Hujjat nomi
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQonun
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Oliy Majlisi Qonunchilik palatasi
Hujjat muallifiO`zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-10-13 10:13:46
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-10-28 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с государственным финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного финансового контроля.

Статья 2. Законодательство о государственном финансовом контроле

Законодательство Республики Узбекистан о государственном финансовом контроле основывается на Конституции Республики Узбекистан, состоит из настоящего Закона и актов законодательства Республики Узбекистан.

Действие законодательства Республики Узбекистан о государственном финансовом контроле распространяется на объекты государственного финансового контроля, расположенные на территории Республики Узбекистан, а также действующие за ее пределами.

Государственный финансовый контроль в Министерстве народного образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве высшего
и среднего специального образования, Центре среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов Республики Узбекистан осуществляется в порядках, определяемых Министерством народного образования, Министерством здравоохранения, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Если международным договором Республики Узбекистан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

нарушения – деяния (действия или бездействие), противоречащие нормам законодательства Республики Узбекистан, а также актам субъектов государственного сектора, принятым для их реализации;

классификатор нарушений – документ, содержащий перечень видов нарушений, выявляемых на объектах государственного финансового контроля, с указанием нарушенных норм права и соответствующих им видов ответственности, установленных законами Республики Узбекистан, а также способов устранения данных нарушений;

субъекты государственного сектора – юридические лица с государственной долей 50 процентов и более, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан;

недостатки – деяния (действия или бездействие), создающие условия для возможного допущения нарушений (риск возникновения нарушений);

государственный финансовый контроль – анализ, оценка и проверка эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов государственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства, в том числе другой, связанной с исполнением бюджета деятельности, основанные на системе управления рисками;

объекты государственного финансового контроля (далее – объекты государственного финансового контроля) – бюджетные учреждения, органы государственной власти, субъекты государственного сектора, а также получатели бюджетных средств;

внутренний аудитор – государственный служащий, имеющий сертификат внутреннего аудитора;

правила профессиональной этики работников государственного финансового контроля (далее – правила профессиональной этики) – единый свод этических правил поведения работников органов государственного финансового контроля, разрабатываемый и утверждаемый Межведомственным советом
по совершенствованию государственного финансового контроля;

дистанционный контроль – государственный финансовый контроль,осуществляемый дистанционно посредством современных информационных технологий и базы данных в целях определения объектов и целей проверок;

Статья 4. Цель государственного финансового контроля

Целью государственного финансового контроля является повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов государственного сектора.

В зависимости от субъекта государственный финансовый контроль подразделяется на следующие виды:

внешний аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) для обеспечения динамичного роста качества жизненных условий населения и национальной безопасности страны;

внутренний аудит, задачами которого являются анализ, оценка и проверка достижения объектом государственного финансового контроля прямых и конечных результатов, предусмотренных в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации деятельности органов государственной власти, качества оказываемых государственных услуг, сохранности активов государства;

ревизии, проверки (включая проверку в порядке контроля за устранением нарушений бюджетного законодательства, выявленных предыдущей ревизией или проверкой) и изучения, проводимые Главным управлением государственного финансового контроля и его территориальными управлениями.

Статья 5.

Основные принципы государственного финансового контроля

Основными принципами государственного финансового контроля являются:

независимость – недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного финансового контроля при проведении государственного финансового контроля;

объективность – проведение государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, стандартами государственного финансового контроля, применение органами государственного финансового контроля объективного подхода и исключение конфликта интересов при проведении государственного финансового контроля;

профессиональная компетентность – наличие у работников государственного финансового контроля необходимого объема знаний и навыков, позволяющих обеспечивать проведение квалифицированного и качественного государственного финансового контроля, соблюдение стандартов государственного финансового контроля, правил профессиональной этики, а также выполнение профессионального долга;

конфиденциальность – обязательство органов государственного финансового контроля по сохранности документов, получаемых или составляемых ими в ходе государственного финансового контроля, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан;

достоверность – подтверждение результатов государственного финансового контроля документальными (аудиторскими) доказательствами;

прозрачность – ясность изложения результатов государственного финансового контроля;

гласность – публикация в средствах массовой информации результатов государственного финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

взаимное признание результатов государственного финансового контроля – признание органами государственного финансового контроля результатов государственного финансового контроля данных органов при условии соблюдения стандартов государственного финансового контроля.

Статья 6. Показатели государственного финансового контроля

В зависимости от типа государственного финансового контроля учитываются следующие показатели:

эффективность – соотношение полученных результатов к запланированным с учетом использованных для их достижения ресурсов;

экономичность – минимизация стоимости ресурсов, выделенных для достижения оцениваемых результатов деятельности с сохранением соответствующего качества этих результатов;

продуктивность – получение максимально полезного результата для экономики или отдельной сферы управления с использованием выделенных ресурсов с учетом количества, качества и сроков;

результативность – степень реализации намеченных по каждой деятельности задач и соотношение плановых (прямых, конечных) и фактических результатов соответствующей деятельности;

существенность – отклонение при совершении объектом государственного финансового контроля финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Узбекистан, актов субъектов государственного сектора, принятых для их реализации, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер которых определяется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о государственном финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного финансового контроля и категории показателей;

перспективность – соответствие произведенных расходов целям и задачам, поставленным на обозначенный ожидаемый период.


Глава 2.

Методологические основы организации государственного финансового контроля

Статья 7. Формы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

Предварительный контроль осуществляется казначейскими подразделениями и финансовыми органами на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов формирования и использования государственных средств. Предварительный контроль носит превентивный характер и направлен на недопущение возможности незаконного, нерационального или неэффективного использования государственных финансовых и материальных ресурсов.

Текущий контроль осуществляется казначейскими подразделениями, финансовыми органами и органами государственной налоговой службы на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию
и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, опираясь на данные первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения.

Последующий контроль осуществляется органами государственного финансового контроля по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу.

Статья 8. Методы государственного финансового контроля

Органы государственного финансового контроля в соответствии со своей компетенцией проводят ревизии (комплексные проверки), проверки, обследования и экспертизы.

Ревизия (комплексная проверка) представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации, максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности, и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) хозяйственных и финансовых операций.

Проверка может проводиться в виде:

тематической проверки, которая проводится по определенному кругу вопросов или одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. При проведении тематической проверки используются приемы выборочного и документального контроля;

счетной проверки отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, в том числе проверку согласованности показателей, прямо влияющих на налогооблагаемую базу, различных форм отчетности, сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета, проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов;

счетно-аналитической проверки, которая представляет собой оценку финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий и учреждений на основе методов документального и фактического контроля и экономического анализа с целью определения рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, полноты и своевременности исполнения финансовых обязательств перед государством;

иных видов тематических проверок, в том числе аудиторских заданий, проводимых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти, принятыми в пределах их компетенции с целью реализации закрепленных за ними функций и полномочий.

Обследование представляет собой оперативное выявление положения дел по определенному вопросу финансово-хозяйственной деятельности в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения ревизии или проверки.

Экспертиза представляет собой метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий.

Статья 9. Типы государственного финансового контроля

В рамках государственного финансового контроля проводятся следующие типы проверок:

встречная проверка – проверка третьих лиц, которая проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного финансового контроля в рамках проверяемого вопроса. В качестве третьих лиц могут быть физические и юридические лица, участвующие в формировании поступлений в бюджет и (или) использующие бюджетные средства, активы государства и субъектов государственного сектора, государственные и гарантированные государством займы, связанные гранты, займы, привлекаемые под поручительство государства, а также осуществляющие управление и использование государственного имущества;

совместная проверка – проверка, проводимая совместно с органами государственного финансового контроля и (или) государственными органами, в том числе с высшими органами государственного финансового контроля других стран, в согласованные сроки, в рамках единой программы и группы государственного финансового контроля, по результатам которой принимается единый итоговый документ;

параллельная проверка – проверка, проводимая с другими государственными органами, в том числе с высшими органами государственного финансового контроля других стран, самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом результатами проверок.

Законами Республики Узбекистан могут быть установлены особенности порядка организации и проведения проверок отдельных сфер деятельности.

Допускается проведение дистанционного контроля в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Внутренний аудит подразделяется на следующие типы:

аудит финансовой отчетности – оценка достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного финансового;

аудит эффективности – оценка и анализ деятельности объекта государственного финансового контроля на предмет эффективности, экономичности, продуктивности и результативности;

аудит соответствия – оценка, проверка соблюдения объектом государственного финансового контроля норм законодательства Республики Узбекистан, а также актов субъектов государственного сектора, принятых для их реализации.

Статья 10.

Периодичность осуществления государственного финансового контроля

Органы государственного финансового контроля проводят ревизии и проверки поступления и расходования бюджетных средств органами государственной власти, в организациях, использующих бюджетные средства не чаще одного раза в год.

Ревизии и проверки поступления и использования иных государственных средств проводятся не чаще одного раза в два года. Продолжительность ревизии или проверки не может превышать двух месяцев.

Проведение контрольных мероприятий по одним и тем же вопросам на одних и тех же объектах в течение указанного периода не допускается.

Статья 11.

Формы отчетности организаций для целей государственного финансового контроля.

Единая методология по исполнению Государственного бюджета Республики Узбекистан, формы финансовой отчетности, а также бухгалтерские стандарты устанавливаются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Органы государственной власти в целях осуществления действенного контроля над использованием бюджетных средств вправе по согласованию
с Министерством финансов Республики Узбекистан вводить дополнительные формы документации и бюджетной отчетности.

Органы государственного финансового контроля вправе устанавливать специальные формы финансовой и бухгалтерской отчетности, необходимые для эффективного осуществления государственного финансового контроля.

Счетная палата Республики Узбекистан (далее – Счетная палата) разрабатывает стандарты государственного финансового контроля, являющиеся методологической базой для проведения контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля и имеющие рекомендательный характер, утверждаемая Межведомственным советом по совершенствованию государственного финансового контроля.

Статья 12. Меры реагирования государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль осуществляется органами государственного финансового контроля в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, иными законами Республики Узбекистан, актами Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, посредством обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений, исполнения предписаний и привлечения к ответственности виновных лиц.

Мерами реагирования государственного финансового контроля являются:

вынесение обязательного для исполнения всеми органами государственными власти, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших;

возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Узбекистан об административной ответственности;

в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного финансового контроля передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;

предъявление иска в суд в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.

Службами внутреннего аудита и финансового контроля осуществляются меры реагирования, предусмотренные абзацем четвертым части второй настоящей статьи.

Статья 13. Классификатор нарушений

В целях обеспечения единого подхода при классификации выявленных нарушений, а также формировании отчетности о результатах их устранения органы государственного финансового контроля применяют классификатор нарушений.

Классификатор нарушений разрабатывается Счетной Палатой, утверждаемая Межведомственным советом по совершенствованию государственного финансового контроля.

Классификатор нарушений включает в себя следующие виды нарушений:

финансовые нарушения, повлекшие необоснованное использование бюджетных средств, активов государства и субъектов государственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов,
а также займов, привлекаемых под поручительство государства;

нарушения процедурного характера, не повлекшие необоснованного использования бюджетных средств, активов государства и субъектов государственного сектора, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, а также займов, привлекаемых под поручительство государства;

нарушения, допущенные в связи с наличием пробелов и недостатков
в бюджетном законодательстве Республики Узбекистан.

Выявленные по результатам государственного финансового контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету на основании предписания органов государственного финансового контроля и (или) решения суда.

Счетная палата совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан вносят в Межведомственный совет по совершенствованию государственного финансового контроля предложения по устранению пробелов и противоречий в законодательстве, устаревших, фактически утративших свое значение, неэффективных либо не имеющих механизма реализации положений.

Статья 14. Документальные (аудиторские) доказательства

Выявляемые факты нарушений и недостатков по результатам государственного финансового контроля основываются на документальных (аудиторских) доказательствах и (или) иных документах и информации.

Документальными (аудиторскими) доказательствами являются фактические данные с учетом их законности, достоверности и допустимости, на основе которых работники государственного финансового контроля устанавливают наличие или отсутствие нарушений и недостатков, а также иные материалы, подтверждающие изложенные в отчете факты.

Документальные (аудиторские) доказательства, на основе которых формулируются выводы, рекомендации и поручения по результатам государственного финансового контроля, должны соответствовать его целям и задачам, быть объективными, достоверными и достаточными.

Основой документальных (аудиторских) доказательств являются документы (материалы и информация), собранные непосредственно на объекте государственного финансового контроля, а также полученные из других достоверных источников с соблюдением законодательства Республики Узбекистан.

Работники государственного финансового контроля при проверке субъектов государственного сектора вправе использовать, в том числе, аудиторский отчет, аудиторское заключение по аудиту субъектов государственного сектора, составленные аудиторской организацией в соответствии с требованиями международных стандартов аудита и законодательством Республики Узбекистан об аудиторской деятельности.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме. К документам относятся, в том числе, объяснения, финансовые и иные документы, акты инвентаризаций, справки, акты контрольных обмеров, а также материалы, содержащие электронную информацию, фотографии.

При сборе документальных (аудиторских) доказательств работники государственного финансового контроля используют все доступные средства сбора документальных (аудиторских) доказательств, не противоречащие требованиям законодательства Республики Узбекистан. Сбор документальных (аудиторских) доказательств осуществляется сплошным или выборочным методом.

Статья 15. Стандарты государственного финансового контроля

Требования к государственному финансовому контролю определяются стандартами государственного финансового контроля.

Стандарты государственного финансового контроля разделяются на:

общие стандарты государственного финансового контроля, которые разрабатываются на основе международных стандартов и содержат основополагающие требования к деятельности органов государственного финансового контроля.

Общие стандарты государственного финансового контроля разрабатываются Счетной палатой и утверждаются Президентом Республики Узбекистан;

процедурные стандарты государственного финансового контроля, содержащие процедурные требования к проведению (процедуре, механизму и методам) государственного финансового контроля и деятельности органов государственного финансового контроля, которые разделяются на:

процедурные стандарты внешнего аудита, разрабатываемые и утверждаемые Счетной палатой;

процедурные стандарты внутреннего аудита, разрабатываемые
и утверждаемые органами государственной власти по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

процедурные стандарты внешнего аудита, разрабатываемые и утверждаемые Министерством финансов Республики Узбекистан;

Стандарты государственного финансового контроля обязательны к применению органами государственного финансового контроля, физическими и юридическими лицами, привлеченными к проведению государственного финансового контроля.

Стандарты внутреннего аудита в Центральном банке Республики Узбекистан разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о Центральном банке Республики Узбекистан.

Раздел II.

Организация деятельности органов государственного финансового контроля

Глава 3.

Государственное регулирование в сфере государственногофинансового контроля

Статья 16.

Органы, осуществляющие регулирование в сферегосударственного финансового контроля

Государственное регулирование в сфере государственного финансового контроля в Республике Узбекистан осуществляется Президентом Республики Узбекистан, Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Счетной палатой.

Статья 17. Система органов государственного финансового контроля

Систему органов государственного финансового контроля составляют:

Счетная палата, являющаяся высшим органом государственного финансового контроля;

Главное управление государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальные управления
(далее – Главное управление государственного финансового контроля), финансовые органы и казначейские подразделения;

службы внутреннего аудита и финансового контроля Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего
и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее – службы внутреннего аудита и финансового контроля республиканского уровня);

службы внутреннего аудита и финансового контроля Министерства народного образования, Министерства здравоохранения и Управления среднего специального, профессионального образования Республики Каракалпакстан, управлений народного образования, здравоохранения, среднего специального, профессионального образования областей, а также главных управлений народного образования, здравоохранения и управлений среднего специального, профессионального образования г. Ташкента (далее – службы внутреннего аудита и финансового контроля территориального уровня).

Уполномоченным органом внешнего аудита является Счетная палата.

Уполномоченными органами внутреннего аудита являются службы внутреннего аудита и финансового контроля.

Службы внутреннего аудита и финансового контроля не являются юридическими лицами.

Внутренний аудит в Центральном банке Республики Узбекистан, включая организацию деятельности службы внутреннего аудита Центрального банка Республики Узбекистан, осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан».

Статья 18. Президентский контроль

Контроль за надлежащим исполнением указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, затрагивающих вопросы государственных финансов, осуществляют органы, уполномоченные Президентом Республики Узбекистан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 19. Парламентский контроль

Парламентский контроль осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан «О парламентском контроле».

Статья 20. Административный контроль

Административный контроль осуществляется органами исполнительной власти и органами исполнительной власти на местах.

Порядок организации административного финансового контроля устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Функциями административного финансового контроля могут наделяться как специально образуемые органы специальной власти, так и иные органы исполнительной власти, для которых финансовый контроль является частью их полномочий.

В органах исполнительной власти в обязательном порядке образуются структурные подразделения, выполняющие функции внутриведомственного контроля.

Глава 4.

Организация деятельности Счетной палаты

Статья 21.

Гарантии независимости Счетной палаты и его должностных лиц

Должностные лица Счетной палаты при осуществлении своей деятельности независимы от объекта государственного финансового контроля.

Не допускается неправомерное вмешательство государственных органов и иных организаций в деятельность Счетной палаты.

Не допускается привлечение сотрудников и должностных лиц Счетной палаты по запросам государственных органов для проведения проверок, не предусмотренных в перечнях объектов государственного финансового контроля на соответствующий год.

Государственный контроль и надзор за финансовой деятельностью Счетной палаты осуществляется государственными органами с согласия или по поручению Президента Республики Узбекистан.

Статья 22.

Отчетность Счетной палаты перед Президентом Республики Узбекистан

Председатель Счетной палаты не реже одного раза в квартал предоставляет Президенту Республики Узбекистан информацию о работе Счетной палаты.

По итогам года Счетная палата помимо информации, указанной в части первой настоящей статьи, предоставляет информацию о показателях работы органов государственного финансового контроля.

Статья 23.

Отчетность Счетной палаты перед палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Счетной палатой для обсуждения и утверждения не позднее 10 мая года, следующего за отчетным, вносится в Кабинет Министров Республики Узбекистан отчет об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов за отчетный финансовый год, который по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Председатель Счетной палаты не реже одного раза в квартал предоставляет палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан информацию о работе Счетной палаты.

Статья 24. Полномочия Счетной палаты

Счетная палата осуществляет аудит эффективности в части:

осуществления мониторинга за формированием и исполнением расходной части Государственного бюджета, бюджетов государственных целевых и других фондов, созданных в соответствии с решениями Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

контроля за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств, средств государственных целевых и других фондов, созданных в соответствии с решениями Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках;

оценки целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований;

организации и обеспечения контроля за исполнением Государственного бюджета и расходованием государственных средств на всех уровнях бюджетов бюджетной системы и выявление резервов по сокращению государственных расходов;

анализа эффективности выполнения финансовыми органами, включая казначейские подразделения, функций по контролю за целевым и эффективным использованием средств бюджетов бюджетной системы;

контроля и проверки законности формирования, целевого и эффективного расходования средств Кабинета Министров Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан на банковских счетах.

Для выполнения настоящих полномочий Счетная палата:

обеспечивает в пределах своей компетенции принятие мер по противодействию коррупции;

заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного финансового контроля по вопросам, связанным с проведением внешнего аудита;

принимает меры по устранению выявленных (выявляемых) в ходе государственного финансового контроля и экспертно-аналитических мероприятий нарушений и недостатков;

запрашивает и анализирует заключения ревизий (проверок) или аудиторских отчетов органов государственного финансового контроля с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны и дает рекомендации по повышению качества государственного финансового контроля;

вырабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, внедрению современных методов бюджетного планирования путем обобщения и изучения причин системных нарушений, а также оправдавшего себя международного опыта;

разрабатывает и утверждает правила проведения внешнего аудита, включающие, в том числе, формы документов, принимаемых по итогам государственного финансового контроля;

принимает правовые акты для координации работы внешнего аудита, в том числе по взаимодействию с другими государственными органами или организациями;

размещает информацию о своей деятельности в средствах массовой информации с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Узбекистан и актами Президента Республики Узбекистан.

Статья 25. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты

Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты осуществляется в виде предварительной, текущей и последующей оценки.

Счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую деятельность в отношении республиканского бюджета Республики Узбекистан, а также для проведения аудита консолидированной финансовой отчетности Государственного бюджета Республики Узбекистан, обобщает информацию об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов.

Для проведения экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата вправе привлекать третьих лиц для проведения исследований в пределах средств, выделенных из бюджета.

Статья 26. Предварительная оценка

Счетная палата осуществляет предварительную оценку проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан по основным направлениям его расходов в порядке, определяемом Президентом Республики Узбекистан.

Предварительная оценка проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан по основным направлениям его расходов осуществляется на предмет соответствия расходов проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан приоритетам социально-экономического развития страны, приоритетным направлениям расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан, результатам оценки государственных программ, выводам и рекомендациям, данным Счетной палатой к отчету Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан за отчетный финансовый год.

Результаты предварительной оценки представляются Кабинету Министров Республики Узбекистан до внесения проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и носят рекомендательный характер.

Статья 27. Текущая оценка

Текущая оценка осуществляется в целях формирования оперативной информации для Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении соответствующего бюджета.

Счетная палата в процессе исполнения бюджетов анализируют полноту и своевременность налоговых и неналоговых поступлений в доход соответствующего бюджета, фактическое расходование бюджетных средств в сравнении с утвержденными показателями соответствующих бюджетов, выявляют причины отклонения и связанные с ними нарушения, несовершенство законодательства Республики Узбекистан, вносят предложения по их устранению.

При проведении текущей оценки используются материалы проведенного государственного финансового контроля, а также аналитическая информация, основанная на обработке и анализе оперативной отчетности и информации, предоставляемой Счетной палате соответствующими государственными органами, распорядителями бюджетных средств и субъектами государственного сектора в электронной форме, в том числе посредством единой базы данных по государственному финансовому контролю, включая:

соглашения о результатах по межбюджетным трансфертам, отчеты о прямых и конечных результатах, достигнутых за счет использования выделенных межбюджетных трансфертов;

Роспись доходов и расходов и внесенные в них изменения, с обоснованиями таких изменений;

Сводная смета расходов распорядителей бюджетных средств и внесенные в них изменения, с обоснованиями таких изменений;

все формы финансовой отчетности, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.

Результаты текущей оценки учитываются при формировании системы управления рисками.

Статья 28. Последующая оценка

Счетная палата осуществляют последующую оценку в ходе государственного финансового контроля исполнения закона о бюджете за отчетный финансовый год для определения соответствия фактических показателей исполнения бюджетов показателям, утвержденным соответствующим законом о бюджете, полноты и своевременности исполнения показателей бюджета, годовых отчетов об исполнении бюджетов, бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств в целях установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности, эффективности использования бюджетных средств, активов государства.

По итогам проведения последующей оценки подготавливаются заключения к отчету Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении соответствующего бюджета, представление и рассмотрение которых осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Узбекистан. Требования к структуре и содержанию заключения определяются в соответствующих процедурных стандартах государственного финансового контроля.

Заключение включает в себя оценку:

исполнения основных параметров бюджета:

поступлений и расходов бюджета;

эффективности налогового и таможенного администрирования;

достижения государственными органами прямых и конечных результатов, предусмотренных в их стратегических планах, программах развития территорий, реализации государственных программ, в том числе за предыдущие периоды, и бюджетных программ;

использования бюджетных средств, в том числе межбюджетных трансфертов и кредитов, связанных грантов, государственных и гарантированных государством займов, займов, привлекаемых под поручительство государства, поручительств и активов государства, а также финансирования исполнения государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства, в том числе государственных концессионных обязательств;

использования субъектами государственного сектора выделенных им средств бюджета на соответствие финансово-экономическому обоснованию, эффективности бюджетных инвестиций, эффективности управления активами субъектов государственного сектора;

достоверности и правильности ведения объектами государственного финансового контроля учета и отчетности.

Глава 5.

Организация деятельности Главного управления государственного финансового контроля и его территориальных управлений

Статья 29.

Гарантии независимости Главного управления государственного финансового контроля и его должностных лиц

Работники Главного управления государственного финансового контроля при осуществлении своей деятельности независимы от объекта государственного финансового контроля.

Не допускается неправомерное вмешательство государственных органов и иных организаций в деятельность Главного управления государственного финансового контроля.

Не допускается привлечение работников Главного управления государственного финансового контроля по запросам государственных органов для проведения проверок, не предусмотренных в перечне объектов государственного финансового контроля на соответствующий год, за исключением случаев, предусмотренных статьей 53 настоящего Закона.

Статья 30.

Полномочия Главного управления государственного финансового контроля и его территориальных управлений

Главное управление государственного финансового контроля:

осуществляет постоянный мониторинг за финансовой деятельностью бюджетных организаций с использованием специализированных автоматизированных программных продуктов по управлению бюджетными средствами и ведению бюджетного учета в бюджетных организациях;

проводит на системной основе профилактическую работу с бюджетными организациями по соблюдению бюджетного законодательства;

осуществляет глубокий анализ выявляемых в бюджетных организациях случаев хищений, недостач денежных средств и материальных ценностей, нарушений порядка составления, утверждения и исполнения смет расходов, штатных расписаний и других нарушений бюджетного законодательства и выработку конкретных мероприятий по устранению условий их совершения;

повышает эффективность проверок бюджетных организаций, с одновременным сокращением низкоэффективных ревизий, путем широкого применения дистанционного контроля, определения объектов и целей проверок посредством современных информационных технологий и базы данных;

осуществляет координацию деятельности управлений государственного финансового контроля в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;

проводит государственный финансовый контроль за деятельностью территориальных финансовых органов и казначейских подразделений по исполнению соответствующих бюджетов;

осуществляет государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства распорядителями бюджетных средств, бюджетными организациями и получателями бюджетных средств;

проводит государственный финансовый контроль за правильным и целевым использованием средств в иностранной валюте дипломатическими учреждениями Республики Узбекистан, находящимися за рубежом;

проводит государственный финансовый контроль за целевым использованием бюджетных ссуд;

проводит государственный финансовый контроль за целевым использованием кредитных линий и кредитов (займов), привлеченных Республикой Узбекистан или под ее гарантию;

осуществление государственного контроля за целевым использованием средств из централизованных источников, выделяемых для осуществления инвестиционных программ Республики Узбекистан;

осуществляет контроль за соблюдением очередности, сроков и полнотой осуществления платежей за счет средств бюджетов бюджетной системы, выдачей денежных средств на выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других приравненных к ним выплат;

осуществляет государственный финансовый контроль за целевым использованием выделяемых средств на социальные пособия и материальную помощь малообеспеченным семьям;

проводит проверки за целевым расходованием средств государственных целевых фондов;

осуществляет государственный финансовый контроль за правильностью проведенных тендерных (конкурсных) торгов по государственным закупкам;

осуществляет проверки по выявленным Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан фактам, указывающим на нецелевое использование организациями бюджетных средств, необоснованное завышение получателями бюджетных средств сумм кредиторской задолженности;

обеспечивает государственный финансовый контроль за целевым использованием средств Фонда для расчетов за сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, своевременным прохождением платежей, полнотой и своевременностью расчетов;

проводит проверки целевого использования гуманитарной помощи и средств технического содействия;

осуществление проверок правильности произведенных внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов Республики Узбекистан прочих расходов;

проверка деятельности контрольно-ревизионных управлений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте и оказание им методической помощи;

подготовка представлений Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, а также министерствам, государственным комитетам, ведомствам, бюджетным организациям и получателям бюджетных средств по результатам ревизий и проверок;

проверка в порядке контроля за устранением нарушений законодательства, выявленных предыдущей ревизией или проверкой;

обобщение документов государственного контроля по централизованным заданиям, подготовка по ним соответствующих докладов и предложений;

обобщение материалов ревизий и проверок по выявленным характерным нарушениям бюджетного законодательства и подготовка предложений по устранению и предупреждению их повторения в дальнейшем.

Статья 31. Камеральный контроль

Камеральный контроль проводится Главным управлением государственного финансового контроля без посещения объекта государственного финансового контроля в порядке, установленном настоящим Законом и правилами проведения камерального контроля, путем сопоставления сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности объектов государственного финансового контроля.

Целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление объекту государственного финансового контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, и снижение административной нагрузки на объекты государственного финансового контроля.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

Мерами реагирования камерального контроля являются:

направление обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного финансового контроля, открытым в казначейских подразделениях, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) в порядке, установленном статьей 33 настоящего Закона и другими законодательными актами Республики Узбекистан;

возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Узбекистан об административной ответственности.

Выявленные по результатам камерального контроля суммы финансовых нарушений подлежат возмещению в бюджет, восстановлению путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Камеральный контроль осуществляется без регистрации специальных книгах учета проверок в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 32.

Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля

В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля Главным управлением государственного финансового контроля оформляется и направляется объектам государственного финансового контроля уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением подтверждающих материалов в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений.

Уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, должно быть исполнено объектом государственного финансового контроля в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Порядок направления и рассмотрения возражений к уведомлению об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, определяется правилами проведения камерального контроля.

В случае самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности.

Статья 33.

Приостановление расходных операций по казначейскимлицевым счетам объектов государственного финансового контроля

Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, связанных с управлением и использованием средств республиканского бюджета Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов влечет приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного финансового контроля, открытым в казначейских подразделениях, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) объекта государственного финансового контроля в порядке, установленном законодательными актами Республики Узбекистан.

Действие настоящего пункта приостанавливается на период рассмотрения возражений к уведомлениям об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного финансового контроля, открытым в казначейских подразделениях, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) распространяется на все расходные операции объекта государственного финансового контроля, кроме:

операций по выплате заработной платы, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан;

операций по уплате всех поступлений в бюджет, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, а также единого социального платежа, страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, обязательных отчислений в государственные целевые фонды;

изъятия денег: по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований по взысканию алиментов; по исполнительным документам, предусматривающим изъятие денег для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, выплате вознаграждения по авторскому договору, единого социального платежа, страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, обязательных отчислений в государственные целевые фонды; по погашению налоговой задолженности, а также по исполнительным документам о взыскании в доход государства.

Распоряжение Главного управления государственного финансового контроля о приостановлении расходных операций по кодам и счетам объектов государственного финансового контроля, открытым в казначейских подразделениях, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) объекта государственного финансового контроля выносится по форме, установленной Главным управлением государственного финансового контроля по согласованию с Центральным банком Республики Узбекистан, и вступает в силу со дня его получения казначейским подразделением или коммерческим банком.

Распоряжение Главного управления государственного финансового контроля о приостановлении расходных операций по кодам и счетам объектов государственного финансового контроля, открытым в казначейских подразделениях, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских) объекта государственного финансового контроля подлежит безусловному исполнению казначейскими подразделениями или коммерческими банками.

Глава 6.

Организация деятельности Службы внутреннего аудита

Статья 34. Система внутреннего аудита

Служба внутреннего аудита и финансового контроля оказывает консультационные услуги в работе по организации системы внутреннего контроля в подведомственных организациях Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Система внутреннего контроля государственного органа состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

контрольная среда – внутренняя (корпоративная) культура, организационная структура и внутренний свод политики и процедур, предопределяющих качество отчетности и эффективность деятельности Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

оценка рисков – процесс выявления, анализ и предупреждение рисков, которые влияют на достижение Министерством народного образования, Министерством здравоохранения, Министерством высшего и среднего специального образования, Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов Республики Узбекистан своих целей. Оценка рисков является основой для создания контрольных процедур и планирования мероприятий по внутреннему государственному аудиту;

контрольные процедуры – сочетание процедур (техники) контроля, осуществляемых должностными лицами (структурными подразделениями) при выполнении своих функций;

информация и связь – своевременное и эффективное выявление данных, охватывающих все области деятельности государственного органа, их регистрация и обмен ими. Министерство народного образования, Министерство здравоохранения, Министерство высшего и среднего специального образования, Центр среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетный Пенсионный фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан принимает меры для защиты от несанкционированного доступа к информации;

мониторинг и оценка эффективности системы внутреннего контроля – определение вероятности возникновения ошибок, влияющих на достижение целей и достоверность отчетности Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, выяснение существенности этих ошибок и определение способности системы внутреннего контроля обеспечить достижение поставленных целей и задач.

Статья 35.

Гарантии независимости службы внутреннего аудита и финансового контроля

Служба внутреннего аудита и финансового контроля независима в проведении внутреннего аудита и подготовке отчетов о результатах внутреннего аудита и финансового контроля.

Служба внутреннего аудита и финансового контроля независима от других структурных подразделений, подчинена и подотчетна первому руководителю Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Служба внутреннего аудита и финансового контроля не может быть привлечена к работам, относящимся к компетенции других структурных подразделений Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также к подготовке или исполнению программ и проектов, не относящихся к ее полномочиям.

Статья 36.

Полномочия службы внутреннего аудита и финансового контроля

Служба внутреннего аудита и финансового контроля:

проводит мониторинга планирования и исполнения смет расходов, ведения бюджетного учета, проведения тендерных (конкурсных) торгов и заключения договоров в подведомственных учреждениях;

участвует в проведении аудита финансовой отчетности;

проводит аудит эффективности в органе государственной власти, его территориальных подразделениях, подведомственных организациях по всем направлениям их деятельности;

осуществляет оценку функционирования системы внутреннего контроля и управления в государственном органе, его территориальных подразделениях и подведомственных организациях на основе системы управления рисками внутренних процессов (бизнес-процессов) государственного органа;

анализирует достижение целей и задач стратегического плана государственного органа и программ развития территорий во взаимосвязи с бюджетными расходами;

проводит аудит соответствия процедур проведения государственных закупок и исполнения условий договоров, в том числе по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг;

осуществляет проверку сохранности товарно-материальных запасов и иных активов в соответствующем государственном органе;

заслушивает соответствующую информацию должностных лиц объектов государственного финансового контроля по вопросам, связанным с проведением внутреннего аудита;

подготавливает для руководителей подведомственных учреждений
и централизованных финансово-бухгалтерских служб рекомендаций по вопросам совершенствования бюджетного учета и отчетности, недопущения необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности, укрепления бюджетной дисциплины, повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, в том числе закупки товаров, работ и услуг, а также укрепления кадрового состава централизованных финансово-бухгалтерских служб;

вносит руководителю государственного органа отчет о результатах внутреннего аудита с рекомендациями по пресечению, недопущению нарушений при использовании средств республиканского бюджета Республики Узбекистан и (или) бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, бюджетов районов и городов в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности внутренних процессов организации деятельности государственного органа;

осуществляет мониторинг выполнения годовых планов работы для руководителя Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

ежегодно отчитывается перед руководителем Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего
и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Статья 37.

Документы, принимаемые по результатам внутреннего аудита

По результатам внутреннего аудита принимаются следующие документы:

аудиторский отчет по финансовой отчетности – документ, составленный непосредственно проводившими внутренний аудит внутренними аудиторами, содержащий выраженное в письменной форме мнение о достоверности финансовой отчетности, а также соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности требованиям, установленным законодательством Республики Узбекистан;

аудиторский отчет – документ, составленный непосредственно проводившими внутренний аудит внутренними аудиторами, содержащий результаты проведенного аудита эффективности и (или) аудита соответствия за определенный период времени;

аудиторское заключение – документ, составленный на основании аудиторских отчетов и (или) аудиторских отчетов по финансовой отчетности, содержащий выводы и рекомендации;

отчет о результатах службы внутреннего аудита и финансового контроля – документ, составленный службой внутреннего аудита и финансового контроля, содержащий рекомендации по улучшению внутренних процедур, правил, процессов в целях повышения эффективности работы, достижения прямых и конечных результатов деятельности объекта государственного финансового контроля, представляемый руководителю Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, а также Главному управлению государственного финансового контроля.

Статья 38. Особенности аудиторского отчета по финансовой отчетности

По результатам аудита консолидированной или отдельной финансовой отчетности принимается:

положительный аудиторский отчет по финансовой отчетности – при отсутствии существенных ошибок;

аудиторский отчет по финансовой отчетности с оговоркой – при выявлении существенных ошибок.

В случаях неведения бухгалтерского учета либо утраты бухгалтерских документов на объекте государственного финансового контроля руководитель органа государственного финансового контроля направляет руководителю объекта государственного финансового контроля и в вышестоящий орган, осуществляющий руководство или управление объектом государственного финансового контроля, предписание с требованием о восстановлении бухгалтерского учета на объекте государственного финансового контроля с определением срока завершения этой работы и принимает решение о временном приостановлении государственного финансового контроля с внесением соответствующих изменений в перечень объектов государственного финансового контроля на соответствующий год. При этом по результатам аудита отдельной финансовой отчетности внутренним аудитором выдается аудиторский отчет с отказом от выражения мнения.

Статья 39.

Взаимодействие руководителя государственного органа со службой внутреннего аудита и финансового контроля

Руководители Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан осуществляют взаимодействие со службой внутреннего аудита и финансового контроля через:

утверждение годового и квартальных планов работы и планов по обучению службы внутреннего аудита и финансового контроля;

рассмотрение и принятие решения о реализации рекомендаций совета по государственному аудиту и рискам;

рассмотрение годового отчета по итогам внутреннего аудита.

Глава 7.

Процедурные основы государственного финансового контроля

Статья 40.

Процедура проведения государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

формирования перечня объектов государственного финансового контроля на соответствующий год, предусматривающего организацию государственного финансового контроля на основании системы управления рисками, если иное не установлено настоящим Законом;

планирования отдельного государственного финансового контроля и его проведения;

принятия решения и составления документов по результатам государственного финансового контроля.

Срок проведения государственного финансового контроля устанавливается руководителем органа государственного финансового контроля в зависимости от типа государственного финансового контроля, объемов предстоящих работ, объемов средств, охватываемых государственным финансовым контролем, количества объектов государственного финансового контроля, в рамках, предусмотренных соответствующими правилами проведения государственного финансового контроля.

Срок проведения государственного финансового контроля может быть продлен не позже чем за один рабочий день до его окончания руководителем органа государственного финансового контроля по письменному ходатайству работника государственного финансового контроля с внесением соответствующих изменений в перечень объектов государственного финансового контроля на соответствующий год.

Статья 41.

Формирование перечня объектов государственногофинансового контроля на соответствующий год

Формирование перечня объектов государственного финансового контроля на соответствующий год осуществляется на основании систем управления рисками – количественных и качественных показателей оценки деятельности объектов государственного финансового контроля, на основе которых принимается решение об отнесении объекта государственного финансового контроля к определенной группе риска, с целью их максимального охвата государственным аудитом.

Система управления рисками основывается на единых принципах и подходах, устанавливаемых Межведомственным советом по совершенствованию государственного финансового контроля.

Деятельность органов государственного финансового контроля в целях обеспечения реализации возложенных на них задач и полномочий осуществляется в соответствии с перечнем объектов государственного финансового контроля на соответствующий год.

Не допускается внесение изменений в перечни объектов государственного финансового контроля на соответствующий год Счетной палаты, за исключением поручений Президента Республики Узбекистан и инициативы Председателя Счетной палаты.

Обязательному рассмотрению и учету при формировании перечня объектов государственного финансового контроля на соответствующий год Счетной палаты подлежат поручения Президента Республики Узбекистан.

При формировании перечней объектов государственного финансового контроля на соответствующий год Счетной палаты анализируются предложения правоохранительных органов, специальных государственных органов, которые выносятся на обсуждение заседания Межведомственного совета по совершенствованию государственного финансового контроля для рассмотрения их целесообразности и актуальности.

Обязательному рассмотрению и учету при формировании перечня объектов государственного финансового контроля на соответствующий год Главного управления государственного финансового контроля и служб внутреннего аудита и финансового контроля подлежат поручения Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, депутатские запросы, запросы органов прокуратуры и уголовного преследования.

Внеплановый аудит Главного управления государственного финансового контроля проводится:

по поручениям Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

по вопросам, связанным с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов, ликвидации и реорганизации бюджетной организации и субъектов государственного сектора;

по результатам мониторинга данных информационных систем по исполнению бюджета с применением системы управления рисками в части проверок по выявленным фактам нарушений;

по обращениям физических и юридических лиц.

Перечни объектов государственного финансового контроля на соответствующий год и изменения к ним подлежат утверждению Межведомственным советом по совершенствованию государственного финансового контроля.

Утвержденные перечни объектов государственного финансового контроля на соответствующий год и изменения к ним, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о государственных секретах, и (или) сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определенную Кабинетов Министров Республики Узбекистан, в течение пяти календарных дней со дня их утверждения подлежат размещению
на Интернет-ресурсе соответствующего органа государственного финансового контроля.

Счетная палата, Главное управление государственного финансового контроля вправе привлечь для проведения государственного финансового контроля соответствующих специалистов государственных органов (по согласованию с ними), а также при необходимости аудиторские организации, экспертов с оплатой их услуг из соответствующего бюджета в пределах выделенных средств.

Для формирования перечня объектов государственного финансового контроля органы государственного финансового контроля обязаны размещать материалы государственного финансового контроля, отчетность в единой базе данных по государственному финансовому контролю, а также в согласованные сроки осуществлять обмен информацией о перечнях объектов государственного финансового контроля на соответствующий год до их утверждения.

В целях исключения дублирования проверок органы государственного финансового контроля обязаны согласовать между собой перечни объектов государственного финансового контроля на соответствующий год и изменения к ним.

Не допускается проведение внепланового государственного финансового контроля на объектах государственного финансового контроля, включенных в утвержденный Счетной палатой перечень объектов государственного финансового контроля на соответствующий год, за исключением части восьмой настоящей статьи.

Статья 42.

Признание результатов государственного финансового контроля

Органы государственного финансового контроля признают результаты государственного финансового контроля, проведенного другими органами государственного финансового контроля, за исключением документов служб внутреннего аудита и финансового контроля, в соответствии с частями второй и третий настоящей статьи, если они не признаны судом незаконными в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Узбекистан.

Счетная палата для признания результатов государственного финансового контроля Главного управления государственного финансового контроля проводит контроль за соблюдением ими стандартов государственного финансового контроля.

Главное управление государственного финансового контроля признает результаты государственного финансового контроля, проведенного Счетной палатой, если они не признаны Счетной палатой не соответствующими стандартам государственного финансового контроля.

В случаях признания результатов государственного финансового контроля органы государственного финансового контроля сокращают объем государственного финансового контроля, приняв за основу материалы государственного финансового контроля, проведенного другими государственными органами или независимыми аудиторами.

Орган государственного финансового контроля о факте непризнания результатов государственного финансового контроля, проведенного другими органами государственного финансового контроля, уведомляет объект государственного финансового контроля с внесением соответствующей информации в единую базу данных государственного финансового контроля.

Статья 43.

Доступ к информации органами государственного финансового контроля

Требования органов государственного финансового контроля, данные ими в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения объектами государственного финансового контроля.

По требованию органов государственного финансового контроля объекты государственного финансового контроля, должностные, физические и юридические лица обязаны:

предоставить запрашиваемые сведения о составе и форматах данных ведомственных информационных систем, а также документацию и информацию, необходимую для формирования перечня объектов государственного финансового контроля на соответствующий год и осуществления государственного финансового контроля, подготовки отчетов об исполнении бюджета, в том числе для проведения исследований в сфере государственного финансового контроя, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

предоставить необходимые материалы (доказательства): справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с формированием перечня объектов государственного финансового контроля на соответствующий год и его проведением без выхода на объект государственного финансового контроля, в срок не более пяти рабочих дней, по вопросам, связанным с проведением государственного финансового контроля на объекте государственного финансового контроля, – в срок не более одного рабочего дня;

предоставить в соответствии с законодательством Республики Узбекистан доступ к государственным и иным информационным системам, необходимым для проведения государственного финансового контроля.

Требуемая информация предоставляется в органы государственного финансового контроля в запрашиваемых формах, порядке, а также в сроки, которые установлены настоящим Законом.

Государственные органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции, за исключением Центрального банка Республики Узбекистан, правоохранительные органы, специальные государственные органы оказывают содействие органам государственного финансового контроля в выполнении их задач, предоставляют по их запросам информацию о результатах проведенных ими проверок с соблюдением режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны в соответствии с законами Республики Узбекистан.

Статья 44. Контроль качества

Руководители органов государственного финансового контроля обеспечивают организацию контроля качества путем регулярного проведения проверок документов, составляемых внутренними аудиторами в ходе своей деятельности, на предмет соответствия стандартам государственного финансового контроля в порядке, определенном соответствующими правилами проведения государственного финансового контроля на основе системы управления рисками.

Контролю качества подлежат все этапы государственного финансового контроля, экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты, вся деятельность работников государственного финансового контроля, в том числе материалы (заключения), выданные по результатам государственного финансового контроля, проведенного работниками государственного финансового контроля, привлеченными в качестве специалистов правоохранительными органами и судом.

Необходимость и периодичность проведения контроля качества, в том числе необходимость перепроверки результатов государственного финансового контроля, а также сроки и продолжительность проведения контроля качества с целью обеспечения его оперативности и результативности определяются в порядке, определенном соответствующими правилами проведения государственного финансового контроля.

Статья 45.

Мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного финансового контроля

Органы государственного финансового контроля на системной основе осуществляют мониторинг данных ими в заключений, рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний.

Информацию о результатах рассмотрения рекомендаций и об исполнении предписаний объект государственного финансового контроля и иные заинтересованные лица обязаны направить в соответствующий орган государственного финансового контроля в указанные в соответствующих документах сроки с приложением подтверждающих документов.

Должностные лица объекта государственного финансового контроля несут ответственность за неисполнение предписаний органов государственного финансового контроля в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

Статья 46. Анализ результатов государственного финансового контроля

Органы государственного финансового контроля систематически анализируют итоги проводимого государственного финансового контроля, обобщают и исследуют причины и последствия выявленных нарушений и недостатков в процессе исполнения бюджета, использования активов государства и субъектов государственного сектора.

По итогам проведенного анализа органы государственного финансового контроля разрабатывают предложения по совершенствованию бюджетного законодательства Республики Узбекистан и развитию финансовой системы Республики Узбекистан и представляют их на рассмотрение соответствующим уполномоченным органам.

Глава 8.

Правовой статус органов государственного финансового контроля

Статья 47.

Права должностных лиц органов государственного финансового контроля

Должностные лица органов государственного финансового контроля при проведении государственного финансового контроля имеют право:

при предъявлении служебного удостоверения и акта о назначении проверки в рамках проведения государственного финансового контроля получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения объекта государственного финансового контроля с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

в соответствии с задачами и предметом государственного финансового контроля для подготовки заключения ревизии (проверки) аудиторского отчета и (или) аудиторского отчета по финансовой отчетности запрашивать и получать в сроки, установленные настоящим Законом, необходимую документацию, информацию, в том числе на электронных носителях, по вопросам, входящим в их компетенцию, а также доступ к информационным системам, письменные и устные объяснения и иную информацию, в том числе содержащую государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

запрашивать акты и документы, принятые по результатам государственного контроля и надзора, проведенного органами государственного контроля и надзора;

в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц объектов государственного финансового контроля представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленным при формировании перечня объектов государственного финансового контроля на соответствующий год и проведении государственного финансового контроля, а также необходимых копий документов, засвидетельствованных в установленном порядке;

составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами объектов государственного финансового контроля документов и материалов, запрошенных при проведении государственного финансового контроля;

осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Узбекистан.

Статья 48.

Обязанности должностных лиц органов государственного финансового контроля

Должностные лица органов государственного финансового контроля обязаны:

соблюдать законодательство Республики Узбекистан, права и законные интересы объектов государственного финансового контроля;

не препятствовать установленному режиму работы объекта государственного финансового контроля;

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Республики Узбекистан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;

проводить государственный финансовый контроль в строгом соответствии со стандартами государственного финансового контроля;

соблюдать требования служебной и профессиональной этики;

не препятствовать руководителю (должностным лицам) объекта государственного финансового контроля присутствовать при проведении государственного финансового контроля, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного финансового контроля;

обеспечивать сохранность документов и сведений, полученных в результате государственного финансового контроля, в том числе не разглашать сведения, относящиеся к государственным секретам, служебной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;

сообщать об условиях, способствующих конфликту интересов;

основывать результаты государственного финансового контроля исключительно на информации и фактических данных, полученных и собранных в ходе государственного финансового контроля;

нести иные обязанности, предусмотренные законами Республики Узбекистан.

За нарушение основных принципов и стандартов государственного финансового контроля при осуществлении государственного финансового контроля работники государственного финансового контроля несут персональную дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Узбекистан.

Статья 49.

Права руководителя объекта государственного финансового контроля

Руководитель объекта государственного финансового контроля имеет право:

быть ознакомленным с целью, продолжительностью государственного финансового контроля, его результатами, выводами и рекомендациями;

быть ознакомленным с принимаемыми мерами реагирования финансового контроля;

не допускать к проверке работников государственного финансового контроля, не представивших акт о назначении проверки;

в случае несогласия с результатами государственного финансового контроля в срок не более десяти рабочих дней со дня представления подписанного акта ревизии (проверки), аудиторского отчета и (или) аудиторского отчета по финансовой отчетности, а в случае несогласия с нарушениями, указанными в уведомлении об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения), направлять соответствующему органу государственного финансового контроля и финансового контроля возражения к ним;

осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Узбекистан.

Статья 50.

Обязанности руководителя объекта государственного финансового контроля

Руководитель объекта государственного финансового контроля обязан:

обеспечивать государственных аудиторов рабочими местами;

обеспечивать своевременность, достоверность, объективность и полноту запрашиваемых органами государственного финансового контроля данных;

не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения государственного финансового контроля, если иное не предусмотрено настоящим Законом либо иными законами Республики Узбекистан;

не вмешиваться в действия государственных аудиторов и не препятствовать проведению государственного финансового контроля;

исполнять законные требования органов государственного финансового контроля;

своевременно предоставлять информацию об исполнении данных в аудиторском заключении рекомендаций и предписаний, направленных органами государственного финансового контроля, а также об исполнении уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

нести иные обязанности, предусмотренные законами Республики Узбекистан.

Статья 51. Конфликт интересов

В целях обеспечения объективности и независимости запрещается проведение государственного финансового контроля государственными аудиторами:

являющимися близкими родственниками, свойственниками или доверенными лицами руководителя, ответственного секретаря, главного бухгалтера или иного лица, осуществлявшего их полномочия, учредителя, участника или акционера объекта государственного финансового контроля;

работавшими в объекте государственного финансового контроля либо являвшимися близкими родственниками, свойственниками или доверенными лицами руководителя, ответственного секретаря, главного бухгалтера или иного лица, осуществлявшего их полномочия, учредителя, участника или акционера объекта государственного финансового контроля в проверяемый период;

из числа учредителей, участников или акционеров, должностных лиц объекта государственного финансового контроля, имеющих в нем личные имущественные интересы.

При возникновении конфликта интересов работники государственного финансового контроля должны письменно сообщить об этом руководителю, назначившему государственный финансовый контроль.

В случаях, указанных в частях первом и втором настоящей статьи, руководитель органа государственного финансового контроля принимает меры по устранению конфликта интересов.

Глава 9.

Взаимодействие и координация деятельности органов государственного финансового контроля

Статья 52.

Межведомственный совет по совершенствованию государственного финансового контроля

В целях совершенствования деятельности государственного органа, в рамках государственного финансового контроля, создается консультативно-совещательный орган – Межведомственный совет по совершенствованию государственного финансового контроля.

Основными задачами Межведомственный совет по совершенствованию государственного финансового контроля являются:

определение перспективных направлений совершенствования системы государственного финансового контроля, предусматривающих профилактику
и предотвращение характерных и системных финансовых нарушений;

рассмотрение предложений по внедрению международно признанных методов и инструментов организации и проведения государственного финансового контроля и внутреннего аудита;

обеспечение взаимодействия органов государственного финансового контроля и внутреннего аудита;

разрешение возникающих между участниками государственного финансового контроля споров и несогласий в досудебном порядке и принятие по ним решений;

утверждение ежегодных планов проверок органов государственного финансового контроля и размещение их в Единой базе данных
по государственному финансовому контролю.

Решения Межведомственного совета по совершенствованию государственного финансового контроля являются обязательными для органов государственного финансового контроля.

Порядок организации деятельности Межведомственного совета по совершенствованию государственного финансового контроля определяется положением о Межведомственном совете по совершенствованию государственного финансового контроля, утверждаемым Министерством финансов и Счетной палатой Республики Узбекистан.

Рабочим органом Межведомственного совета по совершенствованию государственного финансового контроля является Управление методологии составления и казначейского исполнения бюджета, внутреннего аудита
и финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан, ответственный за координацию процесса системы государственного финансового контроля и внутреннего аудита.

Статья 53.

Взаимодействие Главного управления государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан с органами прокуратуры и уголовного преследования

При поступлении запроса органов прокуратуры или уголовного преследования Главное управление государственного финансового контроля:

предоставляет результаты ранее проведенного государственного финансового контроля по соответствующему объекту государственного финансового контроля в случае их наличия, без повторного проведения государственного финансового контроля;

в случае если в результатах ранее проведенного государственного финансового контроля поставленные в запросе вопросы не были отражены, данные вопросы учитываются в перечне объектов государственного финансового контроля уполномоченного органа по внутреннему аудиту на следующий год.

Работники Главного управления государственного финансового контроля для участия в проверке в качестве специалистов и даче заключения в пределах компетенции могут быть направлены в распоряжение органа прокуратуры по соответствующему требованию или запросу, в распоряжение органа уголовного преследования – по соответствующему постановлению, вынесенному в рамках возбужденного уголовного дела, а также привлечены судом по соответствующему определению суда.

Статья 54.

Взаимодействие органов государственного финансового контроля и независимых аудиторов, их организаций и объединений

Органы государственного финансового контроля могут привлекать к участию в проводимых ими контрольных мероприятиях на договорной основе независимых аудиторов и экспертов, их организации и объединения.

Привлеченные специалисты дают подписку о неразглашении полученной в ходе проведения контрольных мероприятий информации.

Ответственность за результаты работы привлеченных специалистов несет орган государственного финансового контроля, допустивший их к проведению контрольного мероприятия.

Статья 55.

Единая база данных по государственному финансовому контролю

Для оптимизации управленческих процессов при проведении государственного финансового контроля, исключения дублирования и обеспечения признания результатов государственного финансового контроля действует единая база данных по государственному финансовому контролю (далее – единая база данных), интегрированная с системой «Электронного правительства» и информационными системами государственных органов.

Порядок интеграции единой базы данных с информационными системами государственных органов определяется Министерством финансов Республики Узбекистан соответствующими государственными органами.

Единая база данных содержит всю информацию по перечням объектов государственного финансового контроля, результатам государственного финансового контроля, экспертно-аналитической деятельности органов государственного финансового контроля, а также иную информацию, необходимую для проведения государственного финансового контроля. Органам государственного финансового контроля предоставляется соответствующий уровень доступа к единой базе данных.

Для формирования системы управления рисками информация по объектам государственного финансового контроля, его финансовым и иным показателям консолидируется в единой базе данных.

Органы государственного финансового контроля обязаны размещать в единой базе данных материалы государственного финансового контроля в сроки, установленные законодательством Республики Узбекистан.

Объекты государственного финансового контроля обязаны предоставлять запрашиваемую информацию, необходимую для пополнения единой базы данных.

Единую базу данных администрирует Министерство финансов Республики Узбекистан, которое несет ответственность за ее эффективное функционирование, сохранность и безопасность размещенной в ней информации.

Объекты государственного финансового контроля несут ответственность за достоверность и полноту предоставляемых данных для формирования единой базы данных.

Статья 56. Международное сотрудничество

Счетная палата, а также в пределах полномочий, представленных Кабинетов Министров Республики Узбекистан, Главное управление государственного финансового контроля осуществляют взаимодействие с соответствующими органами других государств и их международными объединениями, заключают соглашения о сотрудничестве, участвуют в проведении совместных, параллельных проверок и экспертно-аналитических мероприятий, входят в состав указанных международных объединений.

Раздел III. Заключительные положения

Глава 10.

Сертификация, переподготовка и повышение квалификации работников государственного финансового контроля

Статья 57.

Сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации внутреннего аудитора

В целях получения всесторонней и объективной характеристики профессиональных, деловых качеств и потенциальных возможностей лиц, претендующих на присвоение квалификации внутреннего аудитора, проводится их сертификация.

Сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации внутреннего аудитора проводится Учебным центром при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации внутреннего аудитора, включает подтверждение их знаний и собеседование в порядке, определяемом правилами сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации внутреннего аудитора.

Перечни должностей, для занятия которых необходимо наличие сертификата, удостоверяющего квалификацию внутреннего аудитора, утверждаются соответствующими органами государственной власти.

Сертификация проводится по уровневой системе. Правила сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации внутреннего аудитора, утверждаются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Учебный центр при Министерстве финансов Республики Узбекистан ведет реестр лиц, имеющих сертификат внутреннего аудитора.

Статья 58.

Переподготовка и повышение квалификации работников органов государственного финансового контроля

Переподготовка и повышение квалификации работников органов государственного финансового контроля осуществляются в соответствии с правилами переподготовки и повышения квалификации работников органов государственного финансового контроля, разрабатываемыми и утверждаемыми Министерством финансов Республики Узбекистан.

Глава 11. Ответственность и порядок обжалования

Статья 59.

Ответственность за нарушение законодательства Республики Узбекистан о государственном финансовом контроле и внутреннем аудите

Нарушение законодательства Республики Узбекистан о государственном финансовом контроле влечет ответственность в соответствии с законами Республики Узбекистан.

Статья 60.

Порядок обжалования актов, действий (бездействия) органов государственного финансового контроля и внутреннего аудита и (или) их должностных лиц

Действия (бездействие) органов государственного финансового контроля и (или) их должностных лиц могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Обжалование актов органов государственного финансового контроля, связанных с выявленными фактами нецелевого и необоснованного использования бюджетных средств, не приостанавливает их исполнения.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Внесения в Кабинет Министров Республики УзбекистанНастоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.15 днейМежведомственный совет по совершенствованию государственного финансового контроля, Мамаджанов Исмонжон Тухтапулатович

So`rovnoma natijalari