Hujjat nomi
О мерах по совершенствованию регулирования конкурентной среды на товарных и финансовых рынках
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Xususiylashtirilgan korxonalarga ko‘maklashish va raqobatni rivojlantirish davlat qo‘mitasi
Muhokama boshlanishi (sana)2017-12-26 10:15:56
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-01-10 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № ПП–3386 «О мерах по совершенствованию конкурентной среды, искоренению условий для злоупотребления и хищений в сфере обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и другой высоколиквидной продукции, укреплению платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности» и в целях кардинального сокращения перечня и видов монопольной продукции, переход на международные принципы антимонопольного регулирования Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Положение о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен на товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке, согласно приложению №1.

Перечень социально значимых и стратегических видов товаров (услуг), цены которых подлежат государственному регулированию, согласно приложению №2.

2. Установить, что государственное ценовое регулирование (декларирование, установление фиксированных или предельных цен (тарифов), регулирующего коэффициента, наценок и предельного уровня рентабельности и другие методы ценового регулирования) осуществляется исключительно на товары (услуги),приведенные в приложении № 2, а также производство (оказание) которых осуществляется в условиях естественной монополии.

3. Внести изменения и дополнения в Положение о порядке признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, утвержденное постановлением Кабинета Министров
от 20 августа 2013 г. № 230 (СП Республики Узбекистан, 2013 г., № 8, ст. 60) согласно приложению №3.

4. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции,заинтересованным министерствам и ведомствам совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холмурадова С.Р. и председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции Гулямова Р.А.

Премьер-министр Республики Узбекистан А. Арипов

[ izohlar (5) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Axad Ismatov M 2018-01-07 05:19:04

Применительно товаров из пунктов 5, 6 (полимеры), 9 (удобрения) и 16 (цемент) по перечню приложения ПП-3386 для выявления наилучшей цены (при продаже на экспорт) спроса за высоколиквидные товары предлагаю применить исключительность по выставлениям высоколиквидов на бирже не только по отношении к внутреннему рынку, но а также и при продажах предприятиями-монополистами монопольной продукции на экспорт.

Рекомендовать производителям и разработать совместно с биржами для дальнейшего планирования и увеличения экспорта внедрение биржевого механизма при реализации полимеров и минеральных удобрений методом торгов через сделки как форвард и фьючерсы по месяцам. Данная практика применяется на DCE Далянской товарной бирже,Китай (dce.com.cn), SGX Сингапурская биржа (www.sgx.com), IME Иранская Товарная биржа (www.ime.co.ir), Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа (Spimex.com) и многие другие.

Внедрение возможно помогло бы для предложения иностранным соучредителям производителей-монополистов не заключать прямые договора с их клиентами, а получать взаимную выгоду торгую на бирже.

Axad Ismatov M 2018-01-10 15:01:50

Без внедрения Секций (биржевой платформы) биржевого срочного рынка на сезонные сырье их цены будут расти только вверх. Нужно срочно принять меры по развитию, поддержки, стимулирования торговой активности Секции срочного рынка. Обуздать на срочном рынке участников методом определения предельных максимальной и низкой цены и ограничениями по лимитам в объемах одной заявки легче по каждой торговой сессии, чем потом когда спрос на реальный товар будет беспредельно максимальным и начнут приходить в порталы сигналы об чрезмерно высоких ценах на спотовом и внебиржевом рынке.

Ниже приведу отрывок из статьи сотрудника ГКИ :

Axad Ismatov M 2018-01-10 15:03:16

"При наличии такого алгоритма биржевой механизм рыночного ценообразования начинает работать как автоматизированная система управления, в которой объектом управления является результирующая цена (котировка), а в качестве управляющего воздействия выступает дисбаланс между спросом и предложением. Как только такой дисбаланс возникает, автоматически запускается механизм котирования, который (следуя заранее заданному алгоритму) стремится его ликвидировать.

Это достигается изменением цен спроса и предложения в направлении движения их навстречу друг другу, пока они не сойдутся в некоторой точке. Фактически, цена здесь является автоматическим регулятором, своего рода автопилотом соотношения спроса и предложения. Именно поэтому верно утверждение, что биржевое котирование в его классическим виде называют не только самым демократичным и прозрачным, протекающим под общественным контролем, но и самым достоверным способом рыночного ценообразования."

Axad Ismatov M 2018-01-10 15:03:56

"Также верно и то, что любые попытки административного вмешательства в этот тонкий механизм, приводят к сбоям в его работе. Цена, установленная административным порядком, не может скомпенсировать разрыв между спросом и предложением. Следствием такого подхода является уход части цены в тень и превращение биржевого механизма в печально известный в прошлом «госкомцен» со всеми вытекающими последствиями. Понятно, что, если уровень ликвидности того или иного биржевого товара невысок, то и проведение котирования становится или под большим вопросом, или вообще невозможным."

«Korxonani boshqarish - Управление предприятием» №10 2011 г.

http://www.gkilicenz.uz/2010-06-30-12-40-31/451-likvidnost-

Axad Ismatov M 2018-01-10 15:26:12

прочитайте эти статью до конца и поймете что без внедрения двухстороннего двойного аукциона в котором не только реализуется отстатки и излишки ранее купленных товаров которые еще не произведены и неотгружены, но и ввод "Секции срочного рынка производных инструментов" приведет к планирование цен покупателями и продавцами без резких скачков и административного влияния гос-ва.

Плюсы внедрения:

- в дальнейшем не будет анулированных сделок на споте, равнозначно не будет штрафов;

- планирование и распределение дня отгрузки по проданным на бирже товарам;

- планирование закупки сырья и предоплаты за энергоносители при реализации контрактов на месяц вперед (при форвардном контракте);

- планирование и перераспределение квот для различных видов покупателей : сельхозпроизводители, прочие свободные участники, нерезиденты. (при форвардном и фьючерсных контрактах)

- свободные безпроцентные денежные средства в виде аванса от реальных покупателей;

- поддержка ликвидности товара при межсезонье в момент спада цен на некоторые сезонные продукты. При торгах товар будет перетекать от одних видов участников к другим. От этого биржа будет получать комиссионные налоги.


Приложение № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «____» _________ 201__г. №______

Положение

о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен

I. Общие положения

1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О конкуренции» предусматривает порядок определения монопольно высоких и монопольно низких цен на товары, реализуемые хозяйствующим субъектом или группой лиц,занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (далее – субъект).

2. Требования настоящего Положения не распространяется на хозяйствующие субъекты, производящие товары, цены которых подлежат государственному регулированию.

II. Получение и анализ информации, для выявления монопольно высоких и монопольно низких цен товара

3. Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и его территориальные органы (далее – антимонопольныйорган) на регулярной основе получает и проводит анализ:

материалов по результатам осуществляемых в установленном порядке контрольных функций;

информации, получаемой от статистических органов;

динамики изменения цен;

информации государственных органов, органов государственной власти на местах и иных органов;

заявлений(обращений) или информации,поступающей от физических и юридических лиц;

сведений в средствах массовой информации;

информации хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на соответствующем товарном рынке;

данных иных источников, предусмотренных законодательством.

4. Антимонопольным органом осуществляется изучение(анализ)полученных данныхи по их результатам выявляются признаки установления монопольно высоких или монопольно низких цен на товар, в том числе:

установление цены на товар, значительно отличающийся от цены на такой же товар других субъектов рынка;

изменение цен на товар, не объяснимые экономическими и технологическими факторами, не менее чем на 10 процентов;

изменение цен на товар, по сравнению с соответствующими темпами изменений цен на сопоставимом товарном рынке, на 10 процентов;

изменение цен на товар путем снижения физических характеристик (вес единицы товара, изменения качества);

необоснованное изменение цен, себестоимости, прибыли и рентабельности товара, по которому положение субъекта признано доминирующим, с существенным превышением темпов изменения этих показателей у других субъектов рынка;

другие действия, которые могут свидетельствовать о необоснованном изменении цен.

5. Для выявления признаков измененияцен на товар, по которому положение субъекта признано доминирующим, и влияющих факторов проводится анализ:

финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

динамики производственной и полной себестоимости товара, по которому положение субъекта признано доминирующим;

прибыли или убытка, полученной субъектом от товара, по которому положение субъекта признано доминирующим;

динамики цен на товар, по которому положение субъекта признано доминирующим, а также цен других субъектов рынка;

динамики объемов производства (реализации) товара субъектом;

использования производственных мощностей;

динамики цен на товар, при изменении физических характеристик (вес единицы товара, изменения качества);

производственных затрат и расходов периода.

6. Для субъектов с долей доминирования пятьдесят процентов и более, проводится дополнительный анализ:

договоров, в результате которых прямо либо косвенно складывается цена на товар, по которому положение субъекта признано доминирующим;

инвестиционной программы Субъекта;

обязательств перед кредиторами и финансовыми организациями.

7. При необходимости для дополнительного обоснования сопоставляются темпы изменения цен, себестоимости (отдельных статей затрат) и уровня рентабельности товара и услуги, по которому положение субъекта признано доминирующим, с другими субъектами рынка.

8. При определении необходимых расходов и прибыли, непосредственно связанных с производством (реализацией) товара, по которому положение субъекта признано доминирующим, учитываются:

материальные расходы, входящие в себестоимость, которые определяются исходя из цен, предусмотренных в подтверждающих документах (договоры, счета-фактуры) и физического объема материальных ресурсов, исходя из применяемых норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии материальных ресурсов на выпуск единицы товара и их годовых норм;

расходы по оплате труда персонала, включая выплаты доплат и надбавок за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством;

амортизационные отчисления, определяемые с использованием метода, предусмотренного учетной политикой субъекта;

расходы на выплату вознаграждения за заемные средства;

другие расходы, непосредственно относящиеся к производству (реализации) товара субъекта;

уровень прибыли, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие предприятия.

9. Прибыль определяется как разница между доходом от производства (реализации) товара, по которому положение субъекта признано доминирующим, и обоснованными расходами, необходимыми для производства и реализации товара, и фактически уплаченными налогами.

10. Величина необходимой прибыли, требуемой для развития субъекта, должна отражать особенности производимого (реализуемого) товара, специфику товарного рынка и условия функционирования субъекта, а также учитывать:

инвестиции в создании новых активов, расширение, обновление, реконструкция и техническое перевооружение существующих активов;

уровень рисков (сезонный характер производства или потребления, высокая зависимость от климатических факторов);

иные выплаты, предусмотренные законодательными актами Республики Узбекистан, кроме штрафных санкций за нарушение законодательства Республики Узбекистан.

11. При оценке необходимых затрат и прибыли субъекта на единицу товара, при необходимости, применяется метод сравнительного анализа аналогичных затрат и прибыли других субъектов рынка.

12. В ходе осуществления анализа во внимание принимается наличие государственного регулирования цен на товарном рынке, а также наличия исключительного права государства на производство, реализацию или покупку какого-либо товара на конкурентном рынке.

III. Определение монопольно высокой цены товара

13. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке:

а) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов не превышает десяти процентов;

условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению уровня цены товара;

б) путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

14. Цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она сложилась на биржевых торгах при одновременном соблюдении следующих условий:

объем продаваемого на бирже товара, производимого и (или) реализуемого субъектом, составляет не менее величины, предусмотренной законодательством;

реализация на бирже товара субъектом, осуществляется регулярно с равномерным распределением объема товара по торговым сессиям в течение календарного месяца.

IV. Определение монопольно низкой цены товара

15. Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара, расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке:

а)путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей не превышает десять процентов;

условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

б) путем поддержания или не повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;

состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;

условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Джамалов Шухрат Махмудович 2018-01-06 09:14:01

А каким образом будут определятся случаи когда на рынке сформировалась необоснованно высокая цена, а какой либо из монопольных игроков решил снизить цену. Думаю при определении монопольно низкой цены необходимо еще и учитывать норму прибыли , либо предварительно провести анализ цен всех доминирующих предприятий и предложить рекомендации в определенный срок соответственно по увеличению либо снижению цен.

16. Не признается монопольно низкой цена товара в случае, если:

она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;

ее установление продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа, не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

V. Порядок определения дохода, полученного за счет применения монопольно высокой цены

17. Доход, полученный субъектом рынка в результате установления монопольно высокой цены, является монопольным доходом.

18. Монопольный доход определяется при установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее положение монопольно высоких цен – как разница между доходом, полученным при применении монопольно высокой цены (за вычетом дохода, полученного от экспорта товара), и доходом, рассчитанным на основании цены, определенной в соответствии с положениями пунктов8-14настоящего Положения.

VI. Порядок принятия мер при выявлении применения монопольно

19. При установлении признаков монопольно высоких и монопольно низкой цен по итогам проведенного изучения (проверки),антимонопольный орган принимает меры в соответствии с Положением о порядке возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 12.10.2005 г. № 225.

20. По решению антимонопольного органа, принятого согласно пункту 20вышеуказанного Положения, монопольный доход,полученный в результате применения монопольно высокой цены возвращается потребителям либо в случае невозможности определения потребителей изымается на специальный транзитный счет антимонопольного органа.

Взыскание (возврат) монопольного дохода производится из прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта после уплаты налогов и других обязательных платежей, независимо от его финансового состояния и взаимоотношений с бюджетом.

[ izohlar (2) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Джамалов Шухрат Махмудович 2018-01-05 18:39:12

Кроме взыскания (возврата) монопольного дохода будут ли приняты меры по возврату цен к норме?

Джамалов Шухрат Махмудович 2018-01-05 18:42:19

куда и как в последствии будут направлены средства накопленные на специальном транзитном счете антимонопольного органа?
Предлагаю направить их в соответствующие местные бюджеты

21. В случае не признания субъектом совершении правонарушения и отказе в добровольной уплате (возврате)монопольного дохода, взыскание осуществляется в судебном порядке. В случае признания субъектом в совершенном правонарушении сумма монопольного дохода уплачивается (возвращается) субъектом добровольно.

22. Взыскание монопольного дохода, превышающего 20 процентов суммы текущих активов хозяйствующего субъекта на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением ему рассрочки по уплате взыскиваемой суммы ежемесячными платежами в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании.

23. Возврат неправильно взысканных средств на специальный транзитный счет производится по решению антимонопольного органа либо суда, с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан.

24. При выявлении монопольной низкой цены, ущерб (упущенная выгода) нанесенный применением монопольно низкой ценой хозяйствующим субъектам - конкурентам взыскивается в судебном порядке.

VI. Заключительные положения

25. За непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу информации, представление недостоверных или ложных сведений хозяйствующие субъекты, их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

26. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Приложение № 2

к постановлению Кабинета Министров

от «____» _________ 201__г. №____

Перечень

социально значимых и стратегических видов продукции, цены которых подлежат государственному регулированию

1. Мука.

2. Хлеб формовой.

3. Социально значимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения (по перечню).

4. Газ природный.

5. Обучение в государственных высших образовательных учреждениях на платной основе.

6. Услуги по вывозу бытовых отходов, мусора.

7. Городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транспорта (за исключением железнодорожного и такси) в регулярном сообщении и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении.

Приложение № 3

к постановлению Кабинета Министров

от «____» _________ 201___г. №________

Изменения и дополнения, вносимые в Положение о порядке признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц
на товарном или финансовом рынке и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение
на товарном или финансовом рынке, утвержденное постановлением
Кабинета Министров от 20 августа 2013 г. № 230

1. Пункт 33 считать утратившим силу.

2. Пункт 43 изложить в следующей редакции:

«Хозяйствующий субъект или группа лиц, включенные в Реестр по производству товаров (работ, услуг), цены (тарифы) которых подлежат государственному ценовому регулированию, осуществляют утверждение данных цен (тарифов) в органе ценового регулирования, в порядке, установленном законодательством»;

3. Приложение № 2 изложить в следующей редакции:

«Приложение № 2

к Положению

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Внесение проекта в Кабинет МинистровПроект постановления Кабинета Министров02.01.2018Госкомконкуренции

So`rovnoma natijalari