Hujjat nomi
О продовольственной безопасности
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQonun
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO‘zbekiston Respublikasi Oliy Majlisining Senati
Hujjat muallifiO`zbekiston Respublikasi Iqtisodiyot vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2018-03-17 19:13:57
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-04-01 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

I. Общие положения

Настоящий Закон определяет основные направления государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности Республики Узбекистан, является юридической основой для разработки нормативно-правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны, насыщения рынка качественной, безопасной и доступной продовольственной продукцией, увеличения покупательской способности населения.

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

продовольственная безопасность - состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется постоянный физический и экономический доступ людей к достаточному количеству безопасной и качественной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и предпочтения для ведения здорового и активного образа жизни.

обеспечение продовольственной безопасности - разработка и осуществление экономических, организационных и иных мер, направленных на предупреждение продовольственных кризисов, удовлетворение потребностей населения в жизненно важных продуктах на уровне физиологических норм питания;

продовольственный кризис - ситуация, в которой обеспечение населения основными продуктами питания в соответствии с оптимальными нормами потребления продуктов питания находится под угрозой на всей или значительной части территории страны и данная угроза может быть устранена только с применением государственного регулирования, а при необходимости, с участием международных организаций;

жизненно важные продукты питания - продукты питания, являющиеся по структуре и объемам основой пищевого рациона населения государства;

физиологические нормы питания - научно обоснованные и утвержденные в законодательном порядке нормы потребления пищевых веществ, при которых полностью удовлетворяется потребность практически всех здоровых людей в пищевых веществах и энергии, необходимых для ведения здорового и активного образа жизни;

продовольственная независимость – условие обеспечения продовольственной безопасности страны, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает продовольственный кризис;

необходимый уровень производства продуктов питания – уровень производства основных продуктов питания и пищевого сырья отечественными товаропроизводителями, рассчитанный на основе среднедушевой потребности населения в основных пищевых продуктах с учётом распределения населения по возрасту, полу, условиям труда, климата, а также по другим особенностям пищевого рациона и расчетных объёмов экспорта, при которых гарантируется продовольственная независимость государства;

физическая доступность продуктов питания - бесперебойное поступление продуктов питания в места их потребления в объёмах, достаточных для удовлетворения потребностей населения;

экономическая доступность продуктов питания - возможность приобретения населением продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот;

государственный продовольственный резерв - часть государственного материального резерва, состоящая из неснижаемого оперативного запаса продовольственных товаров и предназначенная для использования в условиях продовольственного кризиса;

оборачиваемые запасы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – особые объемы сельскохозяйственной продукции, а также сырья или продовольствия, находящиеся в собственности организаций оптового продовольственного комплекса, приобретаемые ими за счет собственных средств, в том числе средств бюджетных кредитов, и используемые совместно с уполномоченным органом в области обеспечения продовольственной безопасности в целях стабилизации продовольственного рынка.

[ izohlar (4) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Zaynalov Nodir Rasulovich 2018-03-19 13:22:18

Считаю необходимым дать здесь определение понятия "безопасная и качественная пища" . Так как здоровье нации определяется не только количеством пищи !!!


Salixov Surat Akramovich 2018-03-29 17:41:25

Физиологические нормы питания

1)Ўзбекистон Республикасида шу давргача итеъмолчилар учун энг кам миқдордаги истеъмол саватчаси ишлаб чиқилган эмас.Бу нарсани зудлик билан амалга ошириш зарур.

2)Ўзбекистон дунёнинг бошқа регионларидан экологик шароити бўйича фарқ қилади,шунинг учун миллий таомларимизнинг кўпчилиги юқори энергетик қийматга эга ва Ўзбекистонда инсон организмида бўладиган сув,туз алмашиш жараёнлари бошқа регионларга нисбатан ўзига хослиги билан ажралиб туради.


Salixov Surat Akramovich 2018-03-29 17:42:01

Продовольственная независимость

1)Ўзбекистонда инсон истеъмоли учун асосий озиқ-овқат маҳсулотларини ишлаб чиқариш яхши йўлга қўйилган,лекин танланган маҳсулотни оддий ва совутилган сақлагич хоналарда сақлашда методик камчиликлар бор.Чунинг ҳисобига ката маблағ эвазига йетиштирилган қишлоқ хўжалик маҳсулотларини теришда,жойлашда,ташишда ва сақлашда бази бир ассартиментлари бўйича 20%-25% маҳсулот нобуд бўлади.Агарда бу маҳсулотларни тўғри сақлаш йўлга қўйилса,аҳолига бугунги кунда йетказиб берилаётган маҳсулотларнинг ижтимоий-иқтисодий кўрсаткичлари юқори бўлган бўларди.

2)Ўзбекистоннинг жорий экологик шароитида жуда копчилик қишлоқ хўжалик ва доривор ўсимликларни интродуксия қилиш имконияти бор,бу ишлар Ўзбекистонни четдан келтириладиган импорт маҳсулотлари улушини камайтиради ва Ўзбекистон иқтисодиётига самарали фойда келтиради.


Salixov Surat Akramovich 2018-03-29 17:42:13

Необходимый уровень производства продуктов питания

1)Ўзбекистонда ишлаб чиқариладиган озиқ овқат маҳсулотларининг сифати хавфсизлиги бўйича юқори даражада назорат ва тартибга солишишларини амалга ошириш зарур.

Оборачиваемые запасы сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия

1)Ўзбекистон озиқ-овқат бозорида регионлар бўйича талаб ва таклифни тўлиқ ўрганиш,уни ҳаётга тадбиқ этиш ва қишлоқ хўжалиги корхоналарида керакли маҳсулотларни ишлаб чиқариш ва аҳоли талабини қондириш.Бу борада шаҳар ва қишлоқларда савдо дўконларида ва бозорларда сотиладиган маҳсулотларнинг сифати ва хавфсизлигига қўйиладиган талаблар бўйича маҳсулотларни мувофиқлик ва гигиеник сертификатлари нормативе талабларга тўғри келиши бўйича қўйиладиган талабларни қонун ҳужжатлари орқали мустаҳкамлаш.

Статья 2. Правовая основа продовольственной безопасности.

Правовой основой продовольственной безопасности являются Конституция Республики Узбекистан, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, настоящий Закон, а также законы и иные правовые акты Республики Узбекистан.

Статья 3. Обеспечение продовольственной безопасности

Кабинет Министров Республики Узбекистан в соответствии с нормами международного права гарантирует права граждан на полноценное питание на уровне физиологических норм питания.

Кабинет Министров Республики Узбекистан обеспечивает продовольственную безопасность государства, в том числе:

необходимый уровень производства продуктов питания в государстве;

наличие, обновление и пополнение государственного продовольственного резерва независимо от воздействия внутренних и внешних неблагоприятных факторов;

соответствие качества производимых и реализуемых в государстве гражданам продуктов питания требованиям государственной системы стандартов.

При возникновении продовольственного кризиса либо его угрозе Кабинет Министров Республики Узбекистан на ограниченное время может устанавливать особые режимы обеспечения продовольственной безопасности, в том числе определять меры по нормативному распределению продуктов питания.

II. Полномочия органов исполнительной власти и государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности

Статья 4. Обеспечение продовольственной независимости

Продовольственная независимость Республики Узбекистан считается обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания в стране составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в них в соответствии с физиологическими нормами питания.

Ответственность за обеспечение продовольственной независимости несет Кабинет Министров Республики Узбекистан.

[ izohlar (2) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Zaynalov Nodir Rasulovich 2018-03-19 13:18:00

Так как в статье 4 речь идет об "...годовое производство жизненно важных продуктов питания..." то необходимо установить 100 процентное производство. Приведенное в статье 80 процентов приведет к расхлябанности

.

Kasimov Muzaffar Anvarovich 2018-03-25 00:20:15

1)Методология оценки 80% не очевидна. 2)По букве выходит что 80% по каждому продукту. А что будет если какой либо продукт не производится на 80%? Штрафы? Импортозамещение и опять назад в прошлые десятилетия?

Статья 5. Полномочия правительства Республики Узбекистан в обеспечении продовольственной безопасности

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области продовольственной безопасности;

2) формирует государственную систему стимулирования и регулирования производства продуктов питания и пищевого сырья;

3) разрабатывает и реализует государственные целевые программы обеспечения продовольственной безопасности, включающие меры по:

расширению производства качественных, безопасных и доступных продовольственных товаров и насыщению ими внутреннего потребительского рынка;

внедрению действенных механизмов социального и государственно-частного партнерства для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства и достижения продовольственной безопасности, в том числе, путем укрепления взаимодействия по разработке и внедрению адаптивных технологий в сельском хозяйстве в условиях глобального изменения климата, уменьшения водных ресурсов, усиления угрозы распространения новых видов заболеваний растений и животных, а также вредителей;

своевременному устранению угроз стабильности продовольственного рынка, в том числе на основе гибкого таможенно-тарифного регулирования импорта продовольственных товаров, совершенствования системы страхования сельскохозяйственных рисков, а также за счет оборачиваемых запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

4) представляет Президенту Республики Узбекистан предложения о структуре государственных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости Республики Узбекистан, и об их компетенции;

5) обеспечивает соответствие качества производимых и реализуемых гражданам продуктов питания требованиям государственной системы стандартов;

6) осуществляет управление государственным продовольственным резервом, несет ответственность за его сохранность, использование и возобновление;

7) определяет цели и задачи органов исполнительной власти Республики Узбекистан и местных органов власти в области защиты населения в условиях продовольственных кризисов;

8) организует сбор и анализ данных о снабжении населения жизненно важными продуктами питания, а также подготовку прогнозных оценок развития ситуации в области продовольственной безопасности.

Статья 6. Полномочия местных органов власти в обеспечении продовольственной безопасности

Местные органы власти осуществляют следующие полномочия:

1) формируют и реализуют собственные целевые программы по продовольственной безопасности по направлениям, не входящим в государственную целевую программу;

2) координируют деятельность региональных подразделений государственных органов и служб, обеспечивающих продовольственную безопасность в регионах;

3) предоставляют Кабинету Министров Республики Узбекистан информацию в сфере продовольственной безопасности региона.

Статья 7. Информация в сфере продовольственной безопасности

Информация в области продовольственной безопасности должна включать в себя данные о:

состоянии производства продуктов питания, снабжении ими и об их потреблении и динамике изменений такого состояния;

государственном и региональных балансах необходимого и фактического уровней производства продовольствия;

состоянии и тенденциях развития внутреннего и внешнего рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

выполнении государственных целевых программ и об осуществлении мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности;

государственных и отраслевых стандартах, нормах и нормативах в области продовольственной безопасности.

Порядок предоставления информации в области продовольственной безопасности определяет Кабинет Министров Республики Узбекистан.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Kasimov Muzaffar Anvarovich 2018-03-25 00:23:30

а почему не сделать ВСЮ информацию по продовольственной безопасности (цифры, методологию расчетов, акторов) открытой? Не вижу смысла разрабатывать какой то порядок. Просто указать в статье о 100% открытости информации, рвзмещение ее на сайте gov.uz и наказание на тех гос чиновников которые скрывают либо дают не полную

Статья 8. Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности

Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляется в целях исполнения законодательства страны, реализации государственных гарантий в области продовольственной безопасности, выполнения программ и осуществления мероприятий по продовольственной безопасности, в том числе осуществления деятельности в области защиты населения в условиях продовольственных кризисов.

Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности осуществляют Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы местной власти, а также государственные службы и инспекции в пределах своей компетенции. Иные государственные органы исполнительной власти могут осуществлять функции государственного контроля за обеспечением продовольственной безопасности исключительно по поручению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Государственный контроль за производством, хранением и реализацией продуктов питания осуществляется во всех организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Государственный контроль за обеспечением продовольственной безопасности включает совокупность мер по соблюдению государственных гарантий по:

обеспечению необходимого объема собственного производства продуктов продовольствия и питания;

обеспечению гибкого таможенно-тарифного регулирования импорта продовольственных товаров;

поддержанию на нормативном уровне государственного продовольственного резерва;

обеспечению соответствия качества производимых и реализуемых продуктов питания требованиям государственной системы стандартов;

сохранению уровня прожиточного минимума, достаточного для обеспечения достойного уровня и качества здоровой жизни населения.

Статья 9. Баланс необходимого и фактического уровней производства продовольствия

Баланс необходимого и фактического уровней производства продовольствия является основой системы расчетов по оценке уровня продовольственной безопасности и продовольственной независимости Республики Узбекистан, а также базой для планирования производства жизненно важных продуктов питания.

Баланс необходимого и фактического уровней производства продовольствия в Республике Узбекистан составляется ежегодно Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 10. Государственный контроль рынка продовольствия

Государственный контроль рынка продовольствия осуществляет Кабинет Министров Республики Узбекистан на основе баланса необходимого и фактического уровней производства продовольствия в стране и балансов необходимого и фактического уровней производства продовольствия в ее отдельных регионах.

Государственный контроль рынка продовольствия включает:

учет производства продовольствия, его поставок и товарных запасов, а также контроль состояния рынка продовольствия в регионах Республики Узбекистан;

контроль движения оптовых партий продовольствия от его производства или ввоза на территорию Республики Узбекистан до поставок потребителям;

сертификацию качества продовольствия, в том числе импортного, на соответствие экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

III. Заключительные положения

Статья 11. Ответственность за нарушение Закона о продовольственной безопасности

Нарушение требований настоящего Закона влечет ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Статья 12. Обеспечение исполнения настоящего Закона

Механизм обеспечения национальной продовольственной безопасности определяется соответствующими нормативно-правовыми актами, устанавливающими условия функционирования отраслей национальной экономики и межотраслевого регулирования экономики, обеспечиваются финансовыми ресурсами государственного бюджета, различных фондов по поддержке отраслей и секторов экономики, органов управления на местах, кредитами коммерческих банков, собственными средствами организаций и предприятий и других субъектов частного сектора.

Предпринимаемые комплексные мероприятия и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на стабильное поддержание внутренних запасов продовольствия и сырья, и в соответствии с государственными прогнозами социально-экономического развития страны, устанавливают основные параметры производства важнейших видов продовольственных товаров, посевные площади и прогнозные объемы производства мясомолочной и плодоовощной продукции, а также расширение производств по производству и переработке продукции сельского хозяйства.

Статья 13. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О продовольственной безопасности"Разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О продовольственной безопасности"16.05.2018 г.Минэкономики

So`rovnoma natijalari