Hujjat nomi
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН «О мобилизационной подготовке и мобилизации»
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotToshkent shahar hokimligi
Hujjat muallifiToshkent shahar hokimligi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-10-05 10:04:36
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-10-20 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

«О мобилизационной подготовке и мобилизации»

Настоящий Закон определяет правовые основы государственного регулирования в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Узбекистан, устанавливает права, обязанности и ответственность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (далее – предприятия) и граждан Республики Узбекистан в этой области.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. Под мобилизационной подготовкой в Республике Узбекистан понимается - комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Республики Узбекистан, органов государственного управления и государственной власти на местах, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Республики Узбекистан, а также создаваемых на военное время в соответствии с Законом "Об обороне" специальных формирований, а также планомерного перевода предприятий и организаций к выпуску продукции, для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, Гражданской защиты и обеспечения нужд экономики, населения на военное время.

2. Под мобилизацией в Республике Узбекистан понимается – заранее спланированный, всесторонне обеспеченный процесс перевода Вооруженных Сил, специальных формирований на организационно-штатную структуру военного времени, а также перевод экономики Республике Узбекистан, органов государственного управления и государственной власти на местах, органов местного самоуправления, предприятий и организаций на работу в условиях военного времени, для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, Гражданской защиты и населения Республики Узбекистан.

Мобилизация в Республике Узбекистан подразделяется:

а) по объему проводимых мероприятий:

общая – проводимая в масштабе всего государства, в целях приведения Вооруженных Сил в полную боевую готовность, а также перевода промышленности и инфраструктуры государства на военное положение;

Общая мобилизация охватывает все субъекты и проводится на всей территории республики.

частичная – проводимая на отдельно взятой территории, а также с целью приведения в боевую готовность части Вооруженных Сил, то есть отдельных её частей и соединений.

Частичная мобилизация отхватывает часть субъектов, проводится на отдельных территориях республики.

б) по виду может быть:

скрытой – проводимой скрытно,под видом учебных сборов, войсковых и экономических учений путем легендирования проводимых мероприятий, в период возможной угрозы возникновения военных действий, до их начала;

открытой – проводимой открыто, объявлением в средствах массовой информации, опубликованием в печати Указа Президента Республики Узбекистан о проведении мобилизационных мероприятий, с началом боевых действий или в их ходе.

б) по содержанию:

войсковая мобилизация

мобилизация экономики

Войсковая мобилизация – это заранее спланированный, всесторонне обеспеченный процесс перевод войск, воинских частей и местных органов военного управления со штатов мирного времени на штаты военного времени;

Мобилизация экономики – это планомерный перевод предприятий и организаций экономики на выпуск военной и гражданской продукции, оказание услуг, а также производство необходимой военной и гражданской продукции, для обеспечения нужд Вооруженных Сил Узбекистан, Гражданской защиты и населения Республики.

«особый период» - период времени, в котором находится государство с момента объявления мобилизации, военного положения или фактического начала боевых действий, возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (ЧС), до объявления о прекращении (окончании) мобилизации, боевых действий или окончания мероприятий по ликвидации последствий ЧС.

расчетный год - период, равный календарному году, но начинающийся с момента ввода в действие мобилизационного плана экономики государства (плана на расчетный год, вводимого Указом Президента Республики Узбекистан).

мобилизационное задание - мобилизационный директивный документ, устанавливающий задание предприятию по определенной номенклатуре, объему, количеству продукции (работ, услуг) для выпуска (выполнения работ, услуг) по мобилизационному плану, а также задания на создание (сохранение, развитие) мобилизационных мощностей для обеспечения указанного производства (работ, услуг) на военное время;

децентрализация(или деволюция) - передача полномочий от центральных органов власти местным властям. Полномочия местных органов должны быть значительны по числу и значению.

Противоположное понятие - централизация – означает, что по закону органы государственного управления наделены властью, а местные органы власти действуют просто как его представители.

Перевод текущего производства предприятий отраслей экономики на работу в условиях военного времени и ЧС осуществляется с введением в стране «особого периода».

мобилизационные мощности – годовая расчетная производственная возможность по выпус­ку изделий, продукции в объемах установленной номенклатурой, обеспе­ченная соответствующими производственными площадями, технологи­ческим оборудованием, всеми видами энергоносителей, топлива и техничес­кой документацией при установленном режиме работы предприятия в «особый период».

Мощности включают в себя:

производственные площади, сооружения, выделенные в интересах мобилизационного развертывания;

технологическое оборудование, станки и механизмы, предназначенные для целей мобилизационной подготовки организаций;

все виды энергии (электро-, тепло-, водоснабжение, сжатый воздух и т.д.);

техническую документацию.

Мобилизационные мощности независимо от формы собственности предприятия не подлежат продаже, передаче в аренду, без снятия мобилизационного задания с предприятия в установленном Кабинетом Министров порядке.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации:

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Республике Узбекистан проводятся в соответствии с настоящим Законом, Законом "Об обороне" и «Военной доктрине, являются составными частями организации обороны Республике Узбекистан.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность действий органов государственного управления и органов власти на местах;

принцип децентрализации в организации и планировании мобилизационной подготовкой.

Организация мобилизационной подготовки и планирование мобилизационных мероприятий в промышленности базируется на принципах децентрализации по отраслям и территориям на возможно большем отчуждении ресурсов гражданской промышленности на военные нужды и на широком кооперировании производства военной и гражданской продукции.

Необходимость децентрализации мобилизационной подготовки обусловливается большой территориальной разбросанностью многочисленных предприятий, а также в целях предотвращения разрыва (прекращения) управления мобилизационной подготовкой в «особый период», то есть в целях обеспечения гарантированного управления мобилизацией, в сложных условиях независимыми друг от друга государственными органами каждый на основе, установленных на них полномочий.

Принцип децентрализации означает, что мобилизационная подготовка пронизывает все звенья управления промышленности на параллельных направлениях, независимо друг от друга,по вертикали:

а) по отраслевому признаку - министерства, ведомства, государственные комитеты, корпорации, компании, главки, тресты.

При этом министерства, ведомства несут ответственность за мобилизационную подготовку предприятий отрасли независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности предприятий, так как специфика отрасли известна только министерству отрасли (разработка нормативных актов, отраслевых инструкций, положений по мобилизационным и производственным вопросам, методических указаний, технических и технологических нормативов отрасли ит.д.).

б) по территориальному признаку – органы государственной власти на местах.

Осуществляют контроль мобилизационной подготовкипредприятий и организаций, расположенных на их территории, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, с предоставлением предприятиям, их мобилизационным органам достаточной самостоятельности в действиях.

Координация рассредоточенных усилий, объединение их и направление к общей цели, осуществляется одним центральным органом общего руководства Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственного управления и власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственного управления и власти, органов местного самоуправления, предприятий на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Республики Узбекистан и специальных формирований к мобилизации;

6) практическое проведение мобилизации Вооруженных Сил Республики Узбекистан и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Республики Узбекистан, мобилизационных планов Вооруженных Сил Республики Узбекистан и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Республики Узбекистан, предприятий к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Республики Узбекистан, переводу предприятий на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Республики Узбекистан;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Республики Узбекистан, специальных формирований, а также нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных для передачи в Вооруженные Силы Республики Узбекистан или использования в их интересах, а также в интересах экономики Республики Узбекистан при объявлении мобилизации;

13) подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы Республики Узбекистан, специальные формирования или использования в их интересах при объявлении мобилизации;

14) создание, накопление, сохранение и освежение запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение, и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственного управления и власти на местах, органов местного самоуправления, предприятий и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственного управления и власти на местах, органах местного самоуправления и на предприятиях;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Республики Узбекистан и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в резерве и запасе Вооруженных Сил Республики Узбекистан, работающих в органах государственного управления и власти на местах, органах местного самоуправления, предприятиях и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 3. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Республики Узбекистан, международные договоры Республики Узбекистан, Гражданский кодекс Республики Узбекистан, Законы "Об обороне", "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", настоящий закон, другие законы и иные нормативно-правовые акты Республики Узбекистан в данной области.

РАЗДЕЛ II

ПОЛНОМОЧИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 4. Полномочия Президента Республики Узбекистан.

1. Президент Республики Узбекистан, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Узбекистан:

1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Узбекистан;

2) издает постановления по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) рассматривает ежегодный доклад Кабинета Министров Республики Узбекистан о состоянии мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности Республики Узбекистан;

4) ведет переговоры и подписывает международные соглашения (договоры) о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии на Республику Узбекистан и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

6) вводит в действие нормативные акты, устанавливающие режим работы органов государственной власти, местного самоуправления и юридических лиц независимо от формы собственности в период мобилизации и в военное время, а также прекращает их действие;

7) принимает решения по организации бронирования военнообязанных граждан за экономикой, органами государственной власти, местного самоуправления и юридическими лицами независимо от формы собственности на период мобилизации и в военное время;

8) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу гражданам или отдельным категориям граждан;

9) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственного управления и власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

2. Президент Республики Узбекистан кроме полномочий, указанных в настоящей статье, осуществляет иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Законом.

Статья 5. Полномочия Совета Безопасности Республики Узбекистан

в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Совет Безопасности Республики Узбекистан:

разрабатывает основные направления стратегии в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

вносит предложения Президенту Республики Узбекистан для принятия решений по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

координирует деятельность государственных органов в процессе подготовки и выполнения, принятых Президентом Республики Узбекистан решений по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

решает иные задачи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

1) руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Республике Узбекистан в пределах своих полномочий;

2) осуществляет меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Узбекистан;

3) по поручению Президента Республики Узбекистан определяет полномочия органов государственного управления и власти на местах, а также руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) организует согласованное функционирование и взаимодействие органов государственного управления с органами власти на местах Республики Узбекистан по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Республики Узбекистан, специальных формирований и нужд населения в военное время;

6) определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями мобилизационных заданий (заказов) и обеспечение указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;

7) определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

8) решает в пределах своих полномочий вопросы финансирования мобилизационной подготовки и мобилизации из бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

9) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативно-правовых актов в области мобилизационной подготовки;

10) организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Республики Узбекистан о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

11) ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

12) организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

13) организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;

14) организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, оценивает состояние мобилизационной готовности Республики Узбекистан в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Республики Узбекистан;

15) при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Республики Узбекистан и специальных формирований на организацию и состав военного времени;

16) при объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики Республики Узбекистан на работу в условиях военного времени;

17) организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в резерве и запасе, работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

18) обеспечивают организацию проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

19) определяет порядок создания, накопления, сохранения, освежения и использования мобилизационных запасов, материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

20) определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.

21) Кабинет Министров Республики Узбекистан кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим законом.

Статья 7. Полномочия министерств, государственных комитетов и ведомств в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Министерства, государственные комитеты и ведомства в соответствии с законодательством участвуют в обеспечении мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности, несут ответственность за поставку необходимой для нужд обороны и экономики республики продукции, за мобилизационную подготовку предприятий отрасли независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляют мероприятия по обеспечению их устойчивого функционирования в военное время в соответствии с планом мобилизационной подготовки.

Министерства, государственные комитеты и ведомства в пределах своих полномочий:

создают самостоятельные мобилизационные органы или назначают работников, выполняющих функции мобилизационных органов, непосредственно подчиняющихся только руководителю, включение которых в состав других структурных подразделений запрещается;

организуют подготовку и повышение квалификации работников мобилизационных органов;

разрабатывают мобилизационные планы;

во взаимодействии с органами власти на местах, проводят мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизационную готовность соответствующих предприятий отрасли, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а при введении военного положения организуют, перевод их на работу в условиях военного времени;

организуют заключение договоров на выполнение мобилизационных заданий (заказов) подведомственными им предприятиями;

разрабатывают проекты инструкций (положений), методических указаний по мобилизационной подготовке для предприятий соответствующих отраслей;

организуют воинский учет военнообязанных и призывников в подведомственных им предприятиях, бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время граждан, состоящих в резерве и запасе, работающих в министерствах и других подведомственных им предприятиях, обеспечивают представление отчетности по воинскому учету и бронированию в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

создают в соответствии с утверждаемыми Президентом Республики Узбекистан мобилизационными заданиями специальные формирования в отрасли, используемые в военное время в интересах экономики, обороны и гражданской защиты Республики Узбекистан;

несут ответственность, координируют и контролируют проведение мероприятий по мобилизационной подготовке в подведомственных им предприятиях, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.

Статья 8. Полномочия и функции органов государственной власти на местах в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Органы государственной власти на местах:

обеспечивают выполнение соответствующих мобилизационных заданий;

осуществляют контроль за выполнением мобилизационных планов и заданий накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на их территории;

создают самостоятельные мобилизационные органы или назначают работников, выполняющих функции мобилизационных органов, непосредственно подчиняющихся только руководителю организации, включение которых в состав других структурных подразделений запрещается;

разрабатывают мобилизационные планы;

проводят, при введении военного положения, мероприятия по переводу органов власти на местах и местного самоуправления, а также предприятий, расположенных на их территории, на работу в условиях военного времени;

осуществляют мероприятия по мобилизационной подготовке органов власти, местного самоуправления, а также предприятий и организаций, не находящихся в ведение министерств и других республиканских органов государственного управления;

участвует в вопросах воинского учета военнообязанных и призывников, бронировании на период мобилизации и на военное время граждан, состоящих в резерве и запасе, работающих в органах местного управления, а также в предприятиях и организациях, не имеющих вышестоящих органов;

обеспечивают проведение мероприятий, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан по мобилизационной подготовке и мобилизации;

координируют и контролируют проведение мероприятий по мобилизационной подготовке на предприятиях и организациях, расположенных на их территории, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий;

во взаимодействии с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления проводят мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

оказывают содействие отделам по делам обороны в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

обеспечивают в установленном порядке своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставку техники по нарядам отделов по делам обороны на пункты сбора или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных средств и другого имущества согласно мобилизационным планам;

обеспечивают представление отделам по делам обороны сведений о регистрации организаций.

ГЛАВА III

ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 9. Обязанности предприятий в области мобилизационной подготовки и мобилизации

Предприятия в пределах своих полномочий обязаны:

создавать самостоятельные мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов, непосредственно подчиняющихся только руководителю, включение которых в состав других структурных подразделений запрещается;

в пределах своих полномочий разрабатывать мобилизационные планы;

проводить мероприятия по подготовке производства к выполнению мобилизационных заданий (заказов) на период мобилизации и в военное время;

заключать договора на выполнение мобилизационных заданий (заказов) в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

выполнять мобилизационные задания (заказы) согласно заключенным договорам в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на пункты сбора отделов по делам обороны или в воинские части;

обеспечивать поставку техники на пункты сбора отделов по делам обороны или в воинские части в соответствии с мобилизационными планами;

предоставлять в соответствии с законодательством Республики Узбекистан здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные средства и другое имущество согласно мобилизационным планам;

осуществлять ведение воинского учета военнообязанных и призывников, бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, состоящих в резерве или запасе и работающих в организациях, оказывать содействие отделам по делам обороны в мобилизационной работе.

Организации не вправе отказываться от заключения договоров на выполнение мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы).

Предприятиям, учреждениям, организациям при предоставлении в соответствии с законодательством для нужд мобилизации зданий, сооружений, транспортных средств, средств связи и иного имущества, находящегося в их собственности, понесенные ими расходы компенсируются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 10. Обязанности граждан в области мобилизационной

подготовки и мобилизации

Граждане Республики Узбекистан обязаны:

являться по вызову на пункты сбора отделов по делам обороны или в воинские части в период мобилизации и в военное время;

выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях отделов по делам обороны;

предоставлять в соответствии с настоящим Законом в военное время в целях обеспечения обороны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с компенсацией государством стоимости отчужденного имущества и возмещением причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны и безопасности государства, а также в установленном порядке зачисляются в специальные формирования.

Гражданам, состоящим на воинском учете, запрещается выезд с места жительства без разрешения отделов по делам обороны с момента объявления мобилизации.

Граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

ГЛАВА 4
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 11. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственного управления и государственной власти на местах, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, Вооруженных Сил Республики Узбекистан, специальных формирований определяются нормативно-правовыми актами Президента и нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Республики Узбекистан.

2. Должностные лица органов государственного управления и государственной власти на местах, органов местного самоуправления, предприятий и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.

Статья 12. Мобилизационные органы

Министерства, ведомства, органы государственного управления, органы власти на местах, предприятия, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также для осуществления контроля за их проведением создают мобилизационные органы.

Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В случае небольших объемов указанных заданий (заказов) или задач, взамен создания мобилизационных органов, приказами руководителей возможно назначение работников, выполняющих функции мобилизационных органов.

Руководители мобилизационных органов или работники, выполняющие функции мобилизационных органов, подчиняются непосредственно руководителям соответствующих государственных органов управления и власти, а также предприятий и организаций.

Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в государственных органах управления и власти, на предприятиях и организациях, определяются Положением о мобилизационных органах, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Должностные оклады начальников отделов мобилизационной подготовки устанавливаются на уровне oкладов начальников основных структурных подразделений (управле­нии, отделов, секторов). Оклады остальных работников мобилизационных подразделений устанавливаются по схеме должностных окладов соответствующих должностей.

Должностные лица государственных органов, предприятий и организаций создают работникам мобилизационных органов необходимые условия для выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Статья 13. Мобилизационные планы министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий и организаций

1. В целях обеспечения оптимального функционирования экономики в военное время, обеспечения потребностей Республики Узбекистан, Вооруженных Сил и населения Министерство экономики Республики Узбекистан заблаговременно, в мирное время, исходя из сводных планов министерств, ведомств, органов государственной власти на местах разрабатывает сводный мобилизационный план экономики Республики.

2. Мобилизационный план экономики Республики содержит задачи для министерств, ведомств, органов власти на местах, предприятий, организаций, хозяйствующих субъектов по обеспечению нужд экономики, Вооруженных Сил и населения всем необходимым в военное время.

3. На основании проекта сводного мобилизационного плана экономики Республики Министерство финансов разрабатывает проект государственного бюджета на первый год «особого периода».

4. Мобилизационный план экономики и государственный бюджет на первый год «особого периода» утверждаются Олий Мажлисом Республики Узбекистан и уточняются по мере необходимости.

5. Министерства, ведомства, органы власти на местах, предприятия, организации, хозяйствующие субъекты обязаны принимать необходимые меры по обеспечению выполнения задач, включенных в мобилизационный план экономики. Для этих целей устанавливаются, создаются и хранятся мобилизационные мощности и мобилизационные резервы.

Статья 14. Мобилизационная подготовка местных органов военного управления

В мирное время в управлениях и отделах по делам обороны областей, г. Ташкента, районов, создаются рабочие органы (аппарат усиления) которые предназначаются для проведения мобилизационных мероприятий, в целях обеспечения оповещения, призыва и поставки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Республики Узбекистан и для создания специальных формирований.

Порядок создания, организация работы аппарата, усиления отделов и управлений по делам обороны, а также организация оповещения, явки граждан, входящих в состав команд и партий, предназначенных для Вооруженных Сил Республики Узбекистан, устанавливается Положением об отделах по делам обороны, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан, и иными нормативно-правовыми актами Министерства обороны.

Под аппаратом усиления отделов по делам обороны понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, сбора, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Республики Узбекистан и специальные формирования.

Деятельностью аппарата усиления руководят начальники отделов управлений по делам обороны.

Порядок подготовки и нормы привлечения граждан к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления устанавливаются Министерством обороны Республики Узбекистан.

В мирное время граждане привлекаются к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления не менее двух раз в год на основании договора, заключаемого с отделом или управлением по делам обороны.

Отделы и управления по делам обороны информируют органы власти на местах, органы местного самоуправления и руководителей предприятий и организаций о необходимом количественном и персональном составе аппарата усиления, необходимых помещениях (зданиях), земельных участках, транспортных и других материальных средствах, необходимых для выполнения возложенных на них задач, которые выделяются решениями соответствующих хокимов заблаговременно в мирное время, а также при получении задач по практической мобилизационной работе информируют о планируемых мероприятиях по мобилизационной подготовке с привлечением аппарата усиления.

Статья 15. Военно-транспортная обязанность

Для обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Республики Узбекистан, других специальных формирований на период мобилизации и в военное время в Республике Узбекистан устанавливается военно-транспортная обязанность.

Военно-транспортная обязанность распространяется на государственные органы, автотранспортные предприятия и организации, в том числе на речные порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации, независимо от формы собственности, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан – собственников транспортных средств.

Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 16. Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации

Организация работ и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о защите государственных секретов.

ГЛАВА V
БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, СОСТОЯЩИХ В РЕЗЕРВЕ И ЗАПАСЕ, НА ПЕРИОД МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 17. Бронирование граждан, состоящих в резерве и запасе, на период мобилизации на военное время

Бронирование граждан, состоящих в резерве, запасе и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Узбекистан.

Бронирование граждан, состоящих в резерве и запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности государственных органов, предприятий и организаций, имеющих мобилизационные задания и задачи.

Военнообязанные, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на период предоставления отсрочки.

Статья 18 Призыв граждан на военную службу по мобилизации

Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, состоящие в резерве и запасе и не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Статья 19. Сроки призыва граждан на военную службу по мобилизации

Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Республики Узбекистан и специальных формирований.

Статья 20. Организация призыва граждан на военную службу по мобилизации

1. В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Республики Узбекистан, на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.

2. Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.

3. Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, которая создается в отделах по делам обороны районов.

4. Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Узбекистан, других войск, специальных формирований определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 21. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации

1. При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях отделов по делам обороны районов.

2. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации запрещается выезд с места жительства без разрешения отделов по делам обороны районов.

Статья 22. Право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации

Право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации имеют граждане:

забронированные в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

признанные временно негодными к военной службе в военное время по состоянию здоровья, – на срок до шести месяцев;

имеющие нетрудоспособных родителей либо иных членов семьи, нуждающихся в посторонней помощи и не находящихся на полном государственном обеспечении, при отсутствии других лиц, проживающих на территории Республики Узбекистан и обязанных по закону содержать указанных членов семьи и заботиться о них независимо от того, проживают они вместе с ними или отдельно;

имеющие на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет (граждане женского пола – одного ребенка), супруга – инвалида І группы;

матери (отцы) которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без отца (матери).

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации может предоставляться также другим категориям граждан по решению Президента Республики Узбекистан.

ГЛАВА VI

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 23. Финансирование мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации

Финансирование мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств организаций и других источников, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Работы, проводимые в целях обеспечения обороны и безопасности государства, подлежат финансированию из республиканского бюджета.

Работы по мобилизационной подготовке, проводимые в целях повышения устойчивости функционирования органов власти на местах и подведомственных им предприятий и организаций, подлежат финансированию из местных бюджетов.

Работы по мобилизационной подготовке, проводимые по инициативе самих предприятий и организаций в целях повышения устойчивости их функционирования, подлежат финансированию из средств этих организаций.

Финансирование мероприятий, проводимых по мобилизационной подготовке и мобилизации частных предприятий из средств этих организаций.

Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Льготы государственным органам, предприятиям и организациям, выполняющим работы по мобилизационной подготовке, предоставляются в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

ГЛАВА VII
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации

Ответственность за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации определяется законодательством Республики Узбекистан.

ГЛАВА VIII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 26. Приведение актов законодательства в соответствие с

настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:

привести решения Правительства Республики Узбекистан в соответствие с настоящим Законом.

Министерствам и ведомствам, органам государственной власти на местах в трехмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент Республики Узбекистан

Ш. Мирзиёев

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН «О мобилизационной подготовке и мобилизации» Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.15 днейТошкент шаҳар ҳокимлиги Ишлар бошқамаси бош мутахассиси Хидиров Сергей Хасанович

So`rovnoma natijalari