Hujjat nomi
О внесении изменений и дополнения в Правила определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно-конвертируемую валюту
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO`zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi
Hujjat muallifiO`zbekiston Respublikasi Moliya vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2016-01-15 18:08:19
Muhokama yakunlanishi (sana)2016-01-30 00:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О внесении изменений и дополнения
в Правила определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте
за свободно-конвертируемую валюту

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391 «О внесении изменений
и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан постановляют:

1. Внести изменения и дополнение в Правила определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте
за свободно-конвертируемую валюту, утвержденные постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан
от 23 января 2011 года №№ 113, 2010-51 (рег. № 2195 от 16 февраля 2011 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 7-8, ст. 72), согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр финансов Р. Азимов

г. Ташкент,

«____» ____________ 2016 года,

№ ________

Председатель Государственного налогового комитета Б. Парпиев

г. Ташкент,

«____» ____________ 2016 года,

№ _____________

Изменения и дополнение, вносимые в Правила определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за
свободно-конвертируемую валюту

1. Пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«Для туристских организаций под услугой собственного производства понимается комплекс туристических услуг, включающий в себя транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питанию, экскурсионное обслуживание, организацию культурных, спортивных программ и другие услуги в рамках тура.».

[ izohlar (5) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Bagirova Zebo Sultanovna 2016-01-18 00:18:37
Необходимо конкретизировать, должны ли быть эти услуги собственными, либо их можно приобретать у сторонних организаций.
Qabul qilinmadi 2016-01-29 16:57:32
Не принято.Когда туристская организация реализует тур, она реализует комплекс услуг, среди которых, есть и услуги, оказываемые сторонними организациями. При этом в рамках тура потребителем всех услуг в комплексе, в том числе и выполненных не туристской организацией, является не туристская организация, а турист. Именно поэтому, предусматривается, что для туристских организаций, несмотря на то, что непосредственно туристская организация всех услуг не оказывает, в рамках тура под услугой собственного производства для нее понимается комплекс туристических услуг, включающий в себя транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питанию, экскурсионное обслуживание, организацию культурных, спортивных программ и другие услуги в рамках тура.
Мухамедбаев Абдугани Абдусаттарович 2016-01-18 14:59:02
На наш взгляд, предложение должно быть дополнено уточнением ".... и другие услуги в рамках тура, выполненных собственными силами".
Qabul qilinmadi 2016-01-29 16:58:15
Когда туристская организация реализует тур, она реализует комплекс услуг, среди которых, конечно же, есть услуги, оказываемые сторонними организациями. При этом в рамках тура потребителем всех услуг в комплексе, в том числе и выполненных не туристской организацией, является не туристская организация, а турист. Именно поэтому, предусматривается, что для туристских организаций, несмотря на то, непосредственно туристская организация всех услуг не оказывает, в рамках тура под услугой собственного производства понимается комплекс туристических услуг, включающий в себя транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питанию, экскурсионное обслуживание, организацию культурных, спортивных программ и другие услуги в рамках тура.
Rustam Islamov 2016-01-18 17:02:47
Товары (работы, услуги) не могу быть товарами (работами и услугами) нескольких лиц одновременно. Т.е. транспортное обслуживание есть услуга собственного производства транспортной организации, услуги по проживанию - услуга собственного производства гостиницы. Т.о. работы и услуги, приобретенные у сторонней организации не могут быть услугами собственного производства.
Qabul qilinmadi 2016-01-29 16:59:23
Конечно, такие услуги, как транспортировка, проживание, питание, оказанные туристу в отдельности, являются для транспортной организации и гостиницы услугами собственного производства. Но вносимое изменение регулирует отнесении к услугам собственного производства туристских услуг, полученных туристом в рамках тура. Когда туристская организация реализует тур, она реализует комплекс услуг, среди которых, конечно же, есть услуги, оказываемые сторонними организациями. При этом в рамках тура потребителем всех услуг в комплексе, в том числе и выполненных не туристской организацией, является не туристская организация, а турист. Именно поэтому, предусматривается, что для туристских организаций, несмотря на то, непосредственно туристская организация всех услуг не оказывает, в рамках тура под услугой собственного производства понимается комплекс туристических услуг, включающий в себя транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питанию, экскурсионное обслуживание, организацию культурных, спортивных программ и другие услуги в рамках тура.
Одилжон Рустамович Раупов 2016-01-20 11:59:36
Закон РУз «О Туризме» гласит и содержит следующие формулировки: - туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туристов; - туристские услуги подлежат обязательной сертификации; - туристская деятельность осуществляется на основании лицензии; - лицензия на осуществление туристской деятельности - специальное разрешение, подтверждающее право его владельца на осуществление туристской деятельности; - туристская деятельность - деятельность по организации путешествий и связанных с ними услуг в соответствии с требованиями настоящего закона и иных актов законодательства; Следуя логике закона «О Туризме», туристская фирма лицензирует собственную туристскую деятельность и сертифицирует собственные туристские услуги, не так ли? Но, следуя логике проекта изменений и дополнений в Правила определения товаров(работ, услуг) собственного производства с целью применения льгот и преференций при экспорте, получается, что если турфирма не оказывает комплекс услуг, значит она оказывает услуги не собственного производства, собственно, не свои услуги. Тогда возникает вопрос: что лицензирует и сертифицирует турфирма? Услуги сторонних организаций? Турист может по желанию купить у турфирмы не комплекс, а только часть услуг, например, только экскурсию по городу без проживания и питания. Разве это не собственная услуга? Также очень часто турфирмы продают туры, где как таковой транспортировки, проживания в гостинице и организации питания не требуется. Например, речь идет об активном отдыхе/трекинге в горах. Туристы от пункта до пункта передвигаются пешком, ночлег в собственной палатке, питание из продуктов собственного приготовления. Турфирма в данном случае занимается разработкой маршрута, организацией тура, предоставлением инструктора или гида, оформлением туристских виз, подача документов в органы внутренних дел на местах для регистрации. Классический комплекс услуг отсутствует. И, опять таки, следуя логике проекта, получается услуга не собственного производства, хотя, очевидно, что тур организуется собственными силами турфирмы. Более того, ссылаясь на закон «О Туризме», турфирма обязана иметь Договор с туристом на предоставление услуг, а значит несет полную ответственность перед туристом согласно законодательству РУз. А если гостиница (ОКОНХ 91620) продает гостиничные услуги по экспортному контракту, например проживание с завтраком, это опять-таки не классический комплекс услуг, так как нет транспорта, экскурсии и др. То есть, снова не является услугой собственного производства? Полагаем, верная формулировка должна быть другой, учитывая все тенденции и реалии современного рынка туристских услуг. Люди просто приезжают в какую либо страну в качестве туриста, покупая только ночевки. А остальное по желанию на месте исходя из возможностей своего бюджета. Не встречается в международной практике, чтобы турфирмы настаивали на покупке комплекса туруслуг. Всегда есть варианты и альтернатива: с питанием или без, с транспортом или без, с экскурсией или без… Это и отражено в ПКМ №60 от 13.03.2014 «О мерах по совершенствованию порядка лицензирования и осуществления туристской деятельности». В частности, там написано: … Туристская деятельность осуществляется путем оказания следующих видов туристских услуг: - туроператорские услуги – услуги по организации туристского путешествия по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченного КОМПЛЕКСОМ ЛИБО ЧАСТЬЮ туристских услуг (бронирование, размещение, перевозка, питание, рекреация, экскурсии и иные услуги) в соответствии с условиями договора на оказание туристских услуг … Поэтому, если исходить с точки зрения поддержки предпринимательства и дальнейшей поддержки стимулирования экспорта, предлагается следующая формулировка: - Для туристских организаций под услугой собственного производства понимается комплекс ЛИБО ЧАСТЬ КОМПЛЕКСА туристских услуг, входящих в состав тура и включенных в стоимость туристской путевки/ваучера, с привлечением либо без привлечения услуг других хозяйствующих субъектов.
Qabul qilinmadi 2016-01-29 17:00:11
Не принято. Вы совершенно верно отметили, что согласно Закону РУз «О туризме» туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туристов. Вносимые изменения не ограничивают права субъектов туристской деятельности на признание оказываемых ими отдельных видов туристских услуг услугами собственного производства. Речь идет о признании для туристской организации услугой собственного производства всего комплекса услуг в рамках реализованного тура.
Балакин Дмитрий Евгеньевич 2016-01-20 18:17:35
Необходима более конкретная формулировка. Если основываться на предложенный вариант, то можно предположить, что комплекс туристических услуг должен обязательно включать в себя все выше перечисленные услуги. Т.е. получится что в случае, если есть визовая поддержка, транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питанию, экскурсионное обслуживание, НО НЕТ организации спортивных программ, то услуга не будет являться собственно производства, что соответственно не верно. Исходя из выше изложенного считаю, что туристической услугой должно считаться комплекс либо часть услуг (в том числе и одна услуга).
Qabul qilinmadi 2016-01-29 17:01:14
Не принято. Согласно Закону РУз «О туризме» туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туристов. Вносимые изменения не ограничивают права субъектов туристской деятельности на признание оказываемых ими отдельных видов туристских услуг услугами собственного производства. Речь идет о признании для туристской организации услугой собственного производства всего комплекса услуг в рамках реализованного тура.

2. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Подтверждением факта отнесения товаров (работ, услуг) к продукции собственного производства является отметка предприятия в Единой электронной информационной системе внешторговых операций с использованием электронной цифровой подписи.».
[ izohlar (4) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Bagirova Zebo Sultanovna 2016-01-18 00:22:45
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 26.03.2012 года за №ПП-1731 «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкуренто-способной продукции», отечественным предприятиям-производителям предоставлено право заключения с нерезидентами контрактов в иностранной валюте на условиях прямых договоров на поставку предусмотренных к использованию на территории Республики Узбекистан товаров (работ, услуг) собственного производства. Установлено, что данные контракты приравниваются к экспортным контрактам с вводом данных в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и предоставлением налоговых льгот как для предприятий-экспортеров. Остается ли это в силе?
Qabul qilinmadi 2016-01-29 20:11:20
Постановление Президента Республики Узбекистан от 26.03.2012 года за №ПП-1731 «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкуренто-способной продукции» в силе.
Rustam Islamov 2016-01-18 17:10:24
Есть услуги, отпускаемые в "розницу" и оплачиваемые по международным пластиковым картам (VISA и др.), Пример - гостиничные услуги. Услуга собственного производства но регистрации в системе не подлежит. Данная норма не верна.
Qabul qilinmadi 2016-01-29 20:30:23
Согласно статьи 11 Закона Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности», внешнеторговой деятельностью является предпринимательская деятельность в области международной торговли товарами, работами (услугами).Внешнеторговая деятельность осуществляется путем экспорта и импорта товаров, работ (услуг). Экспортом работ (услуг) является выполнение (оказание) работ (услуг) юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания). Постановлением Кабинета Министров «О дополнительных мерахпо совершенствованию мониторингавнешнеторговых операцийв Республике Узбекистан» от 21 июля 2014 года №199, установлено, что субъектыпредпринимательской деятельности осуществляют ввод данных по всем внешнеторговым контрактам в электронной форме через Единый портал интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи. В целях создания удобств для экспортеров, в Правила вносятся изменения подразумевающие внесение отметки в ЕЭИСВО о принадлежности экспортируемых товаров (работ, услуг) к продукции собственного производства.
Одилжон Рустамович Раупов 2016-01-20 12:00:52
В проекте предлагается, что подтверждением факта отнесения товаров (работ, услуг) к продуктам собственного производства будет являться отметка предприятия в ЕЭИСВО. Подразумевает ли это, что оплата за туристские услуги в СКВ может быть произведена через терминал по международным пластиковым карточкам VISA или MASTER CARD без заключения экспортного контракта? О какой отметке идет речь? Какова технология? И как это все согласуется с «Законом об электронной коммерции», у которого в нашей стране огромное будующее? Ведь одной из составляющих международной Интернет-торговли являются именно туруслуги!
Qabul qilinmadi 2016-01-29 20:30:31
Согласно статьи 11 Закона Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности», внешнеторговой деятельностью является предпринимательская деятельность в области международной торговли товарами, работами (услугами).Внешнеторговая деятельность осуществляется путем экспорта и импорта товаров, работ (услуг). Экспортом работ (услуг) является выполнение (оказание) работ (услуг) юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания). Постановлением Кабинета Министров «О дополнительных мерахпо совершенствованию мониторингавнешнеторговых операцийв Республике Узбекистан» от 21 июля 2014 года №199, установлено, что субъектыпредпринимательской деятельности осуществляют ввод данных по всем внешнеторговым контрактам в электронной форме через Единый портал интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи. В целях создания удобств для экспортеров, в Правила вносятся изменения подразумевающие внесение отметки в ЕЭИСВО о принадлежности экспортируемых товаров (работ, услуг) к продукции собственного производства.
Haydarov Husan Tolibovich 2016-01-27 16:27:28
А кто является производителем при экспорта сель хоз продукции? точнее при экспорта бобовых культур, именно "маша, нут или фасолей"? Это "фермер", у которого всего лишь есть 50 гектаров земли и выращивал 100 тон бобовых культур? или это агрофирмы, у которых нет земли ну есть оборудования по сортировке и очистке бобовых культур (маш, нут, фасоль и тд) который смогут заготовить 200-300 тон бобовых и есть возможность экспортировать их? или любая другая фирма который сможет покупать у фермеров бобовых и арендовать у других фирм оборудования на очистке тех продукции и сможет экспортировать более 1000 тон по каждому виду продукции и сможет привлечь болшее валюты чем фермеров который производит мало количество ну не смогут даже экспортировать то что они производили?!

3. Пункт 8 признать утратившим силу.

4. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Ответственность за достоверность введенных сведений в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций несет предприятие.».

5. Приложение признать утратившим силу.

6. Настоящие изменения и дополнение согласованы с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан

Министр

внешних экономических связей,

инвестиций и торговли Э. Ганиев

«____» ____________ 2016 год

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Набиев Бахтиёр Ахмедович 2016-01-28 20:45:00
Одним из основных направлений нашей деятельности является юридическое сопровождение туристического бизнеса. В связи с этим, полагаем необходимым присоединиться к обсуждению этого важного документа, с учетом имеющегося у нас опыта. Нередко туристические компании обращаются к нам по поводу различного толкования проверяющими организациями норм, касающихся обязательной продажи 50% поступающей валютной выручки. Изучение данного вопроса на практике позволило выделить ряд моментов, свидетельствующих о не всегда верном толковании проверяющими законодательства в данном направлении. Не всегда корректно трактуя положения нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обязательной 50% продажи валютной выручки, контролирующие органы периодически предъявляют претензии по этому вопросу действующим на рынке Узбекистана туристическим фирмам, осуществляющим прием и обслуживание иностранных туристов. В связи с этим, возникает необходимость каждый раз обосновывать позицию туристических компаний ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты, а также разъяснениями правил и специфики туристической деятельности. Разумеется, проводимая работа позволяет доказать несостоятельность претензий и аргументов представителей контролирующих органов, однако в каждом случае это является стрессовой ситуацией для руководителей и сотрудников экспорто-ориентированных туристических предприятий, которые работают над привлечением турпотоков из-за рубежа в Узбекистан; отнимает у них необходимое для полезной деятельности время. Так, к примеру, по результатам проведенной инспектором одной из районных ГНИ проверки, был сделан вывод о том, что туроператорское предприятие осуществляло туристические услуги, связанные с проживанием, питанием и транспортным обслуживанием туристов не собственными силами, а силами других организаций (гостиниц, ресторанов, транспортных организаций) оказывающих услуги туроператорским предприятиям на договорной основе. При этом, в акте проверки было сформулировано мнение, согласно которому с учетом того обстоятельства, что туристские услуги (тур, турпродукт), оказываемые туроператорским предприятием осуществлялись якобы не собственными силами, а с использованием в том числе услуг иных организаций-смежников (гостиниц, ресторанов, транспортных организаций, музеев и т.д.), поступившая валютная выручка подлежала обязательной продаже в размере 50%. Необходимо отметить, что пунктом 3 «Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту», зарегистрированных Минюстом РУз за №2195 от 16.11.2011г, определено, что факт экспорта работы и услуг подтверждается счет-фактурой либо актом выполненных работ, оформленном в установленном порядке. Указанные документы предприятием были составлены правильно. Следует особо подчеркнуть также то, что пунктом 8 Указа Президента РУз от 24.08.2011г, №УП-4354, предписано освободить микрофирмы и малые предприятия от обязательной продажи 50 процентов валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства, за исключением микрофирм и малых предприятий, осуществляющих экспорт товаров по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров РУз. При этом, отметим, что туристские услуги не включены в «Перечень товаров, выручка в иностранной валюте от экспорта которых микрофирмами и малыми предприятиями подлежит обязательной продаже» (Приложение №1 к ПКМ РУз от 29.06.2000г, №245, «Порядок осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте»). Каких-либо других оговорок в отношении именно туристской деятельности, связанного с экспортом услуг, в законодательстве также не имеется. Соответственно, если бы законодатель хотел бы внести ограничения по предоставлению обсуждаемых здесь льгот по отношению туристской деятельности, то включил бы туристские услуги в указанный перечень. Проверяющим было допущено неверное толкование самого понятия «работа (услуга) собственного производства», а также понятия «туристские услуги», что привело к неверно принятому решению. Представляется, что основная путанница связана с необходимостью четкого понимания и правильного применения самих понятий «туристские услуги» и «комплекс туристских услуг». Так, в ст.3 Закона РУз «О туризме», даны следующие основные определения: «туристская деятельность – деятельность по организации путешествий и связанных с ними услуг в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных актов законодательства; тур – туристское путешествие по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченное комплексом туристских услуг (бронирование, размещение, питание, транспорт, рекреация, экскурсии и иные услуги); туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста». Дополнительно, в ч.2 ст.11 Закона указано, что «комплекс туристских услуг включает в себя транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питание, экскурсионное обслуживание, организацию культурных спортивных программ и другие услуги». Особое значение для рассматриваемого вопроса имеет основное положение Закона о том, что «туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста». При этом, обращаю Ваше внимание на то, что в п.1 вышеуказанных «Правил», дано определение, согласно которому «экспорт работ (услуг) – выполнение работ, оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства, осуществляется независимо от места их выполнения (оказания)». Согласно п.5 названных «Правил», под работой (услугой) собственного производства понимается работа (услуга), выполненная (оказанная) предприятием собственными силами. Следует в связи с этим особо отметить, что в «Правилах» указано «экспорт работ (услуг)», а не указано «экспорт комплекса работ (услуг)». Соответственно, для применения «Правил» по отношению к туристской деятельности, следует использовать основное положение Закона «О туризме» о «туристских услугах», а не дополнительное положение указанного Закона о «комплексе туристских услуг». При этом, согласно ПКМ от 13.03.2014г, №60, «О мерах по совершенствованию порядка лицензирования и осуществления туристской деятельности» «туроператорские услуги – услуги по организации туристского путешествия по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченного комплексом либо частью туристских услуг (бронирование, размещение, перевозка, питание, рекреация, экскурсии и иные услуги) в соответствии с условиями договора на оказание туристских услуг». Необходимо акцентировать внимание на том обстоятельстве, что туристские услуги являются продуктом, состоящим из различных комбинациях различных компонентов, в том числе, например, таких как авиаперелеты, железно-дорожные поездки, посещение музеев и памятников, историко-культурных учреждений и т.д. Точно так же, как экспортируемые автомобили различных моделей состоят из комбинаций различных комплектующих, произведенных поставщиками. Услуги поставщиков являются составными элементами туристских услуг, оказываемых туроператорским предприятием. Туроператор, формируя из комплектующих свой турпродукт для экспорта, собирает его из сопутствующих услуг, которые закупает у смежников. При этом, разумеется, ни одна из организаций, предоставляющих вышеперечисленные сопутствующие услуги, в данном случае не создает и не продает туристские услуги. Указанные предприятия являются поставщиками отдельных видов сопутствующих услуг для комплектации туристских услуг, каждое строго по своему назначению, а туроператорское предприятие собирает, обуславливает, формирует и продает свои туристские услуги, причем туристские услуги формируются, в том числе, и за счет договоров с упомянутыми выше организациями. Как известно, международные рекомендации по туризму являются частью усилий Всемирной Туристической Организации Объединенных Наций (ЮНВТО), направленных на комплексное укрепление методологического и оперативного потенциала стран в области туризма и статистики туризма, включая обеспечение большей согласованности правил и статистики туризма с другими законодательными актами стран. Одним из основных действующих нормативных документов ЮНВТО на сегодняшний день является «Международные рекомендации по статистике туризма» (ООН, ЮНВТО, Мадрид, 2010г), который обеспечивает всеобъемлющую методологическую основу по туризму во всех странах независимо от уровня их развития. В нормативном документе содержатся общие указания в отношении туристической терминологии, представлены системы определений, концепций, классификаций и показателей, которые являются внутренне последовательными и которые облегчают увязку нормативных документов сферы туризма с общим законодательством стран. Так вот, согласно указанному нормативному документу, «формирование туристского продукта – деятельность туроператора по заключению и обеспечению исполнения договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие)». Ошибочное мнение проверяющего, таким образом, не было основано на каких-либо нормативно-правовых актах, а являлось исключительно его личным мнением, основанным на неверном толковании одного из основных понятий туристской деятельности. Более того, проверяющим было высказано мнение, что продаваемые туристские услуги – услуги сторонних организаций, туроператорское предприятие само никакие работы не проделывает. Данное обстоятельство свидетельствует, на наш взгляд, о коренном неверном представлении сущности туристской деятельности. Действительно, туроператорские предприятия, оказывая туристские услуги, например, по организации питания туристов не занимаются самостоятельно приготовлением плова или шурпы и сервировкой стола в ресторане, к примеру, в Хиве. Туроператоры, проделывая соответствующие специфические работы, «перерабатывают» услуги ресторана и превращают их в туристские услуги, вносят их в состав своего турпродукта и реализовывают: сотрудники туроператорских предприятий регулярно изучают состояние средств организации питания туристов (рестораны, кафе, чайхона и т.д.) по всем регионам республики, для включения в свой турпродукт; обследуют их месторасположение, меню, качество питания, соответствие питания запросам тех или иных туристов, качество обслуживания и т.д., вплоть до наличия и состояния туалетов; составляют и обговаривают меню на каждый завтрак, обед и ужин ежедневного пребывания туристов в стране; учитывают особенности принимаемого контингента - национальность и религиозная принадлежность, наличие предпочтений (вегетарианская кухня для индусов, постное питание для французов и т.п.); описывают рестораны, кухни, меню и включают в свои информационные материалы, являющиеся частью реализуемых турпродуктов; осуществляют бронирование питания по всему маршруту, с обеспечением его своевременности, для соблюдения графика передвижения по маршруту; заранее согласовывает меню конкретного тура с туристами и с зарубежными туристическими фирмами, покупателями туристских услуг; ведут работу по поиску потенциальных клиентов-туристов в Италии или во Франции, чтобы привезти их в Узбекистан и накормить пловом в ресторане в Хиве; и т.д, и т.п.. Если туроператорские предприятия не проделывают выше указанные работы и не ведут работу по поиску и привлечению туристов в Узбекистан, то ресторан в Хиве просто не сможет самостоятельно оказать экспорт услуг. Для ясности уточним, что для формирования и реализации туристских услуг, туроператорское предприятие выполняет целый комплекс работ, в частности: 1. Изучает потребности на рынке туристских услуг; 2. Определяет логистику туристской поездки; 3. Определяет типы и виды транспортировки туристов по стране; 4. Регулярно изучает инфраструктуру средств размещения туристов во всех регионах страны, определяет типы и виды размещения, бронирует места, и т.д. 5. Регулярно изучает состояние средств организации питания туристов (рестораны, кафе, чайхона и т.д.) по всем регионам республики. 6. Ведет работу с гидами-экскурсоводами, инструкторами-проводниками активных видов туризма. 7. Изучает все возможные музеи, историко-культурные памятники, культурные учреждения, природные памятники и достопримечательности страны, и т.д. и т.п. для включения в состав турпродукта; 8. Организовывает работу по продвижению туристских услуг на внешние рынки; 9. И т.д., и т.п. Таким образом, создание туристического продукта и его продвижение – это постоянная творческая работа всех специалистов туристического предприятия. Соответственно, туристские услуги создаются специалистами туристического предприятия, а не сотрудниками ресторанов. Поэтому, туристическое предприятие создает свой турпродукт, свои туристские услуги, а не перепродает чей-то продукт или чьи-то услуги, то есть является производителем турпродукта и производителем собственных туристских услуг, а не посредником в его сбыте. Туроператорское предприятие, пользуясь предоставленными законодательством льготами для экспортеров услуг, вкладывает средства на развитие услуг, развивает и увеличивает производство услуг на экспорт. Такая деятельность государством и стимулируется путем установления льгот и преференций. В описанной ситуации туроператорское предприятие являлось экспортером услуг собственного производства, и на законных основаниях использовало льготы по продаже части валютной выручки. Соответственно, выводы инспектора ГНИ, приведенные им в акте, были ошибочными, что пришлось доказывать в суде. С учетом изложенного, в соответствии с основным положением Закона «О туризме», предлагаем внести в обсуждаемый нормативно-правовой акт следующую формулировку: 1. Пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания: «Для туристской деятельности под услугами собственного производства понимаются туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста. Действие настоящего пункта распространяется также на правоотношения, возникшие до его принятия.» С уважением, Адвокат Бахтиёр Ахмедович Набиев, адвокатское удостоверение №.3395, тел.+998-90-175-69-90. Одним из основных направлений нашей деятельности является юридическое сопровождение туристического бизнеса. В связи с этим, полагаем необходимым присоединиться к обсуждению этого важного документа, с учетом имеющегося у нас опыта. Нередко туристические компании обращаются к нам по поводу различного толкования проверяющими организациями норм, касающихся обязательной продажи 50% поступающей валютной выручки. Изучение данного вопроса на практике позволило выделить ряд моментов, свидетельствующих о не всегда верном толковании проверяющими законодательства в данном направлении. Не всегда корректно трактуя положения нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обязательной 50% продажи валютной выручки, контролирующие органы периодически предъявляют претензии по этому вопросу действующим на рынке Узбекистана туристическим фирмам, осуществляющим прием и обслуживание иностранных туристов. В связи с этим, возникает необходимость каждый раз обосновывать позицию туристических компаний ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты, а также разъяснениями правил и специфики туристической деятельности. Разумеется, проводимая работа позволяет доказать несостоятельность претензий и аргументов представителей контролирующих органов, однако в каждом случае это является стрессовой ситуацией для руководителей и сотрудников экспорто-ориентированных туристических предприятий, которые работают над привлечением турпотоков из-за рубежа в Узбекистан; отнимает у них необходимое для полезной деятельности время. Так, к примеру, по результатам проведенной инспектором одной из районных ГНИ проверки, был сделан вывод о том, что туроператорское предприятие осуществляло туристические услуги, связанные с проживанием, питанием и транспортным обслуживанием туристов не собственными силами, а силами других организаций (гостиниц, ресторанов, транспортных организаций) оказывающих услуги туроператорским предприятиям на договорной основе. При этом, в акте проверки было сформулировано мнение, согласно которому с учетом того обстоятельства, что туристские услуги (тур, турпродукт), оказываемые туроператорским предприятием осуществлялись якобы не собственными силами, а с использованием в том числе услуг иных организаций-смежников (гостиниц, ресторанов, транспортных организаций, музеев и т.д.), поступившая валютная выручка подлежала обязательной продаже в размере 50%. Необходимо отметить, что пунктом 3 «Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту», зарегистрированных Минюстом РУз за №2195 от 16.11.2011г, определено, что факт экспорта работы и услуг подтверждается счет-фактурой либо актом выполненных работ, оформленном в установленном порядке. Указанные документы предприятием были составлены правильно. Следует особо подчеркнуть также то, что пунктом 8 Указа Президента РУз от 24.08.2011г, №УП-4354, предписано освободить микрофирмы и малые предприятия от обязательной продажи 50 процентов валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства, за исключением микрофирм и малых предприятий, осуществляющих экспорт товаров по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров РУз. При этом, отметим, что туристские услуги не включены в «Перечень товаров, выручка в иностранной валюте от экспорта которых микрофирмами и малыми предприятиями подлежит обязательной продаже» (Приложение №1 к ПКМ РУз от 29.06.2000г, №245, «Порядок осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте»). Каких-либо других оговорок в отношении именно туристской деятельности, связанного с экспортом услуг, в законодательстве также не имеется. Соответственно, если бы законодатель хотел бы внести ограничения по предоставлению обсуждаемых здесь льгот по отношению туристской деятельности, то включил бы туристские услуги в указанный перечень. Проверяющим было допущено неверное толкование самого понятия «работа (услуга) собственного производства», а также понятия «туристские услуги», что привело к неверно принятому решению. Представляется, что основная путанница связана с необходимостью четкого понимания и правильного применения самих понятий «туристские услуги» и «комплекс туристских услуг». Так, в ст.3 Закона РУз «О туризме», даны следующие основные определения: «туристская деятельность – деятельность по организации путешествий и связанных с ними услуг в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных актов законодательства; тур – туристское путешествие по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченное комплексом туристских услуг (бронирование, размещение, питание, транспорт, рекреация, экскурсии и иные услуги); туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста». Дополнительно, в ч.2 ст.11 Закона указано, что «комплекс туристских услуг включает в себя транспортное обслуживание, услуги по проживанию, питание, экскурсионное обслуживание, организацию культурных спортивных программ и другие услуги». Особое значение для рассматриваемого вопроса имеет основное положение Закона о том, что «туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста». При этом, обращаю Ваше внимание на то, что в п.1 вышеуказанных «Правил», дано определение, согласно которому «экспорт работ (услуг) – выполнение работ, оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства, осуществляется независимо от места их выполнения (оказания)». Согласно п.5 названных «Правил», под работой (услугой) собственного производства понимается работа (услуга), выполненная (оказанная) предприятием собственными силами. Следует в связи с этим особо отметить, что в «Правилах» указано «экспорт работ (услуг)», а не указано «экспорт комплекса работ (услуг)». Соответственно, для применения «Правил» по отношению к туристской деятельности, следует использовать основное положение Закона «О туризме» о «туристских услугах», а не дополнительное положение указанного Закона о «комплексе туристских услуг». При этом, согласно ПКМ от 13.03.2014г, №60, «О мерах по совершенствованию порядка лицензирования и осуществления туристской деятельности» «туроператорские услуги – услуги по организации туристского путешествия по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченного комплексом либо частью туристских услуг (бронирование, размещение, перевозка, питание, рекреация, экскурсии и иные услуги) в соответствии с условиями договора на оказание туристских услуг». Необходимо акцентировать внимание на том обстоятельстве, что туристские услуги являются продуктом, состоящим из различных комбинациях различных компонентов, в том числе, например, таких как авиаперелеты, железно-дорожные поездки, посещение музеев и памятников, историко-культурных учреждений и т.д. Точно так же, как экспортируемые автомобили различных моделей состоят из комбинаций различных комплектующих, произведенных поставщиками. Услуги поставщиков являются составными элементами туристских услуг, оказываемых туроператорским предприятием. Туроператор, формируя из комплектующих свой турпродукт для экспорта, собирает его из сопутствующих услуг, которые закупает у смежников. При этом, разумеется, ни одна из организаций, предоставляющих вышеперечисленные сопутствующие услуги, в данном случае не создает и не продает туристские услуги. Указанные предприятия являются поставщиками отдельных видов сопутствующих услуг для комплектации туристских услуг, каждое строго по своему назначению, а туроператорское предприятие собирает, обуславливает, формирует и продает свои туристские услуги, причем туристские услуги формируются, в том числе, и за счет договоров с упомянутыми выше организациями. Как известно, международные рекомендации по туризму являются частью усилий Всемирной Туристической Организации Объединенных Наций (ЮНВТО), направленных на комплексное укрепление методологического и оперативного потенциала стран в области туризма и статистики туризма, включая обеспечение большей согласованности правил и статистики туризма с другими законодательными актами стран. Одним из основных действующих нормативных документов ЮНВТО на сегодняшний день является «Международные рекомендации по статистике туризма» (ООН, ЮНВТО, Мадрид, 2010г), который обеспечивает всеобъемлющую методологическую основу по туризму во всех странах независимо от уровня их развития. В нормативном документе содержатся общие указания в отношении туристической терминологии, представлены системы определений, концепций, классификаций и показателей, которые являются внутренне последовательными и которые облегчают увязку нормативных документов сферы туризма с общим законодательством стран. Так вот, согласно указанному нормативному документу, «формирование туристского продукта – деятельность туроператора по заключению и обеспечению исполнения договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие)». Ошибочное мнение проверяющего, таким образом, не было основано на каких-либо нормативно-правовых актах, а являлось исключительно его личным мнением, основанным на неверном толковании одного из основных понятий туристской деятельности. Более того, проверяющим было высказано мнение, что продаваемые туристские услуги – услуги сторонних организаций, туроператорское предприятие само никакие работы не проделывает. Данное обстоятельство свидетельствует, на наш взгляд, о коренном неверном представлении сущности туристской деятельности. Действительно, туроператорские предприятия, оказывая туристские услуги, например, по организации питания туристов не занимаются самостоятельно приготовлением плова или шурпы и сервировкой стола в ресторане, к примеру, в Хиве. Туроператоры, проделывая соответствующие специфические работы, «перерабатывают» услуги ресторана и превращают их в туристские услуги, вносят их в состав своего турпродукта и реализовывают: сотрудники туроператорских предприятий регулярно изучают состояние средств организации питания туристов (рестораны, кафе, чайхона и т.д.) по всем регионам республики, для включения в свой турпродукт; обследуют их месторасположение, меню, качество питания, соответствие питания запросам тех или иных туристов, качество обслуживания и т.д., вплоть до наличия и состояния туалетов; составляют и обговаривают меню на каждый завтрак, обед и ужин ежедневного пребывания туристов в стране; учитывают особенности принимаемого контингента - национальность и религиозная принадлежность, наличие предпочтений (вегетарианская кухня для индусов, постное питание для французов и т.п.); описывают рестораны, кухни, меню и включают в свои информационные материалы, являющиеся частью реализуемых турпродуктов; осуществляют бронирование питания по всему маршруту, с обеспечением его своевременности, для соблюдения графика передвижения по маршруту; заранее согласовывает меню конкретного тура с туристами и с зарубежными туристическими фирмами, покупателями туристских услуг; ведут работу по поиску потенциальных клиентов-туристов в Италии или во Франции, чтобы привезти их в Узбекистан и накормить пловом в ресторане в Хиве; и т.д, и т.п.. Если туроператорские предприятия не проделывают выше указанные работы и не ведут работу по поиску и привлечению туристов в Узбекистан, то ресторан в Хиве просто не сможет самостоятельно оказать экспорт услуг. Для ясности уточним, что для формирования и реализации туристских услуг, туроператорское предприятие выполняет целый комплекс работ, в частности: 1. Изучает потребности на рынке туристских услуг; 2. Определяет логистику туристской поездки; 3. Определяет типы и виды транспортировки туристов по стране; 4. Регулярно изучает инфраструктуру средств размещения туристов во всех регионах страны, определяет типы и виды размещения, бронирует места, и т.д. 5. Регулярно изучает состояние средств организации питания туристов (рестораны, кафе, чайхона и т.д.) по всем регионам республики. 6. Ведет работу с гидами-экскурсоводами, инструкторами-проводниками активных видов туризма. 7. Изучает все возможные музеи, историко-культурные памятники, культурные учреждения, природные памятники и достопримечательности страны, и т.д. и т.п. для включения в состав турпродукта; 8. Организовывает работу по продвижению туристских услуг на внешние рынки; 9. И т.д., и т.п. Таким образом, создание туристического продукта и его продвижение – это постоянная творческая работа всех специалистов туристического предприятия. Соответственно, туристские услуги создаются специалистами туристического предприятия, а не сотрудниками ресторанов. Поэтому, туристическое предприятие создает свой турпродукт, свои туристские услуги, а не перепродает чей-то продукт или чьи-то услуги, то есть является производителем турпродукта и производителем собственных туристских услуг, а не посредником в его сбыте. Туроператорское предприятие, пользуясь предоставленными законодательством льготами для экспортеров услуг, вкладывает средства на развитие услуг, развивает и увеличивает производство услуг на экспорт. Такая деятельность государством и стимулируется путем установления льгот и преференций. В описанной ситуации туроператорское предприятие являлось экспортером услуг собственного производства, и на законных основаниях использовало льготы по продаже части валютной выручки. Соответственно, выводы инспектора ГНИ, приведенные им в акте, были ошибочными, что пришлось доказывать в суде. С учетом изложенного, в соответствии с основным положением Закона «О туризме», предлагаем внести в обсуждаемый нормативно-правовой акт следующую формулировку: 1. Пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания: «Для туристской деятельности под услугами собственного производства понимаются туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста. Действие настоящего пункта распространяется также на правоотношения, возникшие до его принятия.» С уважением, Адвокат Бахтиёр Ахмедович Набиев, адвокатское удостоверение №.3395, тел.+998-90-175-69-90.
Qabul qilinmadi 2016-01-29 20:35:46
Согласно Закону РУз «О туризме» туристские услуги – услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туристов. Вносимые изменения не ограничивают права субъектов туристской деятельности на признание оказываемых ими отдельных видов туристских услуг услугами собственного производства. Речь идет о признании для туристской организации услугой собственного производства всего комплекса услуг в рамках реализованного тура. В соответствии со статьей 30 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" нормативно-правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.
Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
Нет результатов.

So`rovnoma natijalari