Hujjat nomi
Концепция совершенствования нормотворческой деятельности в Республике Узбекистан
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiKontseptsiya
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Prezidenti
Hujjat muallifi Oliy Majlis huzurida Qonunchilik muammolari va parlament tadqiqotlari instituti
Muhokama boshlanishi (sana)2018-06-30 22:04:47
Muhokama yakunlanishi (sana)2018-07-15 18:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

Концепция совершенствования нормотворческой деятельностив Республике Узбекистан

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах одной из ключевых целей установлено дальнейшее углублении демократических реформ и модернизации страны путем коренного повышения качества законотворческой деятельности, направленное на усиление влияния принимаемых законов на общественно-политические, социально-экономические, судебно-правовые реформы.

Вместе с тем, системный анализ хода реализации Стратегии действий и результаты диалога с населением свидетельствуют о сохранении серьезных недостатков в нормотворческой деятельности, препятствующих полноценной реализации реформ, в числе которых:

преобладание подзаконных актов в регулировании общественных отношений, в общей массе нормативно-правовых актов доля законов низкое;

устарелость законодательной техники и правил юридико-технического оформления актов законодательства, декларативность текстов принимаемых законов, отсутствие требований по подготовке законов прямого действия;

недостаточная прозрачность законотворческого и нормотворческого процесса, низкий уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий в нормотворческий процесс;

взаконотворчестве не применяютсясовременные методы, формы, принципы, механизмы, обеспечивающие эффективность нормотворческой деятельности;

не проводится полноценная оценка регуляторного воздействия актов законодательства на отрасли экономики страны, на улучшение жизни и благосостояния граждан;

в недостаточной мере проводятся фундаментальные, прикладные и инновационные исследования в сфере нормотворчества;

неразвитость практики проведения научных и иных экспертиз законопроектов, в особенности, антикоррупционной;

слабость институциональной базы субъектов нормотворчества, отсутствие системы повышения квалификации сотрудников юридических служб по вопросам нормотворчества и недостаточная проработка проектов законов, предоставляемых Законодательной палате;

несовершенство механизмов государственно-частного и социального партнерства в сфере нормотворчества.

Имеющиеся недостатки в законотворческой деятельности не позволяют обеспечить надлежащее правовое реагирование на растущие запросы общества, законодательное решение накопившихся проблем на местах, опережающее развитие экономики и, как следствие, достижение ожидаемых положительных изменений в жизни людей.

В этой связи, особое значение приобретает формирование концептуально новой модели нормотворческого процесса посредством успешной реализации Концепции развития нормотворческой деятельности, предусматривающей следующие основные направления.

I. Сокращение подзаконного регулирования общественных отношений,
поэтапное снижение регулятивной нагрузки на экономику

1.Четкое разграничение оснований принятия и предмета регулирования каждого нормативно-правового акта с целью определения конкретного вида акта, необходимого для регламентации того или иного общественного отношения.

2.Сокращение подзаконного регулирования общественных отношений путем активной систематизации и кодификации нормативно-правовых актов, поэтапного исключения практики принятия ведомственных нормативных актов до 2030 года, с внедрением механизмов принятия законов прямого действия.

3.Поэтапное снижение регулятивной нагрузки на экономику, прежде всего, на частный бизнес, с переходом на альтернативные виды регулирования (общественный контроль, конкуренция, саморегулирование, добровольное декларирование).

4.Инвентаризация действующего законодательства на предмет установления актов, требующих закрепления на уровне закона.

5.Применение новых форм социального мониторинга при реализации экономического законодательства (онлайн-приемные, «телефоны доверия»), обеспечивающих диалог с субъектами предпринимательства.

6.Введение практики подготовки и принятия закона с обязательным определением в самом законе процессуального механизма его реализации.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

XALIMOV BAXRITDIN ULMASOVICH 2018-07-03 18:31:17

Срок сократить до 2020 года.

Чем быстрее законы будут иметь прямого действия тем легче. Кто вспомнит эту Концепцию в 2030 году?

II. Внедрение в нормотворческий процесс современных инновационных механизмов и подходов,
новых принципов и способов нормативного регулирования

1.Определение инновационных механизмов и подходов нормотворческой деятельности в качестве составной части эффективной государственной правовой политики,с полным отказом от старой, бюрократической и не оправдавшей себя системы.

2.Формирование современной модели законодательной техники и правил юридико-технического оформления нормативно-правовых актов, обеспечивающих их прямое действие и эффективную реализацию.

3.Выработка новых принципов нормотворческой деятельности, предусматривающих принятие справедливых, гуманных и практичных актов законодательства, всестороннее обеспечение прав, свобод и интересов граждан.

4.Внедрение «принципа достаточности оснований» для принятия нормативно-правовых актов, согласно которому регуляторное вмешательство со стороны государства должно основываться на изучении и анализе обращений граждан, результатов опроса общественного мнения и пробелов действующего законодательства.

5.Внедрение в нормотворческий процесс современных моделей («умное регулирование»), принципов («sunset clauses»,«open-end», «one in – two out»), форм и методов (стратегическое планирование).

6.Законодательное закрепление места общепризнанных принципов международного права и норм международных договоров в системе права, установление порядка их применения.

Обеспечение проведения лингвистической экспертизы аутентичности текстов проектов нормативно-правовых актов, подготавливаемых на государственном и русском языках одновременно.

III. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в нормотворческий процесс,
обеспечение открытости
и прозрачности нормотворческой деятельности

1.Создание и внедрение комплексных программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию системы подготовки проектов нормативно-правовых актов, а также системы обработки данных законодательных актов
в палатах парламента, позволяющей гражданам беспрепятственно получать информацию о ходе рассмотрения и принятия законопроектов.

2.Внедрение электронного порядка согласования проектов нормативно-правовых актов и их внесения в уполномоченный орган.

3.Дальнейшее развитие системы подачи электронных коллективных обращений граждан (веб-портал «Meningfikrim») с расширением круга уполномоченных органов на их рассмотрение.

4.Модернизация системы Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан.

5.Установление четких критериев и условий продвижения (лоббирования) и внесения законодательных инициатив, порядка их широкого общественного обсуждения, согласования и принятия, позволяющих обеспечить учет интересов народа, общегосударственной стратегии развития в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами.

6.Совершенствование порядка размещения и обсуждения проектов нормативно-правовых актов на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

Создание единой информационно-аналитической базы данных, включающей в себе электронные версии информации о всех действиях по каждому этапу нормотворческой деятельности (инициирование – межведомственное согласование – общественное обсуждение – внесение на рассмотрение принимающих нормативно-правовые акты органов – доработка – принятие и опубликование).

IV. Создание стабильной законодательной базы,
формирование системы оценки регуляторного воздействия законов

1.Обеспечение формирования прогнозируемой, последовательной и стабильной законодательной базы, направленной на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, укрепление инвестиционного климата в стране.

2.Создание полноценной системы оценки регуляторного воздействия актов законодательства на этапе их подготовки, а также на системной основе – после их принятия.

3.Установление запрета на принятие законов без проведения оценки регуляторного воздействия и общественного обсуждения.

Создание системы мониторинга правоприменения.

V. Укрепление научно-теоретической и методологической
основы нормотворческой деятельности

1.Укрепление научно-теоретической и методологической основы разработки и принятия законов и других нормативно-правовых актов.

2.Определение приоритетных направлений и активизация фундаментальных, прикладных и инновационных исследований научно-теоретических и методологических основ нормотворчества.

3.Совершенствование организационно-правовых и финансовых механизмов по стимулированию субъектов, участвующих в процессе нормотворчества, особенно ученых и специалистов-практиков.

4.Обеспечение координации взаимодействия различных институтов и центров, занимающихся вопросами разработки научно-теоретической и методологической основы нормотворческой деятельности.

5.Совершенствование системы повышения квалификации работников юридических служб, в целях их обучения современным инновационным методам разработки проектов нормативно-правовых актов.

Развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере нормотворчества, поддержка деятельности негосударственных некоммерческих организаций, занимающихся вопросами нормотворчества.

Концепция совершенствования нормотворческой деятельностив Республике Узбекистан

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах одной из ключевых целей установлено дальнейшее углублении демократических реформ и модернизации страны путем коренного повышения качества законотворческой деятельности, направленное на усиление влияния принимаемых законов на общественно-политические, социально-экономические, судебно-правовые реформы.

Вместе с тем, системный анализ хода реализации Стратегии действий и результаты диалога с населением свидетельствуют о сохранении серьезных недостатков в нормотворческой деятельности, препятствующих полноценной реализации реформ, в числе которых:

преобладание подзаконных актов в регулировании общественных отношений, в общей массе нормативно-правовых актов доля законов низкое;

устарелость законодательной техники и правил юридико-технического оформления актов законодательства, декларативность текстов принимаемых законов, отсутствие требований по подготовке законов прямого действия;

недостаточная прозрачность законотворческого и нормотворческого процесса, низкий уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий в нормотворческий процесс;

взаконотворчестве не применяютсясовременные методы, формы, принципы, механизмы, обеспечивающие эффективность нормотворческой деятельности;

не проводится полноценная оценка регуляторного воздействия актов законодательства на отрасли экономики страны, на улучшение жизни и благосостояния граждан;

в недостаточной мере проводятся фундаментальные, прикладные и инновационные исследования в сфере нормотворчества;

неразвитость практики проведения научных и иных экспертиз законопроектов, в особенности, антикоррупционной;

слабость институциональной базы субъектов нормотворчества, отсутствие системы повышения квалификации сотрудников юридических служб по вопросам нормотворчества и недостаточная проработка проектов законов, предоставляемых Законодательной палате;

несовершенство механизмов государственно-частного и социального партнерства в сфере нормотворчества.

Имеющиеся недостатки в законотворческой деятельности не позволяют обеспечить надлежащее правовое реагирование на растущие запросы общества, законодательное решение накопившихся проблем на местах, опережающее развитие экономики и, как следствие, достижение ожидаемых положительных изменений в жизни людей.

В этой связи, особое значение приобретает формирование концептуально новой модели нормотворческого процесса посредством успешной реализации Концепции развития нормотворческой деятельности, предусматривающей следующие основные направления.

I. Сокращение подзаконного регулирования общественных отношений, поэтапное снижение регулятивной нагрузки на экономику

1.Четкое разграничение оснований принятия и предмета регулирования каждого нормативно-правового акта с целью определения конкретного вида акта, необходимого для регламентации того или иного общественного отношения.

2.Сокращение подзаконного регулирования общественных отношений путем активной систематизации и кодификации нормативно-правовых актов, поэтапного исключения практики принятия ведомственных нормативных актов до 2030 года, с внедрением механизмов принятия законов прямого действия.

3.Поэтапное снижение регулятивной нагрузки на экономику, прежде всего, на частный бизнес, с переходом на альтернативные виды регулирования (общественный контроль, конкуренция, саморегулирование, добровольное декларирование).

4.Инвентаризация действующего законодательства на предмет установления актов, требующих закрепления на уровне закона.

5.Применение новых форм социального мониторинга при реализации экономического законодательства (онлайн-приемные, «телефоны доверия»), обеспечивающих диалог с субъектами предпринимательства.

6.Введение практики подготовки и принятия закона с обязательным определением в самом законе процессуального механизма его реализации.

II. Внедрение в нормотворческий процесс современных инновационных механизмов и подходов, новых принципов и способов нормативного регулирования

1.Определение инновационных механизмов и подходов нормотворческой деятельности в качестве составной части эффективной государственной правовой политики,с полным отказом от старой, бюрократической и не оправдавшей себя системы.

2.Формирование современной модели законодательной техники и правил юридико-технического оформления нормативно-правовых актов, обеспечивающих их прямое действие и эффективную реализацию.

3.Выработка новых принципов нормотворческой деятельности, предусматривающих принятие справедливых, гуманных и практичных актов законодательства, всестороннее обеспечение прав, свобод и интересов граждан.

4.Внедрение «принципа достаточности оснований» для принятия нормативно-правовых актов, согласно которому регуляторное вмешательство со стороны государства должно основываться на изучении и анализе обращений граждан, результатов опроса общественного мнения и пробелов действующего законодательства.

5.Внедрение в нормотворческий процесс современных моделей («умное регулирование»), принципов («sunset clauses»,«open-end», «one in – two out»), форм и методов (стратегическое планирование).

6.Законодательное закрепление места общепризнанных принципов международного права и норм международных договоров в системе права, установление порядка их применения.

7.Обеспечение проведения лингвистической экспертизы аутентичности текстов проектов нормативно-правовых актов, подготавливаемых на государственном и русском языках одновременно.

III. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в нормотворческий процесс, обеспечение открытости и прозрачности нормотворческой деятельности

1.Создание и внедрение комплексных программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию системы подготовки проектов нормативно-правовых актов, а также системы обработки данных законодательных актов
в палатах парламента, позволяющей гражданам беспрепятственно получать информацию о ходе рассмотрения и принятия законопроектов.

2.Внедрение электронного порядка согласования проектов нормативно-правовых актов и их внесения в уполномоченный орган.

3.Дальнейшее развитие системы подачи электронных коллективных обращений граждан (веб-портал «Meningfikrim») с расширением круга уполномоченных органов на их рассмотрение.

4.Модернизация системы Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан.

5.Установление четких критериев и условий продвижения (лоббирования) и внесения законодательных инициатив, порядка их широкого общественного обсуждения, согласования и принятия, позволяющих обеспечить учет интересов народа, общегосударственной стратегии развития в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами.

6.Совершенствование порядка размещения и обсуждения проектов нормативно-правовых актов на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

7.Создание единой информационно-аналитической базы данных, включающей в себе электронные версии информации о всех действиях по каждому этапу нормотворческой деятельности (инициирование – межведомственное согласование – общественное обсуждение – внесение на рассмотрение принимающих нормативно-правовые акты органов – доработка – принятие и опубликование).

IV. Создание стабильной законодательной базы, формирование системы оценки регуляторного воздействия законов

1.Обеспечение формирования прогнозируемой, последовательной и стабильной законодательной базы, направленной на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, укрепление инвестиционного климата в стране.

2.Создание полноценной системы оценки регуляторного воздействия актов законодательства на этапе их подготовки, а также на системной основе – после их принятия.

3.Установление запрета на принятие законов без проведения оценки регуляторного воздействия и общественного обсуждения.

4.Создание системы мониторинга правоприменения.

V. Укрепление научно-теоретической и методологической основы нормотворческой деятельности

1.Укрепление научно-теоретической и методологической основы разработки и принятия законов и других нормативно-правовых актов.

2.Определение приоритетных направлений и активизация фундаментальных, прикладных и инновационных исследований научно-теоретических и методологических основ нормотворчества.

3.Совершенствование организационно-правовых и финансовых механизмов по стимулированию субъектов, участвующих в процессе нормотворчества, особенно ученых и специалистов-практиков.

4.Обеспечение координации взаимодействия различных институтов и центров, занимающихся вопросами разработки научно-теоретической и методологической основы нормотворческой деятельности.

5.Совершенствование системы повышения квалификации работников юридических служб, в целях их обучения современным инновационным методам разработки проектов нормативно-правовых актов.

6.Развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере нормотворчества, поддержка деятельности негосударственных некоммерческих организаций, занимающихся вопросами нормотворчества.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Қонунчилик ва норма ижодкорлигида янгича ёндашувни назарда тутадиган Қонунчилик ижодкорлиги фаолиятини такомиллаштириш концепциясини ишлаб чиқиш. Норматив-ҳуқуқий ҳужжат лойиҳаси. Лойиҳада: “ақлли тартибга солиш” моделлари ва қабул қилинаётган қарорлар таъсирини таҳлил қилиш методологиясини жорий этиш; қонун ижодкорлиги жараёнига замонавий тамойил ва механизмларни (ижтимоий адолат, халқчиллик, жамоатчилик фикрини ўрганиш, очиқлик, самарадорлик ва б.) жорий этиш; қонун ижодкорлигининг замонавий услубларини (масалан, “One in two out”, “Sunset clauses”, “Open ended” тамойиллари ва бошқалар) жорий этиш; муайян ижтимоий муносабатларнинг айнан қайси турдаги қонун ҳужжати билан тартибга солинишини аниқ белгилаш; тўғридан-тўғри амал қилувчи қонунлар қабул қилиш амалиётини кенгайтириш; идоравий ҳужжатлар қабул қилиш амалиётини босқичма-босқич қисқартириш назарда тутилади.2018 йил 1 август Олий Мажлис палаталари (келишув асосида), Адлия вазирлиги, Амалдаги қонун ҳужжатлари мониторинги институти, ТДЮУ, ИИВ Академияси

So`rovnoma natijalari