Yangiliklar » Open Data?! Открытые данные…
26.03.2015

Нужно отметить, что сама сфера ИКТ растет, как у нас, так и во всем мире. Отсюда введение новых понятий, новых терминов и т.д. В данной статье мы хотим немного раскрыть понятие «открытых данных», что это такое, их основные составляющие и область их применения. Для Узбекистана это новое понятие, поэтому давайте попробуем определить роль «открытых данных» в жизни общества, насколько они нам нужны и как их использовать.

Что такое opendata?

Opendata (англ. «открытые данные») — концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля (по материалам из Википедии – свободной энциклопедии).

Большинство проектов opendata (открытые данные) строятся по одинаковой модели: создается портал, на который выкладываются доступные (в том числе и для автоматического доступа) необработанные данные, естественно, в необходимых случаях в деперсонализированном виде. Чаще к этому порталу создается дополнительный магазин приложений и сервисов для работы с этими базами. Приложения, могут быть совершенно любыми: государственными, коммерческими или созданными энтузиастами.

Для проектов, строящегося на основе открытых данных, не существует какого-либо единого стандарта, потому что проекты развивались в разное время и на разных технологиях. Самая известная классификация доступности данных — это пятизвездочная модель, предложенная Тимом Бернерсом-Ли[1]:

Одну звезду получит любое хранилище с данными, вне зависимости от формата.

Две звезды – если данные можно обрабатывать автоматически. Например, за PDF-файл в данном случае можно получить только 1 звезду.

Три звезды даются в случае, если автоматизированная обработка данных не требует от пользователя каких-либо дополнительных платежей или лицензий. В эту категорию попадают данные в форматах XML и open XML.

Пять звезд – это когда одни данные взаимосвязаны с другими данными.

В связи с достаточно широкой трактовкой того, что считать открытыми данными, существует неоднозначная формулировка понятия «открытого государства», которое использует их. Под открытым государством можно понимать систематизацию и приведение к общей концепции ранее инициированных проектов, документов и инициатив по раскрытию информации и коммуникации с гражданами. При этом эти процессы обязательно должны сопровождаться наличием доктрин или публичных наборов правил, устанавливающих принципы прозрачности государства для общества, а также соответствующими требованиями к госорганам. Формально такой подход носит более прикладной характер, который ограничивает по критериям отнесение или исключение тех или иных проектов по открытости из рассмотрения.

Как показывает общемировая практика эффективнее всего создавать государственные порталы открытых данных.

Портал открытых данных — специализированный информационный ресурс, на котором централизованно свободно публикуются и распространяются массивы открытых данных органов государственной власти. Многими странами мира уже разработаны порталы открытых данных, например:
•Портал открытых данных Австрии — www.data.wien.gv.at
•Портал открытых данных Франции — www.data.gouv.fr
•Портал открытых данных UNDP (офис Программы развития ООН) — www.data.undp.org
•Портал открытых данных США — www.data.gov
•Портал открытых данных Великобритании — www.data.gov.uk
•Портал открытых данных Австралии — www.data.gov.au
•Портал открытых данных Канады — www.data.gc.ca

Кто является основным потребителем открытых данных?
1. Программисты и разработчики. Это люди со специальными знаниями по обработке данных, которые используют эти данные в своих программах(например, справочник административно-территориального деления) или помогают другим анализировать эти данные. Во многих странах проводятся конкурсы по созданию приложений на основе открытых данных.
2. Государственные органы. Открытые данные позволят привлекать граждан и бизнес к созданию новых продуктов, позволяющих экономить государственные средства.
3. Представители бизнес-структур. Открытые данные, публикуемые государством, могут стать также средством получения прибыли.
4. СМИ. Это журналисты, которые владеют не только словом, но и определенными инструментами по структурированию и анализу данных. Порой правильно построенный график или схема будут более понятны, чем несколько страниц текстовой информации. Появилось даже такое явление под названием журналистика данных и даже всемирный конкурс по этому жанру журналистики.
5. Граждане. Граждане могут использовать созданные программы на основе открытых данных для повышения личного комфорта, как это уже делают, например жители Лондона.
6. Общественные организации. Общественным организациям открытые данные позволят следить за деятельностью государства. Например, с помощью «открытых данных» была создана карта окружающей среды Европы.

Почему «открытые данные»?

Открытые данные в Узбекистане, в особенности открытые данные государственных органов – до сих пор является практически нетронутым ресурсом. Многим людям (разработчикам) и организациям по роду занятий нужно собирать данные самых разных типов, создавать базы данных и т.д. Особенно примечательны в этом плане правительства, как из-за объёма данных, так и из-за централизации. Кроме того, в соответствии с правительственными решениями большая часть правительственных данных публична, а значит может быть сделана открытой и доступной для использования желающими. Почему же это так важно?

Существует множество отраслей, где открытые данные могут оказаться полезны. Кое-где уже есть примеры их использования. Многим группам и организациям (включая само правительство) доступность открытых данных была бы на руку. В то же время мы не можем заранее точно сказать, где и как они пригодятся в будущем. Новые идеи часто приходят из самых неожиданных мест; такова природа инноваций.

Уже сейчас можно указать множество областей, где открытые данные госорганов оказываются полезны. Вот только некоторые из них:
◾Прозрачность и гражданский контроль;
◾Участие граждан в управлении;
◾Самоподдержка;
◾Лучшие или новые частные продукты и сервисы;
◾Инновации;
◾Большая полезность государственных услуг;
◾Большая эффективность государственных услуг.

Открытые данные важны и для экономики. Ряд исследований показал, что только в европейских странах рыночная стоимость открытых данных составляет десятки миллиардов евро. Появляются продукты и компании, которые используют открытые данные. Вот к примеру датский сайт husetsweb.dk помогает повысить энергетическую эффективность дома, выполнить финансовое планирование и найти строителей, которые сделают работу. Он использует кадастровую информацию и информацию о правительственных субсидиях, а также местные реестры компаний. Разработчики Google Translate повышают качество сервиса, обучая алгоритмы перевода на огромном объёме документов Евросоюза, которые выпускаются на всех европейских языках.

Самому правительству открытые данные тоже будут полезны. Они могут, например, повысить свой КПД. Например, голландское министерство образования опубликовало все свои обучающие материалы онлайн для повторного использования. К нему стали реже обращаться с вопросами, нагрузка и расходы уменьшились; когда же вопрос всё же возникает, чиновникам легче на него ответить, так как они знают, где искать нужные данные. Открытые данные делают правительство эффективнее, что позволяет уменьшить расходы.

В Узбекистане также можно реализовать проекты открытых данных, если превратить публичные данные госорганов в открытые. Для этого, однако, данные надо действительно открыть, без всяких ограничений (юридических, финансовых или технологических) на их повторное использование. Любые ограничения помешают людям повторно использовать публичные данные; искать новые полезные способы это делать будет труднее. Чтобы реализовать свой потенциал публичные данные должны быть открыты.

Нужны или не нужны «открытые данные»?

В нашей стране в рамках реализации правительственных решений о предоставлении доступа граждан к информации о деятельности государственных органов, удовлетворения информационных потребностей граждан во многих государственных органов созданы информационные службы. Одной из основных задач служб является также информационное сопровождение, своевременное наполнение и обновление веб-сайта государственного органа. Хотя в последнее время информационными службами проделана большая работа по информированию граждан и субъектов предпринимательства о деятельности государственных органов через печатные и электронные СМИ, развитию веб-сайта, но с принятием Закона об открытости деятельности органов государственной власти и управления информационным службам предстоит проделать большую работу по качественной реализации положений Закона.

В последние годы возросло требование общества к прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти и управления (государственные органы), обеспечения гарантий права на получение информации о деятельности государственных органов, а также регулирования вопросов распространения информации о деятельности государственных органов. При этом под открытостью понимается публикация и размещение информации как в обычной форме, так и в форме, пригодной для компьютерной обработки (машиночитаемой форме).

В настоящее время в государственных органах сформированы огромные массивы информационных ресурсов, предоставляющих большой интерес для пользователей. Раскрытие общественно значимой информации государственных органов в форме открытых данных является фундаментом открытого государственного управления. За счет публикации и предоставления доступа к открытым данным обеспечивается прозрачность работы государственных органов, предоставляется возможность для проведения общественного контроля, а также создаются новые услуги для граждан и бизнеса.

Публикация информации и сведений о деятельности государственных органов в форме открытых данных позволит использовать их в качестве источников данных при формировании различные информационных ресурсов и разработке информационных систем, а также услуг и приложений как для государственных органов, так и субъектов предпринимательства.

Для достижения поставленных целей в области открытых данных на начальном этапе необходимо провести тщательный анализ текущей ситуации, систематизировать имеющиеся разработки и отечественные наработки, оценить потенциал и возможности и на этой основе сформировать предложения по формированию единой государственной политики в области открытых данных с учетом международного опыта, а также разработать программу действий («дорожную карту») по формированию и публикации открытых данных государственных органов. Одним из ключевых факторов при этом является создание специализированного информационного ресурса для публикации открытых данных, который в последующем должен выполнять функцию «единой точкой» доступа к открытым данным. Этим ресурсом должен стать Портал открытых данных Республики Узбекистан. Создание данного ресурса целесообразно организовать при Правительственном портале Республики Узбекистан в сети Интернет, учитывая важность и актуальность данного ресурса.

Разработка Портала открытых данных государственных органов объединит все открытые данные в единую точку и позволит наиболее эффективно использовать эти данные для целей граждан и бизнес-сообщества. Для дальнейшего использования сведений и данных Портала внешним пользователям будет предоставлен доступ к этим данным в машиночитаемой форме с использованием интерфейса программирования приложений (API).

Источниками открытых данных для Портала являются информационные ресурсы государственных органов. Государственные органы сами будут публиковать свои наборы открытых данных на Портале после прохождения соответствующей регистрации. Открытые данные будут хранятся в централизованном хранилище Портала. Процесс публикации открытых данных на Портале будет осуществляться согласно утвержденному регламенту. Обязанность государственных органов публиковать открытые данные на Портала должна быть закреплена соответствующими нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан.

Разработка и запуск Портала открытых данных, ровно как и формирование и публикация открытых данных государственных органов, послужит еще одним важном шагом на пути дальнейшего обеспечения открытости деятельности государственных органов, а также будет способствовать укреплению доверия граждан и бизнес-сообщества к государственным органам и Правительству, реализации конституционных прав граждан на информацию и дальнейшему развитию и внедрению системы «электронного правительства» в республике.

Ну и кто же пользователи?

Как мы уже сказали выше, учитывая важность и актуальность данного Портала, его необходимо разработать и запустить при Правительственном портале Республики Узбекистан www.gov.uz. Одним из положительных опытов такого портального решения является Единый портал интерактивных государственных услуг www.my.gov.uz, являющийся единой точкой доступа к услугам госорганов.

Данный портал также будет являться единой точкой доступа к открытым базам данных госорганов, и, кроме того, что он будет олицетворять прозрачность и открытость, он также будет подпитывать разработчиков (общественники, представители бизнес-структур, а также сами госорганы), которые будут создавать различные приложения на основе данных Портала.

P.S. Данную статью хотим закончить высказыванием Андреа ди Майо: «Так что давайте будем и дальше постоянно уделять внимание направлению «открытых данных», но давайте при этом позаботимся о том, чтобы вместо привлекательных новостийных заголовков на темы здравоохранения или развития нового бизнеса предложить государственным органам конкретные стимулы, способствующие применению методов «открытых данных» для их собственных деловых целей, а не просто ради всеобщего блага. Риск заключается в том, что повторение одних лишь общих слов о ценности открытых данных может привести к потере рядом руководителей государственных органов интереса к этому вопросу и желания им заниматься, в результате чего их организации могут упустить связанные с открытыми данными, в длительной перспективе, возможности»[2].

В свою очередь хотим отметить, что этой статьей мы начинаем серию статей про открытые данные.

Поделиться

6685 marta ko`rilgan

Ommabop xizmatlar

Yuborilmoqda...

Qayta aloqa

* belgisi bilan ajratilgan maydonlar to`ldirilishi shart.

Tasvirdagi belgilarni kiriting*
Harflar katta yoki kichikligining ahamiyati yo`q.
Murojaat yuborish

Davlat organi rahbariyati qabuliga yozilish

Tadbirkorlik

Qayta aloqa