Ищу работу, что для этого я должен сделать?

Каждый человек вправе найти работу путем прямого обращения к работодателю или бесплатного посредничества трудовых органов, а также путем пользования услугами частных агентств занятости. 

Если Вы получили сведения о том, что в каком-то предприятии имеется вакансия, соответствующая вашему образованию, квалификации и специальности, Вы можете непосредственно обратиться к работодателю о примем на работу.

Граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться бесплатным посредничеством центров содействия занятости населения, расположенных по месту своего постоянного или временного проживания. Для этого они должны зарегистрироваться в данных центрах как ищущий работу. 

Лицо, занимающийся постоянной или временной работой, в целях изменения своей профессии (работы) может зарегистрироваться как ищущий работу. Органы по труду оказывают гражданам услуги по предоставлению информации, консультированию, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и социальной поддержке бесплатно. Лица, в возрасте от 16 лет могут быть зарегистрированы в качестве ищущих работу в районных (городских) центрах содействия занятости. Лицо, ищущий работу должен предоставить в центр содействия занятости следующие документы:

- паспорт или иной документ, его заменяющий и удостоверяющий личность;

- трудовую книжку или иной документ, подтверждающий трудовой стаж (кроме ранее не работавших);

- документ об образовании, в подлиннике или копия, заверенная в установленном порядке (диплом, аттестат и т.п.);

- документ, удостоверяющий наличие профессии или профессиональной квалификации, в подлиннике или копия, заверенная в установленном порядке — для лиц, имеющих профессию;

- справку о заработной плате (трудовом доходе, денежном довольствии) за последние 12 месяцев с места работы — для ранее работавших. Лица, получавшие доход от предпринимательской деятельности могут предоставить справку из налоговых органов.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют заключение ВТЭК о рекомендуемом характере и условиях труда.

Лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание по приговору суда, предъявляют справку об освобождении.

Если у обратившегося имеются дети, находящиеся на его иждивении, то предъявляются копии свидетельств о рождении детей.

Регистрация в качестве лиц, ищущих работу, осуществляется работником органа по труду со дня личного обращения и предоставления вышеуказанных документов. На каждого гражданина, зарегистрированного в качестве ищущего работу заводится специальная карточкака.

Лицо может искать работу также через частные агентства занятости. Услуги частных агентств занятости по поиску работы могут быть платными. Общие условия поиска работ через частные агентства занятости определяется договором, заключаемым меду сторонами. 

Какие документы оформляются при приеме на работу?

При приеме на работу поступающий предъявляет следующие документы:

- паспорт либо заменяющий его документ, а лица в возрасте до шестнадцати лет — свидетельство о рождении и справку с места жительства;

- трудовую книжку, за исключением лиц, поступающих на работу впервые. Лица, поступающие на работу по совместительству, вместо трудовой книжки предъявляют справку с основного места работы;

- военный билет либо приписное свидетельство соответственно для военнообязанных или призывников;

- диплом об окончании высшего или среднего специального, профессионального учебного заведения, удостоверение на право выполнения данной работы либо иной соответствующий документ при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с законодательством могут быть допущены только лица, имеющие специальное образование или специальную подготовку.

При приеме на работу запрещается требовать от поступающего документы, не предусмотренные законодательством.

В приеме на работу может быть отказано, если у лица, поступающего на работу, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, является недействительным.

Исходя из установленных правил в предприятии после приема на работу работодатель может запросить  у сотрудника другие документы (например, медицинская справка, характеристика с прежнего места работы, справка о доходах и т.д.).

Как можно получить пособие по безработице?

Пособие по безработице назначается и выплачивается лицу, признанному безработным. Безработным мужчинам в возрасте до 35 лет, имеющим менее трех иждивенцев, пособие по безработице выплачивается только при условии их участия в общественных работах в порядке, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Пособие по безработице начисляется с момента регистрации лица в качестве ищущего работу в местных органах содействия занятости.

Пособие по безработице выплачивается не более:

- 26 календарных недель в течение 12 месячного периода для лица, потерявшего работу и заработок (трудовой доход) или стремящегося возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;

- 13 календарных недель для лица, ранее не работавшего и ищущего работу впервые.

В период получения пособия по безработице безработный обязан искать работу и не реже одного раза в две недели обращаться в местный орган по труду.

Для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход), если с момента потери работы прошло не более 12 месяцев Пособие по безработице устанавливается в размере 50 процентов от среднемесячной заработной платы по последнему месту работы, но не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда и не выше средней заработной платы, сложившейся в республике в месяц, когда данное пособие назначалось.

Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

трудоустройства безработного;

отказа безработного от двух предложений подходящей работы;

отказа безработного мужчины в возрасте до тридцати пяти лет, имеющего менее трех иждивенцев, от участия в оплачиваемых общественных работах;

приобретения безработным права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством;

осуждения безработного по приговору суда к наказанию в виде ареста или лишения свободы;

трудоустройства на временную работу в период получения пособия по безработице без уведомления об этом местного органа по труду;

получения пособия по безработице обманным путем;

смерти безработного.

Выплата пособия по безработице приостанавливается в случаях:

направления безработного на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации — на период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации с выплатой стипендии;

прохождения безработным курса лечения в специализированном лечебно-профилактическом учреждении — на период нахождения в таком учреждении;

участия безработного в оплачиваемых общественных работах на период участия в этих работах.

Можно пользоваться государственными услугами при повышении квалификации и переподготовке?

Лица, ищущие работу и обратившиеся в органы содействия занятости в целях самостоятельного выбора профессии, места работы и режима работы, вправе бесплатно получать консультации о работе, пройти подготовку, переподготовку, повышения квалификации и получить соответствующую информацию.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц, зарегистрированных в трудовых органах и признанных безработным осуществляется в следующих случаях:

если из-за отсутствия у лица необходимой профессиональной квалификации невозможно выбрать подходящую для него работу;

если из-за отсутствия работы, подходящей профессиональным навыкам лица необходимо изменить его профессию (специальность, вид деятельности);

если лицо потерял способность выполнять работы по прежней профессии из-за болезни, длительного перерыва, введения новых технологий в производстве.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных лиц осуществляется по направлениям органов труда за счет средств Государственного фонда содействия занятости, выделенных на эти цели.

Что такое трудовая книжка, кто его выдает и как оно ведется?

Трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника.

Работодатель обязан вести трудовые книжки на всех работников, проработавших на предприятии свыше пяти дней, за исключением совместителей.

Работодатель обязан вносить в трудовую книжку сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу и прекращении трудового договора. По просьбе работника в трудовую книжку вносится запись о периодах работы по совместительству и временных переводах на другую работу. Основания (причины) прекращения трудового договора в трудовую книжку не записываются.

Если Вы впервые принимаетесь на работу, трудовая книжка приобретается работодателем за его счет, которое приобретается у центра содействия занятости на основании договора купли-продажи.

Продажа или приробретение трудовых книжек иными лицами или гражданами запрещается. Трудовые книжки, приобретенные в торговых и обслуживающих точках считаются недействительными.

Кому нужно обращаться для восстановления на работу в случае незаконного увольнения?

В случае незаконного прекращения трудового договора нужно обратиться в центр содействия занятости по месту нахождения предприятия, прокуратуру или межрайонный суд по гражданским делам.

В случае установления незаконного увольнения сотрудника государственный правовой инспектор труда центра содействия занятости населения направляет работодателю предписание, прокуратура протест. Однако, нужно помнить, что внесение предписания или протеста не гарантирует восстановления на работу. Так как они не являются обязательными документами для исполнения. Если работодатель не согласен с ними, то может не выполнять указанные в них требования.

В соответствии со статей 270 Трудового кодекса, сотрудник, уволенный с работы должен подать исковое заявление в суд по гражданским делам в течении не более тридцати дней с момента получения приказа об увольнении. Так как в соответствии со статей 270 Трудового кодекса установлен именно такой порядок. В удовлетворении исковых заявлений, поданных после истечения тридцати дней суд может отказать. Изучение заявления в органах прокуратуры или труда не является основанием для восстановления срока подачи иска.

При внесении исковых заявлений по трудовым вопросам лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Кому предоставляются субсидии в виде финансовой помощи, оказываемой за счет средств государственного Фонда содействия занятости Республики Узбекистан?

В соответствии со статьей 19 Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Субсидией является финансовое содействие за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан, предоставляемое на стимулирование занятости и вовлечение в предпринимательство.

Субсидии выделяются:

работодателям на возмещение расходов по профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификаций работников, принятых на работу по направлению местных органов по труду;

лицам, ищущим работу, и безработным, желающим начать предпринимательскую деятельность, на оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации малых предприятий и микрофирм, включая получение штампов и печатей, получение электронной цифровой подписи, обучение предпринимательству и оплату страхового полиса при получении кредита;

организациям, принявшим на работу лиц из числа социально уязвимых категорий населения, в количестве сверх установленного минимального количества рабочих мест;

физическим лицам на установку теплиц легкой конструкции, приобретение семян, саженцев, средств орошения.

Порядок предоставления субсидий определяется законодательством.

Также, в соответствии с пунктом 2 Постановления Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2020 года № ПП-4716  «О дополнительных мерах по поддержке владельцев приусадебных земель и обеспечению занятости населения» (https://lex.uz/docs/4815416 ): Начиная с 20 мая 2020 года установлен  порядок, в соответствии с которым за счет средств Государственного фонда содействия занятости выделяются субсидии в следующих размерах:

а) на основании трехсторонних договоров, заключенных между центром содействия занятости населения, организациями-поставщиками и владельцами приусадебных земель:

до 30-кратной базовой расчетной величины — на установку теплиц легкой конструкции;

до 10-кратной базовой расчетной величины — на приобретение средств орошения;

до 3-кратной базовой расчетной величины — на закупку семян и саженцев;

б) до 10-кратной базовой расчетной величины — для внесения в качестве вклада в уставный фонд сельскохозяйственных кооперативов. При этом:

сельскохозяйственные кооперативы создаются в рыбоводстве, кролиководстве, птицеводстве, пчеловодстве, плодоовощеводстве, виноградарстве, швейном деле, ремесленничестве и других ведущих сферах;

в сельскохозяйственные кооперативы объединяются безработные граждане, члены малообеспеченных семей, лица, вернувшиеся из внешней трудовой миграции, а также ведущие предприниматели, имеющие опыт в направлении кооперативной деятельности.

Что входит в дополнительные гарантии трудоустройства социально уязвимых категорий населения?

В соответствии со статьей 38  Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Государство обеспечивает дополнительные гарантии по трудоустройству социально уязвимых категорий населения.

К социально уязвимым категориям населения относятся:

одинокие родители, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет, детей с инвалидностью, а также родители, имеющие многодетные семьи;

молодежь, получившая профессию по окончании общих средних и средних специальных образовательных организаций, профессиональных школ, профессиональных колледжей и техникумов;

выпускники домов «Мехрибонлик», а также выпускники высших образовательных учреждений, обучавшиеся по государственным грантам;

лица, уволенные со срочной военной службы из войск Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Национальной гвардии, Службы государственной безопасности Республики Узбекистан;

лица с инвалидностью;

лица предпенсионного возраста;

лица, освобожденные из учреждений по исполнению наказания, или лица, в отношении которых по решению суда были применены принудительные меры медицинского характера;

жертвы торговли людьми;

другие лица в соответствии с законодательством.

Работодатель обязан принять на работу лиц, указанных в части второй настоящей статьи, направляемых местными органами по труду и другими органами в порядке, установленном законодательством, для трудоустройства на резервируемые рабочие места.

Работодатель и уполномоченные им лица, необоснованно отказавшие в приеме на работу лиц, указанных в части второй настоящей статьи, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Дополнительные гарантии обеспечиваются путем создания дополнительных рабочих мест, специализированных организаций, включая организации на основе использования труда лиц с инвалидностью, разработки специальных программ обучения, установления организациям минимального количества рабочих мест, а также другими мерами, предусмотренными законодательством.

Какова процедура регистрации лиц, ищущих работу?

В соответствии со статьей 29 Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Регистрация в качестве лица, ищущего работу, осуществляется:

работником местного органа по труду, закрепленным за территорией сектора по комплексному социально-экономическому развитию, органом самоуправления граждан по месту жительства лица, ищущего работу, — в сельской местности;

работником сектора по учету, трудоустройству и социальной поддержке безработных — если лицо, ищущее работу, проживает на территории населенного пункта, в котором расположен местный орган по труду.

Лица, ищущие работу, представляют работнику местного органа по труду следующие документы:

паспорт или иной документ, его заменяющий и удостоверяющий личность;

трудовую книжку или иной документ, подтверждающий трудовой стаж, кроме лиц, впервые ищущих работу;

документ об образовании в подлиннике или его копию (при наличии образования);

документ, удостоверяющий наличие профессии или профессиональной квалификации, или его копию (при наличии профессии или профессиональной квалификации);

справку о заработной плате (трудовом доходе, денежном довольствии) за последние двенадцать месяцев с места работы — для лиц, ранее работавших, включая лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания.

Местный орган по труду при необходимости в дополнение к документам, указанным в части второй настоящей статьи, может направить, в том числе с использованием электронного документооборота, запрос:

в медико-социальные экспертные комиссии — для получения заключения о рекомендуемом характере и условиях труда (в отношении лиц с инвалидностью);

в учреждения здравоохранения — для получения медицинских заключений и иных подтверждающих документов (в отношении лиц, имеющих ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья);

в учреждения по исполнению наказания — для получения справки об освобождении лица из учреждения по исполнению наказания (в отношении лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания);

в органы записи актов гражданского состояния — для получения копий свидетельств о рождении детей (в отношении лиц, имеющих детей, находящихся на его иждивении);

в районные (городские) отделы внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан — для получения справки о наличии иждивенцев и неполучении установленных законодательством пособий и пенсий (в отношении лиц, имеющих других иждивенцев, помимо детей).

При необходимости местный орган по труду может запросить у Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана информацию, подтверждающую, что лицо, обратившееся в местный орган по труду, является членом соответствующего фермерского (дехканского) хозяйства.

Каков порядок учета безработных лиц в местных органах по труду?

В соответствии со статьей 46 Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), лица, признанные безработными, в период получения ими пособия по безработице обязаны не реже двух раз в месяц посещать местные органы по труду. График, дата и время посещений устанавливаются работником местного органа по труду, осуществляющим регистрацию лиц, ищущих работу, с учетом удобства посещения безработным местного органа по труду.

При посещении безработным местного органа по труду работник местного органа по труду:

проводит собеседование с безработным о произошедших изменениях в обстоятельствах, которые могут повлиять на установление статуса данного лица в качестве безработного и его трудоустройство;

информирует безработного об имеющихся вакансиях, о возможностях прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, а также об оплачиваемых общественных работах;

при наличии подходящей работы выдает направление на трудоустройство или обращение за содействием в трудоустройстве.

Местный орган по труду осуществляет мониторинг своевременности посещений безработными местного органа по труду.

Учет посещений безработными местных органов по труду осуществляется в целях повышения их активности в поиске работы и трудоустройстве, предоставления им текущей информации об имеющихся вакансиях, а также обеспечения своевременности получения ими сведений, которые могут повлиять на их трудоустройство и социальную защиту.

Через сколько еще раз лицо, которому отказано в признании безработным, имеет право на повторную регистрацию в качестве лица, ищущего повторную работу?

В соответствии с частью второй статьи 45 Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), лица, не явившиеся в течение десяти дней со дня регистрации в качестве лица, ищущего работу, без уважительной причины в местный орган по труду или к работнику местного органа по труду, закрепленному за сектором по комплексному социально-экономическому развитию, органом самоуправления граждан, для получения предложения подходящей работы.

Основания для отказа в признании лиц безработными?

В соответствии со статьей 45 Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ):

Безработными не могут быть признаны:

лица, дважды отказавшиеся без уважительной причины от предложенной подходящей работы в течение десяти дней со дня регистрации в качестве лица, ищущего работу;

лица, не явившиеся в течение десяти дней со дня регистрации в качестве лица, ищущего работу, без уважительной причины в местный орган по труду или к работнику местного органа по труду, закрепленному за сектором по комплексному социально-экономическому развитию, органом самоуправления граждан, для получения предложения подходящей работы;

Что входит в дополнительные гарантии трудоустройства социально уязвимых категорий населения?

В соответствии со статьей 38  Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Государство обеспечивает дополнительные гарантии по трудоустройству социально уязвимых категорий населения.

К социально уязвимым категориям населения относятся:

одинокие родители, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет, детей с инвалидностью, а также родители, имеющие многодетные семьи;

молодежь, получившая профессию по окончании общих средних и средних специальных образовательных организаций, профессиональных школ, профессиональных колледжей и техникумов;

выпускники домов «Мехрибонлик», а также выпускники высших образовательных учреждений, обучавшиеся по государственным грантам;

лица, уволенные со срочной военной службы из войск Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Национальной гвардии, Службы государственной безопасности Республики Узбекистан;

лица с инвалидностью;

лица предпенсионного возраста;

лица, освобожденные из учреждений по исполнению наказания, или лица, в отношении которых по решению суда были применены принудительные меры медицинского характера;

жертвы торговли людьми;

другие лица в соответствии с законодательством.

Работодатель обязан принять на работу лиц, указанных в части второй настоящей статьи, направляемых местными органами по труду и другими органами в порядке, установленном законодательством, для трудоустройства на резервируемые рабочие места.

Работодатель и уполномоченные им лица, необоснованно отказавшие в приеме на работу лиц, указанных в части второй настоящей статьи, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Дополнительные гарантии обеспечиваются путем создания дополнительных рабочих мест, специализированных организаций, включая организации на основе использования труда лиц с инвалидностью, разработки специальных программ обучения, установления организациям минимального количества рабочих мест, а также другими мерами, предусмотренными законодательством.

Каковы основания прекращения и приостановления выплаты пособия по безработице?

В соответствии со статьей 55  Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

трудоустройства безработного;

отказа безработного от двух предложений подходящей работы;

получения безработным пособия по безработице обманным путем;

получения безработными субсидий, направленных на привлечение к предпринимательской деятельности и развитие личных приусадебных земельных участков, предусмотренных абзацами третьим и пятым части второй статьи 19 настоящего Закона;

получения безработными микрокредитов за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством;

осуществления безработным временной трудовой деятельности за пределами Республики Узбекистан;

регистрации безработного в качестве самозанятого лица;

приобретения безработным права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством (независимо от вида пенсии);

осуждения безработного по приговору суда к наказанию в виде лишения свободы или исправительных работ;

трудоустройства безработного на временную работу в период получения им пособия по безработице без уведомления об этом местного органа по труду;

смерти безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается с момента наступления одного из вышеуказанных случаев.

Выплата пособия по безработице также может быть прекращена досрочно в случае систематической, без уважительных причин неявки или уклонения безработного от явки в местный орган по труду в установленные сроки либо неявки без уважительных причин для получения направления на трудоустройство или обращения за содействием в трудоустройстве.

Окончание периода выплаты пособия по безработице или прекращение выплаты пособия не является основанием для снятия безработных с учета в местных органах по труду.

Отказ безработного от предложения пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации не может рассматриваться как отказ от подходящей работы и не влечет прекращения выплаты пособия по безработице.

Выплата пособия по безработице приостанавливается в случаях:

направления безработного на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации — на период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации с выплатой стипендии;

прохождения безработным курса лечения в специализированном лечебно-профилактическом учреждении — на период нахождения в таком учреждении;

участия безработного в оплачиваемых общественных работах — на период участия в этих работах.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае неявки безработного в местный орган по труду в установленный срок по неуважительным причинам.

Что входит в гарантии государства в отношении материальной поддержки безработных?

В соответствии со статьей 47 Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Государство гарантирует безработным:

выплату пособия по безработице;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению местных органов по труду и включение этого периода в общий трудовой стаж;

бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению местных органов по труду, в том числе за счет грантов;

возможность привлечения к оплачиваемым общественным работам;

возможность получения субсидий, направленных на привлечение к предпринимательской деятельности и развитие личных приусадебных земельных участков, предусмотренных абзацами третьим и пятым части второй статьи 19 настоящего Закона;

компенсацию затрат в связи с добровольным переездом на работу в другую местность по предложению местных органов по труду.

Что входит в виды услуг, оказываемых местными органами по труду лицам, ищущим работу, и безработным ?

В соответствии со статьей 25 Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Лицам, ищущим работу, и безработным местными органами по труду предлагаются по их желанию следующие виды услуг:

консультации по вопросам занятости населения;

предложение подходящей работы (при наличии), соответствующей профессиональной подготовке, опыту работы и трудовому стажу, возрасту, состоянию здоровья обратившегося лица, а также поиск подходящей работы в рамках организованного набора граждан для осуществления временной трудовой деятельности за пределами Республики Узбекистан;

трудоустройство на резервируемые рабочие места;

направление на оплачиваемые общественные работы за счет средств Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан или других источников, не запрещенных законодательством;

содействие в занятости путем вовлечения в предпринимательство, организации деятельности по развитию самозанятости;

направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

оценка профессиональной квалификации;

выдача рекомендаций для получения микрокредитов на реализацию проектов, направленных на обеспечение занятости населения.

Местные органы по труду могут оказывать лицам, ищущим работу, и безработным и иные виды услуг в соответствии с законодательством.

Услуги, оказываемые местными органами по труду населению, организациям и другим работодателям, в том числе по информированию о состоянии рынка труда, предоставляются бесплатно.

Какова процедура получения статуса самозанятого лица?

В соответствии со статьей 35  Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Лицо в трудоспособном возрасте получает статус самозанятого лица после его регистрации в качестве самозанятого лица.

В качестве самозанятых лиц могут быть зарегистрированы лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно осуществляющие основанную на личном трудовом участии деятельность, направленную на получение заработка (трудового дохода), предусмотренную Перечнем видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица.

Регистрация самозанятых лиц осуществляется в уведомительном порядке через специальное мобильное приложение либо персональный кабинет налогоплательщика с выдачей матричного штрих-кода (QR-код), удостоверяющего факт регистрации в качестве самозанятого лица.

Лица, зарегистрированные в качестве самозанятых лиц, не вправе использовать в своей деятельности труд наемных работников, а также иметь работодателя. В случае несоблюдения этих требований самозанятые лица утрачивают статус самозанятых лиц.

Самозанятые лица, оказывающие услуги (выполняющие работы) через сеть Интернет (фрилансинг), имеют право:

принимать от физических и юридических лиц — нерезидентов из-за рубежа оплату в иностранной валюте за оказанные услуги (выполненные работы) на счета в банках Республики Узбекистан без внесения соответствующей информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций;

оказывать услуги (выполнять работы) иностранным физическим и юридическим лицам без заключения контракта путем принятия публичного предложения о соглашении (оферты) или обмена электронными сообщениями либо выставлением счетов-фактур (инвойс), в том числе в электронном виде.

Самозанятое лицо не может получать пособие по безработице и стипендию в период прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, выплачиваемых безработным из средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан.

Каковы условия признания физических лиц безработными?

В соответствии со статьей 44 Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ) трудоспособные лица в возрасте от шестнадцати лет и до приобретения ими права на пенсионное обеспечение, не имеющие оплачиваемой работы или занятия, приносящего заработок (трудовой доход), ищущие работу и готовые приступить к ней, как только она им будет предложена, либо пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации (за исключением обучающихся в образовательных учреждениях), обратившиеся в местные органы по труду для получения содействия в трудоустройстве и зарегистрированные ими в качестве лиц, ищущих работу, признаются безработными.

Решение о признании лица безработным принимается местным органом по труду не позднее одиннадцатого дня со дня его регистрации в качестве лица, ищущего работу, в случае, если в течение первых десяти дней со дня регистрации ему не предложена подходящая работа или местным органом по труду получен отказ от организации, в которую направлено данное лицо для трудоустройства.

Решение о признании лица безработным оформляется приказом местного органа по труду, который одновременно является приказом о назначении пособия по безработице. В приказе указываются размер и дата начисления пособия по безработице.

О принятом решении лицо, признанное безработным, извещается письменно или по телефону, через электронную почту не позднее чем в двухдневный срок после принятия данного решения. При этом лицу, признанному безработным, сообщаются его права и обязанности, дата обязательной явки для перерегистрации в местный орган по труду или к работнику, закрепленному за сектором по комплексному социально-экономическому развитию, органом самоуправления граждан, условия и место получения пособия по безработице, а также другая информация, необходимая безработному.

При признании лица безработным запись в трудовой книжке не производится.

Лица, признанные безработными, имеют право на бесплатное получение консультации, услуг по профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификации, а также трудоустройство при содействии местных органов по труду.

Каков порядок налогообложения самозанятых лиц и какие льготы предоставляются?

В соответствии со статьей 36  Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Доходы, полученные в результате трудовой деятельности самозанятых лиц, не включаются в состав совокупного дохода физического лица.

Самозанятые лица уплачивают социальный налог в размере не менее 50 процентов от суммы базовой расчетной величины, независимо от фактически отработанного времени в качестве самозанятого лица, сумма которого полностью направляется во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан и исходя из которого определяется размер заработка для исчисления пенсии в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей.

Также  в соответствии со статьей 37   Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Период осуществления трудовой деятельности в качестве самозанятого лица засчитывается в стаж работы, принимаемый для исчисления пенсии по возрасту, с момента приобретения права на получение пенсии.

Период регистрации в качестве самозанятого лица засчитывается в трудовой стаж для назначения пенсии независимо от того, выполнялась ли фактически в этот период трудовая деятельность в порядке самозанятости или не выполнялась.

Местные органы по труду предоставляют рекомендации коммерческим банкам для выделения льготных микрокредитов самозанятым лицам.

Самозанятые лица могут бесплатно пройти краткосрочное профессиональное обучение, а также обучение навыкам предпринимательства в центрах профессионального обучения (учреждениях профессионального образования), аккредитованных в установленном порядке.

Финансирование расходов по организации и проведению профессионального обучения самозанятых лиц в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, осуществляется за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан.

Местные органы по труду организуют пункты по предоставлению самозанятым лицам в льготную аренду инструментов труда (мотокультиваторы, газонокосилки, перфораторы, сварочные аппараты, устройства для обработки растений, столярные, слесарные и строительные инструменты и другие), средств индивидуальной защиты и рабочей одежды.

Инструменты труда, средства индивидуальной защиты и рабочая одежда для предоставления самозанятым лицам в льготную аренду приобретаются за счет средств Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

Я хочу работать за рубежом, что я должен сделать для этого?

Каждый человек вправе устроится на работу за рубежом путем непосредственно обращения работодателю за рубежом или посредничества Агентства внешней трудовой миграции при Министерства занятости и трудовых отношений, также использования услуг частных агентств занятости.   

Если Вы получите информацию о наличии вакансии на каком-нибудь предприятии за рубежом, подходящей Вашему образованию, специальности и  квалификации, то Вы можете непосредственно обратиться к работодателю о принятии на работу на вакантную должность. Это обычно выполняется путем направления личного резюме в официальный веб-сайт данного предприятия, заполненного на требуемом языке.

При трудоустройстве на работу за рубежом также можно пользоваться посредничеством Агентства внешней трудовой миграции при Министерства занятости и трудовых отношений. Для этого нужно зарегистрироваться на официальном веб-сайте  Агентства или обратиться непосредственно.

Кроме того, лица, ищущие работу за рубежом могут пользоваться услугами частных агентств занятости на платной основе.  

Перед тем как обратиться в какое-нибудь частное агентство занятости необходимо проверить наличие у данного агентства специальной лицензии на осуществление данной деятельности. На веб-сайте Министерства занятости и трудовых отношений ведется реестр частных агентств занятости.

Услуги частных агентство занятости платные, стоимость которых определяется ими самостоятельно.

Агентство внешней трудовой миграции оказывает правовую, социальную и материальную поддержку лицам, осуществляющим трудовую деятельность за рубежом.

Что входит в число грантов, выделяемых на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, и безработных за счет средств государственного Фонда содействия занятости Республики Узбекистан?

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Узбекистан от 20 октября 2020 года № ЗРУ-642 (https://lex.uz/docs/5055690 ), Грантом являются денежные средства и материальные ресурсы, выделяемые за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, и безработных.

Гранты выделяются центрам профессионального обучения (учреждениям профессионального образования) на финансирование:

затрат на профессиональную подготовку лиц, ищущих работу, и безработных, особенно граждан, вернувшихся из трудовой миграции, женщин из малообеспеченных семей;

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации глав и работников фермерских хозяйств, глав и членов дехканских хозяйств, владельцев приусадебных земельных участков в сфере агротехнологий, садоводства, овощеводства, животноводства, птицеводства, рыбоводства и пчеловодства.

Гранты также выделяются центрам профессионального обучения (учреждениям профессионального образования) для обучения навыкам предпринимательства, иностранным языкам и профессиям, переподготовки и повышения квалификации граждан, выезжающих в рамках организованного набора граждан для осуществления временной трудовой деятельности за пределами Республики Узбекистан, а также организациям для обучения непосредственно на производстве и школам «уста — шогирд».

Заявка на выделение гранта формируется местными органами по труду с учетом потребностей рынка труда и направляется в территориальные органы по труду для рассмотрения. К заявке прилагается список лиц, желающих пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации.

Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации на основании гранта могут осуществлять центры профессионального обучения (учреждения профессионального образования).

Финансирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации осуществляется на основании договоров, заключенных между территориальными органами по труду и центрами профессионального обучения (учреждениями профессионального образования).

Каков порядок принятия на работу несовершеннолетних?

Прием на работу допускается с шестнадцати лет. Для подготовки молодежи
к труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нравственному развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время — по достижении ими пятнадцатилетнего возраста с письменного согласия одного из родителей или одного из лиц, заменяющих родителей.

Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на работах
с неблагоприятными условиями труда, подземных и иных работах, которые могут повредить здоровью, безопасности или нравственности этой категории работников.

Не допускается подъем и перемещение лицами моложе восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные нормы.

Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после прохождения предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения восемнадцати лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет продолжительность рабочего времени устанавливается не более тридцати шести часов в неделю, а для лиц в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет ­ не более двадцати четырех часов в неделю.