Hujjat nomi
Положение по нормированию топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики и социальной сфере Республики Узбекистан
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiNizom
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO‘zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi huzuridagi O‘zbekiston neft mahsulotlari va gazdan foydalanishni nazorat qilish Davlat inspektsiyasi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi huzuridagi O‘zbekiston neft mahsulotlari va gazdan foydalanishni nazorat qilish Davlat inspektsiyasi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-08-09 09:26:06
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-09-15 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Приложение к постановлению

Кабинета Министров

от «____» ___________ 2017 г. № ____

Положение

по нормированию топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики
и социальной сфере Республики Узбекистан

I.Основные положения

1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О рациональном использовании энергии», Комплексом мер
по развитию использования возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы, утвержденные Постановлением Президента Республики Узбекистан
от 26.05.2017 г. № ПП-3012 и определяет единый порядок реализации мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) и оптимизации
их расходов при производстве основных видов продукции (работ, услуг), установлении технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода ТЭР при планировании (прогнозировании) производства и в процессе производства, регламентирует единый методологический подход к вопросам энергосбережения, рационального распределения, эффективного использования
и нормирования расхода ТЭР на производство единицы продукции (работ, услуг)
в отраслях экономики и социальной сфере.

2. Основными задачами энергосбережения является:

реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное и рациональное использование ТЭР и вовлечение в хозяйственный оборот альтернативных
и возобновляемых источников энергии:

организация работ по нормированию расхода ТЭР на производство единицы продукции (работ, услуг);

выполнение планов организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР (далее – план ОТМ по экономии ТЭР) и оптимизация их расходов при производстве основных видов продукции (работ, услуг);

реализация программ и проектов в области рационального использования ТЭР:

проведение мониторингов по изучению выполнения хода работ в части достижения потребителями ТЭР экономической энергоэффективности
в производстве, в соответствии с задачами Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии (далее - Республиканская комиссия).

3. Настоящее Положение действуют на всей территории Республики Узбекистан и обязательно для исполнения всеми производителями, поставщиками и потребителями ТЭР, а также проектными и наладочными организациями, осуществляющие разработку документов по использованию ТЭР.

4. Требования настоящего Положения распространяются на потребителей ТЭР, осуществляющих деятельность в сфере добычи, производства, переработки, хранении, транспортировки, распределении и потреблении ТЭР.

При этом, потребители ТЭР, использующие топливно-энергетические ресурсыв меньших объемах (меньше присоединенной мощности электроустановок 250 кВа, тепловой нагрузки 3 Гкал/ч, природного газа 100 000,0 куб.м в год, моторного топлива 100 тонн в год), должны в обязательном порядке руководствоваться документацией, применяемой в сфере их деятельности, связанной с добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением и потреблениемТЭР.

5.В настоящем Положении используются следующие понятия и термины:

альтернативные и возобновляемые источники энергии (АИЭ и ВИЭ) – энергия, получаемая из нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (солнечная, ветровая, гидроэнергоресурсы, биомасса, геотермальные источники, утилизация вторичных ресурсов и отходов и т.д.);

базисная норма – научно и технически обоснованная норма расхода ТЭР для производства единицы продукции (работ, услуг) установленного качества;

базисный год – последний год, предшествующий планируемому периоду разработки базисной нормы для производства единицы продукции (работ, услуг) установленного качества;

вспомогательные производственные нужды - расход ТЭР на отопление, вентиляцию, освещение, подачу воды, производство сжатого воздуха, кислорода, хозяйственно-бытовые и санитарно-гигиенические нужды, внутренний транспорт, на собственные нужды потребителей ТЭР (цехов, служб, ремонтных мастерских, центральной заводской лаборатории, складов и других), технически неизбежные потери энергии в преобразователях и инженерно-коммуникационных сетях,
а также при работе оборудования;

инженерно-коммуникационные сети – магистральные
и распределительные трубопроводы, транспортирующие нефтепродукты, природный, сжатый и сжиженный газ, тепловую энергию, воду, канализационные отходы, а также магистральные и распределительные электрические сети;

непроизводительный расход ТЭР - потребление ТЭР, обусловленное несоблюдением или нарушением требований, установленных государственными стандартами, иными нормативными актами, нормативными и методическими документами;

нормативная характеристика – зависимость удельного нормативного расхода ТЭР от загрузки или производительности оборудования и других факторов при нормальных условиях их эксплуатации;

норма на текущий год – норма расхода ТЭР, утверждаемая потребителями ТЭР на планируемый (прогнозируемый) год с разбивкой
по кварталам;

нормирование расхода ТЭР – установление меры потребления ТЭР, измеряемой в условных единицах, на производимую единицу продукции (работ, услуг) установленного качества, в том числе разработка и утверждение норм потребления на производство продукции (работ, услуг), организация
потребителями ТЭР по их внедрению и осуществлению систематического контроля
за их выполнением, а также дальнейшему их совершенствованию;

органы Государственного надзора – органы, на которых возложены функции контроля и надзора за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов;

основные производственные нужды – расход ТЭР на выполнение технологических процессов производства выпускаемой продукции (работ, услуг), на поддержание технологических агрегатов в горячем резерве и пуск после текущих ремонтов и холодных простоев;

перспективная норма расхода ТЭР – норма расхода ТЭР, используемые для перспективного планирования и прогнозирования потребности в ТЭР;

потребители ТЭР – юридические и физические лица, осуществляющие добычу, производство, переработку, хранение, транспортировку, распределение
и потребление ТЭР с присоединенной мощностью электроустановок 250 кВа
и выше, тепловой нагрузкой 3 Гкал/ч и выше, природного газа 100 000,0 куб.м
в год и выше, моторного топлива – 100 тонн в год и выше;

прогрессивная норма – норма расхода ТЭР, измеряемая в условных единицах, на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества, отражающая использование новых технических и технологических достижений в части минимизации потребления ТЭР при производстве продукции;

рациональное использование ТЭР – экономия топливно-энергетических ресурсов путем обеспечивающие максимальное использование энергетической способности используемого вида топливно-энергетических ресурсов, при существующем уровне развития техники и технологии эффективности, с учетом ограниченности их запасов и соблюдения требований снижения техногенного воздействия на окружающую среду;

регрессионный анализ – определение факторов, оказывающих воздействие на изучаемый показатель, с отбором наиболее существенных факторов;

текущая норма расхода ТЭР – количество ТЭР, установленное
при планировании и последующего контроля за их фактическим расходом (годовые, квартальные);

топливно-энергетический баланс - система показателей, отражающая полное количественное соответствие между приходом и расходом (включая потери и остаток) ТЭР в хозяйстве в целом или на отдельных его участках (отрасль, регион, предприятие, цех, процесс, установка) за выбранный интервал времени;

топливно-энергетический ресурс (ТЭР) – носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть использован в перспективе;

удельная норма – плановый (прогнозируемый) расход ТЭР
на производимую единицу продукции (работ, услуг) установленного качества;

условное топливо – принятая при технико-экономических расчетах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива;

фактический расход ТЭР – количество ТЭР, фактически израсходованных на производимую единицу продукции (работ, услуг);

экономия ТЭР – количество ТЭР, высвобождаемых за счет снижения
их расхода на единицу производимой продукции (работ, услуг);

эмпирическая зависимость – контролируемый процесс сбора объективных данных для последующей их оценки и анализа;

энергетическое обследование - обследование потребителей ТЭР с целью установления показателей эффективности их использования и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;

энергоаудиторюридическое лицо, осуществляющее энергетические обследования и экспертизы потребителей ТЭР;

энергоёмкие предприятия – потребители ТЭР с годовым объёмом расхода ТЭР 2 000 тонн условного топлива и выше или 1 000 тонн моторного топлива
и выше;

энергоснабжающее предприятие – предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, реализующая ТЭР (тепловая
и электрическая энергия, природный, сжатый и сжиженный газ, нефтепродукты, уголь и т.п.) потребителям ТЭР.

II.Организация работ по нормированию

расхода топливно-энергетических ресурсов

6.Организация работ по нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики осуществляется по схеме согласно приложению 1
к настоящему Положению.

7.В работу по организации нормирования расхода ТЭР входят:

разработка отраслевых методик и инструкций по нормированию расхода ТЭР по направлениям их потребления, номенклатуре производимой продукции (работ, услуг), в процессе которых определяются нормы расхода ТЭР, планы организационно-технических мероприятий по экономии ТЭР и Программ
по энергосбережению;

разработка и утверждение индивидуальных и групповых норм расхода
ТЭР на планируемый период;

доведение норм расхода ТЭР до исполнителей;

проведение анализа и обеспечение контроля выполнения установленных норм расхода ТЭР, плана ОТМ по экономии ТЭР и Программ
по энергосбережению;

совершенствование учета расхода ТЭР и отчётности о выполнении норм расхода ТЭР.

8.В соответствии с настоящим Положением органы государственного
и хозяйственного управления, территориальные комиссии по вопросам эффективности и развития возобновляемых источников энергии (далее – территориальные комиссии) Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента разрабатывают отраслевые методики и инструкции по нормированию расхода ТЭР по направлениям потребления и утверждают их после согласования с органами Государственного надзора и Министерством экономики Республики Узбекистан.

9.Потребители ТЭР, не входящие в состав органов государственного
и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах,
на основе отраслевых методик и инструкций разрабатывают и утверждают инструкции по нормированию расхода ТЭР по направлениям их потребления.

При годовом потреблении 2000 тонн условного топлива и выше
или 1000 тонн моторного топлива и выше потребители ТЭР разрабатывают методики и инструкции по направлениям потребления ТЭР и утверждают
их после согласования с органами Государственного надзора и Министерством экономики Республики Узбекистан.

10.При разработке методик и инструкций могут привлекаться научно-исследовательские и проектные институты, специализированные организации
и энергоаудиторы.

11.Методики и инструкции по нормированию ТЭР должны систематически пересматриваться и совершенствоваться с учётом изменения технологии, состава оборудования и организации производства.

12.Потребители ТЭР с учётом действующих методов управления производством разрабатывают и утверждают положения о подразделениях (служба, группа и т.п.), выполняющих работы по организации нормирования расхода ТЭР и их учета.

13.По поручениям Республиканской комиссии, территориальные комиссии Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента совместно с органами Государственного надзора на местах могут запрашивать у потребителей ТЭР информацию в части соблюдения ими норм расхода ТЭР при производстве продукции (работ, услуг), по выполнения планов ОТМ по экономии ТЭР и по реализации Программ по энергосбережению, для
последующего внесения аналитической справки в Республиканскую комиссию.

При этом, в целях полного и объективного исполнения поручений Республиканской комиссии, органы Государственного надзора могут запрашивать
следующую информацию:

общие сведения о потребителе ТЭР;

объёмы и балансы потребления ТЭР, в том числе АИЭ и ВИЭ;

утверждённые нормы расхода ТЭР (годовые, квартальные) на единицу произведённой продукции (работ, услуг) и фактическое состояние их выполнения;

основные показатели энергетической эффективности оборудования.

III.Исходные данные для определения норм расхода
топливно-энергетических ресурсов

14. Основными исходными данными для определения норм расхода
ТЭР являются:

первичная техническая и технологическая документация;

технологические регламенты и инструкции, нормативные характеристики энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования, экспериментально проверенные данные энергобаланса, паспортные данные оборудования, нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные
и эффективные условия производства (коэффициенты использования мощности, нормы расхода ТЭР в производстве, удельные тепловые характеристики
для расчёта расходов на отопление и вентиляцию, нормативы потерь ТЭР
при передаче и преобразовании, другие показатели);

данные о планируемых (прогнозируемых) объёмах потребления ТЭР
с учётом структуры производимой продукции (работ, услуг);

данные о фактических расходах ТЭР за анализируемый период
и за прошедшие годы;

данные о планируемых (прогнозируемых) удельных норм расхода ТЭР;

акты проверок использования ТЭР в производстве;

данные норм расхода ТЭР передовых отечественных и зарубежных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию (работы, услуги);

план ОТМ по экономии ТЭР;

программы по энергосбережению;

данные энергетических обследований и экспертиз предприятия.

15.При отсутствии отчётных данных о фактических удельных расходах, плановые (прогнозные) задания по снижению норм расхода ТЭР устанавливаются в процентах к уровню норм расхода ТЭР базисного года.

Для определения плановых (прогнозных) заданий по снижению норм расхода ТЭР используются нормы планируемого (прогнозируемого) года, фактические удельные расходы ТЭР или нормы расхода ТЭР базисного года, соответствующие объёмам производства планируемого (прогнозируемого) года.

16.В составе технико-экономической части проектов создаваемых новых
и реконструируемых действующих производств, введению новых стандартов
на машины и оборудование, наряду с другими техническими характеристиками, необходимо предусматривать показатели удельных норм расхода ТЭР на единицу производимой продукции (работ, услуг), а также установку приборов коммерческого и технического (оперативного) учёта расхода ТЭР.

IV. Порядок нормирования расхода ТЭР

17.Основной задачей нормирования расхода ТЭР является внедрение
в практику планирования технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии с целью наиболее эффективного и рационального использования ТЭР при достижении
их максимальной экономии.

18.Нормирование расхода ТЭР осуществляется на всех уровнях производственной деятельности (технологический процесс, участок, цех, производство и т.д.).

Нормированию подлежат расходуемые ТЭР на основные и вспомогательные нужды потребителей ТЭР.

19.Нормы расхода ТЭР разрабатываются в условном исчислении раздельно по каждому виду ТЭР.

20.Для комплексной оценки эффективности использования ТЭР
при производстве однотипной или взаимозаменяемой продукции (работ, услуг) определяются обобщенные удельные нормы расхода ТЭР, включающие прямые расходы всех видов ТЭР на производимую единицу продукции (работ, услуг), приведенные в единицах измерения условного топлива на основе соответствующих удельных норм расхода ТЭР при производстве на единицу продукции (работ, услуг).

21.Нормы расхода ТЭР разрабатываются по номенклатуре производимой продукции и видам работ (услуг) в соответствии с настоящим Положением
и должны:

учитывать условия производства, требования, предъявляемые
к современным технологиям и достижениям научно-технического прогресса,
а также утвержденного потребителем ТЭР плана ОТМ по экономии ТЭР;

пересматриваться и/или корректироваться в период, не превышающий пять лет с учетом достижений передовых технологий, а также при изменении технологии, структуры организации производства и усовершенствовании методики нормирования расхода ТЭР, независимо от сроков предыдущего обоснования базисных норм расхода ТЭР;

способствовать максимальной мобилизации внутренних резервов экономии ТЭР, выполнению заданий по экономии ТЭР и достижению высоких экономических показателей производства.

22.На основании согласованных методик и инструкций по нормированию расхода ТЭР разрабатываются и утверждаются следующие нормы расхода ТЭР:

базисные нормы;

прогрессивные нормы расхода ТЭР, являющиеся составной частью базисных норм, в которых отражаются результаты внедрения новых технических
и технологических достижений в части минимизации потребления ТЭР
при производстве продукции (работ, услуг);

нормы расхода ТЭР на текущий год (индивидуальные, технологические, общепроизводственные) с разбивкой по кварталам разрабатываются
и утверждаются для прогнозирования и контроля за фактическим расходом ТЭР.

23.Нормы расхода ТЭР на текущий год утверждаются ежегодно до начала года.

В пределах утверждённых норм расхода ТЭР на текущий год установленные нормы расхода ТЭР могут дифференцироваться по кварталам (потребители ТЭР могут устанавливать их также по месяцам), с учётом влияния сезонности. При этом средневзвешенная величина дифференцированных норм расхода ТЭР не должна превышать утверждённые годовые текущие нормы расхода ТЭР.

Перечень норм расхода ТЭР по видам производимой продукции (работ, услуг) устанавливается потребителем ТЭР.

Форма утверждаемых норм расхода ТЭР на выпускаемую продукцию приводится в приложении 2 к настоящему Положению.

24.Для осуществления приборного контроля по выполнению норм расхода ТЭР, потребителями ТЭР должен быть организован учет их расхода
с применением технических приборов (измерений и др.), установленных
в соответствии с правилами технической эксплуатации энергетического
и технологического оборудования.

25.Нормы расхода ТЭР до их утверждения потребителями ТЭР подлежат согласованию:

для энергоёмких предприятий с годовым объемом потребления ТЭР
2000 тонн условного топлива и выше или 1000 тонн и выше моторного топлива –
в органах Государственного надзора и Министерстве экономики Республики Узбекистан;

для предприятий с годовым объемом потребления ТЭР менее 2000 тонн условного топлива или менее 1000 тонн моторного топлива в территориальных комиссиях Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей
и города Ташкента.

26.Территориальные комиссии Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента в срок до 5 рабочих дней обязаны письменно уведомить потребителя ТЭР о согласовании разработанных удельных норм расхода ТЭР или о возврате их на доработку.

Если территориальной комиссией Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента в течение указанного срока потребителю ТЭР не направлен ответ о согласовании показателей удельных расходов ТЭР, то по истечении указанного срока потребитель ТЭР имеет право применять в своей работе разработанные ими показатели удельного расхода ТЭР.

27.Допускается корректировка утверждённых норм расхода ТЭР
за отчётный период при условии изменения технологии, технологического оборудования, структуры организации производства, потребляемого вида топлива.

28.Запрещается корректировка норм расхода ТЭР в сторону увеличения после отчётного периода, исходя только из фактического уровня их выполнения.

29.При превышении норм расхода ТЭР на текущей год против базисной нормы расхода ТЭР на единицу производимой продукции (работ, услуг) данное превышение должно компенсироваться за счёт реализации плана ОТМ по экономии ТЭР и Программы по энергосбережению, направленных на экономию ТЭР и недопущение прироста их потребления.

V. Классификация норм расхода
топливно-энергетических ресурсов

30.Нормы расхода ТЭР в производстве классифицируются по следующим основным признакам:

по степени агрегации – на индивидуальные и групповые;

по составу расходов – на технологические и общепроизводственные;

по периоду действия – на годовые и квартальные (потребители ТЭР могут устанавливать их также по месяцам).

31.Индивидуальная норма расхода ТЭР определяет расход топлива, электрической и тепловой энергии на производство продукции (работ, услуг) по однотипным технологическим объектам, агрегатам, установкам, машинам применительно
к планируемым условиям производства продукции (работ, услуг).

Норма расхода ТЭР служит для оценки эффективности использования ТЭР энергопотребляющим и энергоиспользующим оборудованием.

32.Групповая норма расхода ТЭР определяет расход топлива, электрической и тепловой энергии на производство планируемого (прогнозируемого) объёма одноименной продукции (работ, услуг) согласно установленной номенклатуре
и рассчитывается на основе индивидуальных норм.

33.Технологическая норма расхода ТЭР определяет расход топлива, электрической и тепловой энергии на основные и вспомогательные технологические процессы производства данного вида продукции (работ, услуг), расход на поддержание технологических агрегатов в горячем резерве, на их разогрев и пуск после текущих ремонтов и холодных простоев, а также неизбежные технически обоснованные потери энергии при работе оборудования, технологических установок и агрегатов.

34.Общепроизводственная норма расхода ТЭР определяет расход топлива, электрической и тепловой энергии на основные и вспомогательные технологические процессы, на вспомогательные нужды производства, а также технически неизбежные потери энергии в преобразователях и инженерно-коммуникационных сетях, отнесенные на производство данной продукции (работ, услуг).

VI. Состав норм расхода
топливно-энергетических ресурсов

35.Состав норм расхода ТЭР включает в себя перечень статей их расхода, учитываемых в нормах на производство продукции (работ, услуг).

Состав норм расхода ТЭР устанавливается соответствующими отраслевыми методиками и инструкциями, разрабатываемыми с учётом особенностей производства продукции (работ, услуг), на основе которых потребителем ТЭР определяется и утверждается конкретный состав норм расхода ТЭР. Произвольное изменение состава норм не допускается.

Примерный состав норм расхода топливно-энергетических ресурсов
для промышленного предприятия приводится в приложении 3 к настоящему Положению.

36.Потребители ТЭР, производящие разнородную или однородную продукцию, но по различным технологическим схемам и на разном оборудовании, при расчете общепроизводственных норм расхода ТЭР на производство продукции (работ, услуг) производят пропорционально потреблению энергии
на технологические процессы производства или в зависимости от объема работ (услуг), выполняемых подразделениями потребителя ТЭР:

транспортных цехов – пропорционально объему перемещенных грузов или по пробегу;

инструментальных, ремонтных и других вспомогательных цехов – пропорционально доле работ (услуг);

компрессорных, насосных и других цехов или силовых установок – пропорционально получаемым от них объемам воздуха, газа, кислорода, воды
и т.п.;

центральной заводской лаборатории – пропорционально количеству анализов и объему опытных работ, проведенных в связи с выпуском вида продукции.

37.Неизбежные потери энергии в преобразователях и инженерно-коммуникационных сетях распределяются на основе научно обоснованных норм
и расчетов, а также опытных замеров или пропорционально потреблению энергии на производимые виды продукции (работ, услуг). Порядок распределения неизбежных потерь определяется отраслевыми методиками и инструкциями.

38.В нормы расхода ТЭР на производимую продукцию (работ, услуг)
не включаются расходы тепловой энергии на отопление, вентиляцию
и кондиционирование зданий и сооружений, которые устанавливаются градостроительными нормами и правилами, а также потери энергии
в магистральных тепловых сетях, находящихся на балансе потребителей ТЭР.
Эти расходы нормируются отдельно.

39.В нормы не включается расход ТЭР на строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, производимых с целью расширения производства
и увеличения объемов выпускаемой продукции, за исключением строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами (хозяйственным способом), а также на монтаж, наладку и пуск оборудования, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и экспериментальные работы, потери ТЭР при их хранении и транспортировке.

Потребление ТЭР на эти нужды нормируется потребителями ТЭР отдельно.

VII. Особенности нормирования

на стационарных теплоэлектростанциях и теплоэлектроцентралях

40. Работы по нормированию показателей по использованию топлива, электрической и тепловой энергии на теплоэлектростанциях (ТЭС) и теплоэлектроцентралях(ТЭЦ) заключаются в установлении технически обоснованных значений параметров и показателей работы энергетического оборудования, соблюдения удельных расходов топлива на отпускаемые электрическую и тепловую энергии.

41. Основной задачей нормирования показателей по использованию топлива, электрической и тепловой энергии на ТЭС (ТЭЦ) является проведение объективного анализа работы оборудования ТЭС (ТЭЦ), выявление причин нерационального расхода топлива и осуществление режима его экономии.

42. Нормированию в обязательном порядке подлежат расходы топлива, электрической и тепловой энергии на ТЭС (ТЭЦ).

43. Нормирование расхода ТЭР на ТЭС (ТЭЦ) осуществляется на основе нормативной документации по использованию топлива, электрической и тепловой энергии, а также результатов представительских испытаний энергетического
и вспомогательного оборудования.

44. Нормативные документы по использованию топлива, электрической и тепловой энергии каждой ТЭС (ТЭЦ) должны содержать материалы, оговоренные
в действующих методических и нормативно-технических отраслевых документах,
с учетом особенностей каждой электростанции.

Примерный типовой перечень нормативно-технических документов
по использованию топлива, электрической и тепловой энергии следующий:

энергетические характеристики котлов каждой из подгрупп оборудования;

энергетические характеристики турбоагрегатов каждой из подгрупп оборудования;

зависимости технологических потерь тепла, связанных с их отпуском каждой из подгрупп оборудования;

зависимости абсолютных или удельных затрат топлива, электрической и тепловой энергии на собственные нужды каждой из подгрупп оборудования
ТЭС (ТЭЦ) в целом;

пояснительную записку по разработке (переработке) энергетических характеристик оборудования и зависимостей затрат электрической и тепловой энергии на собственные нужды;

графики исходно-номинальных удельных расходов топлива на отпускаемые электрическую и тепловую энергию;

протоколы согласования установления степени использования мероприятий по реализации резерва тепловой экономичности ТЭС (ТЭЦ).

45. Энергетические характеристики оборудования и зависимости затрат топлива, электрической и тепловой энергии на собственные нужды подгруппы, группы оборудования, электростанции в целом разрабатываются в соответствии
с требованиями отраслевых руководящих документов с использованием типовых энергетических характеристик оборудования ТЭС (ТЭЦ).

Для ТЭС (ТЭЦ), на которых установлено 2 и более разнотипных турбоагрегата, значение коэффициента резерва по отпуску электроэнергии может быть дифференцировано поагрегатно.

46. Срок действия нормативных документов по использованию топлива, электрической и тепловой энергии устанавливается в зависимости от степени их проработки и достоверности исходных материалов и не должен превышать 5 лет.

По истечении срока нормативные документы по использованию топлива, электрической и тепловой энергии либо официально продлеваются (при отсутствии существенных изменений), либо пересматриваются в установленном порядке,
в соответствии с требованиями действующих «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» (ПТЭ) и других нормативно-технических документов.

47. Результаты деятельности ТЭС (ТЭЦ) по повышению экономичности
и улучшению топливоиспользования оцениваются по объему топлива, сэкономленного по сравнению с предусмотренным в нормативных характеристиках расходом, с учетом фактических условий работы оборудования.

Информация о степени использования мероприятий по реализации резерва тепловой экономичности оборудования по ТЭС (ТЭЦ)приводятся в приложении 7
к настоящему Положению.

48. При превышении норм удельного расхода топлива, электрической и тепловой энергии на текущей год против базисной нормы, данное превышение должно компенсироваться за счёт реализации плана ОТМ по экономии ТЭР
и Программы по энергосбережению, направленных на экономию ТЭР
и недопущение прироста их потребления.

VIII. Особенностинормирования

моторного топлива и смазочных материалов

49.Для нормирования расхода моторного топлива и смазочных материалов (далее - ГСМ) для автомобильной, строительно-дорожной, горнотранспортной техники и железнодорожного состава (далее – транспортной техники), используются следующие нормы расхода ГСМ:

базисные линейные на 100 км пробега;

базисные часовые на машино-час работы;

корректировочные коэффициенты;

нормативные коэффициенты (надбавки и снижения);

на каждые 100 тонно-километров работы транспорта, выполняющего работу, учитываемую в тонно-километрах;

на каждую поездку с грузом для транспорта;

на работу специального оборудования, установленного на транспорте.

50.Базисные линейные нормы представляют собой индивидуальные нормы расхода ГСМ на пробег в однозначно определённых дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы транспорта.

51.Базисные часовые нормы представляют собой индивидуальные нормы расхода ГСМ на машинное время в однозначно определенных эксплуатационных, климатических и нагрузочных условиях работы транспорта.

52.Корректировочные коэффициенты учитывают увеличение
или уменьшение расхода топлива при использовании бензина с октановым числом, отличным от используемого при разработке базисных норм расхода.

53.Нормативными коэффициентами являются надбавки и снижения
к нормам, учитывающие влияние на расход ГСМ дорожно-эксплуатационных, климатических и других факторов, неучтённых в базисных линейных нормах
и нормах расхода ГСМ на работу транспортной техники.

54.Нормы расхода ГСМ на каждые 100 тонно-километров транспортной работы учитывают дополнительный расход ГСМ при движении транспорта
с грузом.

55.Нормы расхода ГСМ на каждую поездку с грузом для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами учитывают увеличение расхода ГСМ, связанного с работой двигателей при разгрузке, а также маневрировании в пунктах погрузки и разгрузки.

56.Нормы расхода ГСМ на работу специально оборудованного транспорта определяют меру потребления ГСМ при производстве работ оборудованием, установленным на специальные и специализированные автомобили.

57. Норма расхода линейная предназначена для оперативного учета расхода автомобильного бензина, дизельного топлива, сжиженного и сжатого газа
и текущих расчетов с водителями на автотранспортных предприятиях, а также для расчета групповых норм расхода топлива на работу автомобильного транспорта
по хозяйственным объектам всех уровней управления потребителей ТЭР.
Эти нормы устанавливаются едиными для всех предприятий и организаций и являются индивидуальными отраслевыми нормами. Норма расхода линейная
на автомобильном транспорте устанавливаются двух видов:

Nл ' - без учета расхода топлива на выполнение транспортной работы.
Они используются для нормирования расхода автомобильного бензина, дизельного топлива, сжиженного и сжатого газа на автотранспортных предприятиях при расчетах с водителями, работающими на грузовых бортовых автомобилях, автомобилях повышенной проходимости, специализированных, специальных, седельных тягачах с полуприцепами и автопоездах. При оперативном нормировании к расходу топлива, рассчитанному по этой норме, добавляется расход топлива на перевозку полезного груза;

Nл '' - с учетом транспортной работы для всех остальных (помимо перечисленных) автотранспортных средств. Для грузовых автомобилей
они устанавливаются при коэффициенте полезной работы, равным 0,5
и используются для плановых расчетов и определения групповых норм расхода этих видов моторного топлива по предприятиям и организациям потребителей ТЭР
на различных уровнях планирования.

Норма расхода линейная разрабатываются расчетно-аналитическим, опытным или отчетно-статистическими методами.

58. Потребность в маслах и смазках на перспективу определяют в единицах массы с учетом проведения мероприятий, направленных на экономию ГСМ.

59. Нормы расхода смазочных материалов транспортной техникой учитывают расход смазочных материалов на эксплуатационную обкатку, расход
на долив для возмещения убыли смазочных материалов в процессе использования и планово-технического обслуживания транспортной техники, расход на плановую замену смазочных м

60. Недостатки организации эксплуатации и технического обслуживания транспортной техники не могут служить основанием для изменения норм расхода.

IX. Единицы измерения норм расхода
топливно-энергетических ресурсов

61.Единицы измерения норм расхода ТЭР определяются как отношение расхода ТЭР, необходимого для производства определенного объема продукции (работ, услуг), ко всему объему произведенной продукции (работ, услуг).

62.Нормы расхода ТЭР разрабатываются на производимую единицу готовой продукции (например: тонну чугуна, тонну угля и т.п.), на единицу перерабатываемого сырья (например: тонну перерабатываемой нефти, тонну руды и т.п.), на единицу выполненных работ (например: тонно-километр, погонный метр проходки и т.п.).

63.При нормировании расхода ТЭР на производство однородной продукции (работ, услуг) с широкой номенклатурой изделий (видами выполняемых работ, услуг) применяются условные единицы измерения объема продукции (работ, услуг).

64.Расход ТЭР на единицу производимой продукции (работ, услуг) нормируются в соответствии с используемыми видами ТЭР:

для жидких видов топлива - в литрах, килограммах, граммах натурального (л., кг., г.) или условного (кг.у.т; г.у.т.);

для твердых видов топлива - в тоннах и килограммах натурального (т., кг.) или условного топлива (т.у.т., кг.у.т.);

для тепловой энергии - в гигакалориях (Гкал), в килокалориях (Kкал),
в джоулях (Дж);

для электрической энергии - в киловатт часах (кВт.ч);

для газообразных видов топлива - сжатый природный газ, в кубических метрах (куб.м), сжиженный газ - в килограммах (кг.).

Для других видов используемых ТЭР приняты следующие единицы измерения:

для сжатого воздуха, кислорода, ацетилена - в кубических метрах (куб.м) при нормальных технических условиях (температура 00С и давлении 760 мм ртутного столба);

для жидкого кислорода - в килограммах (кг);

для воды - в кубических метрах (куб.м).

65.Перерасчёт натурального топлива на условное топливо производится
по формуле:

где: By - количество условного топлива, кг;

Вн - количество натурального топлива, кг;

Qн - средняя теплота сгорания натурального топлива, кгДж/кг;

29300 кДж (7000 Ккал) – теплотворная способность топлива при сгорании
1 кг условного топлива.

При использовании различных видов топлива общий расход топлива определяется суммарно в условном топливе, а эффективность использования каждого вида топлива определяется отдельно в процентной доле в общем балансе потребленного топлива.

66.Для потребителей ТЭР, выпускающих продукцию широкой номенклатуры, а также в строительстве, ремонтных и экспериментальных производствах, когда практически невозможно выбрать единый измеритель продукции в натуральных или условных единицах, производственные планы утверждаются только в стоимостном выражении, нормы расхода тепловой
и электрической энергии устанавливаются на 1,0 млн. сум чистой (нормативной) или товарной продукции, а для строительства – на 1,0 млн. сумм, выполняемых собственными силами строительно-монтажных работ.

Указанные нормы расхода ТЭР должны определяться по соответствующим отраслевым методикам и инструкциям с учётом плана ОТМ по экономии ТЭР. Одновременно для энергоёмких процессов должны устанавливаться нормы расхода ТЭР на производимую единицу продукции или на выполнение физического объёма работ (услуг) в натуральном выражении.

67. При нормировании расхода электрической энергии на перекачку воды водоподъемными насосными агрегатами насосных станций и скважин принимаются перекачка 1 млн.m3 воды на высоту один метр водяного столба по формуле:

X. Методы разработки норм расхода
топливно-энергетических ресурсов

68.Инструментом для определения количественных значений нормативных показателей являются математические методы расчётов.

Основными методами разработки норм расхода ТЭР являются расчетно-аналитический, отчетно-статистический, расчетно-статистический и опытный методы или их сочетание.

В тех случаях, когда не представляется возможным использовать
для разработки норм расхода ТЭР расчётно-аналитический и опытный методы, применяется как исключение отчётно-статистический метод.

69.Опытный метод разработки норм расхода ТЭР заключается
в определении удельных затрат топлива, тепловой и электрической энергии
по данным, полученным в результате испытаний (эксперимента). При этом оборудование должно быть в технически исправном состоянии и отлажено,
а технологический процесс должен осуществляться в режимах, предусмотренных технологическими регламентами и инструкциями.

70.Отчетно-статистический метод предусматривает определение норм расхода ТЭР на основе анализа статистических данных о фактических удельных расходов топлива, тепловой и электрической энергии и факторов, влияющих
на их изменения, за 3-5 предшествующих лет. При этом учитываются изменения
в технологии и выполнение заданий по экономии ТЭР.

Величины текущих норм расхода ТЭР устанавливаются ниже фактических за счёт выполнения плана ОТМ по экономии ТЭР.

71.Расчётно-аналитический метод предусматривает определение норм расхода ТЭР расчетным путём по статьям их расхода на основе прогрессивных показателей использования ТЭР в производстве.

72.Индивидуальные нормы расхода ТЭР определяются на базе теоретических расчётов, экспериментально установленных нормативных характеристик энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования
с учётом достигнутых прогрессивных показателей удельных норм расхода ТЭР
и плана ОТМ по экономии ТЭР.

73.Групповые нормы расхода ТЭР определяются расчётно-аналитическим методом на основе индивидуальных норм и соответствующих объемов производства, как средневзвешенные величины.

74.Для обеспечения разработки норм расхода ТЭР, вызванных осуществлением мероприятий по реконструкции производства, приводящих
к изменению параметров оборудования и процессов, а также их испытаний,
по которым должны разрабатываться соответствующие энергетические балансы
и нормативные характеристики по типам оборудования, необходимо осуществлять систематический контроль, учёт и анализ фактических норм расхода ТЭР
с максимальным исключением из них нерациональных затрат ТЭР.

75.Для оценки точности расчёта норм расхода ТЭР по принятой методике производят идентичные расчёты для года, по которому имеются отчётные данные, и учитывают их результаты при определении норм расхода ТЭР на отчетный период.

76.Расчётно-статистический метод основан на разработке экономико-статистической модели в соответствии с фактическим расходом ТЭР
и воздействующих факторов. При этом:

определяются факторы, влияющие на нормы расхода ТЭР (производительность и загрузка оборудования, режим его работы, параметры процесса и др.);

формируется информационная база по данным статистической отчётности
и оперативного учёта расхода ТЭР и величинах, воздействующих на данный расход;

проводится регрессионный анализ и определяется эмпирическая зависимость расхода ТЭР от воздействующих на него факторов.

Точность выводов по итогам анализа зависит от правильности произведенного отбора факторов.

XI. Организация работ по реализации мероприятий

по экономии топливно-энергетических ресурсов

77. План ОТМ по экономии ТЭР и оптимизация расхода ТЭР при производстве основных видов продукции и услуг, являются важными направлениями формирования нормативной базы планирования расхода ТЭР
в производстве, так как от того, насколько правильно определены перечень и сроки реализации мероприятий, а также с какой точностью рассчитана экономическая эффективность от их внедрения, зависит обоснованность устанавливаемых норм расхода топливно-энергетических ресурсов потребителям ТЭР.

78. План по экономии ТЭР направлен на снижение удельного расхода ТЭР на единицу произведенной продукции (работ, услуг) и, соответственно на повышение энергоэффективности производства, то есть работа по энергосбережению должна быть направлена на достижение максимально возможной экономии ТЭР за счет внедрения мероприятий по энергосбережению,
а также на снижение норм расхода и достижение абсолютной экономии ТЭР.

79.Планы ОТМ по экономии ТЭР разрабатываются ежегодно на всех уровнях производственно-хозяйственного управления и группируются по следующим основным направлениям их экономии применительно к производству продукции
и услуг:

совершенствование технологии и структуры производства;

внедрение энергосберегающего оборудования;

повышение уровня использования вторичных энергоресурсов;

улучшение использования производственного оборудования;

повышение качества сырья и применение менее энергоемких его видов;

улучшение использования ТЭР;

внедрение системы регулирования, контроля и учета расхода ТЭР;

прочие мероприятия (организационные, экономические и другие).

80.Система разработки и внедрение плана ОТМ по экономии ТЭР включает:

правильный выбор объекта (цех, участок, рабочее место и т.д.), путей
и способов выявления внутренних резервов, имеющихся в технике, технологии
и организации производства;

создание благоприятных производственных и организационных условий
для реализации разработанных мероприятий по экономии ТЭР и ликвидации непроизводительных потерь энергоресурсов на всех этапах производства.

Поэтому для повышения эффективности мероприятий и ответственности энергопотребляющих объектов в составлении планов ОТМ по экономии ТЭР должны участвовать не только работники энергетических служб,
но и руководители цехов, участков, технологи, механики, экономисты и другие.

81.Работа по энергосбережению должна быть направлена на то, чтобы прирост потребности каждого потребителя ТЭР в топливно-энергетических ресурсах удовлетворялся в основном за счет их экономии.

82.Основными исходными данными для разработки плана ОТМ
по экономии ТЭР в производстве являются:

целевая комплексная научно-техническая программа по экономии ТЭР;

энергетические балансы предприятия;

первичная техническая и технологическая документация;

технологические регламенты и инструкции, экспериментально проверенные энергобалансы и нормативные характеристики энергетического
и технологического оборудования, паспортные данные оборудования, нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные
и эффективные условия производства (коэффициенты использования мощности, удельные тепловые характеристики для расчета расхода на отопление
и вентиляцию, нормативы потерь энергии при передаче и преобразовании
и другие показатели);

данные об объемах и структуре производства продукции;

трудозатраты на единицу произведенного вида продукции;

данные о фактических расходах ТЭР за анализируемый период;

данные о плановых и фактических удельных расходах энергии
за прошедшие годы;

предложения по использованию достижений научно-технического прогресса, результаты законченных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ;

данные передового опыта отечественных и зарубежных организаций, выпускающих аналогичную продукцию, по экономному и рациональному использованию ТЭР и достигнутым удельным расходам;

программы по использованию природных ресурсов, а также АИЭ и ВИЭ;

рационализаторские предложения по энергосбережению;

результаты работ по экономии расхода ТЭР, достигнутые потребителем ТЭР.

83.При разработке планов ОТМ по экономии ТЭР проводится оценка
их экономической эффективности с целью выбора наилучшего варианта
и установления целесообразности, а также очерёдности внедрения мероприятий
в производство.

84.План ОТМ по экономии ТЭР разрабатывается и утверждается потребителем ТЭР с учетом выявления резервов роста производительности труда, имеющихся в технике, технологии и организации производства, создания благоприятных условий для реализации разработанных мероприятий
и ликвидации непроизводительных расходов на всех этапах производства, а также определении мер экономического воздействия на интересы потребителей ТЭР
в целях повышения эффективности общественного производства.

Разработке планов ОТМ по экономии ТЭР должна предшествовать широкая разъяснительная работа в коллективах потребителей ТЭР, изучение передового опыта аналогичных предприятий, анализ результатов выполнения предыдущего плана ОТМ и результатов выявленных резервов экономии ТЭР.

85. В плане ОТМ по экономии ТЭР по каждому мероприятию должны быть указанны:

наименование мероприятия;

сроки реализации мероприятия;

ответственные исполнители и лица, контролирующие выполнение эффективности мероприятия (в натуральном или стоимостном выражениях).

Кроме того, в необходимых случаях должны быть указаны:

плановые затраты на внедрение мероприятий;

статья (источник) финансирования;

необходимые материалы и оборудование.

86. По каждому мероприятию, включенному в план ОТМ по экономии ТЭР, производится расчет и определяется его экономическая эффективность. Расчет эффективности определяется за квартал для удобства составления отчетности выполнения этих мероприятий в разрезе кварталов.

Примеры расчетов эффективности мероприятий приведены в приложении 4 к настоящему Положению.

Фактическое определение полученной экономии ТЭР определяется
по приборам учета. При отсутствии прибора технического (оперативного) учета расхода ТЭР, полученная экономия определяется по расчету, исходя из сроков внедрения мероприятий и фактически выполненного объема работ.

Для таких мероприятий, как поддержание режима работы оборудования, обеспечения полной загрузки, организация систематического контроля технического состояния оборудования, применение прогрессивных
мер и режимов, выполнение организационно-технических мероприятий, включенных в план ОТМ по экономии ТЭР, условно-годовая (квартальная) экономия будет соответствовать фактически достигнутой экономии ТЭР
за отчетный период (год, квартал).

План ОТМ по экономии ТЭР приведен в приложении 5 к настоящему Положению.

87.Потребитель ТЭР при разработке плана ОТМ по экономии ТЭР может определять степень участия предприятий, научно-исследовательских и проектных институтов, специализированных организаций и энергоаудиторов.

88. План ОТМ по экономии ТЭР утверждается руководством потребителя ТЭР и доводится до исполнителей, ответственных за выполнение соответствующих мероприятий. После этого План ОТМ по экономии ТЭР становиться обязательным для исполнения.

89. Контроль над исполнением отдельных пунктов возлагается
на руководителей служб и подразделений потребителя ТЭР.

90. Общее руководство и контроль выполнения Плана ОТМ по экономии ТЭР в целом осуществляется техническим руководителем или заместителем руководителя потребителя ТЭР, а при их отсутствии в штатном расписании руководителем потребителя ТЭР, которые несут персональную ответственность
за их техническую обоснованность и внедрение.

91. После выполнения Плана ОТМ по экономии ТЭР должен составляться отчет и подтверждаться актами на выполнение работы с указаниями достигнутой экономии ТЭР. При невыполнении какого-либо пункта мероприятия обязательно указывается причина не выполнения, и на какой срок переносится выполнение.

Форма отчетности приведена в приложении 6 к настоящему Положению.

92.Территориальные комиссии Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента могут запрашивать
у потребителей ТЭР информацию о ходе выполнения ими планов ОТМ
по экономии ТЭР.

XII. Программы по энергосбережению

93. Программы энергосбережения должны отражать процесс постоянной рационализации потребления ТЭР, внедрения современных энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования и усиления режима экономии использования энергоресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот потребителей ТЭР возобновляемых источников энергии.

Основная задача выполнения Программ по энергосбережению
это повышение энергоэффективности производства.

94. Разработка Программ энергосбережения является важным направлением формирования нормативной базы планирования расхода ТЭР в производстве,
так как от того, насколько правильно определены перечень и сроки реализации мероприятий, а также с какой точностью рассчитана экономическая эффективность, от их внедрения, зависит обоснованность устанавливаемых норм расхода ТЭР, которая должна быть сосредоточена на следующих направлениях:

разработка Программ энергосбережения, планирование и реализация энергосберегающих проектов, организация работ по энергосбережению
при реализации технологических процессов;

разработка и утверждение соответствующих документов норм расхода ТЭР, методик и инструкций, направленных на сбережение ТЭР, включая положение по экономическому стимулированию персонала предприятия за достигнутые показатели фактической экономии ТЭР посредством выдачи денежных и других видов форм поощрений в соответствии с законодательством;

установление нормативных показателей энергетической эффективности использования ТЭР для энергоёмкого оборудования и технологических процессов;

организация проведения энергетического обследования и экспертиз;

установление порядка и правил сертификации, методов испытаний энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования на их соответствие нормативным показателям расхода ТЭР в соответствии с законодательством;

установление норм точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора за добычей, производством, переработкой, транспортированием, хранением, распределением и использованием ТЭР;

внедрение современных энергосберегающих технологий, энергоэффективного оборудования, использование вторичных энергоресурсов,
а также АИЭ и ВИЭ.

95.Программы по энергосбережению разрабатываются на всех уровнях производственно-хозяйственного управления и подразделяются на краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (5 лет и более) сроки и группируются по следующим основным направлениям:

совершенствование технологии производства;

улучшение структуры и использования оборудования;

улучшение использования ТЭР в производстве;

повышение качества сырья и применение менее энергоёмких его видов;

внедрение системы регулирования, контроля и учета энергоресурсов;

максимальное использование АИЭ и ВИЭ;

прочие мероприятия (организационные, экономические и другие).

96.Программы по энергосбережению характеризуются следующими показателями:

фактическая экономия ТЭР, в том числе за счёт нормирования энергопотребления;

экономическое стимулирование персонала потребителей ТЭР
за достигнутые показатели фактической экономии ТЭР посредством выдачи денежных и других видов поощрений в соответствии с законодательством;

снижение потерь ТЭР за счёт оптимизации режимных параметров потребления ТЭР;

проведение мероприятий, не требующих значительных инвестиций
по сбережению ТЭР;

внедрение коммерческих и технических (оперативных) приборов и систем учёта расходования ТЭР;

подготовка кадров;

проведение рекламных и информационных компаний;

снижение энергоемкости при производстве продукции за счет внедрения элементов структурного изменения энергопотребления, связанной с освоением менее энергоёмких схем энергообеспечения;

вовлечение в энергетический баланс АИЭ и ВИЭ, местных видов топлива, вторичных энергоресурсов;

применение энергосберегающих технологий, энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования.

97. Исходными данными для разработки Программ по энергосбережению
в производстве являются:

целевая комплексная научно-техническая программа по экономии ТЭР;

комплексное использование природных ресурсов, а также АИЭ и ВИЭ;

предложения об использовании достижений научно-технического прогресса, результаты законченных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ;

стандарты на машины и оборудование;

результаты расхода ТЭР в производстве за прошедшие годы;

энергетические балансы предприятий;

рационализаторские предложения, а также результаты работ по экономии расхода ТЭР, достигнутые потребителями ТЭР.

98. Разработка Программ по энергосбережению осуществляется с учетом разработки и внедрения планов ОТМ по экономии ТЭР за счёт выявления внутренних резервов, имеющихся в технике, технологии и организации производства, создания благоприятных условий для реализации разработанных мероприятий, ликвидации непроизводительных расходов на всех этапах производства, проведения оценки их экономической эффективности с целью выбора наилучшего варианта и установления целесообразности, а также очерёдности внедрения мероприятий в производство.

Потребители ТЭР, при разработке Программ по энергосбережению, могут привлекать научно-исследовательские и проектные институты, специализированные организации, энергоаудиторы.

99.Территориальные комиссии Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента могут запрашивать
у потребителей ТЭР информацию о ходе выполнения ими Программ
по энергосбережению.

100.Территориальные комиссии Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента совместно
с органами Государственного надзора и потребителями ТЭР разрабатывают региональные целевые программы и проекты в области рационального использования энергии и в установленном порядке вносят их в Министерство экономики Республики Узбекистан.

101.Министерство экономики Республики Узбекистан совместно
с органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, органами Государственного надзора, территориальными комиссиями Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента разрабатывают Национальные, отраслевые и региональные целевые программы и проекты в области рационального использования энергии и в установленном порядке вносят их
на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

102.Министерство экономики Республики Узбекистан и органы Государственного надзора осуществляют контроль за ходом выполнения соответствующих Программ по энергосбережению и подготавливают аналитическую справку о ходе выполнения работ по энергосбережению
и в установленном порядке вносят в Республиканскую комиссию.

XIII. Заключительные положения

103.Разработка планов ОТМ по экономии ТЭР, Программ
по энергосбережению и норм расхода ТЭР осуществляется потребителями ТЭР, которые несут персональную ответственность за их техническую обоснованность
и осуществление контроля их выполнения.

104.Лица, нарушившие требования настоящего Положения, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Положение по нормированию расхода ТЭРРассмотреть и дать предложениеСогласно графику, утвержденному распоряжением Кабинета Министров."Узгоснефтегазинспекция"

So`rovnoma natijalari