Hujjat nomi
О мерах по дальнейшему совершенствованию работ по расчистке русел рек, укреплению их берегов и проведения защитных работ для обеспечения безаварийного пропуска паводковых и селевых потоков по водотокам Республики Узбекистан
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Ekologiya va atrof-muhitni muhofaza qilish davlat qo‘mitasi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-11-13 09:58:09
Muhokama yakunlanishi (sana)2017-11-28 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан

О мерах по дальнейшему совершенствованию работ
по расчистке русел рек, укреплению их берегови проведения защитных работ для обеспечения безаварийного пропуска паводковых и селевых потоков
по водотокам Республики Узбекистан

Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан
от 25 сентября 2017 года № ПП-3286 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов», а также в целях упорядочения работы по расчистке русел рек, укреплению их берегов и защитных работ для обеспечения безаварийного пропуска паводковых и селевых потоков по водотокам Республики Узбекистан Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке проведения работ по расчистке русел рек, укреплению их берегов и защитных работ для обеспечения безаварийного пропуска паводковых и селевых потоков по водотокам согласно приложению.

2. Признать утратившему силу постановления Кабинета Министров от 29 мая 2014 года №135 «Об утверждении Положения о порядке формирования разработки, проведения, экспертизы, утверждения и реализации проектов по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам Республики Узбекистан».

3. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ведомственные акты в соответствии с настоящим постановлением.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан Джураева Р.М. и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Кучкарова Б.Т.

Премьер-министр

Республики УзбекистанА. Арипов

ПРОЕКТ

Приложение №1

к постановлению Кабинета Министров

от «__»________2017 г. №____

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке проведения работ по расчистке русел рек,

укреплению их берегов и защитных работ для обеспечения безаварийного пропуска паводковых и селевых потоков по водотокам

Глава 1.Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 сентября 2017 года №ПП-3286 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов» и определяет порядок организации и проведения работ по расчистке русел водотоков (ручьи, реки, саи, каналы, коллекторов и др.) и укреплению их берегов.

Целью проведения работ по расчистке русел водотоков и укреплению их береговявляетсяобеспечение стабильного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам Республики Узбекистан.

2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

безопасный пропуск – пропускводы по водотокам без негативных последствий для населенных пунктов, орошаемых земель, водохозяйственных и других социальных объектов;

берегоукрепительные работы – укрепление берегов ручьев, рек, саев, каналов, коллекторов и других водных объектов с целью защиты их от размыва и обрушения;

водный объект – естественные (ручьи, саи, реки и др.) и искусственные (открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки,
в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;

водоток – водный объект, характеризуемый постоянным или временным движением воды в его русле в направлении общего уклона. Водоток может быть постоянным - с круглогодичным течением воды или временным (пересыхающим, перемерзающим);

защитные работы – работы по строительству, реконструкции, ремонту
и восстановлению защитных сооружений, защитные работы на гидротехнических сооружениях, мостах, водопроводах, газопроводах и других социальных объектах, расположенных на водотоках, посадка деревьев в водосборах и руслах водотоков в целях безаварийного пропуска паводковых вод и селевых потоков, защиты населенных пунктов, орошаемых земель, водохозяйственных и других социальных объектов;

защитные сооружения – дамбы, шпоры, перепады, прокопы, прорези
и другие руслорегулирующие сооружения, а также конструкции по закреплению откосов и дна водотоков, обеспечивающие безопасный пропуск паводковых вод
и селевых потоков;

дноуглубительные работы – работы по углублению и расширению русла рек, каналов, коллекторов и других водных объектов путем выемки образовавшихся материалов;

паводок – быстрое, сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня и увеличение расхода воды в каком-либо створе водотока, возникающее в результате интенсивного кратковременного таяния снега иобильных дождей;

паводковые воды – воды, протекающие в русле водотоков в период прохождения паводка;

расчистка русла рекиводотоков– механическая или гидромеханическая расчистка русла водных объектов от образовавшихся материалов и донных сор;

реконструкция и строительство защитных сооружений – полноеили частичное переустройство и строительство защитных сооружений. После реконструкции защитных сооружений его первоначальные проектные параметры и состав могут изменяться частично или полностью в соответствии с новым проектом;

ремонт и восстановление защитных сооружений – работы, предназначенные для поддержания проектных параметров защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов, расположенных на водотоках, в том числе очистка от наносов, ремонт сооружений и отдельных их разрушений;

сель – кратковременныйс большой разрушительной силой паводок с очень большим (до 75% общей массы потока) содержанием минеральных частиц и обломков горных пород, возникающий в результате выпадения ливневых осадков или бурного таяния снега в бассейнах небольших горных и предгорных рек и сухих логов со значительными (не менее 0,10) уклонами;

селевые потоки – потокиводы, протекающие по водотокам в период прохождения селей;

стабилизация потока – техногенныевоздействия на паводковые воды и селевые потоки в целях их безопасного пропуска по водотокам;

проект по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков – проект, предусматривающий мероприятия по реконструкции, строительству, ремонту и восстановлению защитных сооружений, водохозяйственных и других социальных объектов, расположенных на водотоках в целях стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков.

3. Работы по расчистке русел водотоков и укреплению их берегов осуществляются на основании решений Правительственной комиссиипо обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков, снижению угроз снеголавинных и оползневых явлений, образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2007 года № ПП-585 (далее – Правительственная комиссия) исключительно для предотвращения негативных последствий невозможности пропуска паводковых вод и селевых потоков.

4. Добыча полезных ископаемых в руслах рек осуществляется строго
в соответствии с лицензией на право пользования участками недр, выдаваемой
в порядке, установленной постановлениями Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2007 года № ПП-649 и от 2 мая 2011 года № ПП-1524, при условии наличия утвержденных запасов полезных ископаемых и исключения негативного воздействия на водный режим.

Глава 2. Порядок организации и проведению работ по расчистке
русел рек и укреплению их берегов для обеспечения стабилизированного
и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков

5.Безопасный пропуск паводковых и селевых потоков по водотокам Республики Узбекистан осуществляется специализированными инженерно-техническими отрядами по проведению берегоукрепительных, защитных и восстановительных работ в селе-, паводко- и оползнеопасных районах Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее – специализированными отрядами МЧС) и другими организациями на основании ежегодной Сводной адресной программы по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам Республики Узбекистан (далее – Сводная адресная программа), утвержденной Правительственной комиссией.

6.Сводная адресная программа включает прогнозные параметры проектов по:

проведению работ по расчисткерусел рек и укреплению их берегов;

строительству и реконструкции, ремонту и восстановлению защитных сооружений на водотоках;

выполнению проектно-изыскательских работ на строительство
и реконструкцию, ремонт и восстановление защитных сооружений, а также других защитных работ на водотоках.

7. Сводная адресная программа формируется из территориальных адресных программ по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам на предстоящий год (далее - территориальные адресные программы).

8. Территориальные адресные программы разрабатываются на основе комплексного и системного подхода к решению задач по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам, с учетом реальных водохозяйственных, гидрологических и других природно-хозяйственных условий водотока.

9. Территориальные адресные программы на предстоящий год включают:

адресный список проектов по строительству и реконструкции защитных сооружений на водотоках;

адресный список проектов по ремонту и восстановлению защитных сооружений, а также других защитных работ на водотоках;

адресный список проектно-изыскательских работ на строительство и реконструкцию, ремонт и восстановление сооружений, а также других защитных работ на водотоках.

10. Для формирования территориальных адресных программ решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей создаются территориальные рабочие группы.

Руководителями территориальных рабочих групп являются соответственно заместитель Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан
и заместители хокимов областей по вопросам развития промышленности, капитального строительства, коммуникаций и коммунального хозяйства.

11. В состав территориальной рабочей группы включаются руководители и специалисты:

управлений по чрезвычайным ситуациям Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее – МЧС);

бассейновых управлений ирригационных систем Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан;

территориальных подразделений Узгидромета, Госводхознадзора, Госкомземгеодезкадастра, Госкомэкологии, Госархитектстроя, Госкомгеологии Республики Узбекистан;

органов государственной власти на местах;

проектных и научно-исследовательских организаций.

При необходимости в состав территориальных рабочих групп могут включаться представители других заинтересованных министерств, ведомств и организаций.

12. Бассейновые управления ирригационных систем Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан совместно с заинтересованными организациями подготавливают и представляют на рассмотрение территориальных рабочих групп следующие материалы:

схематические карты с указанием всех основных водных объектов, а также технические характеристики водных объектов и сооружений на них;

многолетние гидрологические данные, а также другие сведения по пропуску паводковых вод и селевых потоков.

13. Территориальные рабочие группы:

ежегодно в срок до 1 марта с выездом на место на основе гидрографического принципа проводят детальное обследование водотоков и других водных объектов, водохозяйственных и других социальных объектов, населенных пунктов и орошаемых земель, расположенных вдоль водотоков;

по итогам обследований выявляют основные причины разрушений защитных сооружений, размыва и заиливания русел водотоков, разрушений на водохозяйственных и других социальных объектах, наличие угрозы затопления населенных пунктов и других социальных объектов;

определяют приоритетные защитные работы по строительству и реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках;

проводят оценки возможностей безопасного пропуска паводковых вод
и селевых потоков и определяют место, объем и другие условия по проведению расчистки русел рек и укреплению их берегов;

ежегодно в срок до 1 апреля разрабатывают территориальные адресные программы по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам территорий на предстоящий год и вносят для рассмотрения и утверждения в территориальные противопаводковые комиссии.

14. Территориальные адресные программы на предстоящий год в срок до 10 апреля утверждаются решением соответствующей территориальной противопаводковой комиссии.

15. Утвержденная территориальная адресная программа по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам в установленном порядке ежегодно в срок до 15 апреля вносится для рассмотрения и обобщения в МЧС.

16. МЧС совместно с Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Госкомэкологии, Госархитектстроем, Узгидрометом, Госводхознадзором, АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Узбекэнерго», Комитет по автомобильным дорогам, АО «Узбекгидроэнерго», АК «Узтрансгаз» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами на основе территориальных адресных программ разрабатывает Сводную адресную программу на предстоящий год.

17. Сводная адресная программа на предстоящий год в срок до 1 мая в установленном порядке МЧС вносит в Правительственную противопаводковую комиссию.

18. Правительственная противопаводковая комиссия в срок до 15 мая рассматривает и утверждает Сводную адресную программу и направляет заинтересованным министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей для реализации в установленном порядке.

19. С учетом возможных изменений водохозяйственной, гидрометеорологической и других природно-хозяйственных условий водотока, обоснования и приоритетности защитных работ, по решению Правительственной противопаводковой комиссии в Программу и сводную адресную программу могут вноситься соответствующие изменения и дополнения.

20. Министерства и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, в ведении которых находятся водохозяйственные и другие социальные объекты, которые являются заказчиками выполнения соответствующих защитных работ, на основе Сводной адресной программы и утвержденных сетевых графиков в установленном порядке разрабатывают отдельные адресные списки строительных, ремонтных, руслоочистительных, берегоукрепительных и проектно-изыскательских работ.

21. Для реализации Сводной адресной программы осуществляется разработка проектной документации по строительству, реконструкции, ремонту, восстановлению защитных сооружений, в том числе расчистке русел рек и укреплению их берегов по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам (далее – проектная документация).

22. Задания на разработку проектной документации подлежат согласованию с Госводхознадзором в установленном порядке.

23. Проектная документация разрабатывается специализированными проектными организациями, имеющими лицензию на право осуществления указанного вида деятельности.

24. Проектная документация подлежит государственной экспертизе, которая проводится органами Госархитектстроя и ГоскомэкологииРеспублики Узбекистан в установленном порядке.

25. Реализации проектов, предусмотренных в проектной документации, связанные с расчисткой русел рек и укреплением их берегов осуществляется специализированными инженерно-техническими отрядами МЧС на основании решения Правительственной противопаводковой комиссии без проведения тендерных торгов согласно проектно-сметной документации.

В случае не возможности выполнения данных работ выполняются другими организациями в порядке установленномпостановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.07.2003 г. № 302 «О мерах по совершенствованию системы конкурсных торгов в капитальном строительстве».

Проекты по строительству и реконструкции, ремонту и восстановлению водохозяйственных и других социальных объектов на водотоках осуществляется министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимятами областей находящихся в их ведении.

26. При проведении работ по расчистке русел

и укреплению их берегов в руслах водотоков должны соблюдать следующие требования:

не допускать изменения русел водотоков;

не допускать чрезмерного углубления русла реки, в целях исключения риска нарушения гидродинамической связи между поверхностными и подземными водами, загрязнения и истощения водотока;

проводить расчистку русел, укрепление их берегов с соблюдением проектных параметров, отметок и уклонов траншей;

обеспечивать проведение работ по противоэрозионных мероприятий;

размещать места временного хранения отходов, стоянки и обслуживания техники, а также осуществлять обслуживание и ремонт используемой техники

за пределами водоохранных зон рек;

обеспечивать обязательную передачу участка русла реки по завершению руслоочистительных работ министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей, в ведении которых находятся водохозяйственные и другие социальные объекты;

проводить очистку поймы от бытового и производственного мусора,

а также оборудовать капитальные высотные реперы для контроля параметров русловых работ, закреплять на местности границы участка опознавательными знаками по завершению работы по расчистке русел, укреплению их берегов

в поймах водотоках;

проводить защитные работы с использованием инновационных видов технологий.

27. Финансирование реализации проектов осуществляется в установленном порядке за счет:

республиканских и местных бюджетных ассигнований на эксплуатационные расходы, предусмотренных в смете расходов Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, а также лимитов централизованных капитальных вложений;

средств внебюджетных фондов министерств, государственных комитетов

и ведомств;

средств Республиканского дорожного фонда при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

других источников, не запрещенных законодательством.

28. Хозяйствующие субъекты осуществляют мероприятия по обеспечению стабилизированного и безопасного пропуска паводковых вод и селевых

потоков в целях защиты социальных объектов, находящихся на их балансе,

в установленном порядке и за счет собственных средств.

29. Контроль за реализацией проектов по обеспечению стабилизированного

и безопасного пропуска паводковых вод и селевых потоков по водотокам осуществляется в установленном порядке:

территориальными органами Госкомэкологии – в части контроля

за соблюдением требований природоохранного законодательства по расчистке русел и укреплению берегов;

заказчиками – в части контроля за соблюдением подрядчиком принятых договорных обязательств и иных функций, оговоренных договором, технического сопровождения и технического надзора за строительством объекта;

проектными организациями – в части авторского надзора за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ проектным решениям

на протяжении всего периода строительства и приемки в эксплуатацию законченных объектов;

территориальными органами Госархитектстроя – в части надзора

за качеством и соответствием выполняемых строительно-монтажных работ строительным нормам и правилам, нормативно-технической и проектной документации, а также ведением подрядной организацией исполнительной документации на объекте строительства;

органами контроля Министерства финансов Республики Узбекистан –

в части контроля за целевым использованием выделяемых бюджетных средств.

30. МЧС совместно с Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и Госкомэкологии обеспечивают пообъектный мониторинг за ходом реализации проектов, включенных в сводную

адресную программу, и ежемесячно вносит соответствующую информацию

в Правительственную противопаводковую комиссию.

Глава 3. Порядок использования материалов, образующихся в результате проведения работ по расчистке русел

31. Расчистка русел рек, укрепление их берегов осуществляется без отвода земельных участков для проведения намечаемых работ.

32.Материалы нерудных полезных ископаемых, образовавшиеся при расчистке русел водотоков, специализированными отрядами МЧС и другими организациями по согласованию с межведомственной группой на местах, организовывают их отдельное складирование и определяют объем путем инструментального замера в соответствии с водоохранным законодательством.

33. В случае переработки и реализации нерудных полезных ископаемых специализированные отряды МЧС и другие организации в установленном порядке уплачивают налог за пользования недрами. При этом финансирование работ по расчистке русел рек и укреплению берегов уменьшается на сумму доходов, полученных от реализации нерудных полезных ископаемых. Ценообразование реализуемых материалов нерудных полезных ископаемых устанавливается ежегодно до 1 марта Госархитектстрой.

34. Специализированные отряды МЧС и другие организации, привлекаемые для расчистки русел водотоков обязаны представлять ежеквартальный отчет о количестве образовавшихся нерудных материалов в Госкомгеологии и в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан в установленном порядке.

35. Нереализованная часть образовавшиеся материалов размещается в безопасных местах поймы, водоохранных зон водотоков в качестве природного ресурса либо используется для градостроительных работ по согласованию с органами Госкомэкологии и государственной власти на местах.

36. Контроль за проведением работ по расчистке русел и укреплению их берегов в соответствии с законодательством осуществляется межведомственными группами, образованными постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 сентября 2017 года № ПП-3286 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов».

37. Проверки проводимые в ходе контроля за проведением работ по расчистке русел водотоков и укреплению их берегов осуществляются без согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов.

Глава 4. Заключительные положения

38. Вред, причиненный государству, а также окружающей среде, жизнии здоровью человека в нарушение установленного порядка при проведении работ по расчистке русел и укреплению их берегов подлежит возмещению в соответствии с законодательством.

39. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Внесение проекта нормативно-правового акта на утверждениеВнесение согласованного проекта постановления в Кабинет Министров Республики Узбекистан25.11.2017Госкомэкологии
2Проведение обсуждения нормативно-правового актаОбсуждение нормативно-правового акта на Едином портале24.11.2017Госкомэкологии

So`rovnoma natijalari