Hujjat nomi
СТАНДАРТ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА (СБУ №12) «ДОГОВОРЫ ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiStandart
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO`zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi
Hujjat muallifiO`zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2018-05-22 00:03:40
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-06-06 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

СТАНДАРТ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА (СБУ №12) «ДОГОВОРЫ ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»

Настоящий стандарт бюджетного учета (далее – Стандарт) разработан на основе Бюджетного кодекса Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете»(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 142) и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственном секторе в Республике Узбекистан.

§ 1. ЦЕЛЬ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

1. Целью настоящего Стандарта является определение методики учёта доходов и расходов, связанных со строительными договорами. Стандарт:

определяет соглашения, которые следует классифицировать как строительные договоры;

содержит указания относительно типов строительных договоров;

определяет основу для признания и раскрытия расходов по договору, а при необходимости, валовых доходов по договору.

2. Настоящий стандарт применяется подрядчиками (службами единого заказчика по капитальному строительству) для подготовки и включения в финансовую отчетность результатов по договорам подряда на капитальное строительство.

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. Термины, используемые в этом стандарте:

Договор подряда на капитальное строительство (далее - “Договор строительного подряда”) - это договор, согласно которому подрядчик обязуется на свой риск выполнить строительные работы по заданию заказчика, а заказчик соглашается принять и оплатить выполненные работы. Договор строительного подряда может заключаться на строительство одного объекта или группы объектов, тесно взаимосвязанных или взаимозависимых по условиям их проектирования и использования. Кроме того, договоры строительного подряда могут включать работы по оказанию услуг, напрямую связанных со строительством объектов (то есть услуги дирекции строящихся объектов и архитекторов и т.п.).Примером могут служить договоры на строительство систем снабжения питевой водой, индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности и комплексных инфраструктурных активов.

Подрядчик – субъект, который выполняет строительные работы в соответствии со строительным договором;

Служба единого заказчика по капитальному строительству – субъект, созданный в целях осуществления функций управления и технического сопровождения строительства объектов, возводимых за счет централизованных источников, финансируемых за счет централизованных источников (далее - СЕЗ);

Договор строительного подряда с фиксированной ценой - это договор, по которому стороны соглашаются на фиксированную цену (стоимость) строительных работ или на фиксированную ставку единицы выполненных работ с оговоркой о скользящей цене.

Договор строительного подряда по договорной цене - это договор строительного подряда, по которому подрядчику возмещаются фактические затраты, непосредственно связанные с выполнением строительных работ, включая оговоренное в договоре вознаграждение.

Термины, получившие определения в других национальных стандартах бухгалтерского учёта для государственного сектора, используются в настоящем Стандарте в том же значении, что и в других.

§ 3.ПООБЪЕКТНЫЕ ДОГОВОРЫ И ГРУППЫ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

4. Требования данного стандарта применяются отдельно к каждому договору строительного подряда. В определенных обстоятельствах стандарт необходимо применять к отдельным компонентам одного договора подряда или к целой группе договоров подряда для того, чтобы отразить сущность договора подряда или группы договоров.

5. Если составляется один договор подряда сразу на несколько объектов, то строительство каждого объекта следует учитывать как отдельный договор строительного подряда, если выполняются следующие условия:

- по каждому объекту имеется отдельное предложение по договорной стоимости строительных работ;

- по каждому объекту было достигнуто соглашение, и у подрядчика и заказчика имеется возможность принятия или отказа от отдельных объектов;

- доходы и расходы бюджетных организаций могут быть определены по каждому объекту.

6. Договор строительного подряда может предусматривать строительство дополнительного объекта по выбору заказчика или может быть дополнен строительством дополнительного объекта. Строительство дополнительного объекта следует рассматривать как отдельный договор в том случае, если:

- объект существенно отличается по проектированию, технологии или функциям от того или тех объектов, которые были включены в первоначальный договор;

- договорная стоимость на дополнительный объект согласуется без учета договорной стоимости по первоначальному договору.

§ 4. ДОХОДЫ ПО ДОГОВОРАМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

7. Доход от подряда включает:

- первоначальную договорную стоимость строительных работ;

- доходы от изменения договора, доходы по претензиям и поощрительные выплатыв той степени, в какой они:

(а)могут привести к возникновению валового дохода;

(б)поддаются надёжному измерению.

8. Доход от договора строительного подряда определяется по текущей стоимости на момент начисления. На измерение(оценку) дохода от договора подряда влияют различные непредвиденные работы, которые зависят от результатов будущих операций.

Сумма дохода по договору строительного подряда может увеличиться или уменьшиться, в случаях когда:

(a)подрядчик и заказчик могут согласовать отклонения или претензии, которые увеличат или уменьшат доход в период, следующий за тем, в котором договор был заключен первоначально;

(б)сумма дохода, согласованная в первоначальном договоре может увеличиться в результате различных оговорок, в том числе допускающих увеличение затрат;

(в)сумма дохода по договору может уменьшиться в результате штрафных санкций, возникающих в результате задержки в выполнении договора по вине подрядчика.

При этом, отклонение представляет собой указание заказчика относительно изменения масштаба работ, выполняемых по договору. Отклонение может вести к увеличению или уменьшению дохода по договору. Примерами отклонения являются изменения в спецификациях или конструкции актива и изменения в продолжительности срока договора. Отклонение включается в сумму дохода по договору, когда:

существует вероятность того, что заказчик согласится с данным отклонением и суммой валового дохода, возникающей в связи с этим;

сумма доходаможет быть надёжно оценена.

9. Изменение договора строительного подряда - это изменение в соответствии с действующим законодательством. (в соответствии со статьями 382-385 Гражданским кодексом)

10. Доходы по взаимным претензиям - это сумма, которую подрядчик намерен получить от заказчика, нарушившего договоры подряда.

Претензия – сумма, которую подрядчик стремится получить с заказчика или другой стороны в качестве возмещения затрат, не включённых в цену договора. Претензия может возникнуть в результате, например, задержек по вине заказчика, ошибок в спецификациях или конструктивных и спорных отклонений в работе по договору. Измерениесумм валового дохода, возникающих в результате претензий, характеризуется высокой степенью неопределённости и часто зависит от результатов переговоров. Поэтому претензии включаются в доход по договору только в тех случаях, когда:

(a)переговоры продвинулись в такой степени, что появилась вероятность признания заказчиком претензии;

(б)сумма, которая вероятно будет признана заказчиком, может быть надёжно оценена.

11. Поощрительные платежи - это дополнительные суммы, выплаченные подрядчику при выполнении или перевыполнении определенных в договоре подряда работ. Поощрительные выплаты включаются в доход методом начисления.

Например, договор может предусматривать поощрительные платежи подрядчику за досрочное завершение работ по договору. Поощрительные платежи включаются в доходпо договору, когда:

(a)договор находится на достаточно продвинутом этапе выполнения и существует вероятность, что установленные стандарты выполнения работ будут соблюдены или превышены;

(б)величина поощрительного платежа может быть надёжно измерена.

§ 5. ЗАТРАТЫ ПО ДОГОВОРАМ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

12. К затратам по договору подряда согласно Положению о составе затрат относятся:

- прямые затраты, которые связаны с данным договором подряда;

- косвенные затраты (накладные расходы), которые относятся к общей строительной деятельности по договору подряда и могут быть распределены по договорам подряда и включаться в стоимость договора.

Кроме того, к затратам по договору подряда могут относиться затраты, возмещаемые заказчиком по условиям договора строительного подряда, такие как затраты на опытно-конструкторские работы, возмещение расходов по которым оговорено в условиях договора.

13. Затраты, которые не могут быть отнесены к деятельности по договору подряда или не могут быть распределены, исключаются из затрат по договору строительного подряда. К ним относятся:

министративные расходы,

затраты на опытно-конструкторские работы, НИОКР, возмещение которых не определено в условиях договора подряда ;

расходы на реализацию, возмещение которых не определено в условиях договора подряда, и т.д.

§ 6. ПРИЗНАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО ДОГОВОРУ

СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА

14. Доходы и расходы бюджетных организаций следует признавать с учетом степени завершения строительства по подряду на дату составления бухгалтерского баланса (то есть со ссылкой на процент завершения работ по подряду). Доходы и расходы бюджетных организаций должны учитываться в тех отчетных периодах, в которых они возникли.

15. Результат договора строительного подряда с фиксированной ценой оценивается при соблюдении всех следующих условий, если:

- общий доход по договору подряда может быть измерен;

- подрядчик получает экономическую выгоду;

- затраты и процент выполнения строительных работ возможно определить и включить в бухгалтерский баланс;

- фактически понесенные затраты по договору подряда могут быть сопоставлены со сметными нормами.

16. Результат договора строительного подряда по договорной цене может оцениваться при соблюдении всех нижеследующих условий, если:

- подрядчик получает экономическую выгоду;

- затраты и процент выполнения строительных работ можно определить и включить в бухгалтерский баланс.

17. Когда в отношении получения суммы, уже включенной в доход по договору строительного подряда и уже отраженной в финансовых отчетах бюджетных организаций, возникает неопределенность,тогда недополученная сумма или сумма, вероятность которой утрачена, учитывается как расход, а не как корректировка суммы дохода по договору строительного подряда.

18. Процент выполненных работ по договору строительного подряда измеряется в зависимости от вида договора следующими методами:

- пропорционально затратам, понесенным по выполненным строительным работам на определенную дату, к общим сметным затратам по договору;

- проведение контрольного обмера;

- завершение физической части работ по договору строительного подряда.

Промежуточные выплаты и авансовые платежи, полученные от заказчиков, не отражают уровень выполненных работ.

19. В тех случаях, когда результат по договору строительного подряда не может быть определен достоверно:

- доход должен признаваться только в той степени, в какой понесенные по договору подряда затраты, вероятно, будут возмещены;

- затраты по строительству должны признаваться в качестве расходов по данным первичного учета в период, в течение которого они были фактически понесены.

Если речь идет о строительных договорах, при подготовке которых выражалось намерение полностью возместить затраты по договору сторонами-участницами, тов случае вероятного превышения общих затрат по договору над общим валовым доходом ожидаемый убыток должен быть немедленно признан в качестве расхода.

§ 7. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

21. Подрядчик должен раскрывать:

- сумму дохода по каждому договору строительного подряда за отчетный период;

- методы, используемые для определения дохода по договору подряда, признаваемого за отчетный период;

- методы, используемые для определения процента выполнения работ по незавершенным договорам строительного подряда.

Изменения в методах оценки доходов и затрат по договорам строительного подряда должны раскрываться как изменения в учетных оценках, признаваемых в финансовых отчетах (во всех отчетах?)бюджетных организаций за отчетный и последующие периоды.

22. По незавершенным на отчетную дату договорам строительного подряда подрядчик должен раскрывать следующую информацию:

- совокупную сумму фактически понесенных затрат и признанного дохода;

- полученную сумму предоплаты;

- сумму удержаний, т.е. суммы, выставленные в виде промежуточных счетов по долгосрочному договору, которые не выплачиваются до выполнения условий, предусмотренных договором, или до устранения дефектов;

- дебиторскую и кредиторскую задолженность заказчиков по строительным работам.

23.Субъект должен представлять:

(a)в качестве актива – валовую сумму, причитающуюся с заказчиков за работу по договору;

(б)в качестве обязательства – валовуюсумму, подлежащую выплате заказчикам за работу по договору.

Валовая сумма, причитающаяся с заказчиков за работу по договору – это чистая величина:

(a) понесённых затрат плюс признанные прибыли;

(б)минус сумма признанных убытков и выставленных промежуточных счетов по долгосрочному договору для всех договоров, находящихся в процессе реализации, покоторым понесённые затраты плюс признанные прибыли, подлежащие возмещению с помощью валового дохода по договору(минус признанные убытки), превышают выставленные промежуточные счета по долгосрочным договорам.

Валовая сумма, подлежащая выплате заказчикам за работу по договору – это чистая величина:

(a)понесённых затрат плюс признанные прибыли;

(б)минус сумма признанных убытков и выставленных промежуточных счетов по долгосрочному договору для всех договоров, находящихся в процессе выполнения, по которым выставленные промежуточные счета превышают сумму понесённых затрат и признанных прибылей, подлежащих возмещению из валового дохода по договору (минус признанные убытки).

§ 8. ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ

23. Настоящий стандарт бюджетного учета вступает в силу с момента официального опубликованиz.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1СТАНДАРТ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА (СБУ №12) «ДОГОВОРЫ ПОДРЯДА НА КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»Стардарт15 деньМинистерства Финансов Республика Узбекистан

So`rovnoma natijalari