Hujjat nomi
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О НАУКЕ
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQonun
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Oliy Majlisi Qonunchilik palatasi
Hujjat muallifiO`zbekiston Respublikasi Innovatsion rivojlanish vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2018-01-17 18:09:39
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-02-15 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Проект

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О НАУКЕ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).

Статья 2. Законодательство о научной и научно-технической деятельности

Законодательство о научной и научно-техническойдеятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Узбекистан.

Если международным договором Республики Узбекистан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о научной и научно-технической деятельности, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

государственная политика в области науки и (или) научно-технической деятельности - составная часть социально- экономической политики Республики Узбекистан, выражающая отношение государства к научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяющая основные приоритеты, цели, направления, принципы, формы и методы государственной деятельности в области науки и техники, реализации научно-технических достижений, создания новых технологий, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности;

уполномоченный государственный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование, координацию, руководство и контроль в области научной и (или) научно-технической деятельности;

уполномоченный отраслевой государственный орган - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области науки и научно-технической деятельности и регулирование, координацию и контроль работ по проведению научных исследований в соответствующей отрасли;

наука - сфера интеллектуальной, творческой деятельности людей, в процессе которой осуществляется познание явлений, свойств и закономерностей развития природы, общества, человека, мышления и искусственно созданных объектов, выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности в целях рационального использования природных богатств и эффективного управления обществом;

научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - интеллектуальная, творческая человеческая деятельность, выполняемая субъектами науки и направленная на изучение окружающей действительности с целью выявления свойств, особенностей и закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использование полученных знаний на практике;

научно-техническая (технологическая) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний во всех областях науки, техники и производства для решения технологических, конструкторских, экономических и социально-политических, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, технологии и производства как единой системы, включая разработку нормативно-технической документации, необходимой для проведения этих исследований;

инновационная деятельность – деятельность, представляющая собой комплекс научных, технологических, организационных, финансовых действий, направленных на создание, использование и коммерциализацию результатов, научно–исследовательских, опытно-конструкторских и/или технологических работ, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;

субъекты научной и научно-технической деятельности – физические и юридические лица, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность;

аккредитация - официальное признание уполномоченным государственным органом правомочий негосударственного некоммерческого научного учреждения (малые и частные фирмы, инфраструктурные вспомогательные организации и др.) проводить работы в научной и (или) научно-технической области или содействовать в осуществлении научной и (или) научно-технической деятельности государственными научными и высшими образовательными учреждениями.

научные исследования - составная часть научной деятельности, теоретическая или экспериментальная научная работа, осуществляемая субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, надлежащими научными методами и средствами в целях достижения результатов научной и (или) научно-технической деятельности;

фундаментальные научные исследования - теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития природы, общества, человека, сознания и взаимоотношениях между ними, а также об искусственно созданных объектах;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний и результатов фундаментальных научных исследований для достижения практических целей и решения конкретных задач;

инновационная научно-техническая работа – деятельность, направленная на внедрение и применение результатов научно-исследовательских и/или опытно-конструкторских и/или технологических работ для планирования или проектирования новых или усовершенствованных материалов, механизмов, продуктов, технологий, систем или использования в коммерческих целях;

опытно-конструкторские работы - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции, разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы, изготовление и испытание опытных образцов и полезных моделей;

опытное производство - структурное подразделение научных организаций, высших учебных заведений или юридическое лицо, основной деятельностью которого являются изготовление и апробация опытных образцов и полезных моделей, новых продуктов и технологических процессов;

научный и (или) научно-технический проект (далее - научный проект) - взаимоувязанный по целям и задачам исследований, ресурсам, средствам (независимо от источника их поступления), исполнителям и срокам выполнения комплекс научно-исследовательских, организационно-технических и других необходимых мероприятий, направленных на получение научных и (или) научно- технических результатов;

инновационный проект - комплекс мероприятий, направленных на создание инноваций, в том числе на их трансфер и коммерциализацию;

гранты – финансовые или другие ресурсы, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Республики Узбекистан в установленном порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями;

отчет о научной и (или) научно-технической деятельности - документ, содержащий информацию о реализации научной и (или) научно-технической работы, научные, научно-технические, опытно-конструкторские, маркетинговые исследования, а также информацию о целесообразности дальнейшего проведения планируемых работ либо о результате завершенного научного, научно-технического проекта и программы;

научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения, полученные в ходе выполнения научной и (или) научно-технической деятельности и зафиксированные на любом информационном носителе, внедрение научных разработок и технологий в производство, а также модели, макеты, образцы новых изделий, материалов и веществ;

научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно- технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации;

научная и (или) научно-техническая информация - документированные, зафиксированные на различных информационных носителях, опубликованные или публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях и результатах науки, техники и производства, созданных или полученных в ходе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-технологической, научно- производственной и иной научной и(или) инновационной деятельности;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров (для сферы науки, образования и инноваций) - вид научно-педагогической деятельности, заключающийся в осуществлении учебных и научно-методических мероприятий, включая проведение исследований и разработок, в соответствии с передовыми тенденциями развития сферы науки, образования и инноваций;

интеллектуальная собственность – результат интеллектуальной (творческой) деятельности физического или юридического лица, обладающий исключительным правом его использования, полученный в результате научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг;

коммерциализация объектов интеллектуальной собственности и технологий – комплекс мероприятий, направленных на передачу объектов интеллектуальной собственности и технологий и/или иной инновационной продукции в сферу практического использования;

уникальный научный объект - комплекс научного оборудования, не имеющий аналогов в Республике Узбекистан, функционирующий как единое целое и созданный научным и (или) высшим образовательным учреждением в целях получения научных результатов;

центр коллективного пользования научным оборудованием - структурное подразделение (совокупность структурных подразделений), которое создано научной организацией и (или) образовательной организацией, располагает научным и (или) технологическим оборудованием, квалифицированным персоналом и обеспечивает в интересах третьих лиц выполнение работ и оказание услуг для проведения научных исследований, а также осуществления экспериментальных разработок.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Kushnazarov Nuriddin Jumaboyevich 2018-01-24 09:48:50

Ушбу қонун лойиҳасида "кашфиёт" ва "кашфиётчи" терминларига изоҳ бериш керак, чунки илм-фан соҳаси кашфиётлар билан боғлиқ деб ҳисоблайман. Қонун лойиҳасида кашфиётчининг ҳуқуқий мақоми ва уни қўллаб қувватлаш тўғрисида ҳам банд киритиш мақсадга мувофиқ бўларди.

Глава 2. Государственная политика в области научной и (или) научно-технической деятельности

Статья 4. Принципы, механизмы формирования и реализации Государственной политики в области научной и (или) научно-технической деятельности

Основной целью государственной политики в области науки и инноваций является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для развития, рационального размещения и эффективного использования научного и инновационного потенциала Республики Узбекистан, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки, образования и производства.

Государственная политика в области научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется, исходя из следующих основных принципов:

определение и стимулирование развития приоритетных для Республики Узбекистан направлений научной и инновационной деятельности в соответствии с национальными интересами и долгосрочными целями социально-экономического развития страны;

создание и реализация условий, необходимых для формирования конкурентоспособного научного потенциала страны;

обеспечение прозрачности, объективности и равенства субъектов научной и (или) научно-технической деятельности при получении государственной поддержки;

государственное финансирование научной и (или) научно-технической деятельности и содействие в привлечении средств хозяйствующих субъектов, международных организаций и иных средств, незапрещенных законодательством Республики Узбекистан;

содействие созданию условий по стимулированию внедрения отечественных объектов интеллектуальной собственности во все отрасли экономическойи социальной жизни республики;

создание льготных условий для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности путем формирования и внедрения эффективной системы налоговых, таможенных льгот и иных преференций, предоставляемых субъектам научной и (или) научно-технической деятельности, стимулирование отечественных и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию научных проектов и программ;

обеспечение объективности и независимости экспертизы научных проектов и программ;

развитие изобретательской и патентно-лицензионной деятельности, создание надежного механизма защиты авторских прав на результаты научной и (или) научно-технической деятельности, обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности и создание условий для ее эффективного использования;

совершенствование и либерализация нормативно-правовой базы регулирования научной и (или) научно-технической деятельности;

- свобода творчества научных работников и выбора ими методов и средств проведения научных исследований;

свободная публикация и распространение полученных научных и научно-технических результатов, пропаганда достижений науки и техники, свободный доступ к научной и научно-технической информации, за исключением информационных материалов, составляющих государственную тайну;

публичность оказания государственной поддержки научной и (или) научно-технической деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в средствах массовой информации;

интеграция науки, образования и производства;

обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям научной и (или) научно-технической деятельности;

стимулирование научного творчества и научной активности, в том числе молодежи;

развитие международного научного сотрудничества;

предоставление финансовых средств и возможностей для закупок передовой техники и научного оборудования, необходимых для развития научной деятельности.

Статья 5. Органы по реализации государственной политики в области научной и научно-технической деятельности

Государственная политика в научной и научно-технической деятельности на среднесрочный и долгосрочный периоды определяется Президентом Республики Узбекистан.

Органами по реализации государственной политики научной и научно-технической деятельности являются Кабинет Министров Республики Узбекистан и уполномоченные органы по реализации государственных научных программ, проектов и научно-технических работ, финансируемых из средств государственного бюджета Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах.

Кабинет Министров Республики Узбекистан осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области научной и научно-технической деятельности, определяет приоритетные направления государственной научной политики;

Уполномоченный государственный орган и уполномоченные отраслевыегосударственные органы обеспечивают осуществление мероприятий по разработке и реализации приоритетных направлений развития науки и технологий, с учетом задач социально-экономического и общественно-политического развития страны и достижений современной науки.

Уполномоченный государственный орган по проведению единой государственной политики в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и от имени государства разрабатывает и устанавливает нормативно-методические требования и порядок организации, осуществления контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Статья 6. Компетенция Президента Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан в сфере государственной политики в области научной и научно-технической деятельности:

определяет основные направления государственной политики в области научной и научно-технической деятельности;

утверждает государственную программу научного и научно-технического развития Республики Узбекистан;

определяет уполномоченный орган управления в сфере государственного регулирования научной и научно-технической деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 7. Компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан

К ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан относятся:

осуществление государственной политики в области научной и научно-технической деятельности;

определение стратегических приоритетных направлений развития научной и научно-технической деятельности в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом задач социально-экономического, общественно-политического развития страны, достижений и тенденций развития современной науки;

обеспечение финансирования в пределах государственного бюджета Республики Узбекистан научной, научно-технической и инновационной деятельности на основе базового, целевого и грантового финансирования, а также финансирования содержания уникальных объектов;

обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям научной и инновационной деятельности;

содействие в создании эффективной научной инфраструктуры;

установление системы экономических, таможенных и иных льгот в целях стимулирования научной и научно-технической деятельности и использования ее результатов;

содействие внедрению результатов научной и научно-технической деятельности в отрасли экономической и социальной жизни Республики Узбекистан;

иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.

Статья 8. Компетенция уполномоченных и иных заинтересованных государственных органов

К ведению уполномоченного государственного органа относятся:

осуществление мер по проведению единой научно-технической политики;

подготовка и представление в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по стратегическим приоритетным направлениям и стратегии развития научной и научно-технической деятельности в Республике Узбекистан на среднесрочный и долгосрочный периоды с учетом задач социально-экономического, общественно-политического развития страны, достижений и тенденций развития современной науки;

координация деятельности отраслевых уполномоченных органов, научно- исследовательских и высших образовательных учреждений, проектно-конструкторских организаций и иных государственных органов управления по реализации приоритетных направлений развития научной и научно-технической деятельности;

организация разработки, формирования и координация реализации научно-технических программ и проектов, финансируемых из государственного бюджета, обеспечение их эффективного системного мониторинга и использования результатов научно-исследовательских работ в различных отраслях экономики, производства, образования;

обеспечение реализации важнейших межотраслевых научно-технических программ;

формирование государственных заданий на оказание научно-технических услуг в части выполнения фундаментальных, прикладных и инновационных исследований для отраслей экономики и социальной сферы;

государственный учет научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета, и отчетов по их выполнению;

утверждение отчетов по выполненным научным, научно-техническим проектам и программам, финансируемым за счет средств государственного бюджета;

развитие взаимовыгодного международного научного и научно-технического сотрудничества, привлечение зарубежных инвестиций в научную сферу Республики Узбекистан, содействие научным и высшим образовательным учреждениям, ученым, научным (научно-педагогическим и научно-техническим) работникам научных и высших образовательных учреждений республики в широком участии в международных программах и конкурсах научных проектов;

планирование и координация деятельности по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

иные полномочия, предусмотренные законодательством.

К ведению уполномоченных отраслевых государственных органов относятся:

подготовка предложений по реализации единой государственной научной и научно-технической политики в соответствующей отрасли, разработка и внедрение эффективных механизмов ее реализации;

участие в формировании стратегических приоритетных направлений и разработка стратегии развития научной и научно-технической деятельности отраслевого уровня на среднесрочный и долгосрочный периоды с учетом поставленных для данной отрасли задач, достижений и тенденций развития современной науки;

координация деятельности имеющихся в ведении научно- исследовательских и высших образовательных учреждений по реализации приоритетных направлений развития научной и научно-технической деятельности;

организация разработки и координация реализации научно-технических программ и проектов в соответствующей отрасли, обеспечение их эффективного мониторинга и использования научных и научно-технических результатов на практике;

утверждение отчетов по выполненным научным, научно-техническим проектам и программам в соответствующей отрасли, финансируемым за счет средств государственного бюджета.

иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.

К ведению Совета министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента относятся:

обеспечение выполнения государственных целевых научных и научно-технических программ, в том числе межотраслевых научно-технических программ;

подготовка предложений по реализации единой государственной научной и научно-технической политики в соответствующем регионе, разработка и внедрение эффективных механизмов ее реализации;

участие в формировании стратегических приоритетных направлений и разработка стратегии развития научной и научно-технической деятельности регионального уровня на среднесрочный и долгосрочный периоды с учетом специфики социально-экономического развития региона, поставленных задач, достижений и тенденций развития современной науки;

содействие развитию научной и научно-технической деятельности в регионе и созданию современной научной инфраструктуры в этой сфере;

содействие углублению интеграции образования, науки и производства, в том числе путем широкого привлечения научных и высших образовательных учреждений, расположенных на территории соответствующего региона к решению задач социально-экономического развития региона;

содействие внедрению научной и научно- технической продукции в отрасли экономической и социальной жизни региона.

Глава 3. Участники научной и научно-технической деятельности

Статья 9. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности

Субъектам научной и (или) научно-технической деятельности гарантируется и обеспечивается свобода творчества, защита от недобросовестной конкуренции, равное право на участие в научной и (или) научно-технической деятельности, в том числе участие в конкурсах научных, научно-технических проектов и программ, финансируемых за счет средств государственного бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Узбекистан.

Статья 10. Права субъектов научной и (или) научно-технической деятельности

Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право на:

осуществление научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

обнародование полученных ими в процессе научной и (или) научно-технической деятельности научно-технических результатов, если они не содержат сведений, составляющих государственную, служебную или коммерческую тайну;

признание их авторами и/или владельцами результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок;

получение правовой охраны на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок;

защиту прав на созданные ими объекты интеллектуальной собственности;

получение доходов от реализации результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, интеллектуальной деятельности в соответствии с их творческим вкладом;

льготы и преференции, предусмотренные законодательством;

участие в конкурсах научно-технических проектов, в том числе, выполняемых в рамках государственных научно-технических программ, за счет средств государственного бюджета Республики Узбекистан, а также внебюджетных фондов и иных источников, незапрещенных законодательством;

пользование услугами центров коллективного пользования научным оборудованием в порядке, определенном уполномоченным органом;

публиковать в открытой печати результаты проведенных самостоятельно или в соавторстве научных исследований и научно-технических разработок, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

удостаиваться ученой степени, ученых званий и премий за развитие науки, технологий, научные и (или) научно-технические результаты и подготовку научных кадров;

свободно использовать, распространять и обмениваться научной информацией, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;

осуществлять предпринимательскую деятельность в области науки и техники, не запрещенной законодательством Республики Узбекистан;

заниматься педагогической деятельностью, проводить консультации, быть экспертом в установленном законодательством порядке;

Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности могут иметь и иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 11. Обязанности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности

Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности обязаны:

исполнять договорные обязательства, принятые им в связи с научной и (или) научно-технической деятельностью;

уплачивать налоги и другие обязательные платежив соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

устанавливать размер оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту) не ниже установленного законодательством минимального размера, своевременно производить расчеты с ними, а также страховать в качестве работодателя свою гражданскую ответственность;

соблюдать требования законодательства и нормативных документов в области охраны труда и техники безопасности, экологии, санитарии и гигиены - не причинять научной и (или) научно-технической деятельностью вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде;

соблюдать требования законодательства о конкуренции и защите прав потребителей;

иметь сертификаты на реализуемые продукцию и услуги;

Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности могут нести и иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 12. Объекты научной и (или) научно-технической деятельности

Объектами научной и (или) научно-технической деятельности являются:

государственные научно-технические программы фундаментальных, прикладных и инновационных работ и разработок;

результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, экспериментальных разработок и интеллектуальной деятельности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программные продукты, ноу-хау, новые технологии, объекты технического, технологического и строительного инжиниринга и иная инновационная продукция.

Статья 13. Научная инфраструктура

Научная инфраструктура, как совокупность субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, способствующих реализации научных и научно-технических проектов, включая предоставление организационных, управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых и иных услуг, содержит следующие функциональные элементы:

заказчики на выполнение работ по реализации государственных инновационных проектов и программ (далее - заказчики);

научные учреждения (научно-исследовательские учреждения, научно-производственные объединения и комплексы, научные организации высших образовательных учреждений, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические);

производственные организации и их объединения;

негосударственные некоммерческие организации, участвующие в научной и (или) научно-технической деятельности;

иностранные юридические и физические лица, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность;

иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 14. Правовой статус ученого

Физическими лицами, осуществляющими научную и (или) научно-технической деятельность, являются научные, инженерно-технические и иные работники, состоящие в трудовых отношениях с научными и образовательными учреждениями, осуществляющими научную деятельность, а также ученые, самостоятельно осуществляющие научную деятельность.

К физическим лицам, осуществляющим научную деятельность относятся:

Ученый - субъект, осуществляющий научную деятельность, внесший значительный вклад в науку.

Научный (научно-педагогический и (или) научно-технический) работник (далее - научный работник) работник – субъект научной деятельности, физическое лицо, работающее в научном или высшем образовательном учреждении, а также в научном подразделении иной организации, имеющее высшее образование, обладающее необходимой квалификацией, профессионально занимающееся научной, научно-технической, научно-педагогической деятельностью и/или инновационной деятельностью и реализующее полученные при этом результаты;

Должности научных работников предусматриваются в научных и высших образовательных учреждениях, а также в иных организациях, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Научные коллективы –объединения ученых, инженерно-технических и иных специалистов (члены научного коллектива), которые не являются юридическими лицами и создаются в целях реализации научного, научно-технического проекта или инновационного проекта и действуют на основании договора, заключаемого между всеми членами научного коллектива.

Специалист научного учреждения (инженерно-технический работник) - физическое лицо, имеющее среднее специальное профессиональное или высшее образование и способствующее получению научного и (или) научно- технического результата или его реализации.

Работник сферы научного обслуживания - является физическое лицо, обеспечивающее создание необходимых условий для научной и (или) научно- технической деятельности в научном учреждении.

Статья 15. Научные учреждения

Научное учреждение - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основным видом деятельности которого является осуществление научной и (или) научно-технической деятельности, и действующие в соответствии с учредительными документами научного учреждения.

Научные учреждения подразделяются на научно-исследовательские учреждения, научно-производственные объединения и комплексы, научные учреждения высших образовательных учреждений, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Научные учреждениявправе создавать:

центры коллективного пользования научным оборудованием;

уникальные научные объекты;

консультативно-совещательные органы;

инновационные предприятия в виде отдельных юридических лиц.

подразделения для предоставления образовательных услуг в направлении повышения квалификации кадров

Требования к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным объектам, которые созданы и (или) функционирование которых обеспечивается с привлечением бюджетных средств, и порядок их функционирования устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Научные учреждения обязаны поддерживать и развивать свою научно- исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды, а также ежегодно с периодичностью 1 раз в год предоставлять в уполномоченный государственный орган и (или) уполномоченный отраслевой орган подробную информацию (отчет о научной и (или) научно-технической деятельности) о полученных научных и (или) научно- технических результатах и (или) инновационных продуктах.

Научное учреждение создается, реорганизуется и ликвидируется в установленном законодательством порядке.

Научные учреждения, их объединения, творческие союзы ученых, являющиеся общественными объединениями, принимают участие в формировании и реализации научной, научно-технической и инновационной политики, разработке приоритетных направлений развития науки и технологий, государственных научно-технических программ с учетом потребностей отраслей экономики и регионов Республики Узбекистан, научно-технической экспертизе фундаментальных, прикладных и инновационных научных исследований, в разработке проектов нормативных и правовых актов в научно-технической сфере, профессиональной консолидации ученых для обеспечения социально-экономического развития Республики Узбекистан.

Статья 16. Научная деятельность высших образовательных учреждений

Научная и (или) научно-техническая деятельность, в том числе реализация права на объекты интеллектуальной собственности, а также проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, является одной из важнейших функций высшего образовательного учреждения

Высшие образовательные учреждения, а также их научные работники имеют равное право на пользование услугами научных лабораторий коллективного пользования, участие в конкурсах научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета и иных источников, незапрещенных законодательством Республики Узбекистан.

В составе высшего образовательного учреждения могут создаваться научные лаборатории, научно-исследовательские институты, опытные производства, специализированные субъекты инновационной инфраструктуры, проектно-конструкторские организации, а также научно-образовательные консорциумы в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Статья 17. Иные организации в области научной и (или) научно-технической деятельности

Организации, для которых научная и (или) научно-техническая деятельность не является основным видом деятельности, в целях решения задач, закрепленных в их учредительных документах, вправе создавать в своей структуре научные подразделения, являющиеся также субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, осуществляющими научные исследования и разработки.

Глава 4. Социальное обеспечение субъектов научной и (или) научно-технической деятельности

Статья 18. Оплата труда научных работников

Оплата труда научных работников государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений, осуществляющих научные и (или) научно-технические исследования за счет средств государственного бюджета, производится в порядке и на основаниях, которые установлены Кабинетом министров Республики Узбекистан.

Оплата труда зарубежным ученым, выполняющим научные исследования совместно с научными организациями или высшими учебными заведениями на территории Республики Узбекистан, производится на основании договора с учетом их квалификации.

Статья 19. Отпуска научных работников

Научным работникам государственных научных организаций и научных организаций, приравненных к государственным, предоставляется оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью сорок восемь рабочих дней для докторов наук, тридцать шесть рабочих дней для кандидатов наук и докторов философии (PhD).

Научным работникам государственных научных организаций в целях повышения квалификации, прохождения стажировки в ведущих высших учебных заведениях, научных центрах и лабораториях, в том числе и за рубежом, предоставляются отпуска сроком до одного года. При этом за данным лицом на время отпуска сохраняется место работы и должность без сохранения заработной платы.

Порядок и условия предоставления отпуска определяются внутренними документами государственных научных организаций.

Статья 20. Меры социальной защиты научных работников

Научные работники государственных научных организаций, научных организаций, приравненных к государственным, государственных высших учебных заведений с общим непрерывным научным стажем не менее 5 лет имеют право на льготное обеспечение жильем в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Республики Узбекистан.

Для индивидуального жилищного строительства научным работникам государственных научных организаций, научных организаций, приравненных к государственным, государственных высших учебных заведений, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим общий непрерывный научный стаж не менее 5 лет, земельные участки предоставляются на условиях льготного кредита.

Научные работники государственных научных организаций пользуются в установленном порядке медицинским обслуживанием в соответствующих организациях здравоохранения.

Пенсионное и социальное обеспечение научных работников осуществляется в соответствии с законодательством В целях поощрения ученые, научные работники научных организаций, внесшие значительный вклад в развитие науки и техники, могут быть:

выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Узбекистан в области науки и техники;

представлены к государственным наградам Республики Узбекистан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о государственных наградах;

выдвинуты на соискание ежегодных премий за лучшие научные исследования и работы, выдающиеся достижения в области науки;

выдвинуты на соискание государственных научных стипендий.

Государственные научные стипендии также могут быть присуждены:

ученым и научным работникам, активно участвующим в проведении фундаментальных или прикладных исследований в приоритетных для государства направлениях, подготовке научных кадров;

талантливым молодым ученым в возрасте до тридцати пяти лет включительно, имеющим общий непрерывный научный стаж не менее 5 лет и активно участвующим в проведении исследований по решению научных проблем и получившим признание научной общественности.

Присуждение премий и государственных научных стипендий осуществляется уполномоченным органом и отраслевыми уполномоченными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.Республики Узбекистан.

Статья 21. Меры поощрения ученых, научных работников научных организаций

В целях поощрения ученые, научные работники научных организаций, внесшие значительный вклад в развитие науки и техники, могут быть:

выдвинуты на соискание Государственной премии Республики Узбекистан в области науки и техники;

представлены к государственным наградам Республики Узбекистан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о государственных наградах;

выдвинуты на соискание ежегодных премий за лучшие научные исследования и работы, выдающиеся достижения в области науки;

выдвинуты на соискание государственных научных стипендий.

Государственные научные стипендии также могут быть присуждены:

ученым и научным работникам, активно участвующим в проведении фундаментальных или прикладных исследований в приоритетных для государства направлениях, подготовке научных кадров;

талантливым молодым ученым в возрасте до тридцати пяти лет включительно, имеющим общий непрерывный научный стаж не менее 5 лет и активно участвующим в проведении исследований по решению научных проблем и получившим признание научной общественности.

Присуждение премий и государственных научных стипендий осуществляется уполномоченным органом и отраслевыми уполномоченными органами в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 22. Иная социальная поддержка субъектов научной и (или) научно-технической деятельности

Иная социальная поддержка субъектов научной и (или) научно-технической осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 23. Информационное обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности

Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право на свободное получение, издание, распространение и обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся в соответствии с законодательством Республики Узбекистан к государственной, служебной или коммерческой тайне.

Порядок доступа и пользования научной, научно-технической, статистической и иной информацией, в том числе размещенной в республиканских и международных информационных фондах, системах, банках и базах данных, определяется законодательством, соответствующими ведомственными положениями, а также международными договорами Республики Узбекистан.

Органы государственного управления в области науки и (или) научно-технической деятельности обеспечивают научной и (или) научно-технической информацией подведомственные научные учреждения, а также осуществляют сбор, регистрацию, систематизацию, создание банков и баз данных, накопление, хранение, использование отчетов и других материалов завершенных фундаментальных, прикладных и инновационных научных работ и полученных научных и (или) научно-технических результатов на любых информационных носителях, (в том числе материалов диссертаций, защищенных на соискание ученых степеней).

Органы государственного управления оказывают поддержку деятельности научных учреждений, научных и научно-технических библиотек, осуществляющих сбор, накопление, аналитическую обработку, хранение и использование научной и (или) научно-технической информации, содействуют изданию и распространению научной и (или) научно-технической продукции, в том числе, научных журналов, книг и иных печатных изданий, получении доступа к республиканским и международным научным и научно-техническим изданиям, информационным фондам, системам, банкам и базам данных.

Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности осуществляют регистрацию, систематизацию и хранение материалов и результатов научной и (или) научно-технической деятельности и иной научной и (или) научно-технической информации, а также в установленном порядке предоставляют данную информацию органам государственного управления и обеспечивают доступ к ней заинтересованным юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

В случае ликвидации государственных научных учреждений, при которых функционируют банки и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечиваются сохранность данных материалов и передача их правопреемникам в установленном порядке.

Статья 24. Стимулирование научной и научно-технической активности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности

Стимулирование научного творчества, научно-технической активности субъектов научной и (или) научно-технической деятельности является составной частью государственной политики в области науки и (или) научно-технической деятельности и направлена на развитие научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала, поощрение научно-технической активности, расширение их участия в процессах модернизации отраслей и предприятий экономики, а также распространения научной и технической культуры.

В этих целях государство:

обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации субъектов научной и (или) научно-технической деятельности;

формирует систему поиска и отбора одарённых детей и талантливой молодёжи, создавая современную научную инфраструктуру на базе научных и высших образовательных учреждений;

создаёт специализированные фонды для финансирования научных исследований талантливой молодёжи, её обучения и повышения квалификации в ведущих зарубежных научных центрах, участия в конференциях и выставках, в том числе и международных;

формирует систему аттестации научных работников, а также способствует взаимному признанию документов о высшем образовании, об учёных степенях и учёных званиях на межгосударственном уровне.

Глава 5. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью.

Статья 25. Государственная аттестация научных и научно-педагогических кадров

Уполномоченный государственный орган, утверждаемый Кабинетом Министром Республики Узбекистан, разрабатывает и устанавливает нормативно-методические требования и порядок организации, осуществления контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Государственная система аттестации научных и научно-педагогических кадров предусматривает присуждение ученых степеней доктора философии (PhD) и доктора наук (Doctor of Science) в соответствующей отрасли науки, присвоение ученых званий старшего научного сотрудника, доцента и профессора в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Граждане Республики Узбекистан, граждане зарубежных стран и лица без гражданства имеют право на получение ученых степеней доктора философии (PhD) и доктора наук (Doctor of Science) и ученых званий в установленном порядке.

Признание в Республике Узбекистан ученых степеней, ученых званий, полученных в иностранном государстве (далее - иностранные ученые степени, иностранные ученые звания), осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.

Статья 26. Подготовка, переподготовка и стажировка научных и (или) научно-технических кадров

Научные организации, высшие учебные заведения, располагающие высококвалифицированными кадрами и материально-технической базой, вправе осуществлять подготовку, переподготовку и стажировку научных и (или) научно-технических кадров по приоритетным для них направлениям.

Подготовка, переподготовка и стажировка научных, научно-технических кадров могут осуществляться из государственного бюджета как в национальных, так и в зарубежных научных организациях и высших учебных заведениях в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Статья 27. Государственная научно-техническая экспертиза, мониторинг и оценка результатов научной и (или) научно-технической деятельности

Научно-техническая экспертиза осуществляется в целях комплексной оценки научного и (или) научно-технического уровня, экономической эффективности и практической значимости программ, проектов, научных и научно-технических результатов, выработки рекомендаций о целесообразности и объеме их финансирования, рациональном использовании государственных бюджетных средств с учетом значимости и оценки возможного влияния внешних и внутренних рисков в реализации программ и проектов и получении ожидаемых результатов. Государственная научно-техническая экспертиза осуществляется на принципах независимости, объективности, компетентности, комплексности, достоверности, полноты и обоснованности экспертных заключений.

Научно-техническая экспертиза проводится при определении приоритетов развития науки, формировании и мониторинге выполнения государственных научных, научно-технических и инновационных программ, проведении конкурсов на участие в выполнении научных программ и проектов, экспорте и импорте результатов научных, научно-технических и инновационных исследований, проектно-технологических разработок и наукоемких технологий, а также при оценке работ, выдвигаемых на соискание Государственных премий Республики Узбекистан в области науки и техники.

Мониторинг деятельности научных учреждений осуществляется для определения эффективности их основной деятельности и рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выполнения календарных планов реализуемых программ и выполняемых научных и инновационных проектов, и на этой основе внесения в них соответствующих корректировок и поправок.

Государственная научно-техническая экспертиза научных, научно-технических проектов и программ, подлежащих финансированию из государственного бюджета, проводится компетентными узбекскими и зарубежными экспертами.

Для привлечения экспертов к проведению научно-технической экспертизы создается база данных узбекских и зарубежных экспертов, кандидатуры которых представляются ведущими республиканскими и зарубежными университетами, научно-исследовательскими учреждениями, национальными академиями наук и научными сообществами. Отбор экспертов производится в соответствии с их специализацией и особенностями проекта.

Ученые, эксперты, в том числе зарубежные, привлеченные к оценке научных, научно-технических и инновационных проектов и программ, обязаны соблюдать конфиденциальность и обеспечивать сохранение коммерческой тайны представленных на экспертизу материалов.

В экспертизе, мониторинге и оценке научной и (или) научно-технической деятельности не может участвовать специалист/эксперт, имеющий личную заинтересованность в её результатах.

Статья 28. Аккредитация и лицензирование негосударственных некоммерческих научных учреждений

Аккредитация негосударственных некоммерческих научных учреждений проводится в целях предотвращения ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, окружающей среде и общественной безопасности, а также поддержания конкурентного уровня отечественной науки, техники и образования в отдельных научных и научно-технических направлениях.

Лицензирование отдельных видов научной и (или) научно-технической деятельности негосударственных некоммерческих научных учреждений проводится в целях введения соответствующих ограничений на право заниматься или содействовать осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности, исходя из имеющегося у них состава и квалификации специалистов и опыта работы в конкретных научных и научно-технических видах деятельности.

Порядок проведения аккредитации и лицензирования негосударственных некоммерческих научных учреждений определяется законодательством Республики Узбекистан.

Негосударственные некоммерческие научные учреждения могут выполнять научные исследования и разработки за счет собственных средств или только при наличии аккредитации, полученной в установленном законодательством порядке за счет средств, выделенных им из государственного бюджета.

Глава 6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности

Статья 29. Принципы и источники финансирования научной и (или) научно-технической деятельности

Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется за счет средств государственного бюджета, а также из иных источников, незапрещенных законодательством Республики Узбекистан.

Статья 30. Формы финансирования научной и (или) научно-технической деятельности

Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности из государственного бюджета осуществляется в следующих формах:

базовое финансирование;

грантовое финансирование;

целевое финансирование;

комбинированное финансирование;

финансирование содержания уникальных объектов.

Финансирование субъектов научной и (или) научно-технической деятельности может осуществляться одновременно по различным формам финансирования в порядке и на условиях, которые установлены порядком базового,грантового, целевого и комбинированного финансирования научной и инновационной деятельности, а также финансирования содержания уникальных объектов.

Договор на реализацию научных проектов или программ заключается субъектом научной и (или) научно-технической деятельности с уполномоченным органом или отраслевым уполномоченным органом на весь срок их реализации.

Статья 31. Базовое финансирование

Базовое финансирование выделяется государственным научным учреждениям, имеющим статус юридического лица и выполняющим научные исследования по приоритетным направлениям (далее – субъекты базового финансирования), определенных государством в рамках государственных научно-технических программ.

Перечень субъектов базового финансирования представляется уполномоченным государственным органом и утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Базовое финансирование научно-технических проектов осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан.

Субъекты базового финансирования, которые не участвуют в реализации государственных научно-технических программ в течение последних двух лет подряд, а также выполняющие научно-технические проекты не пропорционально к сумме базового финансирования (менее чем в два раза), подлежат исключению из перечня субъектов базового финансирования, за исключением субъектов базового финансирования, входящих в перечень уникальных научных объектов и имеющих статус юридического лица.

При этом если сумма, привлекаемая из внебюджетных источников на научные исследования, покрывает указанную разницу, субъект к исключению из указанного выше перечня не подлежит.

Статья 32. Целевое финансирование

Целевое финансирование направлено на решение стратегически важных государственных задач и осуществляется на конкурсной основе.

Основные направления и объемы целевого финансирования утверждаются уполномоченным государственным органом в рамках определенных в государственном бюджете лимитов в соответствии с приоритетными направлениями развития научной, научно-технической и инновационной деятельности Республики Узбекистан.

Целевое финансирование осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан.

Функцию заказчика на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по реализации государственных целевых научно-технических программ, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, осуществляет уполномоченный государственный орган.

В выполнении государственных целевых научно-технических программ могут принимать участие научные и высшие образовательные учреждения, проектно-конструкторские организации и инновационные центры независимо от их организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности.

Уполномоченный государственный орган составляет перечень потребностей отраслей национальной экономики и областей Республики Узбекистан в результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и выносит на обсуждение Межведомственных научно-технических советов уполномоченного государственного органа.

Межведомственные научно-технические советы Уполномоченного государственного органа, по результатам обсуждений на заседаниях, рекомендуют итоговый перечень задач, которые будут решаться в рамках целевых государственных научно-технических программ.

Перечень задач целевых государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и является основанием для объявления Уполномоченным государственным органом о приеме заявок на проведение научно-исследовательских работ в рамках целевых государственных научно-технических программ.

Заявки на получение целевого финансирования подаются субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности в уполномоченный государственный орган.

Порядок и условия отбора заявок на целевое финансирование определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Решения о целевом финансировании выносятся уполномоченным государственным органом и утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 33. Грантовое финансирование

Грантовое финансирование предусматривает проведение фундаментальных, прикладных исследований и инновационных научно-технических работ в рамках государственных научно-технических программ, формируемых на конкурсной основе и выделяется на проведение научных исследований, в целях создания и оперативного развития в стране новых научных направлений, поддержка инициативных исследований молодых ученых.

Органом по утверждению грантовых государственных научно-технических программ является Кабинет Министров Республики Узбекистан. Реализация конкурсных государственных научно-технических программ осуществляется путем проведения конкурсного отбора научно-технических проектов. Уполномоченный госудаственный орган в установленном законодательством порядке объявляет конкурс научно-технических проектов, представленных научными учреждениями или научными коллективами.

В конкурсе на грантовое финансирование вправе принимать участие ученые, научные работники научных и высших образовательных учреждений на равных условиях, а также студенты высших учебных заведений, если они ведут совместные научные исследования с преподавателями. Заявки на участие в грантовом финансировании подаются учеными и научными работниками в уполномоченный государственный орган. Порядок и условия отбора заявок на грантовое финансирование определяется уполномоченным государственным органом.

Решения о грантовом финансировании выносятся научно-техническими советами при уполномоченном государственном органе и утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Финансирование грантовых государственных научно-технических программ фундаментальных и прикладных исследований осуществляется за счет средств государственного бюджета Министерством финансов Республики Узбекистан. Грантовые государственные научно-технические программы инновационных разработок выполняются на условиях обязательного софинансирования (не менее 40% от общего объема их финансирования) со стороны заинтересованных хозяйствующих субъектов.

При этом финансовые средства, выделяемые хозяйствующими субъектами на основе трехстороннего договора (между Государственным уполномоченным органом, исполнителем и хозяйствующим субъектом), направляются на приобретение оборудования, комплектующих, реагентов, сырья, машин и механизмов и др., необходимых для изготовления образца и проведения соответствующих испытаний наукоёмкой продукции для их дальнейшего введения в гражданский оборот.

Инновационные научно-технические проекты, выполняемые в социальной сфере (здравоохранение, образование, культура и т.д.) или в области общественных и гуманитарных наук, которые не имеют производственных целей и заинтересованных хозяйствующих субъектов, могут осуществляться без софинансирования в денежном выражении.

Статья 34. Комбинированное финансирование

Комбинированное финансирование направлено для решения стратегически важных отраслевых задач и осуществляется на конкурсной основе в рамках инновационных проектов.

Основные направления и объемы комбинированного финансирования, утверждаются уполномоченным государственным органом в рамках определенных в государственном бюджете лимитов в соответствии с приоритетными направлениями развития научной, научно-технической и инновационной деятельности Республики Узбекистан.

В конкурсе на комбинированное финансирование вправе принимать участие субъекты научной и инновационной деятельности при условии наличия партнера - хозяйствующего субъекта, заинтересованного в реализации и софинансировании инновационного проекта.

Конкурс на комбинированное финансирование объявляется уполномоченным государственным органом в периодических печатных изданиях и подлежит размещению на интернет-ресурсах уполномоченного государственного органа.

Заявки на участие в комбинированном финансировании подаются субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности совместно с заинтересованными хозяйствующими субъектами уполномоченный отраслевой орган.

Порядок и условия отбора заявок на комбинированное финансирование определяется уполномоченным государственным органом.

Решения о комбинированном финансировании выносятся научно-техническими советами при уполномоченном отраслевом органе и утверждаются уполномоченным государственным органом.

Комбинированное финансирование осуществляется отраслевым уполномоченном органом и хозяйствующими субъектами на условиях софинансирования.

Результаты конкурса на комбинированное финансирование подлежат опубликованию в периодических печатных изданиях и размещению на интернет-ресурсах уполномоченного отраслевого органа.

Статья 35. Финансирование содержания уникальных объектов

Финансирование на содержание уникальных объектов выделяется государственным научным учреждениям в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Финансирование содержания уникальных объектов включает расходы по нормам финансирования на текущее обеспечение уникальных объектов, в том числе зданий, оборудования и материалов, а также оплату труда административного и обслуживающего персонала.

Перечень уникальных объектов формируется государственным уполномоченным органом на основании предложений отраслевых уполномоченных органов и подлежат рассмотрению в установленном порядке Министерством финансов Республики Узбекистан.

Статья 36. Фонды поддержки научной и инновационной деятельности

Органы государственного и хозяйственного управления (отраслевые уполномоченные органы) Республики Узбекистан создают фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (далее – Фонды поддержки), функционирующих на основе положений и иных учредительных документов и финансирующихся за счет средств соответствующего бюджета или иных источников, незапрещенных законодательством Республики Узбекистан.

Фонды поддержки организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, представляемых субъектами научной и (или) научно- технической деятельности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ и проектов в соответствии с установленным порядком.

В органах государственного и хозяйственного управления (отраслевые уполномоченные органы) Республики Узбекистан, а также в коммерческих организациях могут создаваться внебюджетные фонды за счет отчислений подведомственных организаций от реализации производимой ими продукции (работ, услуг) с отнесением расходов на себестоимость продукции для финансирования научной и (или) научно-технической и (или) инновационной деятельности.

Порядок образования и использования внебюджетных фондов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Органы государственного и хозяйственного управления (ведомственные уполномоченные органы) Республики Узбекистан осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих бюджетов или внебюджетных фондов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.

Глава 7. Экономическое стимулирование развития науки и международное сотрудничество

Статья 37. Коммерциализация результатов научной и (или) научно-технической деятельности

Заказчики на выполнение работ по реализации государственного заказа на создание инноваций за счет средств государственного бюджета, выступают собственниками объектов интеллектуальной собственности от имени государства совместно с создателем (-ями) объекта интеллектуальной собственности.

Для дальнейшего введения в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, ее собственник может отчуждать объекты интеллектуальной собственности исполнителю (хозяйствующим субъектам), осуществлять трансфер объектов интеллектуальной собственности и технологий путем:

вложения интеллектуального капитала в уставные капиталы отечественных и совместных предприятий;

выпуска в обращение акций собственниками интеллектуальной собственности в соответствии с ее стоимостной оценкой;

продажи патентов;

продажи лицензий;

продажи авторских прав;

предоставления кредитов различными банками под залог оцененной интеллектуальной собственности;

передачи в доверительное управление интеллектуальной собственности.

В целях выявления уровня готовности технологии и определения ее рыночной стоимости проводится оценка объектов интеллектуальной собственности соответствующими уполномоченными органами.

Статья 38. Стимулирование использования результатов научной и инновационной деятельности

Государством гарантируется экономическое стимулирование развития национальной научной, научно-технической и инновационной системы, развитие государственно-частного партнерства в области научной и научно-технической деятельности, содействие коммерциализации технологий в приоритетных секторах экономики в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Научным и высшим образовательным учреждениям предоставляется право на сохранение за собой права на интеллектуальную собственность, которая получена субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в результате научной и (или) научно-технической деятельности, финансируемой за счет средств государственного бюджета, реализация которого должна быть осуществлена в течение одного года после официального предоставления информации о создании объекта интеллектуальной собственности в уполномоченный государственный орган, путем подачи заявки на патентование в Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан. При этом государству предоставляется неисключительная, безотзывная, безвозмездная лицензия на использование объекта интеллектуальной собственности.

Научные и высшие образовательные учреждения в течение десяти месяцев с момента подачи заявки на патентование в Агентство по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан информируют государственный уполномоченный орган о своем намерении подать заявки на патентование объекта интеллектуальной собственности за рубежом.

В случае отказа научных и высших образовательных учреждений от предоставленных им прав либо их не реализации в установленные сроки, государство оставляет за собой право подачи соответствующих заявок на патентование объектов интеллектуальной собственности в Республике Узбекистан и за рубежом.

Государственным научным и высшим образовательным учреждениям разрешается создавать, в том числе совместно с иными лицами, организации, деятельность которых заключается в практическом применении (коммерциализации) результатов научной и (или) научно-технической и инновационной деятельности.

Государственными научными и высшими образовательными учреждениями в качестве вклада в уставный капитал организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, без согласования с государственными органами могут вноситься только права использования интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и высшим образовательным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами).

Уведомление о создании организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, направляется его учредителями в государственный уполномоченный орган и соответствующий отраслевой уполномоченный орган не позднее семи календарных дней с момента государственной регистрации.

Другими субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в качестве вклада в уставный капитал организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, наряду с правами интеллектуальной собственности может быть внесено и иное имущество.

Оценка права интеллектуальной собственности, вносимой в качестве вклада в уставный капитал организации, осуществляющей коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности, производится в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Управление акциями (долями участия) в уставных капиталах организаций, осуществляющих коммерциализацию результатов научной и (или) научно- технической деятельности, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Доходы от распоряжения акциями (долями участия) в уставных капиталах организаций, учредителями (участниками) которых являются государственные научные и высшие образовательные учреждения, поступают в их самостоятельное распоряжение.

В случае не вовлечения объекта интеллектуальной собственности, полученного за счет средств государственного бюджета, в хозяйственный оборот в течение двух лет с момента получения на него патента, государство оставляет за собой право обязать научное или высшее образовательное учреждение предоставить лицензию на его использование третьим лицам либо востребовать право собственности на данный объект интеллектуальной собственности с целью последующей выдачи лицензии.

Государство обеспечивает реализацию эффективных мер по коммерциализации научных и научно-технических результатов, права интеллектуальной собственности на которые принадлежат государству.

Использование объектов интеллектуальной собственности, представляющих стратегическое значение для государства либо содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Ограничение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности допускается в случаях, пределах и порядке, установленных законодательством Республики Узбекистан.

Статья 39. Международное сотрудничество в области научной и научно-технической деятельности

Международное сотрудничествов области научной и научно-технической деятельности осуществляется на основе соответствующих международных договоров Республики Узбекистан, международных научных проектов и программ, а также в форме содействия установлению и расширению научного и научно-технического сотрудничества между отечественными и зарубежными научными, высшими образовательными учреждениями и иными организациями.

Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные, научно-технические организации, объединения и союзы, участвовать в зарубежных и международных научных, научно-технических программах и проектах.

На территории Республики Узбекистан в установленном порядке могут создаваться научные учреждения, научные организации и центры с участием зарубежных юридических и физических лиц.

Иностранные инвестиции в научную и (или) научно-техническую деятельность осуществляются в порядке и формах, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства в области научной и (или) научно-технической деятельности

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства в области научной и (или) научно-технической деятельности, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.

Статья 41. Приведение законодательства Республики Узбекистан в соответствие с настоящим Законом

.Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения Правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон Республики Узбекистан вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Узбекистан

Ш. Мирзиеев

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Обсуждение проекта закона в Центре высоких тахналогийсеминар22.01.2018Саидкаримова Шоира Уткуровна

So`rovnoma natijalari