Hujjat nomi
Об утверждении Инструкции по технике безопасности и противопожарной защите автотранспортных средств, работающих на сжатом природном, сжиженном нефтяном газах или на смеси дизельного и газообразного топлива
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiBuyruq
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO`zbekiston avtomobil transporti agentligi
Hujjat muallifiO`zbekiston avtomobil transporti agentligi
Muhokama boshlanishi (sana)2016-05-23 17:11:42
Muhokama yakunlanishi (sana)2016-06-07 00:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

ПРОЕКТ

ПРИКАЗ

АВТОМОБИЛЬНОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Об утверждении Инструкции по технике безопасности и противопожарной

защите автотранспортных средств, работающих на сжатом природном,

сжиженном нефтяном газах или на смеси дизельного

и газообразного топлива

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О техническом регулировании», постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июля 2012 года№191 «Об утверждении общего технического регламента «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации», от 11 ноября 2015 года№326 «Об утверждении общего технического регламента«О безопасности автотранспортных средств, работающих на сжатом природном, сжиженном нефтяном газах или на смеси дизельного и газообразного топлива»приказываю:

1. Утвердить «Инструкцию по технике безопасности и противопожарной защите автотранспортных средств, работающих на сжатом природном, сжиженном нефтяном газах или на смеси дизельного и газообразного топлива» согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Начальник

В.Исмаилов

г. Ташкент,
«____»______________2016 года,

№______

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу начальника Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта

от « ___» _______2016 года№____

ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности и противопожарной защите автотранспортных средств,

работающих на сжатом природном, сжиженном нефтяном газах или на смеси дизельного и газообразного топлива

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О техническом регулировании», постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июля 2012 года №191 «Об утверждении общего технического регламента «О безопасности конструкции автотранспортных средствпо условиям эксплуатации» и от 11 ноября 2015 года №326 «Об утверждении общего технического регламента «О безопасности автотранспортных средств, работающихна сжатом природном,сжиженном нефтяном газах или на смеси дизельного и газообразного топлива», в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, имущества юридических, физических лиц и государства, а также охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Глава I. Общие положения

1. В настоящей Инструкции применяются следующие основные понятия:

газовый баллон — сосуд под избыточным внутренним давлением для хранения газов, как сжатых, то есть остающихся в газообразном состоянии независимо от давления, так и сжиженных;

газобаллонное оборудование — дополнительное оборудование, позволяющее хранить и подавать в двигатель внутреннего сгорания (ДВС) газообразное топливо;

сжатый природный газ (далее СПГ)продукт сжатия (компримирования) природного газа в компрессорных установках, используемый в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания;

сжиженный нефтяной газ (далее СНГ)смесь сжиженных под давлением легких углеводородов, состоящая в основном из пропана, изобутана и н-бутана, используемая в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания.

2. Водитель и дежурный механик являются ответственными лицами за соблюдение правил техники безопасности и противопожарной защите при эксплуатации и обслуживании автомобиля с установленным газобаллонным оборудованием.

3. Автотранспортное средство, оборудованное газобаллонным оборудованием, должно быть маркировано опознавательным знаком «DIQQATGAZ» согласно приложению.

§1. Обязанности, права водителя и требования к нему

4.Водитель обязан:

перед выездом проверить техническое состояние транспортного средства, крепление газового оборудования и газовых баллонов с целью обнаружения неисправностей и утечек газа (на слух, с использованием газоанализатора);

при обнаружении утечки газа во время осмотра закрыть магистральный вентиль и эвакуировать автомобиль в безопасное для людей место;

пуск двигателя после длительной стоянки производить при открытом капоте;

отогревать газовое оборудование в зимнее время только горячей водой, паром, горячим воздухом, применение открытого огня недопустимо;

закрывать и открывать вентили плавно, не применяя дополнительных рычагов;

проверку и ремонт приборов электрооборудования автомобиля производить только после проветривания подкапотного пространства;

проверять наличие искры в системе зажигания путем соединения свечей и проводов высокого напряжения при открытом расходном вентиле на газовым баллоне и положении переключателя вида топлива «ГАЗ»;

при появлении сильной утечки газа из газовых баллонов при закрытом вентиле, а также в случае неисправностей, которые не могут быть устранены водителем на линии и представляют опасность для окружающих и автомобиля, сообщить дежурному механику и принять срочные меры к перемещению автомобиля в безопасное место, где нет скопления людей, источников огня и жилых строений (не менее 100 метров);

при постановке газобаллонного автомобиля на ночную или длительную дневную стоянку, а также при нахождении в помещении для технического обслуживания обязательно закрыть расходный вентиль на газовом баллоне, выработать весь газ, находящийся в системе питания, проверить герметичность газового баллона, закрыть магистральный вентиль и выключить зажигание;

при повреждении автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия выключить зажигание, высадить пассажиров, закрыть магистральный вентиль, проверить состояние газового оборудования и принять необходимые меры, связанные с обстоятельствами ДТП и обеспечивающими безопасность;

информировать дежурного механика о неисправностях газового оборудования и требовать их оперативного устранения путём технического обслуживания и ремонта.

5. Водитель имеет право:

получать информацию о нормативно-правовых актах и сведения по эксплуатации автотранспортных средств с установленным газобалонным оборудованием;

при выявлении неисправности газового оборудования на линии требовать буксировки автомобиля до автотранспортного предприятия специальным автомобилем «техническая помощь».

6. Требования к водителю:

К вождению автомобилей с газобаллонным оборудованием допускаются водители,прошедшие обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверение на право работы с газобаллонным оборудованием.

Водителю автотранспортных средств с установленным газобаллонным оборудованием запрещается:

выезжать на линию на автомобиле с неисправным газовым оборудованием;

эксплуатировать автомобиль, у которого истёк срок очередного освидетельствования газовых баллонов;

подтягивать гайки или соединения, находящиеся под давлением, стучать металлическими предметами по газобаллонному оборудованию, находящемусяпод давлением;

производить какой-либо текущий ремонт или регулировку газобаллонного оборудования на территории автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (далее - АГНКС) и автомобильной газозаправочной станции (далее – АГЗС);

хранить автотранспортное средство с неисправным газобаллонным оборудованием на стоянках с газом в газовых баллонах;

осуществлять перестановку и замену газовых баллонов на автотранспортном средстве без разрешений лиц, ответственных за эксплуатацию автотранспортного средства;

оставлять автотранспортное средство на длительную стоянку с открытыми вентилями на газовых баллонах;

осуществлять выпуск газа из системы в помещениях в непосредственной близости от места стоянки автотранспортных средств или вблизи источников огня и общественных мест;

самостоятельно производить регулировку предохранительных устройств газобаллонного оборудования;

работать с неисправным газовым оборудованием при обнаружении внешних механических повреждений или наличии утечки газа в соединениях;

ремонтировать газовое оборудование, находящееся под давлением, а также при работающем двигателе;

ставить автотранспортное средство с газобаллонным оборудованием в помещении рядом с другими автомобилями на открытой стоянке при наличии утечек газа;

пользоваться для подогрева газового оборудования паяльными лампами или другими средствами подогрева открытым пламенем;

проверять пламенем герметичность соединений газового оборудования;

останавливать автотранспортное средство с газобаллонным оборудованием у мест с открытыми источниками огня, подносить к автомобилю огонь для освещения, пайкии сварки.

§2. Обязанности и права дежурного механика

7. Дежурный механик обязан:

разрешать выезд на линию автомобилей только с технически исправным газобаллонным оборудованием;

перед выездом произвести осмотр автотранспортного средства с целью обнаружения неисправностей и утечек газа (на слух, с использованием газоанализатора), проверить крепление газового оборудования и газовых баллонов;

при обнаружении утечки газа во время осмотра закрыть магистральный вентиль и эвакуировать автомобиль в безопасное для людей место;

проверять техническое состояние газобаллонного оборудования, его укомплектованность согласно требованию ПДД;

проверять у водителей наличие и сроки действия документации газобаллонного оборудования.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Mamajonov Ravshan Maxammadjonovich 2016-06-06 17:18:16
Тунги пайтда автотранспорт корхонаси ҳудудида газ баллон ўрнатилган автомобилда ёнғин содир бўлса, навбатчи механик қандай ишларни амалга оширади?
Qabul qilinmadi 2016-06-11 15:23:31
Хурматли Равшан Махамаджонович! Ишлаб чиқилган норматив-ҳуқуқий хужжатни мухокамасида қатнашганингиз ва берган таклифингиз учун Агентлик Сизга ўз миннатдорчилигини билдиради. Тунги пайтда автотранспорт корхонаси ҳудудида газ баллон ўрнатилган автомобилда ёнғин содир бўлса, навбатчи механик қуйидаги ишларни амалга оширади: - дарҳол ёнғин хавфсизлиги хизматига хабар бериш; - зудлик билан ёнғин содир бўлган жойдан транспорт воситаларини эвакуация қилиш чораларини кўриш лозим; - ёнғин содир бўлган автомобилни ёнғин ўчириш воситалари билан ёки бошқа воситалар билан ўчириш чораларини кўриш; - зарур бўлган холларда ёнаётган автомобилни хавфсиз жойга кўчириш чораларини кўриш.

8.Дежурный механик имеет право:

на получение информации о нормативно-правовых актах и сведений о эксплуатации автотранспортных средств с установленным газобалонным оборудованием;

на обучение на курсах повышения профессиональной квалификации по эксплуатации автотранспортных средств с установленным газобаллонным оборудованием;

на получение информации по технике безопасности и противопожарной защите автотранспортных средств у ответственных специалистов автотранспортного предприятия.

Глава II. Техника безопасности

§1. Эксплуатация газовых баллонов

9. Сроки службы металлических газовых баллонов устанавливаются заводом-изготовителем, но не более следующих сроков:

для баллонов СПГ — 15 лет или 15 000 циклов заправки;

для баллонов СНГ — 15 лет.

10. По истечении срока службы (или 15 000 циклов заправки для газовых баллонов СПГ) газовые баллоны подлежат утилизации.

11. Все газовые баллоны, установленные на автотранспортные средства, подлежат периодическому техническому освидетельствованию в соответствии с установленными сроками:

газовые баллоны СПГ — 1 раз в три года;

газовые баллоны СНГ — 1 раз в два года.

[ izohlar (1) ]

Izohlar va ularga berilgan javoblar

Dalabaev Nurmat Ismailovich 2016-06-06 14:40:18
Какие виды технического обслуживания и ремонта проводятся для автомобилей с установленным газобаллонным оборудованием?
Qabul qilinmadi 2016-06-11 15:24:07
Уважаемый Нурмат Исмаилович! Агентство выражает Вам свою признательность за участие в обсуждении нормативно-правового акта и внесенные предложения. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей с установленным газобаллонным оборудованием (за исключением обслуживания газобаллонного оборудования) идентичен регламенту, установленному для обычных автотранспортных средств - Ежедневное техническое обслуживание - ЕО - Сезонное техническое обслуживание - СО - Ежегодное техническое обслуживание - ТО

12. Максимальное рабочее давление заправки для газовых баллонов СПГ не должно превышать величину, равную 20 МПа.

13. Максимальное рабочее давление заправки для газовых баллонов СНГ не должно превышать величину, равную 1,6 МПа.

14. Газобаллонное оборудование должно быть смонтировано на автомобиле на заводе – изготовителе или специализированной организации. В паспорте на установку должна быть соответствующая отметка об этом и заключение об опрессовке системы рабочим давлением.

15. Газовые баллоны, установленные на автотранспортные средства, пострадавшие в результате дорожно-транспортных происшествий, или газовые баллоны, подвергшиеся воздействию открытого огня, подлежат повторному техническому освидетельствованию.

16. В Республике Узбекистан:

а) разрешается установка на автотранспортное средство только газовых баллонов типа СПГ-1, имеющих цельнометаллический корпус;

б) не допускается установка на автотранспортное средство газовых баллонов типа:

СПГ-2, имеющих металлический корпус с усилением его цилиндрической части просмоленной жгутовой нитью (намотка в виде обручей);

СПГ-3, имеющих металлический корпус с усилением его просмоленной жгутовой нитью по всему корпусу (сплошная намотка);

СПГ-4, имеющих неметаллический корпус с просмоленной жгутовой нитью (полностью из композитного материала).

17. На газовом баллоне, установленном на автомобиле, должна быть выбита и видна маркировка (на узбекском или русском языке):

а) товарный знак завода – изготовителя;

б) заводской номер газового баллона;

в) тип газового баллона (СПГ-1, СНГ);

г) дата (месяц, год) изготовления газового баллона и следующего освидетельствования;

д) срок службы газового баллона;

е) фактическая масса порожнего газового баллона (кг);

ж) рабочее давление газового баллона (МПа);

з) испытательноегидравлическое давление газового баллона (МПа);

и) вместимость газового баллона (л) в соответствии с государственным стандартом или техническими условиями на его изготовление.

18. Газовые баллоны автомобилей, работающих на СПГ и СНГ, окрашиваются в красный цвет, текст надписи на СПГ - метан, СНГ - пропан-бутан, соответственно цвет надписи – белый.

§2. Заправка автотранспортных средств

с установленным газобаллонным оборудованием

19. Автотранспортные средства с установленным газобаллонным оборудованием должны заправляться:

СПГ на АГНКС;

СНГ на АГЗС.

20. Наполнение газом газовых баллонов автотранспортных средств с установленным газобаллонным оборудованием должно производиться в соответствии с правилами по технике безопасности.

21. Газовые баллоны СНГ, горизонтально установленные на автотранспортном средстве, необходимо заправлять, оставляя не менее 20% свободного объема газового баллона для создания паровой подушки.

22. Заправка автотранспортных средств с установленным газобаллонным оборудованием на АГНКС и АГЗС должна производиться оператором и заправщиком после проверки документации газобаллонного оборудования.

23. При заправке газовых баллонов газом в целях безопасности запрещается:

заправлять газовый баллон свыше 90% по объёму;

заправлять газовый баллон при работающем двигателе;

находиться во время наполнения газового оборудования около наполнительного шланга;

отсоединять наполнительный шланг, находящийся под давлением;

производить какой-либо текущий ремонт и регулировку газобаллонного оборудования;

самостоятельно заправлять газовый баллон газом, выпускать газ в помещении в непосредственной близости от места стоянки других автомобилей или вблизи от источников огня и мест нахождения людей.

§3. Опасные свойства сжатого природного и сжиженного нефтяного газа

24. СПГ находится в системе питания под высоким давлением. В соединение с воздухом при превышении предельно – допустимой концентрации 15%происходит взрывоопасная обстановка.

25. Особенности при работе на СНГ:

а) в газообразном состоянии в 1,5 - 2 раза тяжелее воздуха, при утечке вызывает удушающее действие, что предопределяет меры безопасной эксплуатации. При хранении в гараже и обнаружении запаха газа необходимо произвести проветривание, открыв ворота и обеспечив движение воздуха в нижней части помещения. Опасность представляет скопление газа в смотровых канавах. Пропан – бутан обладает слабым наркотическим действием. При отравлении газом следует немедленно поместить пострадавшего на свежий воздух и вызвать скорую помощь;

б) низкие пределы взрываемости, газовоздушная смесь является гремучей;

в) во время внезапного выхода в атмосферу и попадания на незащищенную часть тела человека возможно обморожение;

г) максимальная температура нагрева газового баллона не должна превышать 45°С;

д) малая вязкость газообразного топлива пропана – бутана приводит к утечкам при неплотностях в соединениях газового оборудования;

е) сжиженные газы медленно перемешиваются с воздухом при утечках, создавая угрозы взрыва, особенно в непроветриваемых помещениях.

ж) газообразное топливо пропан – бутановая смесь не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому в её состав вводится специальное вещество с сильным характерным запахом - одорант (этилмеркаптан).

Глава III. Противопожарные мероприятия

26. Противопожарные требования:

курить и пользоваться открытым огнем на территории автотранспортного предприятия разрешается только в специально отведенных для этой цели местах;

автомобиль с установленным газобаллонный оборудованием должен быть снабжен углекислотным или порошковым огнетушителем;

вспыхнувший газ необходимо тушить углекислотным или порошковым огнетушителем, песком, кошмой;

газовый баллон следует обильно поливать холодной водой с целью предупреждения чрезмерного повышения в ней давления из - за нагрева;

если пожар возник при работающем двигателе, то необходимо при закрытых газовых вентилях увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы быстрее выработать газ из газобаллонного оборудования.

27. В случае возникновения пожара во время движения автомобиля водитель обязан:

немедленно остановиться в безопасном месте;

выключить зажигание;

высадить пассажиров;

перекрыть магистральный вентиль;

используя бортовые средства огнетушения, приложить все усилия к ликвидации очага пожара;

сообщить о происшествии в пожарную команду и дежурному механику автотранспортного предприятия;

по прибытии пожарной команды действовать по указанию командира пожарной команды.

Глава IV. Заключительные положения

28. Контроль за соблюдением водителем автотранспортного средства и дежурным механиком требований настоящей Инструкции осуществляется в соответствиис законодательством.

29. Настоящая Инструкция согласована с Министерством внутреннихдел Республики Узбекистан, Государственной инспекцией «Саноатгеоконтехназорат», Агентством «Узстандарт» и Государственной инспекцией «Узгоснефтгазинспекция».

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Инструкции по технике безопасности и противопожарной

защите автотранспортных средств, работающих на сжатом природном, сжиженном нефтяном газах или на

смеси дизельного и газообразного топлива

Образец опознавательного знака, предназначенного для маркировки автотранспортного средства, работающего на газообразном топливе.

DIQQAT GAZ

Опознавательный знак изготавливается на самоклеящейся основе из материалов, устойчивых к истиранию и воздействию погодных условий.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Норматив ҳуқуқий ҳужжат (НҲҲ) лойиҳасини ишлаб чиқишНизомни ишлаб чиқиш23.05.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги
2НҲҲни Ягона порталда муҳокама ўтказиш учун жойлаштиришЯгона порталда НҲҲ лойиҳасини ва жадвални жойлаштириш 23.05.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги
3НҲҲ ни муҳокама қилишНҲҲ ни муҳокама қилиш23.05.2016 й. - 07.06.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги Ягона порталда муҳокама иштирокчилари
4Таклиф ва мулоҳазаларни инобатга олган холда НҲҲ лойиҳасини қайта ишлашИнобатга олинган қўшимчаларни умумлаштириш, НҲҲ лойиҳасини қайта ишлаш ва қайта ишланган лойиҳани Ягона порталда жойлаштириш20.06.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги
5НҲҲ лойиҳасини алоқадор вазирлик, идоралар билан келишишНҲҲ лойиҳасини келишиш учун алоқадор вазирлик ва идораларга юбориш20.09.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги, алоқадор вазирлик ва идоралар
6Вазирлик ва идораларнинг таклифларини НҲҲ лойиҳасига киритишАлоқадор вазирлик ва идораларнинг таклифлари асосида НҲҲни қайта ишлаш20.09.2016 й. - 10.10.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги
7НҲҲ бўйича қарор қабул қилишНҲҲ бўйича қарор қабул қилиш10.10.2016 й. - 17.10.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги
8НҲҲни давлат рўйхатидан ўтказиш учун киритишНҲҲни давлат рўйхатидан ўтказиш учун Адлия вазирлигига киритиш20.10.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги
9Таклиф ва мулоҳазаларни инобатга олган холда НҲҲ лойиҳасини қайта ишлашАдлия вазирлиги таклифлари ва мулоҳазаларини инобатга олган холда НҲҲ лойиҳасини қайта ишлаш27.10.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги
10НҲҲни давлат рўйхатидан ўтказиш учун такроран киритишНҲҲни давлат рўйхатидан ўтказиш учун Адлия вазирлигига такроран киритиш01.11.2016 й.Ўзбекистон автомобиль ва дарё транспорти агентлиги

So`rovnoma natijalari