Hujjat nomi
Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты
 To`liq ro'yxatga qaytish
Hujjat turiQaror
Hujjatni qabul qiluvchi tashkilotO'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi
Hujjat muallifiO‘zbekiston Respublikasi Favqulodda vaziyatlar vazirligi
Muhokama boshlanishi (sana)2016-06-24 18:30:45
Muhokama yakunlanishi (sana)2016-07-11 15:00:00
Hujjat ko'rinishiNHH loyihasi
Hujjatning joriy holatiMuhokama yakunlangan

ПРОЕКТ

Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

а также гражданской защиты

В соответствии с законами Республики Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской защите» Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления государственного контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты согласно приложению №1.

2. Внести изменения и дополнения в Положение о министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 11 апреля 1996 года №143, согласно приложению №2.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер - министра Республики Узбекистан Закирова Б.И.

Премьер-министр

Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

к постановлению Кабинета Министров

от «___» _________201_ г. №_____

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке осуществления государственного контроля в области защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера, а также гражданской защиты

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления государственного контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты (далее - государственный контроль) и основы деятельности государственного органа, осуществляющего данный вид контроля.

2. Государственный контроль осуществляется в соответствии с законами Республики Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской защите», настоящим Положением и иными актами законодательства.

Государственный контроль - система проверок, осуществляемых Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан за соблюдением требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты, вцелях предупреждения, выявления, пересечения и устранения правонарушении в этой сфере.

3. Основными задачами государственного контроля являются:

предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты;

предотвращение чрезвычайных ситуаций, спасение жизни и сохранение здоровья людей, защиту материальных и культурных ценностей;

участие в проведении государственной экспертизы проектов и решений по объектам производственного и социального назначения;

обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнения ими обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты.

4. При осуществлении государственного контроля должны быть обеспечены гуманизм; приоритетность жизни и здоровья человека; законность; объективность; независимость; гласность; своевременность и достоверность информации; превентивность мер по защите от чрезвычайных ситуаций; защита прав и законных интересов личности, общества и государства.

5. Объектами государственного контроля являются:

органы государственного и хозяйственного управления;

юридические и физические лиц.

6. Государственный контроль осуществляется путем выявления факторов и причин, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций, анализа и оценки мер, предпринимаемых по их устранению в целях обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Формами государственного контроля являются:

проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты;

участие в государственной экспертизе (далее – экспертиза проектов) проектов и решений по объектам производственного и социального назначения в части соблюдения требований гражданской защиты и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

При осуществлении государственного контроля могут быть использованы также иные формы и методы в соответствии с законодательством.

7. В случае прямой или косвенной личной заинтересованности в итогах осуществления всех или одной из форм государственного контроля за деятельностью юридических и физических лиц (отношения свойства, родственные отношения, совместная работа и др.) должностное лицо обязано заблаговременно письменно сообщить об этом руководителю органа государственного контроля и заявить о самоотводе. Невыполнение указанного требования и участие в осуществлении государственного контроля влечет недействительность его результатов.

8. Должностным лицам, осуществляющим государственный контроль, запрещается давать хозяйствующему субъекту поручения хозяйственного и организационно-распорядительного характера, вмешиваться в их финансово-хозяйственную деятельность.

9. Вмешательство в осуществление государственного контроля, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, его осуществляющих, воспрепятствование их деятельности запрещается.

10. Лица, виновные в невыполнении законных требований или воспрепятствовании выполнению служебных обязанностей должностными лицами органа государственного контроля, несут ответственность в установленном порядке.

11. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль, несут ответственность за законность, объективность своей деятельности, правильную ее организацию и осуществление в соответствии с законодательством.

II. Государственный орган, осуществляющий

государственный контроль и его полномочия

12. Государственный контроль осуществляется специально уполномоченным государственным органом - Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее -МЧС).

13. Решения государственного органа, осуществляющего государственный контроль, принятые в пределах своей компетенции, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, юридическими и физическими лицами.

14. Орган, осуществляющий государственный контроль, взаимодействуют с другими субъектами контроля и средствами массовой информации по вопросам, относящие на его компетенции.

15. Государственный контроль от имени МЧС осуществляется компетентнами лицами МЧС, управлений по чрезвычайным ситуациям Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента.

Компетентными лицами органов МЧС, осуществляющих государственный контроль, являются:

министр по чрезвычайным ситуациям и его заместители;

начальники (заместители начальников) и офицеры управлений, отделов и служб центрального аппарата министерства;

начальники, заместители и офицеры территориальных управлений (отделов);

специалисты и главные специалисты, ответственные за осуществление контроля за соблюдением требований законодательных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты.

16. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в форме проверок, должны быть аттестованы в установленном порядке и иметь специальное удостоверение о допуске к проведению проверок.

17. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль, имеют право:

а) посещать в установленном порядке территории предприятий, организации, учреждения, объекты юридических и физических лиц (хозяйствующих субъектов);

б) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственного и хозяйственного управления, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;

в) проверять за выполнением установленных нормативных требований по гражданской защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоянию готовности органов управления, сил и средств Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) участвовать в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части соблюдения требований гражданской защите и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

д) проверять организацию оповещения и информирования населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуациий, строительство, обслуживание и техническое состояние соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;

е) по поручениям руководства республики проверяет выполнение министерствами, ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, городов и районов, предприятиями, учреждениями и организациями заданий по переселению жителей из зон повышенной природной и техногенной опасности (селе-, лавино-, оползнеопасных районов, районов возможного затопления), созданию для них необходимых социально-бытовых условий в новых местах проживания, а также строительству жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры для переселенцев;

ж) составлять:

акты по результатам проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты, реализации государственных и иных программ;

В соответствии с их компетенцией:

производить досмотр зданий и сооружений, вещей и транспортных средств физических и юридических лиц;

составлять протоколы об административных правонарушениях;

при нарушении законодательных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защитынаправлять дела в суд для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности;

составлять заключения по результатам государственной экспертизы.

18. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль, обязаны:

предъявлять проверяемым хозяйствующим субъектам необходимые документы на право проведения проверки;

не создавать препятствия для функционирования хозяйствующих субъектов;

производить запись в книге регистрации проверок в порядке, установленном законодательством;

обеспечивать соблюдение государственных секретов, коммерческой и иной конфиденциальной информации, ставшей доступной в ходе проверки;

оформлять результаты проверок актом или протоколом об административном правонарушении;

по результатам проверок, при выявлении случаев правонарушения принимать предусмотренные законодательством меры реагирования.

Во время исполнения обязанностей по осуществлению государственного контроля должностные лица МЧС из числа военнослужащих обязаны носить специальную форму одежды.

19. Законодательством могут быть определены также иные права и возложены другие обязанности на должностных лиц, осуществляющих государственный контроль.

III. Процедура проведения государственного контроля за соблюдением

требований законодательства в области защиты населения и территорийот чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,а также гражданской защиты

20. В соответствии с возложенными задачами МЧС, в пределах своих полномочий в установленном порядке проводит проверку состояния реализации юридическами и физическами лицами мероприятий в сфере защиты населении и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты предусмотренных законами Республики Узбекистан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской защите», а также иными нормативно правовыми актами принявших в исполнения высшее указанных законов.

21. Государственный контроль за использованием и охраной категорированныхобъектов и комплексов в охраняемых территориях осуществляется с учетом режима ограничений и запретов, установленных законодательством и положениями об этих территориях.

22. Проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты осуществляется в форме полной и краткосрочной проверок.

Полная проверка – изучение и сопоставление документов юридических и физических лиц с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства, в областизащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты.

Краткосрочная проверка – осуществление МЧСом в течение одного рабочего дня соответствия законодательству отдельных операций проверяемого субъекта, не связанных с полной проверкой.

Не допускается осуществление проверок деятельности проверяемых субъектов предпринимательства в формах, не предусмотренных настоящей пунктом.

23. Проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты подразделяются на следующие виды:

плановая проверка;

внеплановая проверка;

проверка в порядке контроля.

Плановая проверка – проводится на основании координационного плана осуществления проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов.

Внеплановые проверки осуществляются в случаях:

необходимости проведения проверок, вытекающих из решений Президента Республики Узбекистан или Правительства Республики Узбекистан;

поступления в МЧС и его структурные подразделение дополнительных официальных сведений о фактах нарушения хозяйствующим субъектом законов и иных актов законодательства;

предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций;

осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств.

Проверка в порядке контроля – проверка, осуществляющими МЧСом, за устранением хозяйствующими субъектами нарушений выявленных предыдущей проверкой.

Внеплановые проверки и проверка в порядке контроля является краткосрочным.

24. Основанием для проведения проверки хозяйствующих субъектов являются:

а) для плановых проверок:

выписка из координационного плана осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов, выданная специальным уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов или его соответствующим территориальным подразделением;

приказ министра по чрезвычайным ситуациям и руководителей территориальных управлений, изданных на основании координационного плана, с указанием целей проверки, проверяемого периода, состава проверяющих компетентных лиц и сроков проведения проверки а также приложения программы проверки;

б) для внеплановых проверок:

решения специального уполномоченного органа или его соответствующих территориальных подразделением о проведении внеплановой проверки с указанием наименования проверяемого объекта, целей проверки, сроков проведения проверки и обосновывающих ее причин;

приказ министра по чрезвычайным ситуациям и руководителей территориальных управлений, с указанием состава компетентных лиц и сроков проведения проверки.

25. МЧС обязан в письменной форме известить хозяйствующий субъект о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.

26. Сроки проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов не должны превышать десяти календарных дней. В исключительных случаях, по решению специального уполномоченного органа, этот срок может быть продлен, при этом данное положение не может быть распространено на субъекты малого предпринимательства.

27. Началом проведения проверки считается момент вручения под расписку проверяемому хозяйствующему субъекту документов, являющихся основанием для проведения проверки. Отказ проверяемого хозяйствующего субъекта от получения данных документов не является основанием для отмены проверки. В случае отказа проверяемого хозяйствующего субъекта от получения данных документов должностным лицом контролирующего органа составляется акт, подписываемый им и проверяемым хозяйствующим субъектом. При отказе проверяемого хозяйствующего субъекта подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. В данном случае началом проведения проверки считается момент подписания акта.

Завершением проведения проверки считается день вручения проверяемому хозяйствующему субъекту акт о результатах проверки или ознакомления протоколом об административном правонарушении. При уклонении проверяемого хозяйствующего субъекта от получения акта о результатах проверки или отказа от подписания протокола об административном правонарушении должностное лицо контролирующего органа вносит об этом соответствующую запись в акт о результатах проверки или протокол об административном правонарушении и с этого момента проверка считается завершенной. В данном случае один экземпляр акта о результатах проверки или копия протокола об административном правонарушении отправляется хозяйствующему субъекту по почте заказным письмом.

28. Контрольные функции МЧС без дополнительного согласования с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов (территориальные комиссии Совета по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту) осуществляются по вопросам предотвращения возникновения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, террористическо-диверсионного характера, а также соблюдения требований гражданской защиты на объектах, перечень которых определен постановлениями Кабинета Министров от 13 декабря 1999 года №528-122 и от 4 июня 2002 года № 195-38, на основании приказа руководителей министерства или его территориальных управлений.

29. Проверки осуществляются, как правило, в дневное время суток.

В исключительных случаях проверки могут осуществляться также и в ночное время.

30. Время проведения проверок определяется в зависимости от рабочего времени проверяемого объекта.

31. Последовательность совершения действий по изучению соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты определяется инструкциями и методическими указаниями, разрабатываемыми и утверждаемыми МЧСом.

32. Проверка проводится в присутствии представителя проверяемого объекта (юридического и физического лица или индивидуального предпринимателя).

При необходимости к проверке могут быть привлечены эксперт, переводчик и понятые, не заинтересованные в исходе проверки.

Проверки деятельности субъектов предпринимательства - членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.

Запрещается производить обход (осмотр) производственных участков (цехов) без ведома администрации предприятия и без сопровождающего.

Перед обходом (осмотром) производственных участков (цехов) должностное лицо государственного контролирующего органа обязано пройти инструктаж по правилам техники безопасности на данном объекте.

33. Компетентным лицам, осуществляющим государственный контроль, хозяйствующим субъектом должны быть созданы условия для проведения проверки (помещение, телефон и иные средства связи, специальная одежда, а также специальные средства защиты). При наличии больших расстояний между производственными участками (цехами), труднопроходимых, пересеченных участков территорий, препятствующих быстрому, эффективному и безопасному осуществлению контрольных функций, со стороны хозяйствующим субъектом предоставляется транспорт.

IV. Экспертиза проектов

34. Экспертиза проектов проводится в целях определения:

соответствия проектов и решений по объектам производственного и социального назначения требованиям законов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты;

соответствия проектов строительства объектов и документации градостроительстватребованиям гражданской защиты;

выявления обоснованности и полноты мер по предотвращению чрезвычайных ситуации документации градостроительства, а также проектов строительства объектов.

35. Объектами экспертизы проектов являются:

проекты государственных программ, концепций, схем размещения и развития производительных сил, отраслей экономики и социальной сферы;

предпроектная и проектная документация;

все виды градостроительной документации;

декларация безопасности опасных производственных объектов

объекты со специальным правовым режимом.

36. МЧС обеспечивает своевременное, комплексное, объективное и качественное проведение экспертизы и выдачу заключения в порядке, установленном законодательством.

37. Заключение экспертизы проектов обязательно для исполнения юридическими и физическими лицами при реализации объектов.

38. Порядок проведения государственной экспертизы определяется законодательством и другими нормативными актами.

V. Оформление и реализация результатов

государственного контроля

39. Оформление результатов государственного контроля осуществляется путем составления в установленном порядке:

акта об итогах проверки (далее – акт) или протокол об административном правонарушении по результатам проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты;

заключения по результатам экспертизы проектов.

Результаты государственного контроля могут быть оформлены и другими способами в соответствии с законодательством.

40. Результаты проверки защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица оформляются в виде акта или протокола об административном правонарушении по установленной форме.

41. Акт составляется при отсутствии нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты. В акте констатируется факт проведения проверки, приводится перечень вопросов, по которым проведена проверка и указывается на отсутствие каких-либо нарушений.

42. Акт подписывается компетенным лицом органа государственного контроля, другими должностными лицами, участвовавшими в проверке, и вручается (передается) руководителю хозяйствующего субъекта для ознакомления под роспись.

43. Протокол об административном правонарушении составляется при выявлении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты. При оформлении протокола об административном правонарушении компетентное лицо излагает состояние дел по каждому вопросу, предусмотренному в вопроснике, со ссылкой на наименования и нормы актов законодательства, требования которых нарушены.

44. Протокол об административном правонарушении подписывается компетентым лицом органа государственного контроля, другими должностными лицами, участвовавшими в проверке, и вручается (передается) руководителю хозяйствующего субъекта для ознакомления под роспись.

45. В случае выявления нарушений требований законодательства озащите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты по результатам государственного контроля составленный протокол вместе с иными документами и вещественными доказательствами по делу не позднее одних суток с момента совершения или обнаружения правонарушения направляется в суд.

46. Результаты государственного контроля могут быть реализованы в иных формах в соответствии с законодательством.

VI. Заключительное положение

47. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

к постановлению Кабинета Министров

от «___» _________201_ г. №_____

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ВНОСИМЫЕ В ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В пункте 5 Положении о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 11 апреля 1996 г. № 143:

1. В абзаце четырнадцать:

а) после слов «и информирования населения» дополнить словами «об угрозе или возникновении»;

б) «создание и работу» заменить словами «строительство, обслуживание и техническое состояние».

2. В абзаце семнадцать «из селе-, лавино-, оползнеопасных районов, районов возможного затопления», «в новых районах» и «граждан, переселенных из этих районов» заменить соответственно словами«из зон повышенной природной и техногенной опасности (селе-, лавино-, оползнеопасных районов, районов возможного затопления)», «в новых местах» и «переселенцев».

Tadbir nomiAmalga oshirish mexanizmiAmalga oshirish muddatiIjrochilar
1Реализация ПОЛОЖЕНИЯ о порядке осуществления государственного контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской защиты; Внесение изменений и дополнений в Положение о министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 11 апреля 1996 года №143Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистанпосле принятия ПостаовленияМинистерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан

So`rovnoma natijalari