Hujjat nomi
Положение о социальной аптеке
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiNizom
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO‘zbekiston Respublikasi Sog`liqni saqlash vazirligi
Hujjat muallifiDori vositalari va tibbiy texnika sifatini nazorat qilish bosh boshqarmasi
Muhokama boshlanishi (sana)2018-03-02 09:16:34
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-03-17 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Положение о социальной аптеке

1.Общие положения

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 февраля 2018 года №ПП-3532 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию фармацевтической отрасли» в целях улучшения лекарственного обеспечения населения Республики Узбекистан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и регулирует вопросы расположения, критериев определения социальных аптек, порядок отбора кандидатов в частное партнёрство и их дальнейшего функционирования, а также закупа и реализации лекарственных средств по сниженным ценам.

2. Социальная аптека является учреждением системы здравоохранения.

3. Социальная аптека организовывается в виде юридического лица или структурного подразделения юридического лица, и ведёт свою деятельность на основе соглашения о государственно-частном партнерстве в установленном законодательством порядке и имеет свой логотип.

4.Государственным партнером предоставляются преференции в виде:

безвозмездного предоставления зданий (помещений) государственной собственности;

освобождения от уплаты за использование электроэнергии, водоснабжения, отопления, канализации и др.);

льготы по налогообложению в соответствии с законодательством.

5. Основными требованиями при осуществлении социальными аптеками розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения являются реализация населению:

аптечного ассортимента лекарственных средств, изделий медицинского назначения, входящих в список социально значимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения в полном объёме по розничным ценам не более чем фиксированной цены;

других лекарственных средств и изделий медицинского назначения аптечного ассортимента с минимальной розничной торговой надбавкой не более 10% от покупной цены;

отпуск наркотических и психотропных лекарственных средств;

отпуск препаратов отдельным категориям больным по льготным рецептам;

обеспечение населения труднодоступных, горных регионов, где отсутствуют сельские врачебные пункты путём доставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения посредством передвижного аптечного филиала на базе автомобиля «DAMAS».

6. Перечень социально-значимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения (далее – Перечень) определяется Министерством здравоохранения.

7. В реализации должны находиться все лекарственные средства, изделия медицинского назначения аптечного ассортимента, входящие в список социально-значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения (по международным непатентованным наименованиям).

2. Термины и определения

8. В настоящем положении применяются следующие основные понятия:

социальная аптека - специализированная организация системы здравоохранения, которая имеет свой бренд, организованная на основе государственно-частного партнерства в виде юридического лица или структурного подразделения юридического лица, осуществляющая розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения по доступным единым ценам, в том числе социально-значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по утвержденным фиксированным ценам, а также деятельность, связанную с оборотом в Республике Узбекистан наркотических средств, психотропных веществ, отпуск лекарственных средств по льготным рецептам;

государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях привлечения частных инвестиций в лекарственном обеспечении, объединения ресурсов и распределения рисков, осуществляемое для реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе социально значимых;

государственный партнер социальной аптеки - орган государственного управления, орган государственной власти на местах или иные государственные органы и организации, уполномоченные Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

частный партнер - юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, имеющего соответствующую лицензию на осуществление оптово-розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом в Республике Узбекистан наркотических средств, психотропных веществ, заключившие либо изъявившие желание заключить договор о государственно-частном партнерстве и основной целью деятельности которого является лекарственное обеспечение населения и отдельных категорий больных, по льготным рецептам и извлечение прибыли;

соглашение о государственно-частном партнерстве - письменный договор, заключаемый между государственным и частным партнерами, определяющий права, обязанности и ответственность сторон, а также иные условия исполнения проекта государственно-частного партнерства.

3. Порядок определения местоположения социальной аптеки

9. Основными факторами, определяющими расположение социальных аптек, являются:

-административно-территориальная структура области, района, города;

-географические, социально-экономические характеристики регионов;

-численность населения в городах, районах и сельских населенных пунктах;

-уровень организация амбулаторно-поликлинической медицинской помощи;

-расстояние между радиусом обслуживания социальных аптек.

10. Необходимо размещать социальные аптеки в районных (городских) медицинских объединениях, а их территориальные подразделения (филиалы) в многопрофильных, городских и сельских семейных поликлиниках, сельских врачебных пунктах.

11.Радиус расположения социальных аптек исчисляется с учетом численности населения, но не более чем 2-3 км в городах и 10-30 км в сельской местности.

4. Критерии определения социальной аптеки и порядок отбора кандидата-частного партнёра

12.Основными критериями определения социальной аптеки являются:

наличие лицензии на право осуществления розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, хранения и отпуска наркотических средств и психотропных веществ;

расположение социальной аптеки в помещении, соответствующем требованиям, предъявляемым к аптекам и обеспечивающим полную сохранность товарно-материальных ценностей и денежных средств, строго включая выполнение требований санитарно-гигиенического режима, фармацевтического порядка;

оснащение, соответствующее объему и характеру осуществляемой деятельности и обеспечивающее сохранность качества, безопасности и эффективности лекарственных средств, изделий медицинского назначения и товаров аптечного ассортимента.

хранение лекарственных средств, в том числе лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, изделия медицинского назначения и другие предметы аптечного ассортимента в соответствии с установленными правилами, гарантирующими их качество и сохранность;

наличие сети филиалов в зданиях сельских семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов, входящих в дислокацию социальных аптек.

13. Отбор кандидата – частного партнёра производится по следующим критериям:

наличие лицензий на право осуществления оптовой и розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, на право хранения и отпуска лекарственных средств, включённых в список наркотических средств, психотропных веществ;

наличие соответствующей материально-технической базы, товарного запаса и оборотных средств, предоставляющее возможность обеспечения товаром в полном объеме всей сети филиалов, находящихся в регионе согласно утверждённой дислокации;

наличие возможности обеспечения достаточным количеством специалистов, задействованных в отпуске лекарственных средств, изделий медицинского назначения;

наличие программного продукта, позволяющего вести раздельный учет лекарственных средств, изделий медицинского назначения, закупаемых для обеспечения населения, в том числе льготного обеспечения лекарственными средствами;

14. Решение об отборе кандидата – частного партнёра для осуществления деятельности социальной аптекипринимается Комиссией Министерства здравоохранения Республики Узбекистан (далее - Комиссия).

15. Для рассмотрения и вынесения решения об отборе кандидата – частного партнёра в Комиссию предоставляется заявление, в котором указываются:

- наименование юридического лица, организационно-правовая форма;

- юридический адрес;

-банковские реквизиты;

-номера лицензий на право осуществления оптовой и розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, на право хранения и отпуска лекарственных средств, включённых в список наркотических средств, психотропных веществ;

информация о материально-технической базе, включающая программный продукт, позволяющий вести раздельный учет лекарственных средств, изделий медицинского назначения, товарного запаса и оборотных средств с подтверждающими документами.

16. Заявление, поданное кандидатом, принимаются Комиссией
и выносится на рассмотрение Комиссии в срок не более 10 календарных дней.

17. Кандидаты, претендующие на частное партнёрство, могут присутствовать на заседании Комиссии.

18. Комиссия принимает решение об отборе кандидатов или отказе кандидатам на осуществлении деятельности социальной аптеки. Решение Комиссии оформляется протоколом.

19. При вынесении решения об отборе кандидата в партнёрства Комиссией на основании протокола частному партнёру направляется проект соглашения о государственно-частном партнёрстве согласно после вынесения решения форме, утверждаемой настоящим Положением в срок не более 5 рабочих дней.

20. Соглашения о государственно-частном партнерстве должно содержать:

- права и обязанности сторон;

- виды и условия имущественного и финансового обеспечения;

- описание, а также требования к качеству объекта;

- обязательства сторон по предоставлению партнеру земельных участков и иного имущества, предназначенного для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством;

- требования, предъявляемые к качеству инфраструктурных объектов, предоставляемых в ходе деятельности социальных аптек в рамках государственно-частного партнерства, а также механизм их оплаты;

- порядок эксплуатации, технического обслуживания, проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, модернизации объекта;

- порядок расчетов между сторонами;

- виды и условия государственной финансовой и экономической поддержки,
в случае их предоставления;

- права, которые государственный партнер передает частному партнеру;

- порядок владения и пользования инфраструктурным объектом, передаваемым государственным партнером частному партнеру для осуществления деятельности в рамках государственно-частного партнерства;

- порядок распределения прав на объект и иное имущество, созданное
в процессе исполнения соглашения, после прекращения его действия;

- порядок возврата государственному партнеру инфраструктурного объекта и прав, переданных в связи с исполнением соглашения, в случае прекращения его действия;

- порядок и условия распределения рисков, связанных с исполнением соглашения, между государственным и частным партнером;

- осуществление мониторинга и оценки деятельности социальной аптеки;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению;

- сроки выполнения работ, оказания услуг;

- порядок и условия изменения, продления либо прекращения действия соглашения; порядок выплаты компенсации или возмещения убытков, причиненных в результате досрочного расторжения соглашения;

- срок действия договора.

5. Оснащение и персонал

21. Социальная аптека в соответствии с выполняемыми функциями должна быть оснащена:

стеллажами, поддонами, холодильным оборудованием, шкафами-витринами, шкафами для хранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения;

устройствами для измерения параметров воздуха (термометр, гигрометр или психрометр) в помещениях хранения, прошедшие калибровку и поверку
в соответствии с требованиями законодательства;

шкафами для раздельного хранения санитарной, верхней одежды
и обуви;

дезинфицирующими средствами и хозяйственным инвентарём для обеспечения санитарного режима;

системой электроснабжения, отопления, водоснабжения, кондиционирования, вентиляции и канализации;

- системой и средством пожаротушения в соответствии с действующим законодательством.

Лекарственные средства, входящие в список наркотических средств, психотропных веществ, должны храниться в соответствии с действующим законодательством.

22. Руководство социальной аптекой осуществляет специалист
с высшим фармацевтическим образованием и практическими опытом в соответствии со специальностью.

Руководство филиалом социальной аптеки осуществляет специалист с фармацевтическим образованием.

23. В случае отсутствия специалистов с фармацевтическим образованием в филиалах социальных аптек в сельских семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов, расположенных в труднодоступных и горных регионах, допускается отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения фельдшерам и медсёстрам, состоящим в штатах данных амбулаторно-поликлинических лечебных учреждениях.

При этом фельдшера и медсёстры допускаются к отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения при наличии соответствующего сертификата об обучении правилам реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, на основании трудового договора, составленного с руководителем социальной аптеки.

24. В процессе своей деятельности персонал аптеки соблюдает нормы этики, руководствуется действующими нормативными правовыми актами Республики Узбекистан в области здравоохранения, правилами внутреннего трудового распорядка, требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм, охраны труда, техники безопасности, должностными инструкциями.

6. Деятельность социальной аптеки. Закуп и реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения по сниженным ценам.

25.Социальная аптека в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и настоящим Положением.

26. Основной задачей социальной аптеки является реализация населению в полном объёме аптечного ассортимента лекарственных средств, изделий медицинского назначения, входящих в список социально значимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения с фиксированной ценой, а также другие лекарственные средства и изделий медицинского назначения с минимальной торговой надбавкой.

27. Аптека осуществляет следующие функции:

- закуп (кроме ввоза) лекарственных средств, изделий медицинского назначения у поставщиков, имеющих лицензию на производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения, на оптовую реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения

- розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам и без рецепта врача за полную стоимость, а также для отдельным категориям больного по льготным рецептам в установленном законодательстве порядке;

- изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей, осуществление внутриаптечного контроля их качества при наличии соответствующей лицензии;

- осуществление приема продукции путем визуального осмотра упаковок и определение соответствия маркировки и упаковки лекарственных средств, изделий медицинского назначения требованиям законодательства Республики Узбекистан, наличия сопроводительных документов, действия срока годности, условий транспортировки;

- осуществление хранения, уничтожения лекарственных средств, изделий медицинского назначения в установленном порядке;

- извещение Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
о случаях обнаружения фальсифицированных, недоброкачественных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также способствование предотвращению их распространения;

- извещение Министерства здравоохранения Республики Узбекистан
о случаях побочного действия, серьезного побочного действия и отсутствия эффективности лекарственных средств выявленных при поступлении жалоб от потребителя;

- предоставление медицинским работникам организаций здравоохранения информации об имеющихся в социальной аптеке
и временно отсутствующих лекарственных средствах, поступлении новых лекарственных препаратов и способах их применения при работе социальной аптеки по обеспечению населения в рамках обеспечения отдельных категориях больных по льготным рецептам;

- предоставление консультативной и информационной помощи населению по применению и хранению лекарственных средств, изделий медицинского назначения;

- ведение учетно-отчетной документации по движению товарно-материальных ценностей, в том числе в электронном виде в установленном порядке;

- соблюдение фармацевтического порядка;

- информирование посетителей социальной аптеки путем размещения на видном месте утвержденного в соответствии с законодательством Перечня социально значимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых по фиксированным ценам на государственном и русском языках, размером шрифта не менее 12;

28. Контроль выполнения социальной аптекой требований настоящего Положения осуществляется Комиссией путем:

- мониторинга цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, в том числе входящие в Перечень, с установленной периодичностью;

- рассмотрения жалоб, заявлений жителей регионов на стоимость лекарственных средств, изделий медицинского назначения в социальной аптеке.

29.Закрытие социальной аптеки для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей, ремонта и т.д. производится по согласованию с вышестоящей организацией, для проведения санитарных дней – дополнительно по согласованию или предписанию органов государственного санитарного надзора.

7. Льготы и поддержка, предоставляемые социальной аптеке

30. После получении юридическим лицом, осуществляющим розничную реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения, права на осуществление деятельности социальной аптеки в установленном настоящим Положением порядке, со стороны Министерства здравоохранения Республики Узбекистан оказывается всесторонняя консультативно-методическая помощь, информационная и иная поддержка для развития ее деятельности и привлечения потоков потребителей.

31. Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, размещает социальную рекламу о социальных аптеках в средствах массовой информации и на своем официальном сайте.

8. Заключительные положения

32. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

33.Контроль за соблюдением требований настоящего Положения на территории Республики Узбекистан во всех социальных аптеках возлагается на орган, осуществляющий лицензирование розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также их изготовление.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Положение о социальной аптекеПоложение18.03.2018Министерство здравоохранения РУз

So`rovnoma natijalari