Hujjat nomi
О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Markaziy banki
Muhokama boshlanishi (sana)2018-03-07 15:54:48
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-03-22 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

В результате проводимых реформ в банковской системе внедряются рыночные механизмы оказания услуг, расширяются их виды, повышается финансовая доступность для предпринимателей и населения.

Внедрены новые банковские услуги, облегчающие проведение валютно-обменных операций для населения, созданы условия по приобретению иностранной валюты индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, наблюдается ряд проблем и недостатков в части соблюдения прав и законных интересов потребителей банковских услуг и расширения финансовой доступности, особенно в регионах, а также дальнейшего повышения культуры обслуживания и доверия к банковской системе. В частности:

первое, чрезмерная централизация полномочий в принятии решений
по выдаче кредитов препятствует четкому разграничению ответственности между головными банками и их филиалами;

второе, усложненные механизмы рассмотрения кредитных заявок ограничивают возможность оперативного получения кредитов;

третье, отсутствие возможности выдачи микрозаймов коммерческими банками не обеспечивает повышение уровня доступности микрозаймов,
а высокие процентные ставки по услугам микрокредитных организаций
и ломбардов зачастую приводят к ухудшению финансового состояния потребителей;

четвертое, низкий уровень развития рынка розничных банковских услуг
и отсутствие современных подходов выстраивания партнерских отношений
с клиентами создает почву для проявления излишней бюрократии и волокиты;

пятое, отсутствие государственной процессинговой организации
по осуществлению безналичных расчетов на основе банковских карт влияет
на уровень безопасности, бесперебойности и надежности функционирования розничных платежных систем и препятствует продвижению современных технологических решений при реализации инновационных проектов, доступных для широких слоев населения;

шестое, взимание комиссий за рассмотрение и выдачу кредитов (микрозаймов), а также других платежей приводит к увеличению реальной стоимости заимствования;

седьмое, включение в договора условий, предусматривающих одностороннее право изменять тарифы за услуги, проценты по выданным кредитам и привлеченным депозитам, а также предоставление одной услуги
с навязыванием приобретения дополнительной, нарушает права потребителей банковских услуг;

восьмое, наличие ограничений по снятию иностранной валюты
с платежных банковских карт и недостаточное количество банкоматов
не обеспечивает должный уровень обслуживания при валютно-обменных операциях.

[ izohlar (12) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Tajimuratov Mirzaxmet Adilmaxanbetovich 2018-03-08 15:35:51

Умуман олганда банк сохасида ислохотлар жудаям керак. Деярли барча банкларда кредит масаласи катта муаммо. Масалан ипотека кредитини олиш катта муаммо. Оддий мисол. Мен утган йилда бирламчи бозордан уй-жой харид килишга пулим етмагани учун, бироз арзонрок булган иккиламчи бозордан уй-жой олиш учун деярли барча банкларга мурожаат килдим. Лекин хеч бири кредит бермади. Чунки ресурс йук эмиш. Менинг энг биринчи берадиган таклифим: Шу иккиламчи бозордан уй-жой харид килиш имкониятини яратиш. Бунинг учун барча банкларга ресурс ажратиш. Чунки хамманинг хам бирламчи бозордан уй-жой харид килишга имконияти ва пули етмайди!

Davlyatov Qahramon Abdumavlyanovich 2018-03-08 19:35:34

Тижорат банклари кредит сиёсатига, яъни уларнинг фоиз ставкаларини белгилашига давлат томонидан аралашишга чек қўйиш лозим. Кредитлар фоиз ставкалри талаб ва таклифдан келиб чиққан ҳолда шаклланиши керак.Акс ҳолда тижорат банкларида ресурслар тақчиллиги ва корупция ривожланади.

Sobirov Asqarbek Ozodovich 2018-03-09 17:14:25

В преамбуле абзац четвертый дополнить словами "а также не позволяет своевременную рассмотрению заявок населения и субъектов предпринимательства по предоставлению кредитов" после слова "филиалами".

Жураев Ботирхожа Юлдашхожаевич 2018-03-10 11:37:59

Тўртинчи бандда қайд этилган банк ва мижоз ўртасидаги шерикчилик муносабатларини йўлга қўйиш учун ислосмий банклар хизматидан фойдаланиш лозим.Исломий банкларнинг фаолияти механизми асослари ўзаро даромад ва зарарларни бўлишишга асосланади.

Исломий банклар томонидан ишлатиладиган ва ҳалқаро стандартлар билан қатъий белгиланган асос бўлувчи воситалар қуйидагилар ҳисобланади:

1)Шерикчилик шартномаси( улушли молиялаштириш):

- музораба, мушорака;

2)Савдо келишуви(қарз билан боғлиқ молиялаштириш).Мазкур воситалар ўртасидаги тафовут активларни сотиш муддатлари билан таърифланади:

- муробаҳа, ижара, истисноъ, салам.

3)Қуйидагилар қўшимча воситаларҳисобланади:

- қарзи ҳасан(фоизсиз қарз), агентлик тўловлари(ваколат, жуъла), сукук(капитални мақсадли қиммабаҳо қоғозларга йўналтириш).


Жураев Ботирхожа Юлдашхожаевич 2018-03-10 11:38:32

Демак, исломий молия-кредит муассасалари амалий фаолиятида тез-тез ишлатиб туриладиган ва бизга маълум бўлган исломий молиявий воситаларни шу тарзда ўрганиб ва умумлаштириб, уларни учта шаклга ажратиб кўрсатиш мумкин:

а) шерикчиликка(ёки фойда ва зарарларни тақсимлашга, бошқача айтганда улушли молиялаштиришга) асосланган маҳсулотлар: музораба ва мушорака; истисноъ;

б) олди-сотди битимларида(бошқача айтганда, қарз билан боғлиқ молиялаштириш) иштирок этишга асосланган маҳсулотлар:муробаҳа, ижара(лизинг), салам, истисноъ;

в) банккомиссия(тариф)ларитўлашга асосланганмаҳсулотлар(ёки комиссион маҳсулотлар); ваколат( агентлик битими).

Реал иқтисодиётэҳтиёжларига хизмат кўрсатувчи трансакциялар тафовутини акс эттирувчи кенг тарқалганисломий молиявий воситаларнинг таснифи шулардан иборат.

Жураев Ботирхожа Юлдашхожаевич 2018-03-10 11:50:20

Банк тизимида ўтказилаётган ислоҳотларни исломий банкларнинг иштирокисиз тасаввур этиб бўлмайди.Аҳолисининг қарийб 90%идан ортиғи мусулмон бўлган мамлакатда исломий молиявий муассасанинг мавжуд эмаслиги жуда ачинарли ҳолат. Анъанавий банклардаги исломий "дарча"лар орқали омонатлар қабул қилиш ва динимиз талаблари асосида ана шу маблағларни эҳтиёжманд мижозларга бериш орқали шариат талабига жавоб берувчи молиявий муассасалар фаолиятини йўлга қўйиш керак.Авваллари исломий банклар ташкил этишга "куратор"лар қарши бўлса керак деган фикр бор эди.Энди бунга нима тўсинлик қилаётганини тушуниш қийин.Банк тизими янги поғонага кўтарилмас экан, бундай қарорлар ижроси қоғозда қолиб кетаверади.Ҳатто биз "ортда қолган " деб ҳисоблайдиган Тожикистон, Қирғизистонда ҳам исломий молиявий муассасалар ишлаб турибди.Қозоғистонни айтмаса ҳам бўлаверади.

Umarov Rahmatjon Takhirovich 2018-03-12 11:41:01

Банклараро пул утказмалари халигача офлайн режимда утади. Яъни пул утказгандан кейин 10-15 минутдан кейин тушади. Марказий банк тулов тизимини онлайн режимга утказиш керак. Мижоз пул терган захоти пул керакли хисобга тушиши лозим. Технология ривожланиб кетвотти,лекин биз халиям 2002 йилги системада ишлавоммиз.

tadjibaeva dildora асамутдиновна 2018-03-12 14:49:23

Содержание документа не отражает его название. Представители Центрального банка говорят о необходимости учета международной практики, так вот уже 10 лет используется термин доступности финансовых услуг. Financial inclusion/ Financial Access. Учитывая, что Центральный банк регулирует небанковские финансовые институты как микрокредитные организации и ломбарды, то рекомендуется подходить системно так как они не предоставляют банковские услуги.

Документ не содержит анализа причин низкой доступности финансовых услуг, а именно физической, ценовой и ассортиментной финансовой доступности услуг.

Burxonov Suxrob Subxonovich 2018-03-13 13:04:24

в пункт третье: Ушбу пункт билан МКТлар фаолияти тухтаб колиши мумкин. МКТлар энди ривожланиш погонасида турган пайтда фоизлари нисбаттан юкорирок булиши мумкин. Чунки микрокарзларнинг МКТларда таннархи юкори булганлиги учун, таннархининг юкорилиги ташкилотнинг харажатларига боглик. масалан: соликлар, ижара, пульт (охрана кассы), залоговый реестр, кредит бюро,..

ПФ №3270 талабларига асосан МКТларда устав фонди 2 млрд булса ва яна шунча карз маблагларини жалб кила олса, МКТларда фоиз ставкасини янада хам тушуриш мумкин ва натижада мижозларга арзонрок микромолиявий хизматларни курсатиш мумкин.МКТларнинг фаолияти тухтаб колса, мавжуд 30 МКТларда ишлаётган тахминан 300 ходимнинг ишсиз колиши мумкин. Ушбу МКТлар томонидан курсатилган хизматлар натижасида кариб 25 000 ахолига яъни шунча хонадоннинг бандлиги ва тадбиркорлик билан шугулланганлиги таъминланган демакдир.

шестое:

МКТ Сабр мисолида оладиган булсак,ташкилотда хеч кандай комиссия ёки унга тенглаштирилган туловлар мавжуд эмас. Демак, комиссия ёки унга тенглаштирилган туловлар мавжуд булмаса фоиз ставкаси оширилишига олиб келмайди.Чунки ижтимоий йуналтирилган МКТ гурухий кафиллик асосида ишлаб келмокда ва хеч кандан гаров ва туловлар талаб килинмайди.

Исмаилов Элёржон Абдулхамидович 2018-03-14 17:24:53

В целом к вопросам совершенствования финансовых услуг в особенности повышения доступности финансовых услуг целесообразно и эффективно было бы подходить комплексным мониторингом и анализом всего финансового рынка, деятельности участников финансового рынка с разработкой государственной программы на долгосрочной основе (банковский сектор, страховой рынок, фондовый рынок, рынок лизинговых услуг и микрофинансовый рынок и другие). В разработке программы необходимо активное участие финансовых Ассоциации и самых финансовых организации с учетом международной практики и инновационных направлений. В свою очередь эти меры могли бы повышать доступность, стандартизировать финансовых услуг, гармонизировать их деятельность, повышать доверие финансовым институтам, а самое главное стимулировать процесс внутреннего инвестирования, сбережения, интеграционные процессы с международным финансовым рынком и т.д.

Gambarova Irada Veliyevna 2018-03-16 17:22:44

Учитывая высокие издержки МКО снижение ставки единого налогового платежа для МКО даст возможность автоматически снизить процентную ставку по микрозаймам. Минимизировать затраты за услуги по:

- ООО "Кредитное бюро";

- ГУП "Залоговый реестр";

- Охрана кассового помещения.


Gambarova Irada Veliyevna 2018-03-16 17:44:14

Исключение нотариальных контор в процедуре оформления договоров залогового обеспечения по кредитным договорам путем совершенствования механизма залогового реестра снизить расходы клиентов по оформлению микрозайма и сократит время оформления и выдачи микрозайма. Но, соответственно на залоговый реестр накладывается большая ответственность за достоверность данных по залоговому обеспечению клиента.

В целях устранения указанных проблем, дальнейшего совершенствования механизмов обеспечения защиты прав потребителей банковских услуг
и повышения уровня финансовой доступности с учетом современных тенденций инновационного развития, а также реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:

1. Определить, что обеспечение повышения доступности банковских услуг и защиты прав потребителей банковских услуг является одной из основных задач Центрального банка Республики Узбекистан.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Исмаилов Элёржон Абдулхамидович 2018-03-14 15:50:53

Необходима разработать «Стратегию развития повышения доступности финансовых услуг и развития микрофинансирования на период 2018-2023 гг.»

Определить основными задачами стратегии развития:

-оценка текущего состояния доступности розничных финансовых услуг на внутреннем рынке в разрезе территориальной и технологической доступности и определение основных направлений её повышения;

-уточнение целевых клиентских групп, нуждающихся в улучшении доступа к финансированию;

-развитие института финансовых посредников, призванных повышать доступность розничных финансовых услуг;

-выработка предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы и мер государственного регулирования для обеспечения развития необходимых институтов и технологий финансового рынка;

-разработка стратегических направлений дальнейшей интеграции небанковского и банковского сектора с целью повышения доступности розничных финансовых услуг и формирования всеохватывающей финансовой системы.

-гармонизация законодательства и регулирование небанковских кредитных организаций.

2. Принять к сведению, что в структуре Центрального банка Республики Узбекистан образована Служба по защите прав потребителей банковских услуг, основными задачами которой являются обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг, повышение финансовой доступности и уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.

Центральному банку Республики Узбекистан при выполнении задач по защите прав потребителей банковских услуг особое внимание обратить на:

выявление системных недостатков банковской системы и нарушений прав потребителей банковских услуг, а также их предотвращение;

обеспечение принятия мер ответственности в отношении кредитных организаций, допустивших нарушения прав потребителей банковских услуг;

консультирование и оказание содействия в восстановлении нарушенных прав потребителей банковских услуг;

повышение уровня финансовой доступности и грамотности потребителей банковских услуг.

[ izohlar (5) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Abdukaxarov Muxsinjon Mutalibovich 2018-03-08 15:17:09

Банк хизматлари буйича истеъмолчилар хукуклари химояси Марказий банк томонидан назорат килинса, банклар томонидан ахоли хамда хужалик юритувчи субъектларга исломий шартлар асосида карз маблаглари ажратилиши жорий этилса максадга мувофик буларди деб хисоблайман. Ислом талабларидан келиб чикиб, молиявий имконияти чекланган холда уз бизнесини кенгайтиришда муаммога дуч келаётган тадбиркорлар хам орамизда йук эмас.

tadjibaeva dildora асамутдиновна 2018-03-12 15:05:59

Рекомендуется учесть в документы международные приницпы защиты прав потребителей финансовых услуг, которые заключаются в создании стандартов защиты прав потребителей, создании Института защиты потребителей как Финансовый Омбудсмен, который создан при Центральных банках например в СНГ Казахстане, Армении.

Служба защиты прав потребителей при ЦБ должна изменить подход от надзора и контроля в сторону регулирования. В документе отсутствует информация как о внедрении прозрачности например публикация ЦБ стоимости всех продуктов , создание конкурентной среды. Ссылки на международную практику.

http://www.oecd.org/daf/fin/financial-markets/48892010.pdf

https://www.afi-global.org/sites/default/files/pub...

Burxonov Suxrob Subxonovich 2018-03-13 13:05:21

Шундайга хам МКТлар 100 фоиз узининг риски билан ишлаб келмокда ва давлатимиз бюджетини тулдиришга уз хиссасини кушиб келмокда. Масалан биргина Сабр МКТ да 2017 йил учун бюджет ва бюджетдан ташкари туловлар кариб 90 млн сумни ташкил килади.

Burxonov Suxrob Subxonovich 2018-03-13 13:06:02

Агар Сабр МКТ фаолиятида назар соладиган булсак, мижозларга микромолиявий хизматлар курсатишдан олдин молиявий саводхонлигини ошириш максадида учрашувлар ва тренинглар (бепул) утказилади.

Xudoyorov Sardor Baxromovich 2018-03-16 15:19:55

Ломбарды работают с физическими лицами, а услуги МКО на 98% состоят из микрозаймов (средний размер микрозайма в МКО "Сабр" 2017 году - от 1900 тыс. сум). Таким образом, МКО и ломбарды предоставляют мелкие финансовые услуги, эффект которых близок к эффекту программ социальной защиты населения, но на возвратной основе. В проекте постановления предложено разрешить банкам выдачу микрозаймов. Несомненно, это приведет к постепенному уходу МКО и ломбардов с рынка. Негативные риски такого сценария могут быть высокими: а) через 2-3 года банки, скорее всего, перестанут заниматься мелкими заемщиками в силу высоких издержек по их обслуживанию;

3. Установить с 1 июля 2018 года требования, в соответствии с которыми коммерческие банки создают условия для:

беспрепятственного доступа в зону непосредственного обслуживания клиентов, без предварительных разрешений и предъявления документов, подтверждающих личность;

получения предварительной консультации об оказываемых банковских услугах от администраторов первичного приема клиентов;

прозрачной регистрации и рассмотрения кредитных заявок с указанием пошаговой процедуры принятия решения и порядка оповещения о выдаче
или мотивированном отказе в выдаче кредита (микрозайма).

[ izohlar (2) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Saliev Sherzod Ikromovich 2018-03-08 00:37:44

Необходимо добавить, Установить что Коммерческие банк при входе в банк создают удобное атмосферу для обслуживания клиентов с высококвалифицированными персоналами.

Buriev Panji Raimovich 2018-03-08 14:53:23

Необходимо добавить, отменить порядок требование сдачи мобильных телефонов службу охраны при входе в банк

4. Запретить кредитным организациям:

начислять проценты, взимать комиссии и неустойку (штраф, пеню), применять иные меры ответственности по договорам микрозайма, а также кредитным договорам, заключенным ломбардами, в сумме более половины размера заимствования в год;

взыскивать платежи за рассмотрение кредитных заявок, обслуживание ссудных счетов, выдачу кредитов, а также неустойки за досрочное погашение кредитов (микрозаймов) физическими лицами и субъектами малого предпринимательства.

[ izohlar (12) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Abdullayeva Mamlakat Uktamovna 2018-03-13 15:56:44

"начислять проценты, взимать комиссии и неустойку (штраф, пеню), применять иные меры ответственности по договорам микрозайма, а также кредитным договорам, заключенным ломбардами, в сумме более половины размера заимствования в год;"

Bu tarzdagi ta'qiq usuli faqatgina bugunni o'ylab qilingan. Ya'nikim, 13-14% dan oshmaydigan inflatsion xolat, valyuta devalvatsiyasi yaqin kelajakda kutilmayotgani va boshqalar. Qolaversa, neustoyka (shtraf, penya) qismiga hech qachon davlat tomonidan aralashuv bo'lmasligi kerak. To'lov bo'yicha kelishuvni buzgan taraf (bu yerda qarz oluvchi) shartnoma bandlarining bajarilmasligi neustoyka (shtraf, penya) ga olib kelishi muqarrarligini bilmog'i kerak va kredit beruvchilarning bu band kuchga kiritilsa kelib chiqadigan zaifligidan foydalanmasligi lozim. Shuningdek, shtraf yoki penya orqali kredit tashkilotlari qarz oluvchilarning mas'uliyatini oshirish va ba'zi o'ta intizomsiz (vijdonsiz) qarz oluvchilarni iqtisodiy tomonlama jazolash orqali qolganlarga ibrat qilib ko'rsatishni maqsad qiladilar.


Abdullayeva Mamlakat Uktamovna 2018-03-13 16:14:40

Xakimov Baxtiyor Kurbanovich 2018-03-15 14:46:32

Жахон микромолия фаолияти тарихига эътибор қаратсак, "Ман" этилган хар кандай аввалги харакат ўз шаклини ўзгартирган ҳолда яшувчанлигини давом этади. Микрокредит ташкилотларига "ман" этиш эмас балким, улар томонидан микромолиявий хизматларга боғлиқ бефосита ёки билвосита бўлган барча мавжуд харажатларни мижозларга ошкор этиши лозимлиги бўйича талабларни қўйиш лозим. Бу ҳолат мижозларга барча маълумотларни ошкоро билганидан сўнг мустақил равишда қарор қабул қилишига ва билвосита уларнинг микромолиявий маданиятини юксалтиришга олиб келади.

Иккинчидан, микромолиявий хизматлар реал бозор иқтисодиёти шароитида яшувчанлигини таъминлаш учун уларга эркин харакатига чегаралар қўйиш тўғри эмас. Масалан инфляция даражасини ошиши прогнозлаштирилиши мумкин, лекин реал холатда инфляция даражаси прогнозлаштирилган кўрсатгичдан ошиб кетган тақдирда микрокредит ташкилотлари ҳалол рақобат мухитида ютказиб қўйиши мумкин. Бунинг оқибатини ҳамма яхши тушунади.

Umarov Mirlaziz Salixovich 2018-03-15 15:18:53

Ограничения процентных ставок могут ограничить доступ к микрофинансовым услугам, поскольку станет невозможным обслуживать мелких или удаленных заемщиков. Cложно установить процентную ставку, которая достаточно высока, чтобы покрыть неизбежные затраты на микрокредитование и достаточную прибыль, чтобы привлечь капитал к финансовым услугам с низким доходом.

Разумной альтернативой ограничению по ставкам является эффективное раскрытие информации в сочетании с мерами, помогающими потребителям понять продукт и цены. Это - вместе с дополнительными усилиями по публикации сравнительных цен среди кредиторов - послужило на некоторых рынках для снижения процентных ставок, стимулирования более эффективной конкуренции между МФИ и другими поставщиками финансовых услуг. https://www.cgap.org/sites/default/files/Consensus...

Xudoyorov Sardor Baxromovich 2018-03-16 15:30:05

В 2017 году средневзвешенная процентная ставка в МКО по микрозаймам составила 62,6% в год, по микрокредитам - 30,9% в год и микролизингу - 27% в год, Тем не менее, в силу краткосрочного характера микрозаймов (до 1 года) текущие процентные ставки по услугам МКО и ломбардов не приводят к ухудшению финансового состояния потребителей. Об этом свидетельствует высокий коэффициент возвратности микрозаймов, достигающий в среднем 98%.

Высокая стоимость услуг складывается по причине ограничений по расширению ресурсной базы. В результате данных ограничений единственной возможностью для МКО и ломбардов расширять охват населения финансовыми услугами является использование дохода, полученного от повышенных процентных ставок. При принятии пакета стимулирующих мер, которые в настоящее время подготовлены Национальной Ассоциацией микрофинансовых институтов (приложение к письму) уровень процентных ставок в МКО и ломбардах в течение ближайших 2-3 лет может снизиться в 1,5-2 раза.

Axmedova Saodat Baxriddinovna 2018-03-17 14:52:03

Мировой практике микрофинансирования присущи две особенности: 1.Выделение небольших кредитов на беззалоговой основе. 2.Сочетание микрофинансовых услуг с социальными и образовательными услугами. Именно таким комплексным подходом к предоставлению услуг достигается инклюзивный характер микрофинсирования и, соответственно, его значительный социальный эффект. В настоящее время Республиканский Центр социально-экономического развития «САБР» совместно с ООО «МКО Сабр» осуществляет такую практику. Всвязи с чем, предлагаем ввести понятие и, соответственно, разработку законодательных актов о социально-ориентированных МФО –ННО, предоставляющих микрофинансовую и социальную поддержку уязвимым слоям населения в целях обеспечения их самозанятости, создания новых рабочих мест и повышения благосостояния.

Одновременно, рассмотреть вопрос предоставления налоговых льгот социально-ориентированным МКО.

Jumanov Baxodir Baxtiyorovich 2018-03-17 15:08:28

Деятельность центра социально-экономического развития “Сабр” и ООО “МКО Сабр” показала необходимость создания именно социально-орентированных микрофинансовых организаций, которые оказывали бы и финансовую и социальную поддержку малообеспеченным слоям населения в сельской местности. Целесообразно создание фонда для выделения финансовых средств на осуществление деятельности таким ННО.

Sadikova Elvira Ayedinovna 2018-03-17 16:11:13

Наряду с повышением квалификации кадров микрофинансового сектора, необходимо обучение финасовой грамотности, основам ведения бизнеса представителей целевой группы социально – ориентированных микрофинансовых организаций - экономически активных, но малообеспеченных слоев сельского населения.

Axmedova Saodat Baxriddinovna 2018-03-17 16:31:23

Для упрощения процедуры получения микрокредитов, считаем необходимым исключение процедуры нотариального оформления договоров залогового обеспечения, с одновременным усовершенствованием залогового реестра.

Jumanov Baxodir Baxtiyorovich 2018-03-17 16:33:45

Выдавая микрозаймы, обучая финансовой грамотности, поддерживая тем самым небольшой семейный бизнес, МКО таким образом готовят потенциальных клиентов для коммерческих банков на получение больших кредитов.

Burxonov Suxrob Subxonovich 2018-03-19 14:38:14

в пункт третье: Ушбу пункт билан МКТлар фаолияти тухтаб колиши мумкин. МКТлар энди ривожланиш погонасида турган пайтда фоизлари нисбаттан юкорирок булиши мумкин. Чунки микрокарзларнинг МКТларда таннархи юкори булганлиги учун, таннархининг юкорилиги ташкилотнинг харажатларига боглик. масалан: соликлар, ижара, пульт (охрана кассы), залоговый реестр, кредит бюро,..

ПФ №3270 талабларига асосан МКТларда устав фонди 2 млрд булса ва яна шунча карз маблагларини жалб кила олса, МКТларда фоиз ставкасини янада хам тушуриш мумкин ва натижада мижозларга арзонрок микромолиявий хизматларни курсатиш мумкин.МКТларнинг фаолияти тухтаб колса, мавжуд 30 МКТларда ишлаётган тахминан 300 ходимнинг ишсиз колиши мумкин. Ушбу МКТлар томонидан курсатилган хизматлар натижасида кариб 25 000 ахолига яъни шунча хонадоннинг бандлиги ва тадбиркорлик билан шугулланганлиги таъминланган демакдир.

шестое:

МКТ Сабр мисолида оладиган булсак,ташкилотда хеч кандай комиссия ёки унга тенглаштирилган туловлар мавжуд эмас. Демак, комиссия ёки унга тенглаштирилган туловлар мавжуд булмаса фоиз ставкаси оширилишига олиб келмайди.Чунки ижтимоий йуналтирилган МКТ гурухий кафиллик асосида ишлаб келмокда ва хеч кандан гаров ва туловлар талаб килинмайди.
Burxonov Suxrob Subxonovich 2018-03-19 14:40:27

Ломбарды работают с физическими лицами, а услуги МКО на 98% состоят из микрозаймов (средний размер микрозайма в МКО "Сабр" 2017 году - от 1900 тыс. сум). Таким образом, МКО и ломбарды предоставляют мелкие финансовые услуги, эффект которых близок к эффекту программ социальной защиты населения, но на возвратной основе. В проекте постановления предложено разрешить банкам выдачу микрозаймов. Несомненно, это приведет к постепенному уходу МКО и ломбардов с рынка. Негативные риски такого сценария могут быть высокими: а) через 2-3 года банки, скорее всего, перестанут заниматься мелкими заемщиками в силу высоких издержек по их обслуживанию;

Шундайга хам МКТлар 100 фоиз узининг риски билан ишлаб келмокда ва давлатимиз бюджетини тулдиришга уз хиссасини кушиб келмокда. Масалан биргина Сабр МКТ да 2017 йил учун бюджет ва бюджетдан ташкари туловлар кариб 130-140 млн сумни ташкил килади.

Агар Сабр МКТ фаолиятида назар соладиган булсак, мижозларга микромолиявий хизматлар курсатишдан олдин молиявий саводхонлигини ошириш максадида учрашувлар ва тренинглар (бепул) утказилади.

5. Рекомендовать коммерческим банкам расширить права филиалов

по самостоятельному принятию решений о выдаче кредита без дополнительного согласования с головным банком.

[ izohlar (2) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Davlyatov Qahramon Abdumavlyanovich 2018-03-09 20:23:34

тижорат банкларининг вилоят ва айниқса туман филиалларига кенг ваколат бериш ва кнопка, скрипт деган нарсаларни олиб ташлаш лозим

Otamurodov Hakimjon Hamidovich 2018-03-11 19:57:44

Инновацион технологияларга асосланган ҳамда банк хизматларининг сифатини ва улардан фойдаланиш имкониятларини оширувчи банк хизматларининг янги турларини, хусусан жисмоний шахсларга Online-kredit амалиётини жорий қилиш керак. Ушбу хизмат банк тизими ривожланган давлатлар BANCO SABADELLI (Испания),BARCLAYSBANK (Англия), FIDORBANK (Германия) амалиётида кенг қўлланилади.

6. Центральному банку Республики Узбекистан в срок:

а) до 1 апреля 2018 года внедрить механизм снятия на территории Республики Узбекистан наличной иностранной валюты, приобретенной физическими лицами на международные платежные карты, в пределах лимитов, установленных коммерческими банками;

б) до 1 апреля 2018 года совместно с коммерческими банками внедрить систему дистанционного управления счетами физических лиц, обеспечивающую проведение ими операций по купле-продаже иностранной валюты и перевод денежных средств с международных платежных карт на срочные вклады
в иностранной или национальной валюте;

в) до 1 мая 2018 года:

разработать и утвердить Положение о минимальных требованиях
к деятельности коммерческих банков при осуществлении взаимоотношений
с потребителями банковских услуг;

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях
в законодательство, предусматривающих предоставление права коммерческим банкам выдавать микрозаймы;

внести дополнения в нормативно-правовые акты касательно применения Центральным банком санкций в отношении кредитных организаций
за нарушение ими прав потребителей банковских услуг;

разработать и утвердить Положение, предусматривающее в том числе установление требования о наличии скоринговой модели в кредитном бюро
с возможностью создания коммерческими банками собственной скоринговой модели, позволяющей оценить кредитоспособность потенциального заемщика
и сократить сроки выдачи кредитов (микрозаймов) физическим лицам
и субъектам малого предпринимательства;

г) до 1 мая 2018 года совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан разработать Концепцию создания Национального банковского процессингового центра, обеспечивающего информационное и технологическое взаимодействие между банками – участниками расчетов по локальным и международным банковским картам, определив его основными задачами:

построение и развитие национальной розничной платежной системы, обеспечивающей безопасность и бесперебойность проведения транзакций;

создание и развитие доступных платежных услуг;

развитие и продвижение инновационных продуктов, в том числе бесконтактных и мобильных технологий при осуществлении безналичных платежей;

внедрение технологий бесконтактных и мобильных платежей, в первую очередь, в сфере социально-бытового обслуживания, транспорта, торговли, общественного питания, особенно в регионах;

обеспечение взаимодействия с международными платежными системами;

д) до 1 июля 2018 года совместно с Ассоциацией банков Узбекистана
и коммерческими банками завершить интеграцию отечественных платежных систем с основными международными платежными системами, обеспечивающими принятие платежных карт нерезидентов во всей сети платежных терминалов;

е) до 1 ноября 2018 года совместно с коммерческими банками обеспечить создание автоматизированных пунктов обмена валюты, работающих
в круглосуточном режиме, особенно в местах, активно посещаемых туристами.

[ izohlar (14) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Kurpayanidi Konstantin Ivanovich 2018-03-08 09:28:51

исключить в пункте а) "в пределах лимитов, установленных коммерческими банками". Банк не в праве ограничивать права клиента в пределах суммы на банковской карте

Kurpayanidi Konstantin Ivanovich 2018-03-08 09:33:55

в пункт б) добавить "установить возможность беспрепятственного перевода денежных средств международных банковских карт, выпущенных банками Республики Узбекистан, между клиентами любых банков в рамках одной платежной системы (например системы visa или mastercard)"

Buriev Panji Raimovich 2018-03-08 15:24:27

Сейчас, розничные платежные системы берут с пластиковой карты физического лица, 0,5% от суммы транзакции. А это тариф коммерческих банков для хоз.субъектам!. Предлагаю, предусмотреть в первой части пункта г) преференции для физического лица при переводе средств с пластиковой карты на пластиковую карту в национальной валюте.

Ravshanov Avazbek Ibadulloevich 2018-03-09 09:29:58

Лойиҳанинг 6 банди а-кичик бандчаси қуйидаги таҳрирдаги янги банд билан тўлдирилсин: “банк мижозларининг ҳисоб рақамларида 2-сонли картотека бўйича қарздорлик мавжуд бўлмаган ҳолда, уларнинг банк ҳисоб рақамларидан масофадан туриб амалга оширилган тўловларни банк ходимларининг иштирокисиз маблағларни олувчиларнинг ҳисоб рақамларига ўтказилиши таъминлаш юзасидан амалдаги қонунчиликка тегишли ўзгартиришлар киритиш; (Бунда мижоз, "Интернет банкинг" ва "Мобил банкинг" каби дастурлар оркали тўловларни банк тасдиғисиз амалга оширади. Шунингдек, тўловларни туну-кун режимида амалга ошириш имкониятларини хам кўриб чикиш лозим)

Ravshanov Avazbek Ibadulloevich 2018-03-09 09:33:03

Лойиҳанинг 6 банди а-кичик бандчаси қуйидаги таҳрирдаги янги банд билан тўлдирилсин: “Мижозларга ҳисоб рақамлар очиш бўйича банкларнинг сўровномалари Банк депозиторларининг Миллий ахборотлар базаси (БДМАБ)томонидан узлуксиз равишда қабул қилиниши ва туну-кун режимида банкларга тасдиқнома жўнатилиши бўйича тегишли норматив ҳужжатларга ўзгартиришлар киритиш”; (Биринчидан, ҳисоб рақам очиш бўйича БДМАБ юборилган сўров жавоби (яъни, ҳисоб рақам очилиши) айрим вақтларда соатлаб кутилади. БДМАБ томонидан сўровлар узлуксиз равишда қабул қилиниши йўлга қуйилса, жисмоний шахсларга кредит ажратиш янада тезлашади)

Palvanov Akmal Samandarovich 2018-03-09 09:53:13

г) слова «Национального банковского процессингового центра» заменить на «Национальной платежной системы».

Учитывая то, что на практике процессинговые центры не являются платежными системами, а лишь только выполняют функции операторов платежных систем, целесообразно создание государственной национальной платежной системы со своими правилами и технологическими требованиями позволяющий коммерческим банкам участникам данной платежной системы, создавать свои собственные процессинговые центры или же пользоваться услугами третьесторонних процессинговых центров (Third Party Processors). Тем самым создается конкурентная среда и коммерческие банки будут иметь возможность самостоятельно разрабатывать и внедрять новые банковские услуги, что даст населению право выбора коммерческих банков предлагающих лучшие услуги. Регулятором национальной платежной системы должен быть Центральный банк. Оператором платежной системы должен быть ГЦИ Центрального банка на базе которого будет создан свитчинг между процессинговыми центрами банков, обеспечивающий обмен информационных и клиринговых сообщений. Данный свитчинг позволит взаимное обслуживание эмитированных банками пластиковых карточек на всех устройствах установленными участниками платежной системы.

Turdikulov Jamshidbek Salimovich 2018-03-09 16:38:56

"внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, предусматривающих предоставление права коммерческим банкам выдавать микрозаймы;" deyilgan band istisno etilmog'i kerak.

Chunki:

Tijorat banklariga mikroqarz berish huquqining taqdim etilishi mikrokredit tashkilotlarini rivojlanishi va umuman tizim sifatida fuqarolarga xaqiqiy ko'makchiga aylanishiga beriladigan asosiy zarba bo'ladi. Natijada, 2006-yildan beri ne mashaqqatlar bilan barpo etilgan tizim yakson etiladi va bank-moliya bozorida banklarning yakkahokimligi o'rnatiladi.

1) Mikrokredit tashkilotlari banklar bilan raqobatlashishi uchun yetarli resurs bazasi va kapitalizatsiyaga ega emas. Mikrokredit tashkilotlarining xizmatlarini arzonlashtirish uchun ularga kengroq imkoniyat yaratish lozim. Hozirda esa ular faqat shakllantirilgan ustav fondi miqdoridagina tashqi qarzlarni jalb etishi mumkin.

2) Bugun respublikamizda 30 ta mikrokredit tashkiloti faoliyat yuritayotgan bo'lsa, ularda taxminan 200 dan ortiq hodim mehnat qiladi. Ular har yili taxminan 25 000 jismoniy shaxsning og'irini yengil qilishda kamarbasta bo'lmoqda. Bu bandning amalga kiritilishi katta ehtimol bilan 200 dan ortiq odamni ishsiz qoldirish demakdir.

3) MKTlar tomonidan davlat byudjeti va byudjetdan tashqari fondlarga kamida 15 mlrd so'm (masalan, birgina Renesans MKT tomonidan 2017-yilda 595 mln) o'z vaqtida soliq va yig'imlar to'lanadi. Shuncha miqdordagi byudjet daromadlaridan mahrum bo'lish davlat byudjetidan moliyalashtiriladigan ta'lim yoki so'gliqni saqlash tizimida qancha ish o'rnini qisqartirishini baholab o'tmoq kerak.

4) Umuman, moliya bozori ishtirokchilarida bozordagi sharoit bir xil bo'lmog'i kerak. Hozirda, banklar, lizing kompaniyalari, mikrokredit tashkilotlari va bozorning boshqa ishtirokchilarida bir xil sharoit mavjud emas. Misol uchun, lizing kompaniyalari regulyatsiya qilinmaydi, mablag' jalb etishda cheklovlari mavjud emas, banklarning esa ishonchliligi yuqori(bu aslida qonunan mustahkamlanganlik natijasi) bo'lganligi uchun past foizdan resurslar jalb eta oladi. Mikrokredit tashkilotlarida esa bor yo'g'i uch-to'rt xil xizmat ko'rsatish huquqi bor, shundan mikroqarznigina faqat mikrokredit tashkilotlari taqdim eta olardi va shuni hisobiga ular bozorda mavjud edi.

5) hujjatning kirish qismi, 3-bandidagi "третье, отсутствие возможности выдачи микрозаймов коммерческими банками не обеспечивает повышение уровня доступности микрозаймов,

а высокие процентные ставки по услугам микрокредитных организаций
и ломбардов зачастую приводят к ухудшению финансового состояния потребителей;" deb ta'kidlangan qism va ushbu banddan xulosa qilish mumkinki, bu faqatgina joriy xolatning oqibati bilan kurashishga qaratilgan, tub sabablari esa tahlil etib ham ko'rilmagan. Agar muammoning sabablari taxlil etilib, mavjud to'siqlar bartaraf etilsa, mikrokredit tashkilotlari ham aholiga yanada arzon va sifatli hizmatlarni ko'rsatishi turgan gap.

tadjibaeva dildora асамутдиновна 2018-03-12 16:47:59

Внесениеизменений насчет предоставлениябанками услугов микрозайма не решит проблему доступности услуг. Так как проблема заключается в высокой стоимости регулирования и в связи с этим предлагается усилить аналитическую работу самого Центрального банка так как он не располагает статистикой какой спрос на услуги микрозаймов и вообще уровень доступности микрозаймов.

Предлагается провести исследование о анализе спросе и предложений на услуги микрофинансирования и финансирования МСБ. например по опыту Центрального Банка Белоруссии и России. а еще лучше разработать Стратегию финансовой доступности по опыту Центрального Банка Азербайджана. Высокая стоимость услуг микрокредитных организаций обусловлена высокой стоимостью регуляторных издержек и отсутствие доступа МКО к источникам финансирования .

tadjibaeva dildora асамутдиновна 2018-03-12 16:48:22

Анализ процентной политики МКО и банков еще был сделан проектом ПРООН по микрофинансированию ссылка http://cer.uz/upload/iblock/120/percentage polic...Для обеспеченияценовойдоступности услуг МКО предлагается включить меры по созданию Апексного фонда для МКО по примеру многих стран. внесение изменений в законодательство о микрофинансировании и МКО исходя из международной практики например развитие точек обслуживания, различные источники финансирования например кредитные аукционы ЦБ и т.д..

Burxonov Suxrob Subxonovich 2018-03-13 13:08:32

скоринг хакида: МКТларда хам ушбу скоринг модели мавжуд булиб, кредит бюро билан хамкорликларни олиб бормокда ва кредит бюрода хар бир мижоз кредит тарихини шакллантириши учун хам МКТлар катта хиссасини кушмокда.

tadjibaeva dildora асамутдиновна 2018-03-13 14:44:57

Для повышения доступности финансовых услуг необходимо развивать формы дистанционного обслуживания например как он длайн кредитование. Для этого необходимо провести инвентаризацию законоадтельства и нормативных актов которые сдерживают развитие он лайн кредитования, например требование электронной цифровой подписи, создание кредитного рейтинга заемщика и скоринговых моделей.

Либерализовать требования к открытию мини банков и филиалов банков, разрешить открытие пунктов обслуживания для МКО и упростить требования для открытия филиалов МКО в соответсвии с международной практикой..

Исмаилов Элёржон Абдулхамидович 2018-03-14 16:00:49

Необходимо создание законодательной базы осуществления ломбардами деятельности и операций и разработать Проект Закона Республики Узбекистан «О ломбардах»

Исмаилов Элёржон Абдулхамидович 2018-03-14 16:01:50

Также необходимо принятие Закона «О национальной платежной системе», устанавливающего определение электронных денег, а также операторов электронных и мобильных денег в качестве специальной формы небанковской платежной организации.

Umarov Mirlaziz Salixovich 2018-03-15 15:25:26

Ограничения процентных ставок могут ограничить доступ к микрофинансовым услугам, поскольку станет невозможным обслуживать мелких или удаленных заемщиков. Cложно установить процентную ставку, которая достаточно высока, чтобы покрыть неизбежные затраты на микрокредитование и достаточную прибыль, чтобы привлечь капитал к финансовым услугам с низким доходом.

Разумной альтернативой ограничению по ставкам является эффективное раскрытие информации в сочетании с мерами, помогающими потребителям понять продукт и цены. Это - вместе с дополнительными усилиями по публикации сравнительных цен среди кредиторов - послужило на некоторых рынках для снижения процентных ставок, стимулирования более эффективной конкуренции между МФИ и другими поставщиками финансовых услуг. https://www.cgap.org/sites/default/files/Consensus...

7. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Центральным банком Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 января 2019 года создать Единую межведомственную информационную систему обработки и электронного обмена данных между государственными органами и кредитным бюро, позволяющую получить информацию о:

начислениях для граждан в накопительной пенсионной системе;

начислениях страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

начислениях задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;

физических лицах и субъектах предпринимательства для их идентификации;

имуществе и иных полученных доходах физических лиц;

финансовом состоянии юридических лиц.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей
и города Ташкента оказать содействие коммерческим банкам в выделении
им в установленном порядке земельных участков, необходимых для создания автоматизированных пунктов обмена валюты.

9. Одобрить разработанные Центральным банком Республики Узбекистан, Ассоциацией банков Узбекистана и коммерческими банками прогнозные параметры дополнительного расширения сети банкоматов на 2018 год согласно приложению № 1.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Saliev Sherzod Ikromovich 2018-03-08 00:45:00

для расширения сети банкоматов не обязательно утверждение нормативным актом

10. Утвердить перечень ввозимых коммерческими банками
и процессинговыми организациями оборудования, комплектующих, программного обеспечения и других материалов, освобождаемых от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) сроком
до 1 января 2020 года, согласно приложению № 2.

[ izohlar (2) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Saliev Sherzod Ikromovich 2018-03-08 00:45:32

Распоряжение

Ravshanov Avazbek Ibadulloevich 2018-03-09 09:39:25

Лойиҳанинг 10-бандидан кейин қуйидаги таҳрирдаги янги банд билан тўлдирилсин: “Банклар томонидан тўловларни пластик карточкалар бўйича амалга ошириш учун фойдаланиладиган барча ускуналарни (банкоматлар, терминаллар, ўзига ўзи хизмат кўрсатиш ахборот киосклари ва бошқ.) ижарага беришдан олинган даромадлар Ўзбекистон Республикаси Солиқ кодексига тегишли ўзгартириш киритган ҳолда қўшилган қиймат солиғидан озод этиладиган молиявий хизматлар рўйхатига киритилсин” (Банкоматлар, терминаллар ва ўзига-ўзи хизмат кўрсатиш ахборот киосклари банкдан бошқа бирор бир ташкилот ижарага берадими ??? Йўқ албатта. Бу хизматни аллақачон қўшилган қиймат солиғидан озод этиладиган молиявий хизматлар рўйхатига киритиш лозим эди. Таъкидлаш жоизки, бу орқали Банклар томонидан терминалларни ижара бериш нархлари сезиларни пасаяшига эришилади.)

11. Центральному банку совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Ж.А.
и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б.

Приложение № 1

к постановлению Президента Республики Узбекистан

от «___» марта 2018 года № ПП–______

ПРОГНОЗНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

дополнительного расширения сети банкоматов на 2018 год

Наименование банков

Минимальное количество
банкоматов, планируемых
к установке

1.

АКБ «Агробанк»

300

2.

АКБ «Asia Alliance Bank»

140

3.

Узнацбанк

85

4.

АК «Алокабанк»

80

5.

АКБ «Капиталбанк»

60

6.

АКБ «Асака»

55

7.

АКБ «Узпромстройбанк»

50

8.

АИКБ «Ипак йули»

45

9.

АКБ «Микрокредитбанк»

30

10.

АКБ «Hamkorbank»

25

11.

АКБ «ИнФинБанк»

25

12.

АКИБ «Ипотека-банк»

20

13.

Народный банк

20

14.

АКБ «Кишлок курилиш банк»

20

15.

АКБ «Туронбанк»

20

16.

ЧАБ «Трастбанк»

20

17.

АК «Савдогарбанк»

10

18.

ЧАКБ «Ориент Финанс»

10

19.

АО «КДБ БАНК УЗБЕКИСТАН»

5

20.

ЧАКБ «Ravnaq-bank»

5

21.

ЧАКБ «Туркистон»

5

22.

ЧАКБ «HI-TECH BANK»

5

23.

ЧАКБ «Давр-банк»

5

24.

ЧАКБ «Универсал банк»

5

Итого

1045

Приложение № 2

к постановлению Президента Республики Узбекистан

от «___» марта 2018 года № ПП–______

ПЕРЕЧЕНЬ

ввозимых коммерческими банками и процессинговыми организациями оборудования, комплектующих,
программного обеспечения и других материалов, освобождаемых от уплаты таможенных платежей (кроме сборов
за таможенное оформление) сроком до 1 января 2020 года

Наименование оборудования

Код ТНВЭД

1.

Банкомат

8472 90 300 0

2.

Платежный терминал самообслуживания (инфокиоск), автоматизированные депозитные машины

8470 50 000 9

3.

Терминал

8470 50 000 1

4.

Эмбоссер и графический персонализатор

8443 19 700 0

8443 32 100 9

8443 39900 9

5.

PinPad (картридер)

8473 29 100 9

8471 90 000 0

6.

Не персонализированные чиповые, с магнитной лентой, бесконтактные банковские карты VISA, MasterCard, UnionPay, локальные банковские карты EMV

8523 21 000 0

8523 52 900 1

8523 52 900 9

7.

Аппаратный модуль шифрования HSM и криптоустройство

8471 80 000 0

8543 70 900 0

8.

Сенсорный экран для терминалов

8471 60 700 0

9.

Лицензия на программное обеспечение (на любых носителях)

4907 00 900 0

8523 49 450 0

10.

Индент лента

9612 10 100 0

9612 10 800 0

11.

Самокопировальные деловые бланки для печати на них персональных идентификационных номеров банковских карт в виде ПИН-конвертов

4820 40 000 0

12.

Фольга тиснения для окраски рельефа

9612 10 800 0

3212 10 000 0

13.

Кассета для фольги тиснения и окраски рельефа

8443 99 900 9

8443 91 990 0


Примечание: окончательные коды по ТНВЭД будут уточнены при таможенном оформлении товаров.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1----

So`rovnoma natijalari