Hujjat nomi
Закон Республики Узбекистан “О банках и банковской деятельности”
 To`liq ro'yxatga qaytish
×Hurmatli foydalanuvchi!

Siz tadbikorlik faoliyatini amalga oshirishga ta’sir etuvchi qabul qilinayotgan normativ-huquqiy hujjatlarga o’z izohlaringizni berishingiz mumkin. Berilgan izohlar muhokama qilish uchun Yagona interaktiv davlat xizmatlari portalida joylashtiriladi.

Shuningdek, Siz ishlab chiqilayotgan normativ-huquqiy hujjat loyihalari muhokamasiga oid ‎So’rovnomani to’ldirishingiz mumkin.

Berilgan izohlar va So’rovnomada bildirilgan takliflar tegishli normativ-huquqiy hujjatlar loyihalarini ishlab chiquvchilar — davlat va xo’jalik boshqaruvi organlari, mahalliy davlat hokimiyati organlari tomonidan ko’rib chiqilishi shart.

Hujjat turiQonun
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Oliy Majlisi Qonunchilik palatasi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Markaziy banki
Muhokama boshlanishi (sana)2018-06-29 16:45:51
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-07-30 23:59:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama jarayonida

ПРОЕКТ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Общие положения

Статья 1. Цель и задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области создания
и правового обеспечения деятельности банков.

Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков, заемщиков и кредиторов.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

кредитная организация – банк и небанковские кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию;

банк – юридическое лицо, осуществляющее деятельность на коммерческой основе, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции, определяемые как банковская деятельность:

привлечение во вклады (депозиты) денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

небанковская кредитная организация - юридическое лицо, осуществляющее отдельные виды банковских операций, допустимые сочетания которых устанавливаются законодательством;

иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован;

дочерний банк иностранного банка - банк, уставный капитал которого полностью оплачен банком-нерезидентом;

основной банк банковского холдинга – банк, владеющий не менее 50 процентов голосующих акций каждого участника холдинга;

участник банковского холдинга – банк, не менее 50 процентов голосующих акций которого входят в состав активов основного банка банковского холдинга;

клиент банка – юридическое или физическое лицо, обратившееся в банк для совершения кредитных, депозитных, расчетных и других банковских операций;

банковские услуги – операции банка, совершаемые с целью удовлетворения потребностей клиентов;

вклад (депозит) – сумма денег, передаваемая на условиях ее полного возврата
с процентами или надбавками либо без таковых и в порядке, предусмотренных договором;

инкассация денежных средств – перевозка наличных денежных средств и иных ценностей;

микрозайм – денежные средства, предоставляемые заемщику - физическому лицу
на условиях срочности, возвратности и платности, в размере, установленном законодательством;

банковский счет – счет, открытый банком клиенту, в соответствии с договором банковского счета, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет клиента (владельца счета) денежные средства, выполнять поручения клиента
о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету;

обезличенный металлический счет – счет, открываемый банком для учета драгоценных металлов;

расчетные документы – платежные поручения и требования, чеки, аккредитивы, инкассовые поручения, а также иные формы, предусмотренные законодательством на основании которых банки выполняют безналичные расчетные операции между юридическими и (или) физическими лицами;

регулятивный капитал - это капитал банка, определяемый расчетным путем в целях регулирования банковской деятельности и осуществления расчета экономических нормативов. Регулятивный капитал состоит из капитала первого уровня и капитала второго уровня. Порядок определения размера регулятивного капитала устанавливается Центральным банком Республики Узбекистан (далее - Центральный банк);

устойчивое финансовое состояние банка – сбалансированность финансовых потоков, достаточность средств для поддержания своей платежеспособности и ликвидности, рентабельной деятельности, а также выполнение всех регулирующих требований.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 3. Банковская система Республики Узбекистан

Банковская система Республики Узбекистан состоит из Центрального банка
и банков.

Статья 4. Правовая основа деятельности банков

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, Законом Республики Узбекистан
«О Центральном банке Республики Узбекистан», другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 5. Банковские операции

К банковским операциям относятся:

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;

осуществление платежей, в том числе без открытия банковских счетов;

привлечение денежных средств на вклады (депозиты);

предоставление на условиях возвратности, платности и срочности кредитов
от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

Банки вправе осуществлять другие виды операций:

доверительное управление имуществом, управление активами по договору
с физическим или юридическим лицом;

инкассация денежных средств, расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

выдача гарантий и принятие иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение их обязательств;

приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг);

выпуск, покупка, продажа, учет и хранение ценных бумаг, управление ценными бумагами по договору с клиентом, совершение других операций с ценными бумагами;

осуществление операций, связанных с приобретением, реализациейи транспортировкой драгоценных металлов, в том числе ведение обезличенных металлических счетов;

оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;

предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и иных ценностей;

предоставление лизинга;

выдача микрозайма;

иные операции в соответствии с законодательством.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting
Srapionov Karen Vladimirovich 2018-06-30 00:25:47

выпуск, покупка, продажа, учет и хранение ценных бумаг, управление ценными бумагами по договору с клиентом, совершение других операций с ценными бумагами;
осуществляется на лицензируемой основе или на основании банковской лицензии? Оставление возможности у банков хранения акций и участия на торгах в форме посредника может привести к созданию допонительных рисков, накоплению больших портфелей непрофильных активов и отвлечению банковских ресурсов от исконно банковской деятельности по финансированию проектов к инвестиционной деятельности. Более того, это ущемляет права независимых инвестиционных посредников на равную конкуренцию.

Статья 6. Деятельность, запрещенная или ограниченная для банков

Банки не вправе непосредственно заниматься производственной, торговой, страховой (за исключением функций страхового агента или брокера) и иной непрофильной деятельностью.

Ограничения в торговой деятельности не распространяются на продажу:

имущества, приобретенного банками в целях обеспечения своей деятельности;

имущества, реализуемого банком в случае обращения взыскания на предмет залога в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом имущества;

банковских карт, терминалов и банкоматов.

Приобретение банками ценных бумаг (за исключением государственных ценных бумаг) и их долевое участие в уставном капитале юридических лиц осуществляется с обязательным соблюдением следующих требований:

размер инвестиций банка в уставный капитал юридического лица (акционерных обществ), а также в другие ценные бумаги этого юридического лица не должен превышать 15 процентов регулятивного капитала банка первого уровня;

объем инвестиций банка в уставный капитал и в другие ценные бумаги юридических лиц (акционерных обществ) не должен превышать 50 процентов регулятивного капитала банка первого уровня.

Банкам запрещается участвовать в уставном капитале юридического лица, владеющего десятью или более процентами уставного капитала данного банка.

Банки не вправе владеть напрямую или косвенно (через дочерние предприятия) более чем 26 процентами уставного капитала другого юридического лица (акционерных обществ), за исключением случаев участия банка:

в уставном капитале страховых и лизинговых организаций;

в уставном капитале небанковских кредитных организаций, а также юридических лиц, являющихся частью инфраструктуры финансового рынка либо оказывающих банкам информационные и консультационные услуги;

в уставном капитале юридических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

в уставном капитале другого банка.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting
Элмирзаев Самариддин Эшкуватович 2018-07-04 16:57:00

Тижорат банкларининг бошқа акциядорлик жамиятлари устав капиталида чекланган доирада иштирок этишига рухсат бериш ҳақиқатдан ҳам капитал бозори ривожланишига хизмат қилади.

Статья 7. Независимость банков

Банки в Республике Узбекистан независимы при принятии ими решений, связанных с осуществлением банковских операций.

Органам государственной власти и управления, их должностных лиц запрещается влиять на руководство либо работников банков в ходе выполнения ими служебных обязанностей или вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Служащий банка может работать по совместительству в другом месте с согласия непосредственного руководителя по месту работы.

Должностные лица органов государственной власти и управления не вправе
по совместительству работать в банках.

Статья 8. Разграничение ответственности государства и банков

Банки не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает
по обязательствам банков, кроме случаев, когда банки или государство принимают на себя такое обязательство.

Центральный банк не отвечает по обязательствам банков, а банки не отвечают по обязательствам Центрального банка, кроме случаев, когда банки или Центральный банк сами принимают на себя такое обязательство.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

II. Порядок создания банков и прекращения их деятельности

Статья 9. Фирменное наименование

Термин «банк» или словосочетания с этим термином могут быть использованы
в фирменном наименовании или рекламных целях организациями, имеющими лицензию
в соответствии с настоящим Законом.

Нарушение данного требования влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.

Центральный банк при рассмотрении заявления о государственной регистрации банка обязан запретить использование фирменного наименования банка, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации банков.

Статья 10. Лицензирование банковской деятельности

Банки вправе осуществлять банковскую деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком.

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия.

Передача лицензии или прав по ней другим лицам запрещается.

Банковская деятельность, осуществляемая без лицензии, считается незаконной и влечет ответственность, установленную законодательством за занятие деятельностью без лицензии. Доход, полученный в результате такой деятельности, подлежит изъятию в государственный бюджет.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 11. Учредители банка

Банки создаются в форме акционерного общества на основе любой формы собственности.

Учредителями банка могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные.

Учредители банков должны иметь безупречную деловую и личную репутацию. Следующие лица не считаются соответствующими критериям безупречной деловой
и личной репутации:

члены правлений и наблюдательных советов или крупные участники (лица, имеющие 10 и более процентов голосующих акций или доли в уставном капитале),
а также бывшие руководители обанкротившегося или с критическим финансовым положением юридического лица - при выявлении фактов совершения ими действий, приведших юридическое лицо к банкротству или критическому финансовому положению;

имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступления в сфере экономики или за преступления против порядка управления.

Юридические лица - учредители банка должны быть финансово стабильными. Юридическое лицо считается финансово нестабильным при наличии одного
из следующих факторов:

неликвидность баланса;

банкротство или неплатежеспособность, независимо от того, было ли такое лицо официально признано банкротом;

обязательства такого лица могут обусловить значительный риск стабильности банка;

известны другие факты, которые указывают на реальную возможность возникновения финансовой опасности для банка или его вкладчиков в результате предполагаемого участия такого лица в банке.

Следующие лица не могут быть учредителями банка:

лица, не соответствующие требованиям в абзацах 5-11 настоящей статьи;

юридические лица-нерезиденты, зарегистрированные в государстве и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытие и представление информации при проведении финансовых операций;

общественные объединения и религиозные организации, общественные фонды, негосударственные некоммерческие организации.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 12. Устав банка

Банки действуют на основании своего устава.

Устав банка должен содержать следующую информацию:

полное и сокращенное наименование банка (наименование банка должно соответствовать требованиям, приведенным в законодательстве о фирменных наименованиях);

его местонахождение (почтовый адрес);

размер уставного капитала;

порядок увеличения и уменьшения уставного капитала;

сведения об органах управления банка, порядке их образования, полномочиях
и функциях;

типы и количество выпускаемых акций, их номинальную стоимость, соотношение акций различных типов;

порядок распределения чистой прибыли, а также возмещения убытков;

порядок создания резервного и других фондов;

права и обязанности акционеров банка;

сведения о структуре органов управления банка, порядке их образования, числе членов наблюдательного совета, ревизионной комиссии и исполнительного органа, полномочиях и функциях;

порядок реорганизации и ликвидации банка;

порядок и условия размещения акций банком.

Устав банка, помимо требований, содержащихся в настоящей статье, должен содержать сведения, предусмотренные законодательством.

Изменения, вносимые в устав банка, подлежат регистрации в установленном порядке.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 13. Уставный капитал банка

Уставный капитал банка формируется в национальной валюте Республики Узбекистани складывается из денежных средств, оплаченных учредителями и акционерами банка.

Использование для формирования уставного капитала банка средств, полученных в кредит, под залог, и других привлеченных средств не допускается.

Минимальный уставный капитал должен быть оплачен учредителями банка к моменту подачи заявления на государственную регистрацию банка. Средства в уплату уставного капитала зачисляются на накопительный счет, открытый в банках Республики Узбекистан. Указанные средства могут быть использованы в качестве депозитов.

Минимальный размер уставного капитала банков определяется Центральным банком.

Статья 14. Регистрация банков и выдача им лицензии

Банки получают статус юридического лица с момента их государственной регистрации в Центральном банке.

Порядок и условия регистрации устанавливаются Центральным банком.

Процедура лицензирования банков состоит из двух этапов:

выдачи Центральным банком предварительного разрешения на открытие банка;

регистрации банка с одновременной выдачей лицензии.

За рассмотрение заявления о государственной регистрации банка взимается сбор и за выдачу лицензии взимается государственная пошлина, размеры и порядок уплаты которых определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Выдача лицензии производится при представлении банком документа, подтверждающего оплату государственной пошлины и после подписания

им лицензионного соглашения.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting
Элмирзаев Самариддин Эшкуватович 2018-07-04 16:59:06

Тижорат банклари устав капитали минимал миқдори ҳам Қонунда акс этиши лозим. Бу қонун ости ҳужжатларининг камайишига хизмат қилади

Статья 15. Основания и сроки получения предварительного разрешения Центрального банка на создание банка

Выдаче лицензии предшествует предварительное разрешение Центрального банка
на создание банка, позволяющее заявителям продолжение мероприятий по организации банка.

Документы, необходимые для получения предварительного разрешения на создание банка устанавливаются Центральным банком.

Решение о выдаче предварительного разрешения на открытие банка выносится в срок не позднее трех месяцев со дня представления заявки со всеми необходимыми документами и основывается на оценке финансовых возможностей, репутации учредителей, профессиональных качеств предлагаемых руководителей банка, оценке бизнес-плана, финансового плана, структуры капитала возможности обеспечения соответствующими банковскими помещениями и оборудованием.

Предварительное разрешение на создание банка, выданное Центральным банком, сохраняет юридическую силу в течение срока, не превышающего шести месяцев со дня получения.

Предварительное разрешение может быть аннулировано до истечения срока действия в следующих случаях:

изменения в составе учредителей или руководства, не отвечающие требованиям Центрального банка;

ухудшения финансового состояния учредителей;

выявления фактов, указывающих на то, что управление банком не будет безопасным и стабильным;

выявления случаев привлечения одного из учредителей к уголовной ответственности за нарушение законодательства.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 16. Основания для отказа в выдаче предварительного разрешения Центрального банка на создание банка

Основанием для отказа в выдаче предварительного разрешения на создание банка являются:

представление неполного пакета документов, либо эти документы не отвечают требованиям действующего законодательства;

несоответствие учредительного договора и устава действующему законодательству;

представление ненадлежащим образом оформленных документов;

наличие в представленных документах недостоверных или искаженных сведений;

неудовлетворительное финансовое положение одного или нескольких учредителей.

Основанием для отказа в выдаче предварительного разрешения на создание банка нерезидентами являются:

основания, приведенные в части первой настоящей статьи;

неблагоприятное влияние на местную экономику или конкуренцию;

не обоснован и не содействует успешной работе финансового института бизнес-план;

не адекватен банковский надзор в стране происхождения (в случае создания банка банком-нерезидентом);

отказ рекомендуют контролирующие органы страны нерезидента;

наличие в уставном капитале нерезидента средств, полученных от преступной деятельности, либо наличие в составе акционеров юридических лиц,зарегистрированных в оффшорных зонах.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 17. Срок регистрации банков и выдачи лицензии

Для государственной регистрации банка и выдачи ему лицензии учредители должны в срок, не превышающий шести месяцев со дня получения предварительного разрешения, выполнить требования, установленные Центральным банком.

Решение о регистрации банка и выдаче ему лицензии выносится в срок,
не превышающий одного месяца со дня выполнения требований Центрального банка.

Статья 18. Основания для отказа в регистрации банков и выдаче лицензии

Центральный банк может отказать в регистрации банка и выдаче ему лицензии

по следующим основаниям:

несформирование минимального уставного капитала, установленным Центральным банком, к моменту подачи заявления на государственную регистрацию банка;

несоответствие квалификационным требованиям Центрального банка кандидатур
на должности руководителя и главного бухгалтера банка;

несоответствие требованиям Центрального банка программных продуктов
по обеспечению защиты помещений банка, оборудований инженерно-техническими защитными средствами, обмену и защите информации.

Уведомление об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме, с указанием причин отказа и срока, в течение которого заявитель, устранив указанные причины, может представить документы для повторного рассмотрения. Срок, указанный в уведомлении об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии, должен быть соразмерным времени, необходимому для устранения недостатков.

В случае устранения заявителем причин, послуживших основанием для отказа в регистрации банка и выдаче лицензии, повторное рассмотрение документов осуществляется в срок, не превышающий десяти дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. За повторное рассмотрение заявления сбор не взимается.

Заявление, поданное по истечении срока, указанного в уведомлении об отказе
в регистрации банка и выдаче лицензии, считается вновь поданным.

Решение об отказе в регистрации банка и выдаче лицензии может быть обжаловано

в суд в установленном законодательством порядке.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 19. Дополнительные требования к созданию и деятельности банков
с участием иностранных инвесторов (иностранного капитала)

Участие иностранных инвесторов в капитале банка-резидента или создании ими банка осуществляется только после получения предварительного разрешения Центрального банка.

При участии иностранных инвесторов в капитале банка-резидента или создании ими банка Центральный банк вправе дополнительно запрашивать документы об учредителях-нерезидентах юридических и физических лиц, а также иных документов, определяемых Центральным банком.

При рассмотрении заявления о создании банка на территории Республики Узбекистан учитываются следующие факторы:

нахождение данного банка под надзором контрольного органа по месту его нахождения и регистрации;

кредитный рейтинг иностранного банка;

вхождения в систему защиты вкладов в стране нахождения иностранного банка;

экономическая и политическая ситуация в стране иностранного банка.

Выдача лицензии банку с учредителями банками-нерезидентами выдаётся в случае, если банк иностранного государства имеет право принимать на условиях возвратности депозиты и другие ценности в своей стране.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting
Srapionov Karen Vladimirovich 2018-06-30 00:37:05

Разрешено ли нерезидентам приобретать акции банков? Или по прежнему нужно будет согласование ЦБ? Необходимо отменить данное ограничение для роста ликвидности рынка ценных бумаг и привлечения дополнительных прямых иностранных инвестиций в капитал банков. На первичном этапе возможно рассмотреть частичную отмену для пакетов акций менее 1-5% от капитала банка на одного инвестора либо 15% в целом на всех акционеров нерезидентов.

Статья 20. Филиалы банков

Банки могут открывать в Республике Узбекистан филиалы с разрешения Центрального банка.

Филиалом банка является обособленное подразделение банка, не являющееся юридическим лицом, осуществляющее банковскую деятельность от имени банка
и действующее в пределах полномочий, предоставленных ему банком.

Руководители филиалов назначаются руководителем создавшего их банка
и действуют на основании доверенности, выданной им в установленном порядке.

Филиалы вправе открывать структурные подразделения вне мест нахождения филиала в формах и порядке, которые установлены нормативными актами Центрального банка.

Полномочие филиала на принятие решения об открытии структурного подразделения должно быть предусмотрено положением о филиале банка.

Открытие филиалов иностранными банками в Республике Узбекистан запрещается.

Статья 21. Представительства банков

Представительство иностранного банка на территории Республики Узбекистан аккредитуется Центральным банком.

Представительством иностранного банка является обособленное подразделение, представляющее его интересы и не осуществляющее банковскую и иную деятельность.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 22. Филиалы и представительства банков за границей

Банки с разрешения Центрального банка могут открывать дочерние банки, свои филиалы и представительства, участвовать в капитале, в том числе создании иностранных банков, в странах которых органы банковского надзора имеют соглашения с Центральным банком об обмене информацией.

Порядок открытия банками дочерних банков, своих филиалов и участия в капитале, в том числе создании банков за границей определяется Центральным банком.

Статья 23. Прекращение деятельности и ликвидация банков

Банки прекращают свою деятельность в случаях:

решения собрания акционеров;

отзыва лицензии Центральным банком;

объявления его банкротом судом.

Банки ликвидируются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Узбекистан, с учетом особенностей, установленных банковским законодательством.

Целью ликвидационного процесса является скорейшее удовлетворение всех требований вкладчиков и кредиторов банка.

Ликвидация банка может быть проведена в добровольной или принудительной форме (при отзыве Центральным банком лицензии).

Информация об отзыве лицензии банка подлежит публикации в средствах массовой информации, а также на официальном веб - сайте Центрального банка.

Основанием для ликвидации банков является:

отзыв лицензии Центральным банком;

решение общего собрания акционеров либо учредителей (участников)
о добровольной ликвидации банка, при наличии разрешения Центрального банка.

Ликвидационный процесс в банке считается начатым со дня вынесения постановления Правления Центрального банка об отзыве лицензии. Постановление правления Центрального банка об отзыве лицензии вступает в силу с момента принятия соответствующего решения.

С момента отзыва лицензии прекращаются все банковские операции и иная деятельность банка, за исключением случаев окончания расчетов с кредиторами
по решению Центрального банка.

Ликвидация банка считается завершенной после внесения Центральным банком
об этом записи в Книгу государственной регистрации банков.

Сообщение о прекращении деятельности банка публикуется в печати.

Порядок прекращения деятельности и ликвидации банка, в том числе добровольной форме определяет Центральный банк.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 24. Полномочия и обязанности ликвидатора

Ликвидатор или ликвидационная комиссия (далее - ликвидатор) назначается общим собранием акционеров банка по согласованию с Центральным банком.

Центральный банк вправе включить сотрудников Центрального банка в состав ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами банка.

В течение двух рабочих дней с даты своего назначения ликвидатор обязан опубликовать в средствах массовой информации, а также на корпоративном веб - сайте банка объявление о ликвидации банка, в том числе о порядке и сроке подачи его кредиторами заявлений о требованиях. Срок предъявления требований составляет два месяца с даты опубликования сообщения о ликвидации банка и по его истечении требования ликвидатором не принимаются.

Ликвидатор также должен осуществить раскрытие информации в соответствии
с законодательством о рынке ценных бумаг.

Ликвидатор в течение двух месяцев со дня отзыва лицензии принимает меры
к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и средств, депонированных в фонде обязательных резервов Центрального банка. Указанные средства в первоочередном порядке направляются на погашение задолженности ликвидируемого банка по обязательствам (требованиям) населения.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 25. Основания для отзыва лицензии

Центральный банк вправе отозвать лицензию на совершение банковских операций в случаях:

наступления неплатежеспособности банка, когда обязательства банка превышают активы;

лицензия была получена на основании заведомо ложных документов, а также обманным или другим незаконным путем;

несостоятельности банка выполнить обязательства перед своими вкладчиками или другими кредиторами в течение 30 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения;

систематического (более трех раз в течение двенадцати календарных месяцев) искажения отчетных данных;

банк не начал осуществлять банковскую деятельность в течение двенадцати месяцев после получения лицензии;

осуществления банковской операции, не предусмотренной лицензионным соглашением;

нарушения антимонопольных правил;

нарушения правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в специально уполномоченный государственный орган;

осуществления деятельности, запрещенной и ограниченной для банков в соответствии с условиями статьи 6 настоящего Закона;

принятия судом решения о прекращении деятельности банка;

неоднократного (два и более раза в ходе проверки) воспрепятствования банком проведению проверки, вызвавшее невозможность его проведения в установленные сроки;

отзыва лицензии у банка иностранного государства, создавшего дочерний банкв Республике Узбекистан;

осуществление инвестиций или проведение других операций с ценными бумагами, которые влекут за собой значительный риск для финансового положения данного банка;

не соблюдение экономических нормативов, установленных Центральным банком;

проведение операций, которые предоставляют преимущества лицам, связаннымс банком;

не выполнения предписаний и других обязательных требований Центрального банка, неисполнение которых несет существенную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.

Деятельность банка признается создающей существенную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, если:

значение коэффициента адекватности капитала банка меньше чем семьдесят пять процентов от установленного Центральным банком данного экономического норматива;

банк несет или будет нести потенциальные убытки, превышающие более десяти процентов регулятивного капитала банка в каждый из трех последовательных кварталов или более пятидесяти процентов регулятивного капитала вне зависимости от периода времени;

осуществление банком деятельности дающее ему возможность оказывать решающее влияние на состояние конкуренции, затруднять доступ на финансовый рынок другим банкам либо иным образом ограничивать свободу их деятельности;

любые другие обстоятельства создают опасность сохранности средств, доверенных банку вкладчиками и кредиторами.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 26. Реорганизация банка

Реорганизация банка осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования по решению общего собрания акционеров (учредителей) с разрешения Центрального банка

Реорганизация банка может быть осуществлена также по требованию Центрального банка.

Реорганизация банка, единственным учредителем которого является государство, осуществляется на основании решения Правительства по согласованию с Центральным банком.

Основанием для подачи в Центральный банк заявления о получении разрешения
на реорганизацию банка является наличие решения общего собрания акционеров (учредителей) банка.

В случае отказа Центрального банка на реорганизацию банка решение общего собрания акционеров (учредителей) не подлежит исполнению.

После получения разрешения на реорганизацию выполняются организационно-технические мероприятия, необходимые для получения лицензии и регистрации каждого нового банка, возникающего в результате реорганизации.

Получение разрешения не является гарантией выдачи лицензии банкам, возникающим в результате реорганизации.

Реорганизуемый банк обязан завершить процесс реорганизации в течение шести месяцев со дня получения разрешения для соблюдения требования и условия при реорганизации и сохранения эффективной деятельности появившегося и оставшегося после реорганизации банков.

Регистрация и выдача лицензии на осуществление банковской деятельности вновь создающихся банков в результате реорганизации производится в порядке, установленном Центральным банком.

Порядок реорганизации банка определяется Центральным банком.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

III. Регулирование банковской деятельности. Права и обязанности банков

Статья 27. Органы управления банка

Органами управления банка являются общее собрание акционеров (учредителей), наблюдательный совет банка и правление банка.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления банка.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 28. Наблюдательный совет банка

Наблюдательный совет банка осуществляет общее руководство наддеятельностью банка.

В обязанности наблюдательного совета банка входит:

осуществление контроля за деятельностью банка, в том числе контроль за правильным кредитованием и инвестированием средств с целью защиты средств вкладчиков и акционеров;

избрание (назначение) членов правления банка (кроме его председателя), досрочное прекращение их полномочий;

поддержание адекватной капитализации банка;

утверждение политик банка;

утверждение стратегии деятельности банка;

контроль исполнения принятых бизнес-планов развития банка;

мониторинг прибыльности банка;

ежеквартальное заслушивание о результатах деятельности банка;

обеспечение соблюдения законодательства.

Для исполнения своих обязанностей наблюдательный совет банка должен:

иметь и поддерживать необходимый уровень квалификации, а также проявлять компетентность, как в коллективном, так и в индивидуальном плане;

соблюдать принципы корпоративного управления при осуществлении собственной деятельности;

опираться на компетентные, надежные и независимые системы внутреннего контроля и управления рисками, за деятельностью которых он должен осуществлять эффективный контроль;

осуществлять контроль за банковскими операциями для обеспечения адекватного контроля и соответствия политикам банка и законодательству Республики Узбекистан.

Количественный состав наблюдательного совета банка определяется уставом банка с учетом требований законодательства.

Членами наблюдательного совета банка, кроме акционеров, могут являться ученые и специалисты банковской сферы.

Полномочия наблюдательного совета определяются уставом банка.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 29. Правление банка

Правление банка осуществляет оперативное руководство над текущей деятельностью банка и несет ответственность за деятельность банка. Правление подотчетно наблюдательному совету банка и общему собранию акционеров.

В состав Правления входят председатель, его заместители, а также руководители основных подразделений банка.

Статья 30.. Требования, предъявляемые к должностным лицам банка

К должностным лицам банка относятся председатель и члены наблюдательного совета банка, председатель правления и его заместители, члены правления, главный бухгалтер банка, руководитель операционных управлений и филиалов, а также их главные бухгалтеры.

Квалификационные требования к должностным лицам банка (за исключением председателя и членов наблюдательного Совета банка) устанавливаются нормативным актом Центрального банка.

Должностные лица банка обязаны действовать в наилучших интересах банка, что предполагает соблюдение ими следующих требований:

действие в пределах своих полномочий с соблюдением требований банковского законодательства Республики Узбекистан и устава банка;

использование предоставленных полномочий в целях, для которых они предоставлены;

принятие взвешенных решений на основании собственной квалификации и опыта, после принятия всевозможных усилий для получения доступной информации в разумные сроки;

соблюдение требований по недопущению конфликта интересов, своевременное уведомление органов управления банка о возникновении конфликта интересов;

соблюдение принципа равенства в отношении к акционерам, не отдавая предпочтения интересам одних акционеров перед интересами других;

извещение органов управления банка обо всех известных инцидентах, угрожающих финансовой стабильности банка.

Центральный банк вправе устанавливать иные требования к обязанностям должностных лиц банка.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 31. Союзы и ассоциации банков

Банки могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства.

Такие объединения не могут самостоятельно заниматься коммерческой, в том числе банковской, деятельностью и подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации банков могут создавать организации с целью защиты и представления интересов, обмена информацией и совместного решения прочих вопросов, стоящих перед своими членами.

Статья 32. Банковский холдинг

Банки имеют право создавать банковский холдинг.

Банковский холдинг - это акционерное общество, в состав которого входят исключительно банки.

Банковский холдинг создается по предварительному разрешению Центрального банка и подлежит государственной регистрации путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков.

Порядок получения разрешения на создание банковского холдинга и порядок его государственной регистрации устанавливаются Центральным банком.

Банк может быть участником лишь одного банковского холдинга. Банк - участник банковского холдинга перед своим собственным названием указывает название банковского холдинга.

Участник банковского холдинга не имеет права владеть акциями основного банка банковского холдинга.

Банковский холдинг разрешается создавать лишь при условии, что соглашение об их создании предусматривает возложение на основной банк холдинга дополнительных организационных функций в отношении банков - участников банковского холдинга, а также создание системы управления совместной деятельностью.

Надзор за деятельностью банковского холдинга осуществляется на индивидуальной и консолидированной основе. Основной банк обязан представлять консолидировано – финансовые и статистические отчеты холдинга в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Основной банк банковского холдинга отвечает по обязательствам своих участников в пределах своего взноса в капитал каждого из них, если иное не предусмотрено законом.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 33. Фонды банков

Банки из своей прибыли могут создавать различные фонды в порядке, установленном законодательством.

Статья 34. Обязательные резервные требования

Банки обязаны выполнять обязательные резервные требования в порядке, установленном Центральным банком.

Банки обязаны иметь в Центральном банке счет (счета) для хранения обязательных резервов. Порядок открытия указанного счета (указанных счетов) и осуществления операций по нему (ним) устанавливается Центральным банком.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 35. Обязанность банков по соблюдению экономических нормативов

В целях обеспечения устойчивости банков и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банки обязаны соблюдать экономические нормативы, устанавливаемые Центральным банком.

В экономические нормативы, устанавливаемые Центральным банком для их обязательного соблюдения банками, входят:

минимальный размер уставного капитала банка;

коэффициенты адекватности капитала;

максимальный размер риска на одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков;

максимальный размер крупных кредитных рисков и инвестиций;

коэффициенты ликвидности;

требования по классификации и оценке активов, а также формирование резервов против возможных убытков по активам, создаваемых на основе их классификации;

требования по начислению процентов по активам и зачислению их на счет доходов банка;

максимальный размер для приобретения акций других юридических лиц;

лимиты открытой валютной позиции.

Банки в целях уменьшения риска потерь должны поддерживать на достаточном уровне свой капитал и ликвидные ресурсы, формировать резервы против возможных убытков по активам, создаваемых на основе их классификации, а также обеспечивать диверсификацию своих активов в пределах, установленных Центральным банком.

Банки обязаны соблюдать условия, касающиеся:

типов или форм произведенных инвестиций;

приобретения и владения недвижимостью и другим имуществом;

участия в уставных фондах других юридических лиц.

Банки не вправе:

осуществлять распределение капиталов, если в результате такого распределения его капитал окажется ниже требуемого минимума;

предоставлять кредит под залог своих собственных ценных бумаг в виде акций;

покупать свои собственные акции без предварительного разрешения Центрального банка.

Банки по требованию Центрального банка разрабатывают и представляют планы восстановления финансовой устойчивости, предусматривающие, в том числе меры по обеспечению соблюдения требований нормативных актов Центрального банка, а также вносят изменения в планы восстановления финансовой устойчивости, обеспечивающие соблюдение требований к их содержанию.

Банки, определенные в качестве системно значимых на основании методики, установленной нормативным актом Центрального банка в соответствиис законодательством, обязаны разрабатывать и представлять в Центральный банк планы поддержания (восстановления) финансовой устойчивости, а также вносить изменения в планы укрепления (восстановления) финансовой устойчивости.

Центральный банк вправе установить для системно значимых банков порядок расчета и предельные значения нормативов капитала и ликвидности.

Предстоящие изменения в нормативах и методике их расчета официально объявляются Центральным банком не позднее, чем за месяц до их введения в действие. О предстоящем изменении минимального размера уставного капитала Центральный банк официально сообщает не позднее, чем за три месяца до его введения в действие.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 36. Обязанности банков по соблюдению требований законодательства Республики Узбекистан о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма

Банки обязаны соблюдать требования законодательства Республики Узбекистан о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма.

Статья 37. Сделки с лицами, связанными с банком

Банками запрещается заключение сделок со связанными с ними лицами или от имени таких лиц в случаях, когда подобные сделки заключаются на более благоприятных условиях, чем с лицами, не связанными с банком.

Предоставление более благоприятных условий означает:

вступление в сделку с лицом, связанным с банком или в его интересах, в которую по ее природе, цели, особенностям и риску банк не вступил бы с лицами, не связаннымис ним;

взимание вознаграждения и платы за выполнение банковской операции или принятие обеспечения ниже, чем то, которое требуется от других лиц.

Банк не может выдавать кредиты без обеспечения (бланковые кредиты) лицам, связанным с ним.

Центральный банк устанавливает ограничения по сделкам со связанными лицами, в том числе по предоставлению им кредитов.

Связанными лицами признаются:

должностные лица, а также их близкие родственники;

акционеры банка, владеющие частью уставного капитала, превышающего размера, установленного Центральным банком;

должностные лица акционеров - юридических лиц, владеющих частью уставного капитала, превышающей установленный законодательством размер, а также их близкие родственники;

юридические лица, по отношению к которым данный банк является участником
в размере более десяти процентов уставного капитала, должностные лица указанных юридических лиц и их близкие родственники.

Предоставление кредита лицу, связанному с банком, а также выдача гарантий за лицо, связанное с банком, может быть осуществлено по решению наблюдательного совета банка с учетом требований настоящей статьи.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 38. Назначение опеки

Опека - комплекс мероприятий, вводимых Центральным банком и включающих административные, юридические, финансовые, организационные и другие меры в целях приведения банка в устойчивое финансовое состояние, обеспечение соответствия его деятельности законодательству или, если это невозможно, подготовки банка
к реорганизации или ликвидации.

Режим опеки над банком может быть введен по решению Центрального банка в случае нарушений, допущенных банком и создающих существенную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов.

Режим опеки вводится на начальный срок до двенадцати месяцев.

Действия банка, предпринятые без предварительного одобрения опекуна, являются недействительными.

Статья 39. Полномочия опекуна

Опекун назначается Центральным банком из числа работников Центрального банкаи (или)независимых специалистов. Опекун в своих действиях руководствуется законодательством Республики Узбекистан, нормативными актами Центрального банка.

Опекун наделяется полномочиями должностных лиц банка и его акционеров, а также правом принимать меры, необходимые для улучшения финансового состояния банка, включая закрытие филиалов и увольнение должностных лиц и служащих, в соответствии с законодательством.

Опекун может в любое время объявить о частичном и полном блокировании депозитов и инвестиций граждан на период не более одного года, при условии, что будут приняты меры, которые сохранят приблизительную стоимость этих депозитов и инвестиций.

Если во время или в конце периода опеки Центральный банк установит, что оздоровление банка невозможно, он отзывает лицензию и ликвидирует банк в установленном порядке.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

IV. Межбанковские операции и обслуживание клиентов

Статья 40. Межбанковские операции

Банки на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме депозитов, кредитов, осуществлять расчеты через расчетные центры и корреспондентские счета и совершать другие взаимные операции, предусмотренные в лицензии.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 41. Отношения между банками и клиентами

Отношения между банками и их клиентами осуществляется на основе договоров.

Клиенты вправе открывать банковские счета в национальной и иностранной валютах в одном или нескольких выбранных ими банках.

Порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в национальной и иностранной валюте устанавливается Центральным банком.

Порядок выдачи разрешений на открытие юридическими лицами-резидентами счетов за границей устанавливается Центральным банком.

Все банковские услуги предоставляются акционерам и другим клиентам банка на равных условиях.

Условия предоставления банковских услуг клиентам применяются и к акционерам банка.

Банки обязаны устанавливать такие правила своей деятельности, чтобы исключалась возможность возникновения конфликта интересов, в частности:

чтобы обязательства, взятые в отношении одного клиента, не противоречили обязательствам, взятым в отношении другого клиента;

чтобы интересы руководителей и служащих банка не противоречили обязательствам банка, взятым в отношении клиента банка.

Банкам запрещается при заключении кредитной или иной сделки с клиентом обязывать клиента, чтобы тот заключил сделку по другим банковским услугам с данным банком.

Банки обязаны предоставлять подлежащие обнародованию сведения, за исключением случаев, установленных законом.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 42. Порядок расчетов банков

Банки и их клиенты осуществляют расчеты в порядке, установленном Центральным банком. За нарушение указанного порядка они несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Статья 43. Процентные ставки по кредитам, депозитам и комиссионное вознаграждение по операциям банка

Процентные ставки по кредитам, депозитам, размер комиссионного вознаграждения по операциям банка и (или) порядок их определения, устанавливаются внутренними политиками банка.

Определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре устанавливаются банкомпо соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено законодательством.

Банк не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, процентные ставки по депозитам, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 44. Обеспечение возвратности кредитов

Кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом ликвидного недвижимого и движимого имущества, в том числе государственными и иными ценными бумагами, банковскими гарантиями и иными способами, в соответствии с законодательством.

При нарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотрено договором, а также обращать взыскание на заложенное имуществов порядке, установленном законодательством.

При условии высокой кредитоспособности и надежности клиента банки могут принимать решения о предоставлении кредита без обеспечения (бланковый кредит). Максимальный размер выдачи кредитов без обеспечения (бланкового кредита) устанавливается Центральным банком.

Нормы, установленные настоящей статьей, распространяются на обеспечение операций банков по выдаче гарантий.

Статья 45. Объявление заемщиков неплатежеспособными

Заемщики, не выполняющие свои обязательства по своевременному возврату полученных от банков обязательств, могут быть объявлены им неплатежеспособными с опубликованием сообщения об этом в печати. К таким заемщикам банк имеет право предъявить иск в экономический суд о признании его банкротом.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

V. Обеспечение стабильности банковской системы. Защита интересов клиентов банка

Статья 46. Обязанность банка по раскрытию общих условий проведения операций

Общие условия проведения операций являются открытой информацией и не могут быть предметом коммерческой или банковской тайны.

Настоящая норма не распространяется на условия проведения конкретной операции, которая относится в соответствии с законодательством к категории банковской или коммерческой тайны.

Банки обязаны по первому требованию клиента предоставлять Правила об общих условиях проведения операций.

Банки не вправе отказать клиенту в предоставлении информации о возможных рисках, связанных с проведением операции.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 47. Банковские вклады

Вкладчиками банка могут быть граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках.

Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором.

Статья 48. Гарантия защиты вкладов

Банки обязаны участвовать в системе обеспечения защиты вкладов граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства в банках Республики Узбекистан.

Порядок функционирования обязательной защиты вкладов регулируются законодательством в области обеспечения защиты вкладов граждан.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 49. Ответственность банков перед своими клиентами

Банки несут ответственность перед своими клиентами за сохранность средств и исполнение принятых перед вкладчиками обязательств, в том числе за своевременность зачисления средств и прохождения платежей клиентов.

При ликвидации банка его вкладчики, являющиеся физическими лицами, имеют приоритет при получении своих вкладов за счет поступлений от ликвидации.

Банки обязаны регулярно извещать своих клиентов о сроках и условиях по депозитным и кредитным операциям, в том числе о годовых процентных ставках, вознаграждениях и сборах.

Статья 50. Банковская тайна

Банк гарантирует защиту сведений, составляющих банковскую тайну.

Сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются самому клиенту (корреспонденту), уполномоченным им представителям, а также другим лицам в порядке, установленном законодательством.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting
Gozikhonov Nosirkhon Saidakbar o'g'li 2018-07-05 18:03:24

Предлагается интегрировать Закон Республики Узбекистан "О банковской тайне" с настоящим законом путем изложения положений Закона РУз. "О банковской тайне" в данной статье, что позволит избавиться от отсылки в другой закон, а также легче ориентироваться и находить нужные нормы в части банковской тайны в настоящем законе.

Такой подход также можно увидеть в Федеральном Законе Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" (ст. 26).

Следовательно, в случае интеграции положений Закона Республики Узбекистан "О банковской тайне" в настоящей статье, то будет необходимо аннулировать Закон Республики Узбекистан "О банковской тайне".

Статья 51. Антимонопольные правила

Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций и на ограничение конкуренции в банковском деле.

Соблюдение антимонопольных правил контролируется Центральным банком, а также органами, создаваемыми для этих целей в соответствии с законодательством.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

VI. Учет и отчетность в банках. Надзор за банками

Статья 52. Ведение бухгалтерского учета в банках

Правила ведениябухгалтерского учета и отчетности в банках устанавливаются Центральным банком.

За нарушение правил ведения бухгалтерского учета и отчетности руководители банков несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 53. Отчетность банков

Банк составляет и представляет в Центральный банк отчетность о своей деятельности по формам, в порядке и сроки, которые устанавливаются Центральным банком.

Центральный банк имеет право требовать от банка представления консолидированной отчетности.

Центральный банк устанавливает для банков, формы отчетности и методику ее составления, периодичность и сроки представления отчетности.

Центральный банк имеет право в отдельных случаях требовать представления разовой и временной отчетности.

Отчеты и иные сведения, представляемые банком в Центральный банк, должны быть целостными и достоверными.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 54. Публикация банками финансовых отчетов

Банки публикуют свои финансовые отчеты по форме и в сроки, устанавливаемые Центральным банком, после подтверждения аудиторами достоверности указанных в них сведений.

Статья 55. Документы по операциям банков

Банки обязаны хранить в своем архиве документы в порядке и сроки, установленные Центральным банком.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 56. Аудит банков

Аудит банка может производиться аудиторской организацией, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности и сертификат Центрального банка на право проведения аудиторских проверок банков.

Аудит банков проводится ежегодно по годовому отчету, а также могут быть проведены по требованию государственных учреждений в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан или по инициативе самого банка, как в целом по деятельности банка, так и по отдельным вопросам.

Аудиторские организации по результатам проверки деятельности банков, подтверждают (или не подтверждают) достоверность финансовой отчетности
и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета установленным требованиям законодательства, а также выдают аудиторское заключение, прилагаемое к годовой отчетности банков. Без аудиторского заключения годовой отчет банка не принимается Центральным банком и не подлежит опубликованию в печати.

Целью аудита банка является объективное выражение мнения аудиторской организации в отношении достоверности и соответствия финансовой отчетности и иной финансовой информации банка, Международным стандартам финансовой отчетности
и законодательству о бухгалтерском учете.

Аудит включает, в частности, оценку достаточности капитала, классификацию активов, обеспечение по активным убыткам, измерение риска и ликвидности.

Особенности проведения аудиторской проверки банков определяются Центральным банком.

Порядок выдачи сертификата на право проведения аудиторских проверок банков определяется Центральным банком.

[ izohlar (0) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

Статья 57. Надзор за банками

Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью банков в соответствии
с законодательством.

Центральный банк вправе потребовать от банков информацию и осуществлять иные действия в целях выполнения настоящего Закона.

Проверка деятельности банков осуществляется в порядке, устанавливаемом Центральным банком.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

× Izoh qoldirish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting
Otamurodov Hakimjon Hamidovich 2018-07-15 01:07:02

Отамуродов Хакимжон Хамидович

Банк ички назорати бўйича қўшимча модда киритиш керак.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1----
Hurmatli foydalanuvchi!

So`rovda ishtirok etish uchun bu yerda avtorizatsiyadan o`ting

So`rovnoma natijalari