Hujjat nomi
Об утверждении Положения о порядке определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO‘zbekiston Respublikasi Sog`liqni saqlash vazirligi
Hujjat muallifiDori vositalari va tibbiy texnika sifatini nazorat qilish bosh boshqarmasi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-07-26 14:46:07
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-08-10 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Об утверждении Положения о порядке определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 июля 2017 г «О дополнительных мерах по совершенствованию системы обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения Республики Узбекистан», в целях установления единых требований к определению потребности лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, внедрения конкретных механизмов определения потребностей в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, обеспечения сбалансированного импорта и прогнозирования выпуска фармацевтической продукции отечественными предприятиями Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить Положение о порядке определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения согласно приложения.

2.Государственному Комитету по статистике, Совету министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента обеспечить выполнение задач, предусмотренных в Положении.

3. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан разработать комплекс мер по внедрению в учебные программы медицинских и фармацевтических учебных заведений методики определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Информационно-аналитической департамент по вопросам здравоохранения, экологии, охраны окружающей среды, физической культуры и спорта Кабинета Министров Республики Узбекистан

Премьер-министр

Республики Узбекистан А. Арипов

Приложение к Постановлению

№__ от ___________2017 года

Положение о порядке определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработана в целях упорядочения и обеспечения сбалансированного отпуска социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения из социальных аптек, а также применения социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения при стационарном и амбулаторном лечении в лечебно-профилактическом учреждении (далее ЛПУ) и определяет порядок определения потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.

2. Действие настоящего Положения распространяется на органы управления здравоохранения, главных специалистов Министерства здравоохранения, лечебно-профилактичекие учреждения.

3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

социальнозначимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения - лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предназначенные для лечения больных с социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, с ограниченными финансовыми возможностями;

потребность на социально-значимого лекарственного средства или изделия медицинского назначения - количество лекарственного средства или изделия медицинского назначения, включенное в Перечень социально-значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимое для покрытия нужд больных на определенный период времени, рассчитанная с учетом уровня заболеваемости, количества больных, курсов лечения, остатков в социальных аптеках и других критериев;

спрос – требование на товары со стороны государственных социальных аптек и ЛПУ, являющаяся как форма проявления платежеспособной потребности, которая характеризует потребность лишь в тех социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, стоимость которых потребитель может оплатить;

государственная заявка на социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения – перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, заявляемая на основе потребности государственной социальной аптеки и ЛПУ, выраженная в количественном и денежном выражении;

текущая заявка - оперативная заявка государственной социальной аптеки, ЛПУ в РВЭГП «Узмедэкспорт», являющаяся частью общей потребности;

Постоянно действующая комиссия Министерства здравоохранения Республики Узбекистан –комиссия, состоящая из числа руководителей Министерства здравоохранения, ответственных работников министерства, ведущих врачей, фармацевтов, фармакологов, принимающее решения, касающиеся вопросов системы здравоохранения (закупов, определения потребности, рационального использования лекарственных средств).


II. Порядок определения потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения

Составление Перечня.

Составлением и пересмотром переченя социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее по тексту - Перечень) занимается постоянно-дейстующая комиссия (далее ПДК) Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

В Перечень включаются лекарственные средства и изделия медицинского назначения применяемые:

для лечения социально-значимых заболеваний;

для лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Перечень формируется на основе фармакотерапевтической классификации, действующей на территории Республики Узбекистан из лекарственных средств и изделий медицинского назначения:

- зарегистрированных в государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Узбекистан;

- имеющих не менее двух соответствующих по международному непатентованному наименованию, либо заменяющему его группировочному или химическому наименованию воспроизведенных лекарственных препаратов в аналогичных лекарственных формах и дозировках двух и более производителей;

- востребованных ЛПУ и населением в течение всего календарного года согласно данным об объемах продаж на фармацевтическом рынке Республики Узбекистан;

- экономически трудно доступных для населения (затраты на курс лечения или один месяц терапии для хронических заболеваний превышают одной десятой минимального размера заработной платы);

- не входящих в список наркотических лекарственных средств и средств, предназначенных для проведения наркоза;

- доступных для закупа у отечественных производителей и поставщиков;

- не требующих специального медицинского наблюдения при применении в медицинской практике с использованием высокой технологии;

- имеющих высокие показатели статических данных о пролеченном количестве больных с социально-значимыми заболеваниями в Республике Узбекистан, а также заболеваний, представляюших степень общественной опасности и угрозы причинения вреда здоровью;

- не входящих в список лекарственных средств, отпускаемые без рецепта врача;

- не входящих в перечень лекарственных средств, предназначенных для лечения туберкулеза;

- входящих в список лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не включенных в список лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, наличие которых обязательно во всех аптеках.

Расчёт потребности

Выбирая оптимальный метод для анализа потребления и планирования потребности в лекарственных препаратах, необходимо учитывать специфические особенности формирования потребления социальными аптеками и ЛПУ различных социально значимых лекарственных средств, которые условно можно подразделить на три группы:

а) лекарственные средства, потребление которых нормируется.

Метод основан на объективной статистике заболеваемости и оптимальных наборах препаратов на курс лечения.

Расчет по одному показателю недостачен. За основу принимаются данные об их фактическом расходе за предыдущий период. Контрольными цифрами, с которыми сравнивают прогнозируемые величины являются утвержденные нормативы потребления лекарственных средств.

Расчет потребности ведут по формуле:

П = Н х Ч:1000

где,

П – максимально допустимый размер потребности в данном лекарственном средстве на год;

Н – норматив расхода для данного лекарственного средства (на 1 или 1000 жителей, рецептов и т.д., стационарную койку);

Ч – численность жителей, рецептов и т.д.

б) лекарственные средства специфического действия.

Применяются для лечения 1-2 заболеваний (противотуберкулезные, противоопухолевые, противодиабетические и другие). При определении потребности в таких препаратах могут быть использованы разные методы. Так при нормативном методе за основу принимают данные о заболеваемости конкретным видом болезни, стандарты лечения (схема лечения и количество препаратов).

Расчет ведут по формуле: П = Р х К х Б где П – потребность в препарате на год

Р – расход препарата на 1 больного на 1 курс лечения; К – количество курсов лечения в год, проводимого одному больному; Б – число больных (заболеваемость) для лечения которых применяется данный препарат.

В соответствии со стандартом лечения может быть несколько курсов лечения в течение года (на одного больного). Возможно амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение. Сведения о количестве амбулаторных, стационарных и санаторных больных предоставляют отделы статистики органов здравоохранения. Окончательно рассчитанное количество препарата необходимо с учетом видов медицинской помощи (амбулаторные, стационарные, санаторные больные) следует увеличить на 50% для создания неснижаемого минимума обязательного наличия (гарантийно-страховой запас) данного препарата.

в) лекарственные препараты широкого спектра действия.

Применяются для профилактики и лечения различных заболеваний (жаропонижающие, сульфаниламидные, антибиотики, витамины). Работа по прогнозированию потребности в препаратах проводится в два этапа:

1этап. Сбор и анализ данных о фактическом потреблении лекарственного средства в предыдущем периоде (ряд лет) в ЛПУ, социальной аптеки.

2 этап. Прогнозирование потребности в конкретных лекарственных препаратах с помощью экономико-математических методов, экспертных оценок.

Определение потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения

При определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения на предстоящий год используются:

стандарты диагностики и лечения;

клинические руководства;

данные органов Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике о численности населения, половозрастном составе и в возрастном категории, заболеваемости, показателе уровня госпитализации на 1000 человек обслуживаемого населения, количестве пролеченных больных за отчетный период по соответствующему профилю, динамики заболеваемости и эпидемиологической ситуации по регионам, прогнозируемому количеству больных, показатели смертности пациентов по разным заболеваниям, количество пациентов с разными заболеваниями.

Потребность в социально-значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения социальных аптек, ЛПУ Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и Главного управления здравоохранения города Ташкента формируется из общей потребности в социально-значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, применяемых при оказании первичной медико-санитарной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях на местах.

Рассчитанная потребность в социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в зависимости от принадлежности к группам лекарственных средств (потребление которых нормируется, специфического действия, широкого спектра действия) может отличаться от количества фактической потребности в конкретных наименованиях социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения для различных видов ЛПУ.

Расчет фактической потребности в конкретных наименованиях в социально-значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения может осуществляться ЛПУ на основании расчетной потребности или на основании расчетной потребности с учетом сравнения ее с данными о фактическом либо максимальном фактическом потреблении социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения за предыдущий год (годы) в разрезе региона.

Перечень социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначений, утвержденный в установленном порядке, содержит следующую информацию о лекарственных средствах:

- международное непатентованное наименование;

-торговые наименования с указанием лекарственной формы, дозировки, производителя, цены в сумах (без НДС).

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан передает Перечень в Министерство здравоохранения Республики Каракалпакстан, областные органы управления здравоохранением, Главное управление здравоохранения города Ташкента, в республиканские ЛПУ, сетям социальных аптек государственной системы здравоохранения для использования при определении потребности и составлении заявок со их стороны на необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения. В случае внесения изменений и дополнений в Перечень все участники получают его обновленные версии в течение одной недели.

Составленная со стороны ЛПУ региона сводная потребность для своих нужд и социальной аптеки, передается на согласование в социальную аптеку, осуществляющую отпуск лекарственных средств больным, получающим амбулаторно-поликлиническую помощь в данном регионе. Сводная потребность в лекарственных средствах подписывается руководителем районного региона, заверяется печатью ЛПУ и передается в Министерство здравоохранения Республики Каракалпакистан, областные управления здравоохранения и Главное управление здравоохранения города Ташкента.

Сводная потребность в лекарственных средствах Министерства здравоохранения Республики Каракалпакистан, областные управления здравоохранения и Главное управление здравоохранения города Ташкента заверяется подписью руководителя, печатью регионального органа управления здравоохранением и передается в Министерство здравоохранения Республики Узбекистан для формирования сводной заявки.

Сводная потребность в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения составляется на основе обобщения регинальных потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, а также определяется главными специалистами Министерства здравоохранения Республики Узбекистан на основе экспертных заключений, обобщается Главным управлением оказания лечебно-профилактической помощи и утверждается на заседании ПДК Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.

Предварительная сводная заявка в социально-значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения от Министерства здравоохранения передается в РВЭГП «Узмедэкспорт».

В РВЭГП «Узмедэкспорт» в сводной заявке проставляются данные об остатках лекарственных средств в социальных аптеках, ЛПУ по регионам, о ценах на социальные лекарственные средства и изделия медицинского назначения с учетом установленных предельных торговых надбавок, рассчитывает суммарную стоимость сводной заявки, которая заверяется подписью руководителя и печатью РВЭГП «Узмедэкспорт».

Оформленная сводная заявка согласовывается с Министерством финансов, утверждается руководством Министерства здравоохранения, направляется в РВЭГП «Узмедэкспорт».

Персональная ответственность за качество и своевременность формирования сводной заявки по регионам подлежит возложению на Министерство здравоохранения Республики Каракалпакистан, руководителей областных управлений здравоохранения и Главного управления здравоохранения города Ташкента.

РВЭГП «Узмедэкспорт» направляет информацию о возможности удовлетворения сводной заявки на социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения регионам в следующие организации - орган управления здравоохранением для использования в работе и передачи в ЛПУ (врачам) и в социальные аптеки.

После определения дефектуры социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения ЛПУ и социальные аптеки принимают решение о своевременном пополнении ассортимента социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначений за счет самостоятельного закупа или отпуска из имеющихся в наличии наименований в пределах согласованной и утвержденной вышеописанным порядком сводной заявки по ценам не выше цен, зарегистрированных Республиканской комиссией по контролю за обеспечением лечебных учреждений и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, с учетом установленной предельной торговой надбавки.

РВЭГП «Узмедэкспорт» на основании сводной заявки обеспечивают необходимыми социально значимых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначений ЛПУ и социальные аптеки.

Персональная ответственность за удовлетворение потребности в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, в части взятых на себя обязательств по исполнению сводной заявки, подлежит возложению на руководителей соответствующих участников лекарственного обеспечения.

РВЭГП «Узмедэкспорт» информируют прикрепленным ЛПУ и социальным аптекам о наличии социально-значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения не реже двух раз в месяц.

С целью управления товарными запасами ЛПУ и социальных аптек, руководители информируют о наличии социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначений РВЭГП «Узмедэкспорт» один раз в неделю и по мере необходимости направляют в их адрес текущие и срочные заявки на социально-значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения(для оперативности в электронном виде).

При получении текущих и срочных заявок от ЛПУ и социальных аптек РВЭГП «Узмедэкспорт» регистрирует их и принимает меры к удовлетворению.

В случае отсутствия необходимых социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначений в социальной аптеке, рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов, регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом социальной аптеки (с указанием адреса и номера аптеки, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение).

При отсутствии в социальных аптеках определенных социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначений, но при их наличии в других социальных аптеках, РВЭГП «Узмедэкспорт» оперативно перераспределяет необходимые социально-значимые лекарственные средства и изделия медицинского между ними.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Об утверждении Положения о порядке определения потребностей в социально значимых лекарственных средствах и изделиях медицинского назначенияПостановление Кабинета Министров31.09.2017гСоғлиқни сақлаш вазирлиги

So`rovnoma natijalari