоченных на это законодательством организаций, органов самоуправления граждан,
а также специально образованных комиссий и негосударственных некоммерческих организаций.

Лица, проводящие медиацию на непрофессиональной основе, также могут пройти специальный курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Медиатором не может быть лицо, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда о признании ограниченно дееспособным или недееспособным.

Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность медиатора

Медиатор вправе:

при проведении медиации проводить встречи как со всеми сторонами одновременно, так и с каждой из сторон в отдельности, предоставлять им устные и письменные рекомендации по разрешению спора;

требовать возмещения расходов, понесенных в связи с проведением медиации.

Медиатор обязан:

до начала медиации разъяснить сторонам медиации ее цели, а также
их права и обязанности;

при проведении медиации действовать только с согласия сторон медиации;

использовать все доступные ему приемы, средства и способы убеждения сторон в достижении взаимоприемлемого соглашения по спору;

при наличии или возникновении обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, сообщить об этом сторонам или в случае проведения медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения медиации, также в указанную организацию.

Медиатор имеет также другие права и несет другие обязанности, предусмотренные законодательством.

Медиаторы несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный вследствие проведения медиации, в порядке, установленном законодательством.

Статья 15. Список профессиональных медиаторов

Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента ведется список профессиональных медиаторов, который размещается на их официальных веб-сайтах, а также официальных веб-сайтах Министерства юстиции и Палаты адвокатов Республики Узбекистан.

Основанием для внесения лица в список профессиональных медиаторов является прохождение им специального курса обучения
по программе подготовки медиаторов.

Список профессиональных медиаторов содержит:

фамилию и имя медиатора;

местонахождение медиатора;

область медиации, в которой специализируется медиатор;

сведения о языке, на котором медиатор способен проводить медиацию;

сведения о приостановлении статуса адвоката;

другие необходимые данные.

Статья 16. Проведение медиации органами самоуправления граждан

В целях содействия в мирном проживании граждан в семьях и махаллях, а также решении семейных проблем мирным путем в сходах граждан создаются примирительные и иные комиссии.

Стороны могут обратиться для проведения медиации

в примирительную и иную комиссию схода граждан, которые также могут по собственной инициативе предложить проведение медиации.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента обеспечивают на регулярной основе повышение квалификации соответствующих работников органов самоуправления граждан в области медиации.

Глава 3. Применение и проведение медиации

Статья 17. Условия применения медиации

Применение медиации проводится на основании волеизъявления сторон, письменного соглашения о разрешении спора в порядке медиации,
а также в случаях, предусмотренных законом, по предложению или назначению уполномоченных государственных органов.

Медиация может быть применена в досудебном порядке, в суде,
а также после вынесения соответствующего решения суда.

При этом по спорам, рассмотренным в досудебном (претензионном) порядке, медиация может проводиться при добровольном волеизъявлении сторон или с их согласия.

Если одна из сторон направила предложение о применении медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение медиации, такое предложение может считаться отклоненным.

Медиация может проводиться при добровольном волеизъявлении лиц или с их согласия.

Медиация с участием в качестве сторон несовершеннолетнего
в возрасте до четырнадцати лет, а также лица, признанного в установленном
законом порядке недееспособным, проводится по просьбе или с согласия
их законных представителей. При этом в отдельных случаях, предусмотренных законом, медиация с участием несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, может осуществляться по просьбе
или с согласия их представителей.

Факт участия в медиации не может служить доказательством признания вины.

Статья 18. Соглашение о разрешении спора в порядке медиации

Соглашение о разрешении спора в порядке медиации заключается в письменной форме в виде оговорки в договоре, которая является составной частью договора, или в виде отдельного соглашения.

Соглашение о разрешении спора в порядке медиации считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами или сообщениями с использованием средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения.

Соглашение о разрешении спора в порядке медиации должно содержать положение о том, что все или определенные споры, которые возникли или могут возникнуть между сторонами, подлежат разрешению путем проведения медиации.

В соглашении о разрешении спора в порядке медиации могут содержаться сведения о предмете спора, о порядке проведения медиации,
об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением медиации, о сроках проведения медиации.

Статья 19. Применение медиации по предложению или назначению уполномоченных государственных органов

В предусмотренных законом случаях уполномоченный государственный орган может, отложив разбирательство дела, назначить срок для примирения сторон, в том числе в порядке медиации.

При проведении медиации запрещается непосредственное вмешательство государственного органа.

Если спор передан на рассмотрение суда стороны могут применить медиацию в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом.

Особенности проведения медиации после возбуждения производства по делу в суде определяются процессуальным законодательством. При этом при проведении медиации судебное разбирательство приостанавливается.

Мировое соглашение, достигнутое сторонами при проведении медиации в ходе гражданского или экономического разбирательства, незамедлительно направляется судье, в производстве которого находится соответствующее дело. При разрешении спора мировым соглашением
в порядке медиации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Статья 20. Медиация для государственных органов

При возникновении споров с участием государственных органов,
их юридической службой должны быть приняты меры по проведению медиации.

Статья 21. Начало медиации

Проведение медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении медиации.

Статья 22. Соглашение о проведении медиации

Соглашения о проведении медиации может составляться как в устной, так и письменной форме.

При проведении медиации с участием в качестве медиатора адвоката или специализированной организации соглашение о проведении составляется в письменной форме и должно содержать сведения:

о сторонах;

о предмете спора;

о порядке проведения медиации, медиаторе, согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения;

о языке, месте и дате проведения медиации;

о сроке проведения медиации.

При участии в медиации в качестве медиатора адвоката
или специализированной организации заключается трехстороннее соглашение о проведении медиации.

Статья 23. Приостановление течения срока исковой давности

При применении медиации приостанавливается течение срока исковой давности.

Течение срока исковой давности в отношении требований, вытекающих из прав и обязанностей, составляющих предмет спора сторон, приостанавливается со дня заключения сторонами соглашения о проведении медиации до дня прекращения медиации.

Статья 24. Порядок проведения медиации

Для проведения медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

Порядок проведения медиации устанавливается, как правило, соглашением о проведении медиации.

В отсутствие соглашения о проведении медиации медиатор проводит деятельность с учетом обстоятельства дела, волеизъявлений сторон,
и необходимости скорейшего урегулирования спора.

При проведении медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно
как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Статья 25. Сроки проведения медиации

Сроки проведения медиации определяются соглашением о проведении медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы процедура медиации была завершена в срок не более чем 30 дней. В случае необходимости по взаимному согласию сторон срок проведения медиации может быть продлен до 30 дней.

Статья 26. Прекращение медиации

Проведение медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

заключение сторонами мирового соглашения;

достижение взаимоприемлемого решения в отношении спора;

невозможность достижения взаимоприемлемого решения в отношении спора;

заключение соглашения сторон о прекращении медиации
без достижения согласия по имеющимся разногласиям (при наличии письменного соглашения о проведении медиации);

заявление какой либо стороны об отказе от продолжения медиации;

истечение сроков проведения медиации.

Лицо, в интересах которого подан иск государственным или иным органом, вправе заключить мировое соглашение без участия данного государственного или иного органа.

Статья 27. Ограничения при проведении медиации

Участие адвоката, проводящего медиацию, в судебном производстве
и оказанию юридической помощи по соответствующему спору не допускается.

Медиатор не вправе:

быть представителем какой-либо стороны процесса медиации в связи
с тем же спором, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и обоюдного согласия на его участие;

оказывать какой-либо стороне медиации юридическую, консультационную или иную помощь;

проводить деятельность медиатора, если он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях за исключением случаев обоюдного согласия на его участие;

делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Статья 28. Конфиденциальность информации, относящейся к медиации

Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся
к медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

Стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие
при проведении медиации, независимо от того, связано ли судебное разбирательство со спором, который являлся предметом медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства на информацию о:

предложении одной из сторон о применении медиации, равно
как и готовности одной из сторон к участию в ее проведении;

мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон
в отношении возможности урегулирования спора;

признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения медиации;

готовности одной из сторон принять предложение медиатора
или другой стороны об урегулировании спора.

Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения медиации, информации, относящейся к медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Статья 29. Условие раскрытия медиатором информации, относящейся к медиации

В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Статья 30. Оплата деятельности по проведению медиации

Деятельность по проведению медиации может производиться
на платной либо безвозмездной основе. Оплата деятельности по проведению медиации производится сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.

Медиация на непрофессиональной основе проводится безвозмездно.

Если медиатор отказывается от проведения медиации в силу обстоятельств, препятствующих его беспристрастности, он обязан возвратить выплаченные ему сторонами денежные средства.

Непрофессиональным медиаторам возмещаются расходы, понесенные ими в связи с проведением медиации, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора, проживание и питание.

Глава 4. Заключение мирового соглашения

Статья 31. Мировое соглашение

В случае достижение сторонами по результатам проведения медиации взаимоприемлемого решения в отношении возникшего спора, между сторонами заключается мировое соглашение.

Мировое соглашение заключается в письменном виде.

Условия мирового соглашения должны быть изложены ясно, конкретно и не допускать различного толкования и возникновения последующих споров по поводу содержания мирового соглашения при его исполнении.

Мировое соглашение должно содержать сведения об условиях, размере и сроках выполнения взаимных обязательств одной стороны перед другой.

Статья 32. Утверждение мирового соглашения судом

В случаях, предусмотренных законодательством, мировое соглашение должно быть утверждено судом.

При утверждении мирового соглашения судом один его экземпляр оставляется суду.

Статья 33. Исполнение мирового соглашения

Мировое соглашение исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном соглашении или оговорены сторонами.

В случае невыполнения одной из сторон, взятых на себя мировым соглашением обязательств, другая сторона вправе обратиться в суд
с ходатайством об их принудительном исполнении в установленном законодательством порядке

Статья 34. Оспаривание мирового соглашения

Результаты мирового соглашения могут быть оспорены стороной медиации путем подачи заявления об отмене мирового соглашения
в компетентный суд в течение тридцати дней со дня его заключения.

По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, оспаривание мирового соглашения не допускается, за исключением случаев его противоречия законодательству, нарушения чьих–либо прав
и охраняемых законом интересов либо невозможности исполнения
его требований.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 35. Разрешение споров

Споры, возникающие в области медиации, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства о медиации

Лица, виновные в нарушении законодательства о медиации, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 37. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Узбекистан

[ izohlar (10) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:36:04

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

К ПРОЕКТУ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН "О МЕДИАЦИИ"

1. Часть вторая статьи 3 определяет споры, которые не подпадают под действие медиации. Так, она предусматривает, что действие настоящего Закона не распространяется на споры, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в медиации, а также общественные интересы.

Однако, такая формулировка не содержит указаний на то, каким образом спор должен затрагивать права и законные интересы третьих лиц для исключения применения к спору процедуры медиации, а понятие «общественные интересы» в законе также не раскрывается и является оценочным.

В связи с этим, исходя из зарубежного опыта, часть вторую предлагается изложить в следующей редакции:

"Процедура медиации не применяется к спорам, возникающим из отношений, указанных в части первой настоящей статьи, в случае, если такие споры, связаны с правами и законными интересами лиц, не участвующих в процедуре медиации, а также в отношении недееспособных лиц".

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:36:22

2. Как показывает опыт большинства стран мира медиация-это негосударственный институт альтернативного разрешения споров. В связи с этим считаем, что участие государственных органов, комиссий, образуемых данными органами, нарушает такие основные принципы медиации, как добровольность и независимость и беспристрастность. На основании вышеизложенного в статье 4 слова "специально образованный орган либо комиссия ", в части первой статьи 11 слова "в том числе государственные органы и организации", в части четвертой статьи 13 слова "государственных органов или специально уполномоченных на это законодательством организаций", в части первой статьи 17 слова "а также в случаях, предусмотренных законом, по предложению или назначению уполномоченных государственных органов", в части третьей статьи 22 "или специализированной организации заключается трехстороннее соглашение о проведении медиации" подлежат исключения, а также статьи 19, 20 и часть вторую статьи 26 исключить.

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:36:44

3. В большинстве стран мира по результатам проведения медиации заключается соглашение об урегулировании спора, а не мировое соглашение. Мировое соглашение - это письменное соглашение сторон об урегулировании спора, направленное на достижение определенности в отношении искового требования (требований), на основе взаимных уступок, которое подлежит утверждению судом. Мировое соглашение заключается в ходе судебного разбирательства спора или исполнения решения суда. А соглашение об урегулировании спора не всегда должно содержать взаимные уступки и оно не подлежит утверждению судом, поскольку решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации не требует принудительного исполнения, т.к. стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.

В связи с этим, считаем необходимым термин "мировое соглашение" по всему тексту законопроекта заменить термином " соглашение об урегулировании спора".

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:37:03

4. В целях более четкого раскрытия принципа добровольности, статью 7 проекта предлагаем изложить в следующей редакции:

"Статья 7. Принцип добровольности

Условием участия в процедуре медиации является вза­имное добровольное волеизъявление сторон, выраженное в соглашении о разрешении спора в порядке медиации.

Стороны медиации вправе отказаться от медиации на любой ее стадии.

Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения вариантов взаимоприемлемого соглашения.

Принуждение к примирению в процессе медиации запрещается".

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:38:54

5. Как показывает опыт большинства стран мира, медиаторами на профессиональной основе являются лица, имеющие высшее юридическое образование. При этом таковыми в зарубежных странах могут быть не только адвокаты, но и представителя иных юридический профессий (юрисконсульты и др.). Наделение правом осуществлять медиацию на профессиональной основе только адвокатов представляется затруднительным и ввиду отсутствия четкой специализации адвокатуры по конкретным делам. Кроме того такое положение также ограничивает право сторон на выбор медиатора из числа лиц иных юридических специальностей.

Кроме того важно установить возрастные требования к медиатору. Согласно законодательству зарубежных государств (Российская Федерация, Казахстан) минимальный возраст для медиаторов 25 лет.

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:39:03

В связи с этим предлагается часть вторую статьи 13 изложить в следующей редакции:

"Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, имеющие высшее юридическое образование, достигшие двадцати пяти лет, прошедшие специальный курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой Министерством юстиции Республики Узбекистан, а также внесенные в список профессиональных медиаторов".

Представляется необоснованным и практически неоправданным наделение правом осуществлять медиацию на непрофессиональной основе лицами, начиная с 18 лет. Опыт многих стран мира показывает, что медиаторами должны быть лица, обладающие жизненным и профессиональным опытом, поэтому часть четвертую статьи 13 целесообразно изложить в следующей редакции:

"Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста тридцати лет, являющиеся представителями органов самоуправления граждан и иных негосударственных некоммерческих организаций".

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:39:20

6. Важным вопросом, требующим своего решения, является наделение коммерческих организаций правом осуществлять медиацию на профессиональной основе. В мире имеются разные подходы к этому вопросу. В некоторых странах (Российская Федерация, Казахстан) деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью, в других странах такого положения не имеется, что допускает коммерческие организации к проведению медиации.

Учитывая, что споры, рассматриваемые медиаторами охватывают также коммерческие организации, а также принимая во внимание зарубежный опыт, показывающей увеличение числа именно коммерческих споров, рассматриваемых медиаторами, предлагается предоставить коммерческим организациям право осуществлять медиацию на профессиональной основе, установив к ним определенные требования. Так, возглавлять такие организации должны лица, имеющие высшее юридическое образование, возрастные требования (не менее 25 лет), профессиональные медиаторы должны пройти обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой Министерством юстиции Республики Узбекистан, а также медиаторы быть внесены в список профессиональных медиаторов.

На основании вышеизложенного, часть седьмую статьи 13 предлагается изложить в следующей редакции:

"Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. Данное правило не распространяется на медиатора - коммерческую организацию".

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:39:30

7. По общему правилу медиация заканчивается:

заключением сторонами соглашения об урегулировании спора;

невозможностью достижения взаимоприемлемого решения в отношении спора;

заключением соглашения сторон о прекращении медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям;

заявлением какой либо стороны об отказе от продолжения медиации;

в связи с истечением сроков проведения медиации.

Однако, в соответствии с абзацем третьим части первой статьи 26 проекта предусматривается, что проведение медиации прекращается в связи достижением взаимоприемлемого решения в отношении спора. Такая формулировка повторяет по сути предыдущий абзац, предусматривающий заключение соглашения об урегулировании спора, в связи абзац третий подлежит исключению.

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:39:39

8. В целях обеспечения принципа независимости и беспристрастности медиатора статью 17 предлагается дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"В случае возникновения обстоятельств, препятствующих медиатору осуществлять свои функции в соответствии с принципами медиации, медиатор обязан незамедлительно заявить самоотвод.

Медиатор вправе отказаться от проведения медиации, если, по его мнению, дальнейшие усилия в процессе ее про­ведения не приведут к разрешению спора между сторонами, либо прекратить медиацию с согласия сторон, закрепленного в письменной форме."

Ниязметов Алексей Михайлович 2017-07-24 16:39:46

9. Как показывает опыт зарубежных стран решение о прекращении спора на тех или иных условиях всегда принимается самими сторонами по их обоюдному согласию, поскольку медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора и оно не подлежит утверждению и пересмотру судом.

Более того, предложенная формулировка части первой статьи 32 проекта "в случаях, предусмотренных законодательством, мировое соглашение должно быть утверждено судом" и возможность пересмотра соглашения об урегулировании спора (статья 34 проекта), делают по сути институт медиации подчиненной суду, дезавуируют достигнутое сторонами соглашение, противоречат основным принципам медиации.

В связи с этим статьи 32 и 34 законопроекта следует исключить.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Внесение проекта нормативно-правового акта на утверждениеВнесение согласованного проекта Закона в Кабинет Министров Республики Узбекистан10.09.2017Министерство юстиции Республики Узбекистан

So`rovnoma natijalari