Hujjat nomi
Об утверждении Положение о порядке организации деятельности информационных посредников при проведении электронных аукционов, конкурсов, электронной выставочно-ярмарочной торговли и других форм электронной коммерции
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi
Hujjat muallifiO'zbekiston Respublikasi tovar xom ashyo birjasi
Muhokama boshlanishi (sana)2016-06-13 09:56:00
Muhokama yakunlanishi (sana)2016-06-28 00:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

В целях ускоренного развития электронной коммерции в Республике Узбекистан и создания дополнительных благоприятных условий деятельности информационных посредников и участников электронной коммерции, Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке организации деятельности информационных посредников при проведении электронных аукционов, конкурсов, электронной выставочно-ярмарочной торговли и других форм электронной коммерции согласно приложению.

2. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 октября
2016 года в установленном порядке утвердить Положение об общих требованиях к информационным системам информационных посредников.

3. Агентству «Узстандарт» Республики Узбекистан в месячный срок внести необходимые дополнения в Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности, обеспечивающих классификацию деятельности информационных посредников, осуществляющих деятельность по организации электронных аукционов, конкурсов, электронной выставочно-ярмарочной торговли и других форм электронной коммерции, с отнесением ее к секции J «Информация и связь».

4. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан провести широкую разъяснительную работу, в том числе через средства массовой информации, о различиях в деятельности и налогообложении информационных и торговых посредников.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Азимова Р.С.

Премьер-министр Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев

Приложение

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан

от «__» ________ 2016 г. № __

Положение

о порядке организации деятельности информационных посредников при проведении электронных аукционов и конкурсов, электронной выставочно-ярмарочной торговли и других форм электронной коммерции

Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» и Концепцией развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016-2018 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 декабря 2015 года № 353 «Об утверждении Концепции развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на период 2016-2018 годы», устанавливает общие требования к деятельности информационных посредников, осуществляющих деятельность по организации электронных ярмарок, аукционов, конкурсов и других форм электронной коммерции и определяет порядок организации электронных аукционов, конкурсов, выставочно-ярмарочной торговли и других форм электронной коммерции, осуществляемой ее участниками с использованием информационных систем информационных посредников.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение не распространяется на отношения, возникающие из сделок, заключенных с использованием информационных систем, принадлежащих участникам электронной коммерции, а также на деятельность:

операторов и провайдеров сетей телекоммуникаций;

банков и платежных систем, оказывающих услуги по проведению платежей участников электронной коммерции;

организаторов электронной биржевой и внебиржевой торговли стандартными однородными (биржевыми) товарами, ценными бумагами и валютными ценностями,

по организации электронных государственных и корпоративных закупок;

организаторов электронной торговли объектами недвижимости;

информационных посредников, оказывающим участникам электронной коммерции услуги, не связанные с заключением сделок и проведением транзакций в информационной системе информационного посредника (электронные доски объявлений).

2. В целях настоящего Положения используются следующие термины и определения:

акцептант - участник электронной коммерции, совершающий акцепт (безоговорочное принятие условий совершения сделки) оферты, предложенной оферентом (покупатель при реализации товара и поставщик при его закупке);

информационный посредник – юридическое лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным настоящим Положением, оказывающее участникам электронной коммерции услуги по заключению сделок и/или проведению транзакций в области электронной коммерции через информационную систему, оператором которой он является;

оферент -участник электронной коммерции, разместивший предложение совершить сделку, содержащее все условия ее осуществления (оферту) в информационной системе информационного посредника (продавец при реализации товара и заказчик при его закупке);

транзакция -

продукция – товары, работы и услуги;

режим организации расчетов – порядок организации расчетов по сделкам с оплатой за товары напрямую, без участия информационных посредников, с предоставлением информационным посредником частичной гарантии исполнения обязательств по сделке или с предоставлением информационным посредником гарантий полного исполнения обязательств;

II. Информационные посредники, предъявляемые к ним требования, их обязанности и права

3. Информационным посредником является юридическое лицо, резидент Республики Узбекистан, владеющее информационной системой, с помощью которой оно оказывают участникам электронной коммерции услуги, связанные с:

заключением сделок по реализации или закупке продукции (торговые платформы);

продвижением продукции, торговых и товарных марок, брендов, фирменных наименований участников электронной коммерции, предусматривающих вовлечение потребителей в процесс маркетинговых мероприятий и предоставление им определенных льгот, наград и преференций (маркетинговые платформы);

заключением договоров с использованием информационной системы и их хранением, а также хранением и/или постановкой на учет договоров, заключенных без использования информационных систем (электронные репозитарии).

Информационные посредники вправе также оказывать участникам электронной коммерции информационные, образовательные, консультативные, рекрутинговые, клиринговые, расчетные, логистические и другие сопутствующие услуги в соответствии с настоящим Положением или иными актами законодательства.

4. За исключением случаев, предусмотренных законодательством, информационный посредник не вправе:

осуществлять электронную торговлю и становиться стороной сделки, заключенной с использованием информационных систем, владельцем и/или оператором которых он является;

осуществлять производственную, торговую и торгово-посредническую деятельность;

осуществлять иную деятельность, не связанную с оказанием основных и сопутствующих услуг в качестве информационного посредника, в порядке, определенном настоящим Положением.

5. Информационные посредники должны соответствовать установленным настоящим Положением обязательным требованиям и условиям по финансовой состоятельности, технологической оснащенности, к качеству предоставляемых услуг и обязательному раскрытию информации.

6. Обязательными требованиями и условиями по осуществлению деятельности информационных посредников являются:

соблюдение законодательства Республики Узбекистан, регулирующего отношения в области электронной коммерции;

наличие сформированного уставного фонда в размере не менее 3500-кратного размера минимальной заработной платы, из которых денежными средствами - не менее 1200-кратного размера минимальной заработной платы;

соответствие информационной системы информационного посредника требованиям, установленным Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций;

обязательное раскрытие на своем сайте в сети интернет подтвержденной внешней аудиторской организацией информации и документов, в объемах и в сроки, предусмотренные настоящим Положением;

размещение в порядке, определенном законодательством, информации о ценах по договорам, заключенным с использованием информационной системы информационного посредника на специальном информационном портале. При этом, взимание оператором специального информационного портала платы с информационных посредников за размещение информации о ценах не допускается.

7. Минимальный размер уставного фонда (уставного капитала) информационного посредника, оказывающего в дополнение к основным услугам услуги по расчетному или расчетно-клиринговому обслуживанию участников электронной коммерции, должен составлять не менее суммы, эквивалентной четыремстам тысячам долларов США по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату государственной регистрации юридического лица.

Правила расчетного (расчетно-клирингового) обслуживания информационного посредника, не имеющего лицензии на право осуществления биржевой деятельности, должны быть согласованы с Центральным банком Республики Узбекистан.

8. Информационный посредник имеет право:

самостоятельно определять условия оказываемых услуг участникам электронной коммерции и цены на свои услуги, за исключением случаев, установленных законодательством;

самостоятельно устанавливать правила, стандарты и процедуры организации электронной коммерции, осуществляемой с использованием его информационной системы и требования к участникам электронной коммерции;

приостанавливать предоставление услуг участникам электронной коммерции или отказывать в их предоставлении в случае нарушения ими установленных информационным посредником правил, стандартов и процедур, несоответствия участника электронной коммерции предъявляемым к нему требованиям или наличия у участника электронной коммерции непогашенной задолженности перед информационным посредником или перед участниками электронной коммерции;

создавать совместные с другими информационными посредниками базы данных, в том числе реестры недобросовестных участников электронной коммерции, участвовать в совместных акциях, направленных на привлечение участников электронной коммерции, защиту от коммерческих и иных рисков;

на договорной основе осуществлять сотрудничество с платежными системами, банками, биржами, кредитными организациями или создавать, в порядке, определенном законодательством, собственную расчетную систему;

совмещать оказание услуг по организации торговой, маркетинговой, репозитарной, логистической, расчетной и иных платформ.

9. Информационный посредник обязан:

осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с организацией электронной коммерции в течение не менее пяти лет и ежедневное резервное копирование такой информации и документов;

размещать свою информационную систему на серверах, находящихся на территории Республики Узбекистан или на серверах за рубежом, обеспечивающих предоставление информации органам государственной власти и управления в соотвествии с законодательством Республики Узбекистан;

обеспечить взаимодействие своих баз данных с базами данных специального информационного портала в целях размещения на нем в режиме реального времени информации об уровне цен, сложившихся по результатам заключения сделок с использованием его информационной системы.

10. Информационный посредник обязан обеспечить раскрытие на своем сайте в сети интернет следующей информации и документов:

нормативно-правовых актов, регламентирующим электронную коммерцию в Республике Узбекистан;

публичного договора на оказание услуг участникам электронной коммерции;

правил электронной коммерции и любых внутренних локальных актов, имеющих обязательную силу для участников электронной коммерции;

своих годовых отчетов с приложением аудиторских заключений в отношении содержащейся в них отчетности;

тарифов на оказание услуг за пользование своей информационной системой;

иной информации, обязательное раскрытие которой предусмотрено законодательством.

11. Информационный посредник не обязан контролировать или проверять достоверность передаваемых, получаемых и хранимых электронных документов и электронных сообщений, а также их соответствие законодательству.

Информационный посредник не несет ответственности за правовые последствия, связанные с содержанием передаваемых им электронных документов и электронных сообщений других субъектов электронной коммерции.

12. Информационный посредник не вправе вмешиваться в процесс осуществления электронной коммерции, ограничивать свободу участников электронной коммерции в выборе контрагентов и заключении сделок, в процесс ценообразования при их заключении, иным образом ограничивать права участников электронной коммерции, предоставленные им законодательством.

III.Участники электронной коммерции

13. Участниками электронной коммерции с использованием информационных систем информационных посредников признаются юридические и физические лица, являющиеся сторонами сделок - продавцами (поставщиками) и покупателями (заказчиками), а также агенты, аккредитованные информационным посредником и оказывающие продавцам и покупателям услуги по участию в электронной коммерции.

14. Информационная система информационного посредника должна в обязательном порядке обеспечивать регистрацию и идентификацию участников электронной коммерции, осуществляющих хозяйственную деятельность с использованием информационных систем.

15. Продавцами товаров (поставщиками услуг, исполнителями работ) в электронной коммерции с использованием информационных систем информационных посредников могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

16. Агентами в электронной коммерции могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные информационным посредником – оператором информационной системы в соответствии с утвержденными им правилами аккредитации.

17. Взаимоотношения между агентами и их клиентами (продавцами и покупателями), в том числе сумма получаемого ими вознаграждения за оказанные услуги, регулируются заключенным между ними договором поручения или договором комиссии.

18. Агент обязан соблюдать конфиденциальность сведений, ставших ему известными в результате обслуживания клиента.

19. Агент не несет ответственности перед своим клиентом или третьими лицами за последствия, наступившие в результате точного исполнения им поручений клиента. Клиент несет исключительную ответственность за любые результаты действий, совершенных агентом в информационной системе информационного посредника в строгом соотвествии с поручением клиента.

20. Взаимоотношения участников электронной коммерции и информационных посредников определяются условиями публичного договора, размещенного в свободном доступе в информационной системе информационного посредника.

21. Информационный посредник обязан обеспечить равенство участников электронной коммерции. Условия предоставления информационным посредником услуг участникам электронной коммерции, в том числе их стоимость, должны быть одинаковыми для всех участников электронной коммерции.

Договор о предоставлении информационным посредником услуг участникам электронной коммерции может содержать особые условия, в том числе дифференцированные тарифы на предоставление услуг отдельным категориям участников электронной коммерции, в зависимости от продолжительности их сотрудничества с информационным посредником, суммы сделок, заключенных с использованием его информационной системы, и иных предусмотренных договором ситуаций. В этом случае, особые условия обслуживания должны быть доступны всем участникам электронной коммерции, в случае, если участники электронной коммерции отвечают условиям, установленным информационным посредником.

В целях привлечения участников к участию в электронной коммерции с использованием информационной системы информационного посредника, информационный посредник вправе предоставлять льготные условия новым клиентам или отдельным категориям клиентов.

22. Договор об оказании информационным посредником услуг участникам электронной коммерции должен включать в себя Правила информационного посредника или включать в себя ссылку на них, как на неотъемлемую часть договора.

23. Информационный посредник не несет ответственности перед третьими лицами по обязательствам участников электронной коммерции, в том числе по договорам, заключенным с использованием его информационной системы, за исключением случаев, когда такая ответственность предусмотрена договором с участником электронной коммерции и/или Правилами информационного посредника. Участники электронной коммерции не несут ответственности по обязательствам информационного посредника.

24. Информационный посредник не вправе заключать, с использованием своей информационной системы, сделки от своего имени и/или за свой счет или по поручению участника электронной коммерции заключать сделки от его имени и/или за его счет, за исключением случаев исполнения информационным посредником функций центрального контрагента по сделкам, гаранта, логистического или платежного агента участника электронной коммерции или оказания им иных сопутствующих услуг, предусмотренных настоящим Положением.

25. Информационный посредник вправе обеспечивать организацию расчетов, доставку продукции, гарантировать исполнение обязательств участников электронной коммерции в порядке, предусмотренном Правилами информационного посредника.

В случае, если для предоставления каких-либо сопутствующих услуг законодательством предусмотрено наличие лицензии или иного разрешительного документа, а также установлены требования, которым должно соответствовать лицо, предоставляющее такие услуги, информационный посредник обязан иметь лицензию (разрешительный документ) и/или соответствовать установленным требованиям.

IV.Порядок организации электронной коммерции

26. Сделки с использованием информационных систем информационных посредников могут заключаться конкурентными или не конкурентными способами.

27. Конкурентными способами заключения сделок в электронной коммерции признаются электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос предложений и электронный запрос цен, а также иные способы организации электронной коммерции, при которых информационная система информационного посредника обеспечивает:

возможность акцепта публичной оферты не менее чем трем акцептантам;

автоматического выбора победителя конкурентной процедуры и заключения договора с акцептантом, предложившим наилучшие для оферента условия исполнения договора.

При этом, способ признается конкурентным, независимо от числа потенциальных акцептантов, воспользовавшихся возможностью принятия оферты.

28. При организации электронной коммерции способами электронного конкурса и/или электронного аукциона срок определения их победителя, заключения сделки и заключения договоров по результатам их проведения должен составлять не менее 30 дней с момента размещения объявления об их проведении в информационной системе информационного посредника, если иное не предусмотрено законодательством.

29. При использовании неконкурентных способов электронной коммерции, сделка заключается на условиях, определенных офертой, посредством акцепта акцептантом публичной оферты оферента, размещенной в информационной системе информационного посредника, на условиях, определенных офертой.

30. Информационная система должна предусматривать автоматическую регистрацию сделки в соответствии с Правилами информационного посредника и условиями оферты.

31. Не допускается заключение с использованием информационных систем информационных посредников сделок, которые, в соответствии с законодательством, подлежат обязательной государственной регистрации и/или нотариальному удостоверению.

32. Не допускается регистрация информационным посредником:

изменений и дополнений к договору, заключенному по результатам сделки, совершенной в информационной системе информационного посредника;

сделки, совершенной вне его информационной системы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

33. Электронная коммерция с использованием информационных систем информационных посредников осуществляется в соответствии с Правилами информационного посредника, утвержденных в соответствии с принятыми у информационного посредника процедурами.

34. Правила информационного посредника должны устанавливаться заранее и быть одинаковыми для всех участников электронной коммерции. Правила информационного посредника, изменения и дополнения к ним, вступают в силу не ранее трех рабочих дней с момента их публикации в открытом доступе на сайте информационного посредника.

Если Правилами информационного посредника предусмотрено наличие категорий участников электронной коммерции с дифференцированными правами и обязанностями для их различных категорий, всем участникам электронной коммерции должна быть предоставлена возможность самостоятельного выбора любой категории, при условии соответствия участника электронной коммерции требованиям, предъявляемым к этим категориям.

35. Правила информационного посредника не должны противоречить настоящему Положению и иным актам законодательства, регулирующего отношения в области электронной коммерции, и в обязательном порядке должны содержать:

права и обязанности информационного посредника;

требования к участникам электронной коммерции и порядок их допуска к осуществлению электронной коммерции с использованием информационных систем информационных посредников;

права и обязанности участников электронной коммерции;

порядок регистрации и идентификации участника электронной коммерции;

порядок организации электронной коммерции, заключения сделок, оформления и регистрации договоров;

порядок формирования цен по результатам совершения сделок в информационной системе информационного посредника;

порядок исполнения обязательств по заключенным договорам, организации расчетов (оплаты за товар и его поставки);

порядок раскрытия информации о совершенных сделках, мерах по защите служебной и коммерческой тайны участников электронной коммерции;

положение об ответственности за нарушение Правил информационного посредника;

меры по защите интересов участников электронной коммерции и ответственности информационного посредника за их нарушение;

допустимые цели и условия использования информационным посредником персональных данных участника электронной коммерции и меры ответственности информационного посредника за их нарушение;

порядок рассмотрения споров и разногласий, возникающих в процессе электронной коммерции, осуществляемой с использованием информационной системы информационного посредника.

36. Правила информационного посредника могут также содержать:

порядок регистрации (аккредитации) профессиональных посредников (агентов), оказывающих участникам электронной коммерции услуги по участию в электронной коммерции, совокупность предъявляемых к ним требований;

права и обязанности профессиональных посредников;

порядок и условия предоставления информационным посредником гарантий исполнения сделок, совершенных с использованием его информационной системы;

иные положения в соответствии с законодательством.

37. Правила информационного посредника являются неотъемлемой частью публичной оферты информационного посредника, принятие которой участником электронной коммерции признается его полным и безоговорочным согласием с условиями организации электронной коммерции в соответствии с Правилами информационного посредника.

38. Электронным аукционом является способ реализации или закупок товара с использованием информационной системы информационного посредника, победителем которого признается претендент (участник аукциона), предложивший в процессе торгов исполнение договора по наилучшей цене (наибольшей - при проведении аукциона на повышение цены, и наименьшей – при проведении аукциона на понижение цены).

39. Информационная система информационного посредника, посредством которой обеспечивается проведение электронного аукциона, должна обеспечивать:

предварительное размещение в свободном доступе в информационной системе информационного посредника объявления о проведении аукциона (открытый электронный аукцион) или направление в адрес потенциальных участников приглашения принять участие в аукционе (закрытый аукцион);

конфиденциальность сведений об участниках аукциона до момента определения победителя аукциона;

систему учета вносимых участниками аукциона предварительных задатков, обеспечивающих подписание ими договора, в случе признания их победителями торгов;

свободный доступ всех участников аукциона к информации о лучшей на данный момент цене в режиме онлайн;

возможность подачи любым участником аукциона новой заявки по лучшей цене в течение всего срока проведения аукциона;

автоматическое сопоставление цен участников аукциона и определение победителя аукциона на момент окончания аукциона;

автоматическое формирование результатов проведения аукциона (протокола аукционных торгов или договора с победителем аукциона) и обеспечение доступа к нему для всех участников аукциона (закрытый аукцион) или его публикации в свободном доступе (открытый аукцион).

40. Объявление о проведении электронного аукциона должно быть размещено в информационной системе информационного посредника не менее чем за 30 дней до момента определения его победителя, если иное не предусмотрено законодательством.

Объявление о проведении электронного аукциона должно содержать все наиболее существенные условия договора, который будет заключён с его победителем, в том числе начальную (стартовую) цену. Уровень стартовой цены определяет оферент.

41. По результатам проведения электронного аукциона информационная система формирует договор между оферентом и победителем аукциона. Права и обязанности по договору, сформированному по результатам проведения электронного аукциона возникают в момент электронной регистрации сделки информационной системой. Односторонний отказ от исполнения условий договора не допускается. В случае отказа одной из сторон от исполнения условий договора, недобросовестная сторона несёт ответственность в соответствии с правилами электронного аукциона. Если правилами электронного аукциона предусмотрено предварительное внесение задатков, в случае отказа одной из сторон от исполнения условий договора, её задаток передаётся пострадавшей стороне.

42. Электронным конкурсом является способ реализации или закупок товара с использованием информационной системы информационного посредника, победителем которого признается претендент, предложивший в процессе электронных конкурсных торгов наилучшие для оферента условия исполнения договора по совокупности критериев, которые установлены оферентом в конкурсной документации.

43. Информационная система информационного посредника, посредством которой обеспечивается проведение электронного конкурса, должна обеспечивать:

предварительное размещение организатором электронного конкурса в свободном доступе в информационной системе информационного посредника объявления о проведении конкурса (открытый электронный конкурс) или направление им в адрес потенциальных участников приглашения принять участие в конкурсе (закрытый конкурс);

систему допуска к конкурсным торгам участников конкурса, соответствующих требованиям, определенным оферентом;

конфиденциальность сведений об участниках конкурса до момента определения победителя конкурса;

систему учета вносимых участниками конкурса предварительных задатков, обеспечивающих подписание ими договора, в случе признания их победителями торгов;

автоматическое сопоставление лучших предложений участников конкурса и определение победителя конкурса на момент его окончания или формирование протокола членов конкурсной комиссии, если победитель конкурса определяется голосованием членов комиссии;

автоматическое формирование результатов проведения конкурса (протокола конкурсных торгов или договора с победителем конкурса) и обеспечение доступа к нему для всех участников конкурса (закрытый конкурс) или его публикации в свободном доступе (открытый конкурс).

44. Объявление о проведении электронного конкурса должно быть размещено в информационной системе информационного посредника не менее чем за 30 дней до момента определения его победителя.

45. Конкурсная комиссия разрабатывает, утверждает и размещает в информационной системе информационного посредника конкурсную документацию, которая может состоять из трех частей: общей, технической и коммерческой.

46. Конкурсная документация становится доступной всем претендентам после получения от них платы, в размере установленной оферентом.

47. По результатам проведения электронного конкурса информационная система формирует договор между оферентом и победителем конкурса. Права и обязанности по договору, сформированному по результатам проведения электронного конкурса возникают в момент электронной регистрации сделки информационной системой. Односторонний отказ от исполнения условий договора не допускается. В случае отказа одной из сторон от исполнения условий договора, недобросовестная сторона несёт ответственность в соответствии с правилами электронного конкурса. Если правилами электронного конкурса предусмотрено предварительное внесение задатков, в случае отказа одной из сторон от исполнения условий договора, её задаток передаётся пострадавшей стороне.

48. Постановка сделок на учет в информационной системе информационного посредника является конкурентным способом электронной коммерции, в ходе которой одна из сторон сделки под условием, заключенной вне информационной системы (инициатор постановки сделки на учет), обеспечивает себе возможность заключения договора по лучшей цене.

49. Постановке на учет в информационной системе информационного посредника подлежат сделки, заключенные под отменительным условием, в соответствии с которым, если в результате постановки сделки на учет в течение оговоренного договором срока кто-либо из пользователей информационной системы предложит иную цену, более выгодную для инициатора постановки сделки на учет:

права и обязанности по договору, заключенному вне информационной системы, прекращаются без последствий для сторон;

инициатор постановки сделки на учет заключает с победителем процедуры новый договор, регистрируемый информационной системой.

50. При постановке сделки на учет, информационная система информационного посредника в автоматическом режиме:

обеспечивает доступ к информации о постановке сделки на учет или направляет приглашения принять участие в запросе цен всем зарегистрированным в системе потенциальным продавцам или покупателям продукции;

определяет победителя процедуры постановки сделки на учет путем сопоставления ценовых предложений.

51. В случае, если в течение оговоренного договором срока (но не менее 48 часов) информационной системой не зарегистрировано ни одного ценового предложения со стороны пользователей информационной системы информационная система регистрирует договор между двумя его первоначальными сторонами и цена договора признается рыночной.

52. Электронной выставочно-ярмарочной торговлей является форма организации электронной коммерции, при которой информационный посредник обеспечивает участникам электронной коммерции возможность реализации (приобретения) товаров с предоставлением покупателям возможности осмотра их электронных образцов и моделей, фото или видео материалов, электронных каталогов, проспектов, рекламных бюллетеней или других электронных документов, характеризующих товар.

53. Выставление оферты и ее акцепт осуществляются продавцами и покупателями через их персональные кабинеты, которые открываются им информационным посредником.

54. Сделки в электронной выставочно-ярмарочной торговле могут заключаться конкурентными или не конкурентными способами.

55. При заключении в электронной выставочно-ярмарочной торговли сделок с использованием неконкурентных способов организации торговли, сделка заключается оферентом с любым, кто отзовется на его предложение. Обязательства оферента по заключению сделки с любым лицом, принявшим его оферту, может ограничиваться исключительно количеством выставленного им товара или ограничениями дееспособности покупателя, установленными законодательством или офертой.

Информационная система информационного посредника должна обеспечивать деактивацию заявки продавца в случае реализации в информационной системе выставленной продавцом партии товара или окончания срока действия его оферты. При отсутствии в информационной системе указанных функций информационный посредник несет солидарную с продавцом ответственность перед покупателем.

56. При заключении в электронной выставочно-ярмарочной торговле сделок с использованием конкурентных способов, информационная система информационного посредника обязана обеспечить:

предоставление возможности акцепта публичной оферты продавца всем потенциальным контрагентам в течение установленного офертой срока, но не менее 24 часов с момента размещения оферты;

автоматическое определение в качестве покупателя зарегистрированного в системе участника, предложившего наибольшую цену;

формирование договора между оферентом и определенным информационной системой покупателем на условиях, изложенных в оферте и по цене покупателя.

57. Информационный посредник, оказывающий услуги по организации электронной выставочно-ярмарочной торговли может предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможность организации электронной розничной торговли с использованием своей информационной системы (конструктор магазинов).

58. Покупателями в электронной розничной торговле с использованием информационной системы информационного посредника могут выступать физические лица, приобретающие товары (работы, услуги) для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

59. Продавцами при организации электронной розничной выставочно-ярмарочной торговли могут выступать зарегистрированные информационным посредником юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, имеющие действующее на момент осуществления сделки разрешительное свидетельство на осуществление розничной торговли.

60. Информационная система информационного посредника должна обеспечивать возможность осуществления розничной торговли зарегистрированными продавцами исключительно в период действия разрешительного свидетельства.

61. Не допускается размещение в информационной системе информационного посредника оферты продавца без указания цены товара. При заключении сделки указанная в оферте цена на товар может быть пересмотрена соглашением сторон исключительно в сторону ее снижения.

Отказ от поставки товара по указанной в оферте цене не допускается. Не допускается также увеличение указанной в оферте цены под предлогом улучшения потребительских или функциональных свойств товара или по иным причинам.

62. При организации электронной розничной выставочно-ярмарочной торговли информационная система информационного посредника должна обеспечивать возможность возврата средств покупателя в предусмотренном законодательством случае его отказа от товара.

63. Использование продавцом поступивших от покупателя средств до истечения 10 дней с момента поставки товара, за исключением продовольственных и других товаров, входящих в определенный законодательством перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену или до момента поставки продовольственных и других товаров, входящих в определенный законодательством перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену, допускается исключительно при условии, если Правилами информационного посредника и его договором с продавцом предусмотрена ответственность информационного посредника перед покупателем за невыполнение условий договора продавцом.

64. Возврат средств покупателя в предусмотренном законодательством случае его отказа от товара осуществляется на его лицевой счет в платежной системе информационного посредника или иными, предусмотренными законодательством способами. При совершении покупателем розничной сделки предусмотренные способы возврата средств должны быть акцептованы покупателем дополнительно к его акцепту договора с продавцом при заключении договора купли-продажи.

65. При осуществлении оплаты наличными средствами, информационная система информационного посредника должна обеспечивать возможность ввода покупателем информации об исполнении обязательств продавца по поставке товара.

66. По договору комиссии торговый посредник (аккредитованный информационным посредником агент-комиссионер, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить через электронный магазин, арендуемый им в информационной системе информационного посредника одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

67. При организации электронной розничной выставочно-ярмарочной торговли комитентом вправе выступать резиденты Республики Узбекистан:

юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, имеющие разрешительное свидетельство на осуществление розничной торговли, действующее на момент совершения сделок с использованием информационной системы информационного посредника;

юридические лица, имеющие фирменные магазины, находящиеся на их балансе;

производители продукции - юридические лица и индивидуальные предприниматели.

68. При организации электронной розничной выставочно-ярмарочной торговли агент-комиссионер вправе оказывать также услуги по доставке товаров покупателю с использованием личного транспорта, если это предусмотрено договором комиссии.

69. Организация электронной розничной выставочно-ярмарочной торговли по договору комиссии осуществляется в соответствии с утвержденными информационным посредником Правилами организации комиссионной электронной розничной выставочно-ярмарочной торговли.

70. По сделке, совершенной агентом-комиссионером с покупателем, приобретает права и становится обязанным агент-комиссионер, даже если комитент и был назван в сделке или вступил с покупателем в непосредственные отношения по исполнению сделки.

71. При организации электронной розничной выставочно-ярмарочной торговли по договору комиссии, информационная система информационного посредника должна дополнительно обеспечивать:

учет и хранение договоров комиссии, на основании которых осуществляет свою деятельность в информационной системе агент-комиссионер;

учет всех сделок, совершенных агентом-комиссионером с каждым комитентом;

осуществление расчетов между продавцами и покупателями через расчетную систему информационного посредника;

определение размера и зачисление комиссионного вознаграждения агента-комиссионера по сделкам, совершенным им в информационной системе на его лицевой счет на депозитном счете информационного посредника в обслуживающем банке.

72. Информационная система информационного посредника должна обеспечивать выставление товаров от имени агента-комиссионера исключительно в период срока действия договора комиссии. В случае непоставки товара покупателю по причине реализации товара вне срока действия договора комиссии, информационный посредник несет солидарную ответственность с агентом-комиссионером перед покупателем.

73. Электронным репозитарием называется информационный посредник, обеспечивающий хозяйствующим субъектам одну или несколько следующих услуг по:

заключению договоров с использованием его информационной системы и их хранению;

хранению в его информационной системе договоров, заключенных без ее использования;

проведению расчетов и мониторингу исполнения обязательств по размещенным в информационной системе договорам;

рассмотрению в третейском суде электронного репозитария споров и разногласий по по размещенным в его информационной системе договорам.

74. Для заключения договора с использованием информационной системы электронного репозитария, зарегистрированный электронным репозитарием участник электронной коммерции (оферент):

обращается к другому зарегистрированному электронным репозитарием участнику электронной коммерции с предложением заключить договор;

открывает своему контрагенту, не зарегистрированному электронным репозитарием, доступ к информационной системе в качестве акцептанта.

75. Информационная система электронного репозитария обеспечивает:

размещение оферты (проекта договора в редакции участника электронной коммерции);

возможность редактирования сторонами текста проекта договора, внесения изменений и дополнений к тексту проекта, с предоставлением комментариев и обоснований к ним;

включение в текст договора третейской оговорки с последующим рассмотрением споров и разногласий по исполнению обязательств в третейском суде электронного репозитария;

возможность подписания договора предусмотренным законодательством об электронной коммерции способами;

электронную регистрацию информационной системой информационного посредника договора и внесение его в реестр зарегистрированных договоров:

возможность постановки договора на учет и обеспечения мониторинга исполнения обязательств по договору.

76. При заключении договора, участники электронной коммерции вправе пользоваться библиотекой договоров, размещенной в информационной системе электронного репозитария.

Проекты договоров, размещенных в библиотеке электронного репозитария, должны пройти правовую экспертизу юридической службы электронного репозитария.

77. Договора, заключенные хозяйствующими субъектами без использования информационных систем информационных посредников, а также изменения и дополнения к ним могут быть поставлены на учет в электронных репозитариях.

78. Размещение в электронном репозитарии договора, заключенного хозяйствующими субъектами без использования его информационной системы, осуществляется любой из сторон договора, при условии зафиксированного в договоре согласия всех сторон.

79. Информационный посредник, имеющий расчетную систему, вправе обеспечивать мониторинг исполнения обязательств и проведение расчетов по договору в случае, если такие действия информационного посредника предусмотрены условиями договора или на это получено письменное согласие сторон договора.

80. Мониторинг исполнения обязательств предусматривает:

осуществление расчетов по договору через расчетную систему информационного посредника;

фиксацию сторонами через свои персональные кабинеты в информационной системе информационного посредника всех действий по исполнению обязательств сторон по договору;

автоматический контроль информационной системой сроков и объемов исполнения договорных обязательств;

формирование отчета об исполнении договора;

начисление штрафов и пени за неисполнение обязательств (в случаях, предусмотренных Правилами информационного посредника).

81. Рассмотрение споров и разногласий по исполнению обязательств сторон в третейском суде электронного репозитария осуществляется в соответствии с законодательством о третейских судах.

82. Электронный репозитарий обязан обеспечивать сохранность, неизменность и конфиденциальность информации, размещенной в его информационной системе.

83. Информационная система информационного посредника (маркетинговая платформа) может предоставлять участникам электронной коммерции возможность участия в индивидуальных или совместных (кобрендинговых) комплексных маркетинговых мероприятиях, направленных на продвижение брендов, товарных и торговых марок, новых товаров, на привлечение и удержание клиентов, формирования их лояльного поведения (сервисы скидок, программы лояльности, возврата части стоимости покупки, проведение онлайн конкурсов и викторин и пр.).

84. Объявление о маркетинговом мероприятии, проводимом в информационной системе информационного посредника должно:

размещаться в информационной системе информационного посредника не менее чем за 5 рабочих дней до момента определения победителя (победителей);

содержать исчерпываюoие условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов.

85. В случае, если условиями маркетингового мероприятия предусмотрена выплата денежного или иного вознаграждения за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (объявление о публичном конкурсе), предусмотренных условиями данного мероприятия, информационный посредник обязан принять меры по безусловному выполнению данного обязательства оферентом. Информационный посредник несёт солидарную ответственность с оферентом за не выполнения обязательства о выплате вознаграждения.

86. Права и обязанности по сделке, заключенной в информационной системе информационного посредника возникают у сторон с момента электронной регистрации сделки в информационной системе, если иное не предусмотрено законодательством. Односторонний отказ продавца или покупателя от исполнения условий договора, заключенного с использованием информационной системы, не допускается.

87. Информационная система может предусматривать возможность автоматического формирования договора по результатам сделки, совершенной с использованием информационной системы.

88. Информационная система может также обеспечивать формирование паспорта сделки, на основании которого стороны заключают договор в произвольной форме. При этом:

условия заключенного сторонами в произвольной форме договора должны полностью совпадать с условиями паспорта сделки, без которого договор не имеет юридической силы

регистрации информационным посредником подлежит паспорт сделки, являющийся неотъемлимой частью заключенного сторонами договора. Договор, оформленный в соответствии с паспортом сделки и подписанный сторонами, не подлежит регистрации информационным посредником.

89. При использовании неконкурентных форм электронной коммерции цена договора определяется на уровне, установленном офертой.

90. При использовании конкурентных форм электронной коммерции цена договора определяется путем сопоставления конкурентных предложений потенциальных акцептантов и выбора из них наилучшего для оферента предложения.

При этом, при проведении электронного аукциона, электронного запроса цен или электронной выставочно-ярмарочной торговли, организуемой на конкурентной основе, постановки сделки на учет в информационной системе, наилучшее ценовое предложение определяется информационной системой информационного посредника в автоматическом режиме.

Начальная (стартовая) при использовании конкурентных способов электронной коммерции определяется оферентом.

91. Цена договора, заключенного с использованием конкурентных форм электронной коммерции признается рыночной, независимо от количества подданных ценовых предложений, при условии:

предоставления возможности доступа к подаче конкурирующих предложений по одной партии товара более чем трем потенциальным акцептантам в течение не менее чем 24 часов с момента размещения оферты;

наличия в оферте условия, предусматривающего выплату недобросовестной стороной штрафа, в размере установленном Правилами информационного посредника, при одностороннем расторжении договора или неисполнении (недобросовестном исполнении) его условий.

92. Информационный посредник несет ответственность за неправомерное формирование цены договора в электронной коммерции исключительно в случае, если судом будет установлено несоответствие информационной системы требованиям, установленным Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций или будет установлен факт неправомерного вмешательства информационного посредника в процесс ценообразования, в том числе с использованием аппаратно-программных средств.

93. Цена договора, заключенного с использованием информационной системы информационного предложения, не может быть предметом внесения изменений или дополнений в договор.

94. Изменение цены договора, заключенного с использованием информационной системы информационного посредника возможно исключительно:

в случае, если условиями договора предусмотрена индексация цен в порядке, определенном законодательством;

при расторжении договора и заключении новой сделки.

95. В соответствии с договором между информационным посредником и центром регистрации ключей электронной цифровой подписи, информационный посредник должен быть наделен правом удостоверения копий электронных документов, формируемых в его информационной системе с использованием электронной цифровой подписи, на бумажном носителе.

По требованию участника электронной коммерции информационный посредник обязан в течение двух рабочих дней удостоверить копию электронного договора или электронного первичного учетного документа, связанного со сделкой, заключенной в информационной системе, на бумажном носителе. Стоимость услуги по удостоверению электронного документа на бумажном носителе определяется тарифами информационного посредника, размещенного в свободном доступе на его информационном ресурсе.

96. Расчеты по сделкам, заключенным участниками электронной коммерции с использованием информационных систем информационных посредников, осуществляются в соответствии с правилами информационного посредника напрямую, без участия информационного посредника (не гарантированные сделки) или с участием информационного посредника (частично или полностью гарантированные сделки).

97. Режим организации расчетов, если иное не установлено Правилами информационного посредника, определяется оферентом.

98. В случае осуществления сделок с организацией расчетов напрямую, без участия информационного посредника, оплата за приобретенные товары осуществляется с использованием наличной формы оплаты, оплаты пластиковыми карточками или иными предусмотренным законодательством способами.

99. Первичные учетные документы по сделкам, совершаемым в информационной системе информационного посредника, фиксирующие факты совершения кассовых операций, операций с товарно-материальными ценностями, кредитных и расчетных обязательств могут составляться в форме электронных документов или электронных сообщений, в соответствии с Правилами информационного посредника.

В этом случае информационная система должна обеспечивать возможность заполнения участниками электронной коммерции со своего персонального кабинета электронного формуляра первичного учетного документа.

100. Информация о сделках, заключенных участником электронной коммерции, первичные учетные документы по этим сделкам, должны быть доступны участникам электронной коммерции через их персональные кабинеты.

101. Правилами информационного посредника может предусматриваться внесение задатков сторон перед заключением сделки. В случае отказа от исполнения сделки, задаток, в соответствии с Правилами информационного посредника, может передаваться добросовестной стороне в качестве отступного.

102. Расчеты и платежи, осуществляемые с использованием информационной системы информационного посредника должны проводиться в соответствии с Правилами, утвержденными информационным посредником.

103. Правила расчетного обслуживания, клирингового обслуживания или правила осуществления платежей (за исключением правил, утвержденных биржами, имеющими лицензию на право осуществления биржевой деятельности) должны быть в обязательном порядке согласованы информационным посредником с Центральным банком Республики Узбекистан.

104. В целях централизации и ускорения расчетов по сделкам, заключенным с использованием информационной системы, информационный посредник, в соответствии с утвержденными им Правилами, может осуществлять функции центрального контрагента (продавца для всех покупателей и покупателя для всех продавцов) и обеспечивать гарантии исполнения обязательств по заключенным сделкам.

105. Информационный посредник может создавать и управлять фондом взаимного страхования участников электронной коммерции. Порядок формирования, использования и возмещения средств фонда взаимного страхования в обязательном порядке согласуется с Центральным банком Республики Узбекистан.

106. Правилами информационного посредника может быть предусмотрен порядок организации расчетов по сделкам, с использованием независимых от него расчетных и платежных систем, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

V. Защита интересов участников электронной коммерции

107. Правила информационного посредника должны соответствовать законодательству о защите прав потребителей.

108. Информация по операциям и счетам участников электронной коммерции предоставляется:

участникам электронной коммерции или их полномочным представителям, аккредитованным информационным посредником и предоставляющим им услуги по договору поручения или договору комиссии;

судам;

органам дознания и следственным органам - при наличии возбужденного уголовного дела;

специально уполномоченному государственному органу - информация об операциях с денежными средствами или товарами, связанную с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

по запросу налоговых органов - необходимые сведения об операциях участников электронной коммерции для контроля за полнотой и правильностью уплаты ими налогов и других обязательных платежей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

109. Информационный посредник не вправе обеспечивать свои обязательства и отвечать по ним средствами участника электронной коммерции, находящимися на его счете.

На средства участников электронной коммерции, находящиеся на счете информационного посредника, не могут налагаться аресты замораживания средств, с них не могут взиматься налоги и сборы по обязательствам самого информационного посредника.

110. Информационный посредник несет ответственность перед участниками электронной коммерции за сохранность средств и исполнение принятых перед ними обязательств, в том числе за своевременность регистрации сделок, предоставление информации, прохождения платежей и зачисление средств на расчетные счета участников электронной коммерции.

VI. Рассмотрение споров и разногласий в электронной коммерции

111. Споры и разногласия по вопросам исполнения обязательств по договорам, заключенных с использованием информационной системы информационного посредника, а также по договорам поручений и договорам комиссии, заключенных между продавцами и покупателями с представляющими их интересы агентами, рассматриваются суде или, если это предусмотрено Правилами информационного посредника и при наличии третейской оговорки сторон – в третейских судах, в том числе в третейском суде информационного посредника.

112. Споры и разногласия между участниками электронной коммерции и информационными посредниками рассматриваются в суде в установленном законодательством порядке.

VII. Заключительные положения

113. В электронной коммерции, осуществляемой с использованием информационных систем информационных посредников, не допускается:

дискриминация участников электронной коммерции, предоставление одним участникам электронной коммерции не предусмотренных законодательством льгот или преференций, недоступных другим участникам;

регистрация торговыми платформами сделок, заключенных вне их информационных систем;

принятие должностными лицами информационных посредников решений под влиянием личной заинтересованности (конфликт интересов);

оказание давления на участников электронной коммерции, разглашение информации об участии в электронной коммерции, неправомерное недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

предварительный сговор участников электронной коммерции с целью изменения рыночной конъюнктуры или искажения цен;

предоставление или распространение недостоверной или искаженной информации, а также необоснованное ограничение доступа к информации;

подача участниками электронной коммерции заявок по искусственно заниженным или завышенным ценам (демпинг) с последующим отказом от подписания договора или от его исполнения надлежащим образом;

односторонний отказ от исполнения договорных обязательств надлежащим способом.

114. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Проведение обсуждения нормативно-правового актаОбсуждение нормативно-правового акта на Едином портале28.06.2016УзРТСБ
2внесение изменений в соответствии с поступившими предложениямиобобщение поступивших предложений и их оценка30.06.2016УзРТСБ
3внесение проекта постановления в Кабинет Министров внесение проекта в Кабинет Министров1.07.2016УзРТСБ

So`rovnoma natijalari