Hujjat nomi
СТАНДАРТ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА (СБУ №10) ДОХОДЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiStandart
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO`zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi
Hujjat muallifiO`zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2018-05-21 23:55:30
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-06-06 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

СТАНДАРТ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА (СБУ №10) ДОХОДЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Настоящий стандарт бюджетного учета (далее – СБУ) разработан на основе Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 142)и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственном секторе в Республике Узбекистан.

§ 1. ЦЕЛЬИ СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

1. Целью настоящего Стандарта являетсяопределение методологии учёта дохода, возникающего от реализации бюджетной организацией товаров (работ, услуг), а также целевых поступлений, возникающих в результате выполнения бюджетной организацией задач (функций) некоммерческого характера, возложенных на нее в соответствии законодательством.

2. Под доходами в настоящем Стандарте понимаются доходы, которые получены в рамках деятельности бюджетной организации по обменным операциям, в том числе доход от реализации продукции (выполнения работ и оказания услуг), полученные проценты, дивиденды, роялти и другие. Под целевыми поступлениями понимаются поступления бюджетным организациям по необменным операциям.

3. При учете дохода основным вопросом является определение момента времени признания дохода. Доход или целевые поступления отражаются в момент, когда существует возможность, что экономические выгоды поступят бюджетной организации в будущем, а также эти выгоды могут быть надежно и точно измерены. Этот стандарт определяет обстоятельства, при которых требования по данным критериям будут выполнены и, следовательно, будет признан доход или целевые поступления. Настоящий Стандарт также предоставляет практические указания по применению этих критериев.

4. Настоящий стандарт применяется бюджетными организациями при учете:

а) доходов, полученных от следующих обменных операций:

реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг;

передачи в пользование активов другим организациям, позволяющим получать проценты, роялти и другие доходы.

б) целевых поступлений, полученных от необменных операций

5. К товарам относятся продукция, произведенная бюджетной организацией с целью реализации и товары, приобретенные для перепродажи, или другие активы, хранимые с целью перепродажи.

6. Оказание услуг (работ) обычно включает в себя выполнение бюджетной организацией условий, оговоренных договором в течение согласованного периода времени. Услуги (работы) могут оказываться в течение одного или нескольких периодов времени. Примерами услуг (работ), предоставляемых бюджетной организацией и приносящих, доход, является предоставление отдельных видов платных услуг (медицинских и др.). Некоторые контракты по оказанию услуг напрямую связаны с подрядным строительством, например, контракты на услуги управляющих проектом и архитекторов, которые рассматриваются в соответствии с требованиями СБУ №12 "Договоры подряда на капитальное строительство".

7. Использование активов бюджетной организации другими организациями приведет к получению дохода в виде:

процентов, представляющих собой плату за пользование денежными средствами, или денежными эквивалентами, или суммами, причитающимися бюджетной организации;

роялти, представляющих собой плату за пользование нематериальными активами бюджетной организации, например, патентами, торговыми марками, авторскими правами и компьютерными программами;

других доходов, представляющих собой распределение прибыли организации, в которой бюджетная организация является учредителем.

8. В необменных операциях бюджетная организация получает ресурсы (актив) и непосредственно предоставляет нулевое или номинальное возмещение в обмен.

9. Настоящий Стандарт не касается доходов:

а) рассматриваемых в других стандартах бухгалтерского учёта в государственном секторе, включая:

договоры аренды;

дивиденды от инвестиций, которые учитываются согласно методу учёта по долевому участию;

доходы от продажи основных средств;

б) возникающих от договоров страхования;

в) возникающих вследствие изменений в текущей стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их продажи;

г) возникающих вследствие изменений в стоимости других краткосрочных активов;

д) возникающих вследствие естественного прироста поголовья скота, сельскохозяйственной и лесной продукции;

е) возникающих вследствие добычи полезных ископаемых.

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

10. Следующие термины используются в настоящем Стандарте в указанных значениях:

обменные операции – операции, в которых одна организация получает активы или услуги (работы) или погашает обязательства и отдаёт в обмен примерно равные по стоимости активы или услуги (работы) (главным образом в форме денежных средств, товаров, услуг или использования активов) другой организации;

текущая стоимость – цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства при проведении операции на добровольной основе между участниками рынка на дату оценки;

необменные операции– операции, в которых одна организация получает актив или услугу (работу) от другой организации без непосредственной передачи в обмен актива или услуги (работы) примерно такой же стоимости;;

доход– приток экономических выгод или сервисного потенциала за время отчётного периода, который ведёт к увеличению чистых активов за счет поставляемых товаров (оказываемых услуг, выполняемых работ).

§ 3. ДОХОД И ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

11.Доход включает только валовые поступления экономических выгод или сервисного потенциала, полученных или ожидаемых к получению бюджетной организацией. Финансовые поступления, особенно заимствования, не отвечают определению дохода, поскольку они ведут к эквивалентному обмену как активов, так и обязательств и не оказывают влияния на чистые активы.

12.Доход должен оцениваться по стоимости полученной или подлежащей получению выручки (возмещения) в текущих ценах.

13. Целевые поступления оцениваются по полученной или подлежащей к получению стоимости в текущих ценах.

14.В большинстве случаев возмещение имеет форму денежных средств или их эквивалентов, а сумма дохода ‑ это полученная или ожидаемая к получению сумма денежных средств или их эквивалентов. Однако, когда поступления денежных средств или их эквивалентов отсрочены, то стоимость выгоды в текущих ценах может быть меньше номинального размера полученных или подлежащих получению денежных средств.

Припроведении финансовых операций врезультате соглашениястоимостьвозмещениявтекущихценах определяется путем дисконтированиявсехбудущихпоступленийсприменениемвмененной процентной ставки. Вмененнаяпроцентная ставка болееясно определяется в одном из следующих определений:

преобладающая ставка по подобным финансовым активам эмитента с одинаковым кредитным рейтингом;

ставка процента, которая дисконтирует номинальную сумму финансового инструмента к текущей цене продажи товаров или услуг.

Разница между текущей стоимостью и номинальной суммой возмещения признаётся в качестве процентного дохода в соответствии с пунктами 28 и 29 настоящего Стандарта.

15. Целевые поступления от необменных операций должны оцениваться в сумме увеличения в чистых активах, признанных бюджетной организацией.

16. Бюджетная организация должна признавать актив в отношении обязательных платежей и неналоговых платежей, зачисляемых во внебюджетные фонды, когда выполняются критерии признания актива.

§ 4. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ

17.Критерии признания, представленные в этом Стандарте, обычно применяются отдельно к каждой операции. Однако при определённых обстоятельствах их необходимо применять к отдельно выделяемым элементам одной операции для того, чтобы показать её содержание. Например, когда цена товара включает определяемую сумму за последующее обслуживание, эта сумма переносится и признаётся как валовой доход за тот период, в течение которого производится обслуживание. И наоборот, критерии признания могут применяться одновременно к двум или более операциям, когда они связаны таким образом, что их коммерческий эффект не может быть определён без учёта серии операций в целом. Например, бюджетная организация может продать товары и в то же самое время заключить отдельное соглашение (договор) на перекупку ранее проданного товара в более поздний срок, тем самым существенно снижая содержательные последствия операции; в таком случае две операции рассматриваются вместе.

18. Аналогичные случаи могут иметь место с целевыми поступлениями, когда использование бюджетных ассигнований и доходы во внебюджетные фонды бюджетных организаций могут признаваться одновременно.

§ 5.ОКАЗАНИЕ УСЛУГ (РАБОТ)

19.Когда результат операции, предполагающей предоставление услуг (работ), может быть надёжно оценён, доход, связанный с операцией, должен признаваться с учётом степени завершённости операции на отчётную дату. Результат операции может быть надёжно оценён, если выполняются следующие условия:

а)величина дохода может быть надёжно измерена;

б)существует вероятность того, что экономические выгоды или сервисный потенциал, связанные с операцией, поступят бюджетной организации;

в)степень завершённости операции по состоянию на отчётную дату может быть надёжно оценена;

г)затраты, понесённые в связи с операцией и затраты, необходимые для её завершения, могут быть надежно оценены.

Признание дохода с учётом степени завершённости операции является методом «процентной готовности». Согласно этому методу, доход признаётся в тех отчётных периодах, в которых предоставляются услуги (работы).

Признание дохода на основе данного метода позволяет получить полезную информацию о масштабах деятельности по оказанию услуг (работ) и результатах деятельности в течение учётного периода.

20. При возникновении неопределенностиотносительновзимаемостисуммы,ужевключенной в доход, невозвращенная сумма или сумма, получение которой уже невозможно, скорее признается в качестве расхода, а не в качестве корректировки суммы первоначально признанного дохода.

21. Бюджетная организация способна произвести оценки только после того, как она договорится с другими сторонами, участвующими в операции по следующим вопросам:

права каждой стороны, имеющие исковую силу,относительно оказания и принятия сторонами услуг;

предполагаемые к обмену платежи;

способ и условия расчета.

22.Степень завершённости операции может быть определена различными методами. Бюджетная организация использует тот из методов, который обеспечивает надёжную оценку предоставленных услуг. В зависимости от характера операции методы могут включать:

метод анализа выполненных работ;

метод процентного соотношения оказанных к определенному времени услуг к полному объему услуг по сделке;

метод процентного соотношения затрат, произведенных на эту дату, к общим оцененным затратам по сделке. К произведенным расходамна эту дату относятся только те расходы, которые отражают выполненные на данную дату услуги. А в оцененные общие расходы по сделке включаются только те расходы, которые отражают выполненные илиподлежащие выполнению услуги.

23.Бюджетная организация может признавать услуги (работы) в натуральной форме как доход и как актив.

24. Промежуточные платежи и авансы, полученные от заказчиков, часто не отражают объем предоставленных услуг (работ).

Когда результат операции, предполагающей оказание услуг (работ), не может быть оценён надёжно, валовой доход должен признаваться только на величину признанных возмещаемых расходов.

25. Если результат сделки по оказанию услуг (работ) не может быть оценен с большей степенью достоверности, то доход признается только в сумме произведенных расходов, которые будут возмещены. Доход не признается, если результат сделки невозможно оценить с большой степеньюдостоверностиприналичиивероятности, что произведенные затраты не будут возмещены.

26.Когда результат операции не может быть оценён надёжно и отсутствует вероятность того, что понесенные затраты будут возмещены, доход не признаётся, а понесённые затраты признаются в качестве расхода. Когда неопределённости, препятствовавшие надёжной оценке результата договора, устраняются, доход признаётся в соответствии с пунктом 19 настоящего Стандарта.

§ 6. ПРОДАЖА ТОВАРОВ

27.Доход от продажи товаров должен признаваться, когда удовлетворяются все перечисленные ниже условия:

а) бюджетная организация перевела на покупателя значительные риски и вознаграждения, связанные с собственностью на товары;

б) бюджетная организация больше не участвует ни в управлении в той степени, которая обычно ассоциируется с правом собственности, ни в осуществлении реального владения проданными товарами;

в)величина дохода может быть надёжно оценена;

г)существует вероятность того, что экономические выгоды или сервисный потенциал, связанные с операцией, поступят бюджетной организации;

д)понесённые или ожидаемые затраты, связанные с операцией, могут быть надёжно оценены.

28. Если бюджетная организация сохраняет за собой значительные риски, связанные с правом собственности, операция не является продажей, и доход по ней не признаётся. Бюджетная организация может сохранять за собой значительные риски, связанные с правом собственности, в силу различных обстоятельств. К ним относятся ситуации, когда:

а) бюджетная организация сохраняет за собой ответственность за неудовлетворительные результаты, не покрываемые стандартными гарантийными положениями;

б) получение дохода от конкретной продажи зависит от получения дохода покупателем в результате продажи им товаров;

в) товары отгружены с условием установки, а установка составляет значительную часть договора, который ещё не выполнен бюджетной организацией;

г) покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи по причине, определенной в договоре купли-продажи, и у бюджетной организации нет уверенности в вероятности получения дохода.

При возникновении неопределенности относительно взимаемости суммы, уже включенной в доход, невозвращенная сумма или сумма, получение которой уже невозможно, скорее признается в качестве расхода, а не в качестве корректировки суммы первоначально признанного дохода.

§ 7. ПРОЦЕНТЫ, РОЯЛТИ И ДИВИДЕНДЫ

29.Доход, возникающий от использования другими сторонами активов бюджетной организации, приносящих проценты, роялти и дивиденды, должен признаваться на основе порядка учёта, определенного в пункте 30 настоящего Стандарта, когда:

существует вероятность того, что экономические выгоды или сервисный потенциал, связанные с операцией, поступят бюджетной организации;

величина дохода может быть надёжно оценена.

30.Доход должен признаваться с использованием следующих методов учёта:

а)проценты должны признаваться на пропорционально временной основе, учитывающей реальную доходность актива;

б)роялти должны признаваться по методу начисления в соответствии с содержанием соответствующего соглашения;

в)дивиденды должны признаваться, когда установлено право бюджетной организации на получение выплаты.

Когда невыплаченные проценты начисляются перед приобретением инвестиции, приносящей проценты, последующее получение процентов распределяется на два периода: до приобретения и после приобретения. В качестве дохода признаётся только часть, получаемая после приобретения. Когда дивиденды на долевые ценные бумаги объявляются из чистого дохода до приобретения, они вычитаются из первоначальной стоимости ценных бумаг. Если такое распределение трудно осуществить, кроме как арбитражным способом, дивиденды признаются в качестве дохода, если только они не представляют собой однозначно возмещения части первоначальной стоимости долевых ценных бумаг.

§ 8. ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

31. Целевые поступления за счет бюджетных ассигнований и поступления за счет отчислений во внебюджетные фонды бюджетных организаций от обязательных платежей и неналоговых платежей должны определяться на валовой основе. Они не должны уменьшаться на расходы, связанные с получением этих доходов.

32. Бюджетная организация должна признавать актив в отношении трансфертов (бюджетных ассигнований), когда полученные средства удовлетворяют определению актива и удовлетворяют критериям признания актива.

33. Бюджетная организация может, но не обязана признавать услуги в натуральной форме как валовой доход и как актив.

34. Бюджетная организация не должна изменять принципы своей политики бухгалтерского учёта в отношении признания и измерения поступлений за счет отчислений во внебюджетные фонды бюджетных организаций от налогов, обязательных платежей, а также неналоговых платежей за отчётные периоды, начинающиеся на дату в течение пяти лет после даты первого принятия настоящего Стандарта.

35. Бюджетные организации не должны изменять принципы своей политики бухгалтерского учёта в отношении признания и измерения целевых поступлений от необменных операций, являющихся бюджетными ассигнованиями за отчётные периоды, начинающиеся на дату в течение трёх лет послепервого принятия настоящего Стандарта.

36. Изменения в принципы политики бухгалтерского учёта в отношении признания и измерения поступлений от необменных операций в соответствии с пунктами 34-35 настоящего Стандарта должны вноситься только для повышения степени соответствияпринципам политики бухгалтерского учёта настоящего Стандарта. Бюджетные организации могут изменять принципы своей политики бухгалтерского учёта в отношении целевых поступлений от необменных операций по каждому ее виду.

37. Когда бюджетная организация пользуется выгодой от изменения принципов политики бухгалтерского учета это должно раскрываться. Бюджетная организация должна также раскрывать информацию о том, какие виды целевых поступлений от необменных операций признаются в соответствии с настоящим Стандартом, которые были признаны в рамках политики бухгалтерского учёта, не соответствующей требованиям настоящего Стандарта. Бюджетная организация должна раскрывать свой план по реализации принципов политики бухгалтерского учёта по необменным операциям, совместимой с настоящим Стандартом.

§ 9. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

38. Бюджетная организация должна раскрыть в отношении дохода:

а)учётную политику, принятую для признания дохода, в том числе методы, принятые для определения степени завершённости операций, связанных с оказанием услуг;

б)величину каждой значимой категории дохода, признанного в течение периода, в том числе дохода, возникающего от:

предоставления услуг (работ);

продажи товаров;

процентов;

роялти;

дивидендов или их эквивалентов;

в)величину дохода, возникающего от обмена товаров или услуг (работ), включённых в каждую значимую категорию дохода.

39. Бюджетная организациядолжна раскрывать в отношении целевых поступлений:

а) суммуцелевых поступлений от необменных операций, признанных в течение периода, по основным их видам с отдельным представлением:

обязательных отчислений и неналоговых платежей по их основным видам;

трансфертов (бюджетных ассигнований), с разбивкой по их основным видам.

б) сумму дебиторской задолженности, признанной в отношении целевых поступлений.

в) сумму обязательств, признанных в отношении переданных активов, с учётом условий.

г) сумму признанных активов, которые попадают под действие ограничений, и природу этих ограничений.

д) существование и суммы любых авансовых поступлений в отношении необменных операций.

е) сумму любых прощённых обязательств.

ж) в пояснительных записках к финансовой отчётности общего назначения:

принципы политики бухгалтерского учёта, принятые для признания целевых поступлений от необменных операций;

основу, на которой измерялась текущая стоимость поступающих активов для основных видов целевых поступлений от необменных операций.

природу и виды целевых поступлений наследства, дарений, пожертвований, с отдельной разбивкой по отдельным видам, полученных товаров в натуральной форме.

§ 10. ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ

40. Настоящий Стандарт вступает в силу с даты его официального опубликования.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1СТАНДАРТ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА (СБУ №10) ДОХОДЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯБюджетного кодекса Республики Узбекистан, Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»15 деньМинистерства Финансов Республика Узбекистан

So`rovnoma natijalari