Hujjat nomi
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiStandart
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO‘zbekiston Respublikasi Maktabgacha ta’lim vazirligi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Maktabgacha ta’lim vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2018-05-18 18:36:47
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-06-02 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

ПРОЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к развитию детей раннего и дошкольного возраста

Республики Узбекистан

Глава 1. Общие положения

1. Государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан (далее – государственные требования) определяют цели и задачи, основные принципы, составные части Государственных требований, порядок их введения, а также порядок контроля за выполнением Государственных требований.

Государственные требования представляют собой набор утверждений, относительно того, какие минимальные ожидания предполагаются к развитию, знаниям и умениям детей дошкольного возраста на определенных возрастных этапах развития.

Государственные требования – это документ, который информирует всех взрослых, участвующих в процессах воспитания, образования и развития детей, относительно ожидаемых результатов развития ребенка с точки зрения целостного подхода ко всем аспектам гармоничного развития и являются важным средством ориентации действий с целью поддержки и стимулирования обучения и всестороннего развития детей.

2. Основополагающими нормативно-законодательными документами для составления Государственных требований являются:

Конституция Республики Узбекистан;

Закон Республики Узбекистан «Об образовании»;

Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка»;

Конвенции ООН о правах ребёнка;

Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования” от 30 сентября 2017 года №УП-5198;

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017-2021 годы» от 29 декабря 2016 года № ПП-2707;

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования»от 9 сентября 2017 года
№ ПП-3261;

Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан» от 30 сентября 2017 года №ПП-3305;

Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 19 июля 2017года №528 «О совершенствовании деятельности дошкольных образовательных учреждений»;

O‘zDSt 1.5-93. «Порядок проверки, пересмотра, изменения и отмены нормативных документов»;

O`zDSt 1157:2008. Унифицированная система документов. Система организационно-директивных документов. Требования к оформлению документов.

O‘zDSt 1.8:2009. Основные положения. Рекомендации.

3. Государственные требования обязательны для применения в следующих образовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Узбекистан, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности:

в государственных и негосударственных образовательных учреждениях общего типа;

в детских домах «Мехрибонлик», имеющих дошкольные группы, в домах малюток;

в органах управления, курирующих дошкольное и начальное школьное образование;

в средних специальных, профессиональных и высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров для системы дошкольного и начального школьного образования;

в учреждениях, реализующих повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров в системе дошкольного и начального школьного образования;

в семьях, где воспитываются дети дошкольного возраста.

4. Государственные требования предусматривают:

обеспечение единой государственной политики в области дошкольного образования;

базовое содержание ожидаемого результата (показателей, нормативов) развития детей от рождения до 3 лет, от 3 до 7 лет, построенное на пяти образовательных областях развития ребенка и направленное на раскрытие его потенциальных возможностей через формирование ключевых компетенций;

инновационность педагогического процесса, ориентацию воспитательно-образовательной работы на «жизненные ситуации» детей;

содержание предметно-развивающей среды возрастных групп, как основного условия воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

требования к педагогам, работающим с детьми разных возрастов;

преемственность с семьей в воспитании, развитии и обучении детей, соблюдая и обеспечивая их права;

улучшение качества дошкольного образования посредством внедрения единой содержательной основы (Государственных требований) для подготовки, переподготовки педагогов системы дошкольного образования и их каждодневной деятельности;

совершенствование навыков воспитания и поведения родителей посредством повышения их осведомленности об особенностях развития ребенка в раннем возрасте и их собственной роли в поддержании этого развития;

обогащение знаний общественности о раннем развитии детей.

Глава 2. Основные понятия

5. В государственных требованиях используются следующие основные понятия:

дошкольное образование – целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями, а также на формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного и социального опыта;

развитие – это изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды;

область развития – это разделение развития ребенка на конкретные направления;

подобласть – это разделение области на подгруппы. Подобласти основных сфер развития включают определенные аспекты развития и указывают на их конкретную направленность;

ожидаемый результат – предполагаемый показатель знаний, умений, и навыков детей дошкольного возраста;

ккомпетенция ребенка – это знания, умения, навыки и ценностные установки ребенка, достаточные для целенаправленного выполнения задач, присущих данному жизненному периоду;

иинтеграция – установление связи и обусловленности между структурными компонентами содержаний развития и образования ребёнка;

иинклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к воспитанию и обучению всех детей с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

концепция «Я» - система осознаваемых представлений ребенка о самом себе, части его рефлексивной деятельности;

рефлексивная деятельность – процесс формирования выводов у ребёнка на основе самоанализа и осознания своих действий и понятий.

Глава 3. Цели и задачи Государственных требований

6. Цель Государственных требований– в свете социально-экономических реформ, проводимых в стране, воспитать в системе дошкольного образования духовно-совершенную и интеллектуально-развитую личность, учитывая передовой опыт развитых зарубежных стран, а также достижения науки и современные информационно-коммуникационные технологии.

7. Задачами Государственных требований являются:

определение требований к содержанию и качеству развития и образования детей дошкольного возраста;

воспитание детей на основе национальных, общечеловеческих и духовных ценностей, внедрения эффективных форм и методов обучения и развития;

внедрение в воспитательно-образовательный процесс педагогических и современных информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение интеграции образования, науки и производства для целенаправленной и качественной подготовки кадров;

совершенствование правовых основ контроля, за качеством деятельности дошкольных образовательных учреждений;

обеспечение соответствия Государственных требований международным требованиям к качеству образования и подготовки кадров.

Глава 4. Основные принципы Государственных требований

8.Государственные требования учитывают следующие принципы:

уникальность ребёнка;

глобальный и интегрированный характер его развития;

активную роль ребёнка в создании своей концепции «Я» и процессов самовоспитания и самообразования;

важность защиты и обеспечения прав ребенка;

основную роль взрослого в процессах воспитания, обучения и развитии ребёнка в раннем периоде.

9. Государственные требования являются гибкими, и допускают индивидуальную вариативность относительно того или иного ребёнка, учитывая индивидуальные различия.

Глава 5. Структура Государственных требований

10. Государственные требования предусматривают интеграцию областей развития и способствуют развитию ребенка.

Государственные требования разделены на пять основных областей развития ребенка от рождения до 7 лет. В свою очередь, каждая из них содержит подобласти, которые состоят из нескольких требований (ожидаемых показателей развития), регламентированных возрастной периодизацией.

11. Государственные требования определяются в следующих областях развития ребенка:

физическое развитие и формирование здорового образа жизни;

социально-эмоциональное развитие;

речь, общение, навыки чтения и письма;

познавательное развитие;

творческое развитие.

12. Область «Физическое развитие и формирование здорового образа жизни» распределяется по следующим подобластям:

крупная моторика;

мелкая моторика;

сенсомоторика;

здоровый образ жизни и безопасность.

13. Область «Социально-эмоциональное развитие» распределяется по следующим подобластям:

концепция «Я»;

эмоции и управление ими;

социализация, общение со взрослыми и сверстниками.

14. Область «Речь, общение, навыки чтения и письма» распределяется по следующим подобластям:

речь и язык;

навыки чтения;

мелкая моторика кисти рук.

15. Область «Познавательное развитие» распределяется по следующим подобластям:

интеллектуально-познавательные навыки;

элементарные математические навыки;

познавательно-исследовательская и продуктивная рефлексивная деятельность.

16. Область «Творческое развитие» распределяется по следующим подобластям:

художественное видение мира;

художественно-творческие способности.

17. Структура Государственных требований построена следующим образом:

область развития;

подобласть развития;

требование;

возрастная периодизация;

ожидаемый результат;

развивающая деятельность для детей от рождения до трех лет.

18. Основами построения Государственных требований является возрастная периодизация, состоящая из следующих этапов:

младенчество (от рождения до 1 года);

раннее детство (от 1 до 2 лет и от 2 до 3 лет);

младший дошкольный возраст (от 3 до 4)

средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет);

старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет);

предшкольный возраст (от 6 до 7 лет).

19. В Государственных требованиях представлены следующие ожидаемые результаты с учетом возрастных особенностей детей:

ожидаемые результаты развития детей раннего возраста (Приложение 1);

ожидаемые результаты развития детей дошкольного возраста (Приложение 2).

Глава 6. Порядок применения Государственных требований

20. Государственные требования учитываются при разработке:

программ по развитию, воспитанию и образованию детей дошкольного возраста;

учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений;

требований государственной аттестации деятельности дошкольных образовательных учреждений и педагогов;

образовательной программы для детей с особыми потребностями (имеющих различные нарушения в психическом или физическом развитии);

образовательных программ дополнительного образования (кружков, центров);

программ высших и средних специальных,профессиональных педагогических учебных заведений;

программ курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

игр, игрушек и других товаров для детей;

концепции всех органов, ведомств и предприятий, занятых в индустрии для детей.

21. Родители и другие взрослые, участвующие в развитии и воспитании детей, используют Государственные требования для четкого представления уровня развития детей определенного возраста, а также для планирования и реализации эффективной деятельности в процессе обучения и развития.

22. Семьи являются первыми и самым важными воспитателями, опорой в жизни детей. Государственные требования должны поддерживать семьи, так как они являются первыми, кто работает с детьми.

23. Государственные требования применяются для осуществления помощи детям и семьям, специалистам, которые консультируют семьи и детей раннего и дошкольного возраста. Государственные требования должны быть использованы разумно и целенаправленно.

24. Министерство дошкольного образования реализует внедрение, координацию и методическое руководство Государственных требований.

25. Государственные требования могут пересматриваться и актуализироваться не менее одного раза в пять лет.

26. Для использования и оптимального внедрения Государственных требований должна быть обеспечена техническая поддержка и адекватные ресурсы.

27. Государственные требования не являются догмой, исчерпывающим справочником в развитии ребенка и не должны быть рассмотрены как список поведения, который служит в качестве предопределенного пути в развитии ребенка.

28. Государственные требования не являются инструментом оценивания ребёнка.

29. Государственные требования не используются как инструмент для критики, исключения или изоляции детей, их семей или специалистов.

Глава 7. Заключительные положения

30. Внесение изменений и дополнений в Государственные требования осуществляется в установленном законодательном порядке.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Обсуждение Государственных требований на портале Обсуждение21 – 5 июня 2018г.МДО

So`rovnoma natijalari